Научная статья на тему 'Особенности безопасного и устойчивого развития регионов'

Особенности безопасного и устойчивого развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECONOMIC SECURITY / REGIONAL ECONOMICS / DEVELOPMENT MANAGEMENT / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хохлов Иван Николаевич

В статье дан обзор подходов к формулированию понятия «регион». Автором выявлена специфика управления устойчивым развитие российских регионов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features safe and sustainable development of regions

The paper reviews approaches to the formulation of the concept of region. The author has identified specific management for sustainable development of Russian regions in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности безопасного и устойчивого развития регионов»

И. Н. ХОХЛОВ

Иван Николаевич Хохлов — аспирант Государственной полярной академии (г. Санкт-Петербург).

В 2008 г. окончил Государственную полярную академию. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — региональная экономика, экономическая безопасность.

^ ^ ^

ОСОБЕННОСТИ БЕЗОПАСНОГО И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ*

Среди современных научных работ в области управления социально-экономическими системами регионов выделяются два направления — это исследования устойчивого развития и экономической безопасности. Устойчивое развитие и экономическая безопасность являются достаточно новыми категориями для экономической науки, что обусловливает многовариантность подходов, их определяющих. Нами проведен анализ таких подходов и рассмотрены концепции, сформированные на их основе. Не останавливаясь на содержании собственно анализа и учитывая, что такая работа достаточно широко освещена в литературе [3], ограничимся в настоящей статье его результатом: исходя из сущности понятия «экономическая безопасность», исследования должны быть направлены на определение механизмов ее обеспечения в краткосрочной перспективе, своевременное выявление негативных воздействий, способных нанести ущерб социально-экономической системе региона.

Следует учитывать, что развитие указанной социально-экономической системы выходит за границы исследований экономической безопасности, так как ее целевая функция отлична от формирования условий и факторов для качественного или количественного изменения системы. Исследования устойчивого развития ориентированы на формирование долгосрочной цели развития социально-экономических и экологических систем, но не предусматривают конкретных действий по его обеспечению. При этом каждая управляемая система должна иметь как долговременную цель, так и цель на краткосрочную перспективу, а также набор мероприятий по ее достижению. Вследствие указанного ни одно, ни другое понятие и соответственно концепции, на них базирующиеся, не в полной мере способствуют теоретико-методологическому обеспечению развития региональных социально-экономических систем. Для частичного решения этой проблемы считаем необходимой разработку концепции безопасного развития, основу которой составляет «симбиоз» концепций устойчивого развития и экономической безопасности, предполагающий включение их основных элементов. При этом под безопасным развитием понимаем такое состояние экономической системы, при котором одновременно обеспечивается защита экономики от негативных воздействий и переход на более высокий качественный уровень показателей социальной сферы при сохранении устойчивости экологической системы.

Принципиальная особенность предложенного термина состоит в том, что в нем, во-первых, отражена необходимость сохранения устойчивости экологической системы при учете неизбежного, для понимания современного человека и государства, качественного изменения показателей, характеризующих социальную сферу. Во-вторых, предполагается, что такое качественное изменение возможно при условии эффективного обеспечения экономической безопасности в условиях влияния на нее негативных воздействий [5]. Предложенный термин является одним из элементов понятийного аппарата концепции безопасного развития, которая акцентирует внимание на обозначенных в понятии «устойчивое развитие» сферах, но придает им значение, адекватное современному состоянию науки, техники. В то же время учет негативных воздействий не исключает развитие, а в данном контексте способствует ему.

т

ГРНТИ 06.52.00 © И. Н. Хохлов, 2010 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, доц. Т. Ю. Феофиловой.

Российская Федерация является самой крупной страной не только по размеру территории, но и по числу регионов, входящих в нее. Поэтому диспропорции в разрезе административно-территориальных образований по уровню социально-экономического развития, обеспеченности ресурсами, качеству жизни населения, характерные для всех государств, в нашей стране проявляются особо. Ситуация осложняется неоднородностью природно-климатических условий, разнообразием национально-этнических и религиозных групп населения [2]. Недаром исследования типологии российских регионов, начатые в начале XX в., не прекращаются и в настоящее время. Неоднородны и негативные воздействия, влияющие на их социально-экономические системы. Поэтому концепцию безопасного развития для регионального уровня необходимо формировать с учетом требования минимизации регионального неравенства и типологии конкретного субъекта Федерации. Следовательно, современные условия обусловливают необходимость разработки предлагаемой концепции на двух уровнях государственного управления.

Однако формированию концепции безопасного развития должно предшествовать четкое представление, о каких территориальных образования идет речь, когда применяется термин «регион». В основных положениях региональной политики в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803, под регионом понимается часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Иными, словами, регионом может называться как субъект РФ, так и любая другая территория, отвечающая установленным условиям.

Соответствующие разночтения в понимании региона характерны для всего отечественного нормативного правового поля. Например, в методике распределения средств, предназначенных для дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов (Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998 г. № 1112), под регионами рассматриваются субъекты РФ. Такой же подход содержится в большинстве документов, регулирующих финансово-экономическую сферу, в частности в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ.

В соответствии с другим подходом под регионом понимаются отдельные территории нескольких субъектов РФ, что отражено, к примеру, в Постановлении Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 762 «О дополнительных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в некоторых соединениях и воинских частях, дислоцированных на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». В ряде документов под регионами рассматриваются также федеральные округа и экономические районы (см.: Приказ Росгидромета от 19 октября 2007 г. № 337 «О предоставлении лицензии Федеральному государственному учреждению "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу"»; Указ Президента РФ от 24 марта 2005 г. № 337 «О советах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» и мн. др.).

Обзор понятия «регион» в научных и экспертных работах проводился неоднократно. При этом точки зрения относительно его понимания различны. В частности, Э. Б. Алаев отмечает многозначность употребления термина «регион» [1, с. 69]: для обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам таксо-нирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования; для обозначения любых территорий, по своим признакам не «подходящих» к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими терминами.

Рассматриваемый термин часто используется как синоним понятий «район», «агломерация», «территория», «территориально-производственный комплекс», «часть континента». В работе авторского коллектива Института проблем региональной экономики РАН [4] обобщены подходы к определению рассматриваемого термина и акцентировано внимание на многофакторности элементов, определяющих «регион», указывается административная составляющая, природные и экономические условия, экономические интересы тех или иных групп, как в центре, так и на местах. С нашей точки зрения, это наиболее удачное обобщение, которое рассматривается как базовое для формирования теоретической модели понятия «регион» в контексте безопасного развития.

Исходя из определения безопасного развития, ключевыми элементами, устанавливающими его содержание, являются: экономическая, социальная и экологическая составляющие, а также негативные воздействия. В основе нашего понимания термина «регион» лежит требование одновременного администрирования процессов, соответствующих указанным элементам. Учитывая современное политическое, территориальное, административное устройство Российской Федерации, этому требованию отвечает только субъект РФ.

Полномочия субъектов РФ закреплены в Федеративном договоре и ст. 72 Конституции Российской Федерации, положения которой детализируются в других законодательных актах Российской Федерации. Таким образом, субъекты Федерации обладают всей полнотой власти (законодательной и исполнительной) в рамках установленных административных границ. Субъекты РФ обладают определенной политической самостоятельностью, правом реализации исполнительной власти, с широкими полномочиями, включая регулирование экономической, социальной и экономической сферами. Субъекты РФ имеют ресурсы для противодействия угрозам, способным нанести ущерб их социально-экономической системе.

Уточнив понимание термина «регион», необходимо сформулировать определение безопасного развития для уровня субъектов Федерации. При этом необходимо учесть существующую иерархию ключевых составляющих безопасного развития: Российская Федерация является социальным государством, следовательно, приоритетной является социальная сфера, а экономическая сфера выполняет ресурсообеспечивающую функцию. Экологическую систему следует рассматривать в качестве ограничивающего фактора развития социально-экономической системы. Негативные воздействия влияют на экономическую систему, их возникновение часто не зависит от региональных систем, но, конечно, может быть спровоцировано ими. Таким образом, безопасное развитие регионов представляет собой регулярное качественное изменение в разрезе отчетных периодов, показателей оценки социальной сферы субъекта Федерации за счет количественных и (или) качественных трансформаций реального и финансового секторов экономики в условиях влияния на нее негативных воздействий и при сохранении экологической системы в состоянии, не подрывающем здоровье, не нарушающем уклад жизни и формы ведения хозяйственной деятельности населения, традиционно проживающего на данной территории.

Предложенное определение отражает климатическую, географическую, ресурсную неоднородность субъектов РФ, учитывает социальный характер государства, а также национальные, этнические и религиозные различия. Полагаем, что данное определение может стать основой для формирования концепций безопасного развития в субъектах Российской Федерации, что положительно отразится на уровне социально-экономического развития страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

2. КлуптМ. А. Стратегическое регулирование миграционных процессов в регионе // Известия СПбУЭФ. 2008. № 3. С. 36-43.

3. Плотников В. А., Феофилова Т. Ю. Ретроспективный анализ подходов к обеспечению национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2009. № 85. С. 234-238.

4. Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы / Институт проблем региональной экономики РАН. СПб.: Наука, 2006.

5. Фролов А. В. Обеспечение продовольственной безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях // Известия СПбУЭФ. 2009. № 2. С. 176-179.

Н. Н. ШИЛОВА

Наталья Николаевна Шилова — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2004 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 2 публикаций.

Область научной специализации — налогообложение и налоговая нагрузка.

^ ^ ^

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТЕРМИНОВ «НАЛОГ» И «НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ»*

Изучение любого вопроса, развитие любой теории, в том числе и теории налогов, невозможно без четкой терминологии и определения основных понятий, в частности таких, как «налог» и «налоговое бремя». Развивая идею Э. Селигмана — лингвистический разбор категории «налог» по мере изменения представлений общества о государстве [5, с. 7-8], — попробуем рассмотреть эволюцию и взаимосвязь категорий «налог» и «налоговое бремя», применяя этимологический и лингвистический подходы к изучению данных терминов.

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством, поэтому в разных странах в той или иной степени прослеживаются определенные закономерности и связи между развитием государства и формированием категории «налог».

Еще в первобытных обществах «добровольные приношения представляют собой первую форму общественных взносов» [там же, с. 3]. Одной из форм раннего налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом-правилом, основанным на обычае, так называемым обетом.

В Ветхом Завете упоминается храмовый налог в размере полсикля — «всякий, кому за 20 лет и старше, должен быть сосчитан, и каждый сосчитанный должен дать Господу это приношение» (Исход 30:14) [1, с. 83], а также «десятина всего урожая принадлежит Господу» (Левит 27:30) [там же, с. 129], и «каждое десятое животное принадлежит Господу» (Левит 27:32). Из этого видно, что размер храмового налога и размер приношений четко определены. По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая, наряду с церковной, взималась в пользу влиятельных князей.

В русской истории схожее развитие в части налогообложения можно увидеть в генезисе подходов к определению слова «оброк»: вначале «обещание, обет», а потом — в определенных социальных условиях — «земельная дань» (при крепостном праве), и «пошлина» («по пошлине» — «по обычаю, по старине»). В исламской традиции следует отметить «закят» — религиозный налог у мусульман, взимание которого предписано Кораном, а размеры и правила обложения разработаны в шариате. Арабское слово «закят», буквально означающее «очищение», не имеет точного русского эквивалента; ближе всего к нему по значению слово «пожертвование». Существует также мнение о том, что генетически закят связан с арабским племенным обычаем (имеющим доисламское происхождение), цель которого — создать специальный фонд для нуждающихся членов племени [2, с. 53].

Из истории известно, что налоги — это наиболее поздняя форма государственных доходов. Предполагается, что прямые налоги выступали в роли чрезвычайной помощи государству и носили временный характер, данные налоги рассматривались как принудительный заем, который должен быть возвращен [5, с. 11]. Например, в немецком языке сохранилось слово «Notopfer» — чрезвычайный налог в случае бедственного положения государства, в русском — «запросы» — чрезвычайные одноразовые сборы в пользу Золотой Орды. По мере развития общественных отношений те взносы-пожертвования, которые вначале представлялись для индивидуума как добровольные дары-жертвоприношения, становятся обязательными сборами. В разных странах и общественных формациях данный процесс перехода от добровольных пожертвований на общественные нужды к принудитель-

ГРНТИ 06.73.15 © Н. Н. Шилова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Е. С. Вылковой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.