Научная статья на тему 'Модель управления экономической безопасностью региона'

Модель управления экономической безопасностью региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1744
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ЭТАЛОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / СРЕДСТВА РЕГИОНА / НАПРАВЛЯЕМЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF THE REGION / THE REFERENCE NEEDS OF THE POPULATION / MEANS THE REGION ALLOCATED FOR ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феофилова Татьяна Юрьевна

Обеспечение экономической безопасности региона является одной из ключевых задач управления субъектом федерации. Однако в настоящее время не общепринятого понимания не только механизма обеспечения экономической безопасности, методов и инструментов его управления, но не определен понятийно-категориальный аппарат теории экономической безопасности. В статье предлагаются результаты исследования автора в обозначенной области. Изложено понимание сущности экономической безопасности региона, критериев оценки ее уровня. Предложено авторский взгляд на формирование и функционирование системы управления экономической безопасности региона, в рамках которой предусмотрено создание специального подразделения в структуре исполнительной власти субъекта федерации. В представленной концептуальной модели управления экономической безопасности субъекта федерации детально рассмотрен механизм обеспечения экономической безопасностью региона.Аabstract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of the region is one of the key management objectives of the Federation. Currently, however, no common understanding of not only the mechanism of economic security, methods and tools for its management, but not defined conceptually-categories of the theory of economic security. The article presents the results of the author's research in the designated area. Stated understanding of the essence of economic security of the region, its level of evaluation criteria. The author's opinion on the formation and functioning of the department of economic security of the region in which envisages the creation of a special unit within the executive authority of the federation. In the present conceptual model of the Economic Security of federal subject in detail the mechanism of ensuring the economic security of the region.

Текст научной работы на тему «Модель управления экономической безопасностью региона»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf DOI: 10.15862/126EVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/126EVN614)

УДК 338.242

Феофилова Татьяна Юрьевна

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет»

Россия, Санкт-Петербург1 Заведующая кафедрой бухгалтерского учета E-mail: [email protected]

Модель управления экономической безопасностью региона

Аннотация. Обеспечение экономической безопасности региона является одной из ключевых задач управления субъектом федерации. Однако в настоящее время не общепринятого понимания не только механизма обеспечения экономической безопасности, методов и инструментов его управления, но не определен понятийно-категориальный аппарат теории экономической безопасности. В статье предлагаются результаты исследования автора в обозначенной области. Изложено понимание сущности экономической безопасности региона, критериев оценки ее уровня. Предложено авторский взгляд на формирование и функционирование системы управления экономической безопасности региона, в рамках которой предусмотрено создание специального подразделения в структуре исполнительной власти субъекта федерации. В представленной концептуальной модели управления экономической безопасности субъекта федерации детально рассмотрен механизм обеспечения экономической безопасностью региона.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона; эталонные потребности населения; средства региона; направляемые на обеспечения экономической безопасности.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/126EVN614

1 194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул. дом 50

Эпоху традиционных глобальных отношений в области безопасности затмили экономические проблемы и региональные конфликты. Ускорение экономической взаимозависимости и международной конкуренции появились в качестве основных источников напряженности и конфликтов между мировыми державами. В этой неопределенной ситуации развитые страны пытаются поддерживать свой уровень жизни. Развивающиеся страны, находясь под давлением развитых стран, пытаются улучшить свое собственное положение, при этом они в равной степени должны использовать любые средства, что бы повысить свою производительность и обеспечить экономическую безопасность.

В западной научной литературе термин «экономическая безопасность региона», равно как и «экономическая безопасность страны» не получил распространение. Чаще экономическая безопасность рассматривается как элемент национальной безопасности или составляющая экономической политики.

В ФРГ экономическая безопасность понимается как аспект безопасности или политики безопасности, под которой подразумевается сумма правительственных мер против исходящих извне угроз существования страны, вооруженным силам, посредством военно-прикладного давления или прямого участия в военных действиях. В узком смысле политика безопасности распространяется на угрозы внутренней безопасности, так называемые новые угрозы, такие как международный терроризм, экологические или миграция и т.д.[1]

В современных исследованиях вопросов безопасности учеными Германии делается акцент на поиск новых стратегических подходов к обеспечению внутренней и внешней безопасности, оказывающих влияние на различные области, которые варьируются от гражданских свобод до безопасности инфраструктуры и отношений между различными религиями или группами мигрантов и т.д. К примеру, сотрудниками Бранденбургского института общества и безопасности в числе таких тем, как историческое развитие политики безопасности, безопасности в средствах массовой информации, борьбы со стихийными бедствиями и др., рассматриваются социальные и экономические аспекты безопасности [2]. На сайте Свободного университета организована дискуссия по вопросам безопасности. P. Dortans в своей статье описывает различные аспекты безопасности. Автор отмечает неоднородность субъекта безопасности. В рамках экономического аспекта выделяет два направления: первый состоит в том, что экономика непосредственно влияет на концепцию безопасности через финансирование принимаемых решений и опосредованно через влияние экономической статистики; с другой стороны, часто цитируемая общая ситуация в области безопасности оказывает влияние на экономическое развитие [3].

Следует отметить, что анализ публикаций в зарубежных специализированных источниках показал, что в Западно-Европейских странах в течение последних полутора десятилетий происходит смена парадигмы концепции безопасности. Терроризм, промышленный шпионаж, противоправные деяния в области с применением и против телекоммуникационной инфраструктуры, киберпреступность, международная конкуренция с новыми участниками, чаще Китая и Индии - все названное воспринимается как угрозы национальной безопасности и ее экономическому аспекту.

В работе[4], подготовленной исследовательской службой Конгресса США «Экономика и национальная безопасность: проблемы и последствия для политики США», рассматривается влияние экономических процессов на национальную безопасность. В тексте исследования применяются такие понятия, как «американская безопасность», «безопасность», подчеркнуто, что экономическая безопасность, с точки зрения страны, имеет более широкое значение, чем вопросы, которые относятся к военной сфере. Таким образом, можно заключить, что, с точки зрения авторов исследования, экономическая безопасность имеет области пересечения с

национальной безопасностью, но все же не является ее элементом. В исследовании Конгресса отмечено, что экономическая безопасность является условием стабильного дохода, занятости, поддержки предпринимательства, то есть того, что обеспечивает приемлемый уровень жизни. Как и в случае с физической безопасностью, экономическая безопасность может быть неуловимым понятием. Но ее отсутствие вызывает наибольшее беспокойство, это проявляется во время спада, в периоды высокой безработицы и банкротства.

С точки зрения авторов анализируемого труда, в экономически трудные времена области физической и экономической безопасности пересекаются. Из текста работы следует, что в США при обеспечении экономической безопасности акцент делается на обеспечении достойного уровня жизни населения посредством создания условий для экономического роста.

В исследованиях экономической безопасности, проведённых ООН, особое место в ее обеспечении отводится человеку. В докладе экспертов ООН в 1994 г. «Отчет по человеческому развитию», целиком посвященному проблеме экономической безопасности, отмечено, что безопасность человека - понятие не из военной области, а из области человеческой жизни и достоинства[5].

В отечественных исследованиях области экономической безопасности региональный аспект рассматривался неоднократно [6], однако многоаспектность содержания соответствующего понятия и неоднозначность подходов в понимании «региона» и «социально-экономической системы» обусловили возникновение различных трактовок понятия «экономическая безопасность» применительно к региональному уровню. В литературе используются два термина эконмическая безопасность региона (регионов) и региональная экономическая безопасность.

Наибольшее распространение в научно-практическом обороте получил термин «экономическая безопасность региона». Следует отметить, что в определении понятия «экономическая безопасность» применительно к региональному уровню регион преимущественно рассматривается как субъект РФ. Основные различия в подходах состоят в идентификации объекта, субъекта экономической безопасности и содержания ее обеспечения.

М.В. Россинская считает, что экономическая безопасность региона предполагает наличие упорядоченной, взаимосвязанной, стройной системы, обеспечивающей экономическую независимость, эффективность, конкурентоспособность, стабильность, устойчивость и способность к возрождению и развитию экономики региона[7]. Декомпозиция данного определения позволяет увидеть, что в изложенном автором понимании экономической безопасности региона просматривается неточность, состоящая в отсутствии ссылок на негативные воздействия (риски и угрозы), которые составляют неотъемлемую часть понятия «безопасность». Независимость рассмотрения экономической безопасности от негативных воздействий усматривается и в определении М.В. Россинской эколого-экономической безопасности субъекта РФ или региона[8]. Дальнейший анализ требует идентификацию «упорядоченной, взаимосвязанной и стройной системы». Предположительно речь идет о системе экономической безопасности, которая, по мнению автора, должна обеспечивать независимость, эффективность ..., а также способность к возрождению и развитию экономики. То есть объектом экономической безопасности выступает экономика региона. Однако из сформулированного видения сущности рассматриваемого понятия следует, что система экономической безопасности должна выполнять функции экономических агентов и субъектов управления. Тогда экономическая безопасность - это и есть экономика региона, с чем сложно согласиться. Подобная позиция прослеживается в определении С.В. Вик, которая считает, что под экономической безопасностью субъекта РФ (региона) можно полагать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и

поступательное развитие экономики территории, органически интегрированной в экономику Российской Федерации, как относительно самостоятельной структуры. Региональная экономическая безопасность, по сути, предполагает развитие экономики региона, прежде всего, на основе эндогенных факторов развития. Иными словами, речь идет о саморазвитии экономики региона[9]. И еще два аспекта, которые не позволяет нам разделить точку зрения С.В. Вик. Во-первых, автор ограничивается только эндогенными факторами, что требует либо их пояснения, либо расширения и экзогенными, ввиду того, что несмотря на некоторую самостоятельность субъекты остаются элементами единого экономического пространства, предполагающего перераспределение как ресурсов, так и негативных воздействий. Во-вторых, С.В. Вик применяет в одном контексте два различных понятия «экономическая безопасность региона» и «региональная экономическая безопасность».

Через развитие экономики региона понимает экономическую безопасность Ю.И. Сизов[10] и определяет ее как характеристику основных показателей социально-экономических параметров развития, при котором обеспечивается выявление и предупреждение возникновения угроз развитию ключевых сфер экономики, определяющих ход воспроизводственного процесса в регионе. Полагаем, это одно из самых сбалансированных определений. В нем объектом выступает экономика во взаимосвязи с социально-экономической системой, с одной стороны, а с другой - с воспроизводственным процессом в условиях противодействия угрозам. Однако здесь необходимо уточнение, противодействие в контексте определения автора сводится к обеспечению выявления и предупреждения возникновения угроз, то есть выходит, что после выявления угрозы «исчезают» из области экономической безопасности? Напротив, считаем, что на всех этапах развития угроз необходимо минимизировать их влияние на экономику, то есть рассматривать их в области экономической безопасности от момента возникновения до нанесения ущерба или полной нейтрализации.

Приведем еще ряд определений. Л.К. Самойлова трактует экономическую безопасность региона как способность его экономики создавать условия для интенсивного производства и повышения социального благополучия населения, влиять на стабилизацию экономических внутрирегиональных и межрегиональных отношений, укреплять самостоятельность в решении локальных вопросов. Кроме того, она включает в себя подсистему защиты, элементы которой обращены на предупреждение и последующее противодействие различным видам угроз [11].

По мнению М.П. Воронина, если рассматривать экономическую безопасность как экономическую категорию, характеризующую такое состояние субъекта (государств, регион, район, город и т.д.), при котором наступление нежелательных последствий (угроз экономической безопасности) маловероятно, то сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов и социальная направленность политики даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [12].

В приведённых определениях имеются различия, и на них мы остановимся позже. Общее, что объединяет позиции авторов, их тяготение к классической экономической школе. Авторы приписывают экономике региона функцию социального регулирования и не принимают во внимание уроки истории развития экономических отношений, таких как великая депрессия США, опыт Российской Федерации 90-х годов. Полагаем, авторы, побуждаемые благими помыслами, пытаются «облагородить» экономическую систему существующей формации. Через ее элемент - экономическую безопасность, снабдить с одной стороны желаемой социальной целью функционирования, а с другой стороны - ресурсной неограниченностью для обеспечения решения возможных проблем общества. Позволим себе

некоторую фигуральность: экономику с таких позиций можно рассматривать как «панацею от всех бед». Вновь ссылаясь на опыт развития экономических отношений, мы вынуждены не согласиться с такой позицией. Общим в позициях авторов является и выделение в качестве объекта экономической безопасности региона экономики.

Теперь о различиях. Л.К. Самойлова включает в экономическую безопасность подсистему защиты, которая как следует из текста автора, предупреждает и противодействует различным видам угроз. Упоминание функции защиты у М.П. Воронина нет. Также он не усматривает специфичность и отличие экономической безопасности региона от других уровней управления. Кроме того, автор добавил в объекты экономической безопасности институты власти и в этом видим достоинство определения. Ссылка на институты власти не является редкостью изложении сущности анализируемого понятия. Так, Д.К. Дьячковский считает, что экономическая безопасность северного региона означает состояние экономики, общества и институтов власти региона, обеспечивающее реальную возможность и способность защиты от негативных факторов или угроз экономической безопасности, характерных для северных регионов, объединенных общностью климато-географических, инфраструктурных и исторических особенностей развития[13].

В целом нам близка точка зрения Д.К. Дьячковского, в частности то, что в ней по существу объектом экономической безопасности представлена социально-экономическая система. При этом считаем не вполне обоснованным ограничиваться угрозами, характерными для северных регионов, напротив они расширяют перечень негативных воздействий, влияющих на региональную социально-экономическую систему. Кроме того, явно требуется пояснение негативных воздействий, которые включены в перечень угроз экономической безопасности. Так как без более четкого их определения область экономической безопасности может быть безосновательно расширена за счет многоаспектности ее объекта.

Согласно еще одному мнению экономическая безопасность региона - это не только защищенность региональных интересов, но и готовность и способность соответствующих институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества[14].

В данном определении присутствует комбинация интересов регионов и национальных интересов, но если первые раскрывают сущность экономической безопасности, как представляют себе это авторы, то вторые (национальные) упомянуты в контексте одного из условий обеспечения экономической безопасности и не региона, а страны.

С нашей точки зрения экономическая безопасность региона - это такое состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечивается защита экономики от влияния негативных воздействий и институционально закрепленные стандартизированные потребности населения (эталонные потребности населения). Таким образом, экономическая безопасность региона является оценочной категорией, характеризующей состояние социально-экономической системы субъекта РФ, при котором обеспечиваются институционально закрепленные эталонные потребности населения, посредством противодействия влиянию рисков и угроз, способных нанести ущерб социально-экономической системе региона[15].

Критериями оценки такого состояния выступает удовлетворение потребностей населения. Потребности населения различаются в зависимости от доходов, принадлежности к социальным группам, от национально-этнической принадлежности и других факторов. Поэтому на уровне регионов необходимо закрепить перечень - стандарт, состоящий из

элементов, формирующий некоторый минимум потребностей населения, проблема удовлетворения которых будет находиться в ведении органов государственного управления субъекта федерации.

В контексте экономической безопасности под эталонными потребностями населения понимаем установленный нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ стандартизированный перечень услуг, продукции и работ, обеспечивающий минимум основных биологических и социальных потребностей, а также гражданских прав, материальных и духовных благ, гарантированных государством.

Экономическая безопасность региона (далее по тексту - ЭБР) выступает необходимым условием для развития социально-экономических систем соответствующего уровня управления, что проявляется через обеспечение устойчивости данной системы в границах показателей критериев экономической безопасности, которыми выступают: эталонные потребности населения; средства региона, направляемые на обеспечение ЭБР; негативные воздействия, влияющие либо на эталонные потребности, либо на объем средств региона, направляемых на обеспечение ЭБР. Посредством обеспечения экономической безопасности определяются приоритеты управления регионом, состоящие в улучшении качества жизни населения или как минимум не ухудшения. Увеличение валового регионального продукта в рассматриваемом контексте выступает в качестве инструмента, а предпринимаемые меры управления процессом его увеличения должны быть ориентированы, прежде всего, на повышение уровня жизни населения. То есть решения, принимаемые для развития экономических отношений, достижения целевых экономических ориентиров, необходимо соотносить с обеспечением экономической безопасности региона. В этой связи система экономической безопасности должна быть интегрирована в систему управления развитием социально-экономической системы региона и выполнять в ней информационно-аналитическую функцию, что требует:

• формирования на постоянной основе устойчивых связей со всеми структурными подразделениями исполнительных органов власти субъекта федерации, профессиональными объединениями и организациями, осуществляющими контрольно-надзорные функции;

• привлечения экспертов для решения конкретных задач оценки, диагностики и прогнозирования стохастических социальных и экономических процессов и явлений;

• создания прямых и обратных информационных потоков с федеральными органами исполнительной власти, в особенности фискальными и правоохранительными;

• развития форм взаимодействия с социальными группами и субъектам экономики.

Внедрение системы экономической безопасности в социально -экономическую систему регионов, с нашей точки зрения, позволяет преодолеть доминирование надрегиональных интересов, с одной стороны, с другой - минимизировать воспроизводство в регионе негативных воздействий, влияющих на национальную безопасность.

Следует заметить, что вопросы интегрирования экономической безопасности в систему управления актуальны и являются предметом дискуссии применительно к муниципальному образованию [16], региону[17,18] и регионам[19], отдельным министерства РФ [20].

Важность и сложность проблемы обеспечения экономической безопасности региона, многофакторность модели оценки уровня ЭБР требует создание самостоятельного структурного подразделения исполнительных органов власти региона. В качестве проектного названия такого структурного подразделения может быть «Департамент (управление, комитет, отдел) экономической безопасности субъекта федерации» (далее по тексту - Департамент). Департамент должен входить в структуру правительства (администрации) субъекта федерации и быть непосредственно подчинен одному из заместителей высшего должностного лица административно-территориального образования.

Целесообразным представляется закрепление следующих полномочий за Департаментом в сфере управления обеспечением ЭБР:

• осуществляет организацию, координацию и разрабатывает порядок взаимодействия между структурными подразделениями Правительства (администрации), законодательными органами субъекта федерации, федеральными органами исполнительной власти, совещательными и консультационными органами при должностных лицах и структурных подразделений Правительства (администрации), профессиональными организациями и объединениями в сфере управления экономической безопасности региона;

• осуществляет мониторинг негативных воздействий, влияющих на социально-экономическую систему региона:

• разрабатывает перечень показателей мониторинга экономической безопасности региона;

• осуществляет сбор, обработку и обобщение информации об изменении состояния внешней и внутренней среды;

• выявляет источники образования негативных воздействий, влияющих на экономическую безопасность субъекта федерации;

• разрабатывает модели и прогнозы трансформации негативных воздействий;

• осуществляет наблюдение трансформации негативных воздействий, влияющих на экономическую безопасность субъекта федерации;

• прогнозирует и оценивает ущерб социально-экономической системе при трансформации негативных воздействий;

• оценивает и прогнозирует уровень экономической безопасности субъекта Федерации;

• разрабатывает проекты решений, направленных на противодействие влиянию негативных воздействий на экономическую безопасность субъекта федерации и на повышение уровня экономической безопасности субъекта федерации;

• ежемесячно представляет высшему должностному лицу субъекта федерации, Правительству (администрации), законодательному органу субъекта федерации информации о состоянии экономической безопасности субъекта федерации, прогнозах трансформации негативных воздействий, влияющих на экономическую безопасность субъекта федерации;

• по запросу Правительства (администрации) и высшего должностного лица субъекта федерации подготавливает экспертные заключения на поступившие проекты актов и других документов в части их возможного влияния на экономическую безопасность субъекта федерации;

• подготавливает поручения высшего должностного лица и заместителя высшего должностного лица субъекта федерации по вопросам обеспечения экономической безопасности субъекта федерации;

• организует контроль за выполнением органами исполнительной власти организациями, находящимися в ведении Правительства (администрации), решений Правительства (администрации), а также поручений высшего должностного лица субъекта федерации в сфере управления экономической безопасности субъекта федерации, при необходимости разрабатывает и представляет заместителю высшего должностного лица и заместителя высшего должностного лица предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений;

• запрашивает в установленном порядке информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Департамента;

• в пределах своих полномочий принимает участие в разработке социально-экономической политики субъекта федерации, а также документов направленных на ее реализацию;

• дает заключение по проекту бюджета субъекта федерации и исполнению бюджета субъекта федерации в пределах установленной сферы деятельности;

• осуществляет информационно-аналитическое обеспечение структурных подразделений Правительства (администрации) субъекта федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных органов субъекта федерации, совещательных и консультационных органов при должностных лицах и структурных подразделений Правительства (администрации) субъекта федерации, профессиональных организаций и объединений в сфере управления экономической безопасности региона;

• в установленном порядке взаимодействует с органами власти субъектов федерации, представителями бизнес сообщества в установленной сфере деятельности;

• организует профессиональную подготовку работников Департамента, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

• осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

• обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Департамента информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Департамента;

• в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Департамента;

• осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законами, нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта федерации.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности целесообразно предусмотреть следующие права Департамента экономической безопасности:

• осуществлять контроль за своевременностью и полнотой выполнения решений по обеспечению экономической безопасности субъекта федерации;

• запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Департамента вопросам;

• заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам управления экономической безопасностью субъекта федерации;

• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

• давать юридическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.

Особо отметим, что проведенный мониторинг сайтов исполнительных органов власти субъектов федерации не выявил структурного подразделения со схожими функциями. Поэтому нами разработана концептуальная модель управления ЭБР, включающая в себя предложенное структурное подразделение (рисунок 1).

Цель управления экономической безопасностью состоит в противодействии рискам и угрозам экономической безопасности для недопущения их трансформации и нанесения ущерба социально-экономической системе региона.

Задачи управления:

1) формирование полной и достоверной информации о негативных воздействиях и уровне экономической безопасности;

2) обеспечение информацией субъектов управления социально-экономической системы региона об источниках возникновения негативных воздействиях, их трансформации, о прогнозных величинах показателей оценки экономической безопасности региона;

3) предотвращение ущерба социально-экономической системы посредством разработки управленческих решений, а также контроля их реализации.

Предложенная концептуальная модель включает в себя элементы системы экономической безопасности региона. Законодательные органы власти субъекта федерации, являясь субъектом управления, принимают Закон «Об экономической безопасности». Однако

необходимо пояснить, что только упомянутый Закон не создает и не может создать институциональную среду обеспечения ЭБР. Формирование региональных стандартов эталонных потребностей населения, набора инструментов и методов обеспечения ЭБР требует развитие нормативного правового пространства субъекта федерации, обязательной характеристикой которого, как нам видится, должна быть согласованность и непротиворечивость положений принимаемых документов в части приоритетности сохранения и/или улучшения уровня ЭБР.

В настоящее время получила развития практика широкого обсуждения проектов законодательных актов на уровне РФ, вместе с тем нормы, касающиеся экономической сферы, принимаются в «закрытом» формате. Для минимизации возможности возникновения негативных воздействий (НВ) от введения или не введения в действие норм и положений в структуре субъектов управления полноправная роль отводится совещательным и консультативным органам, а также профессиональным объединениям и организациям.

В концептуальной модели управления ЭБР подразумевается, что сформированная институциональная среда определяет и развивается элементами планирования в форме концепции и стратегии ЭБР, стандартов эталонных потребностей населения (ЭтП), нормативных правовых актов, закрепляющих источники и объем средств региона, направляемых на обеспечение ЭБР (СР). Функционально разработка указанных элементов закрепляется за субъектами управления. К их полномочиям относится, помимо указанного, формирование целевых установок, задач, принципов управления ЭБР, разделение и закрепление функций и полномочий, порядка взаимодействия субъектов управления.

На коллегиальной основе субъектами формируется механизм управления ЭБР, представленный элементами: алгоритмом, методами и инструментами управления, формами обратной связи с объектами управления системы ЭБР.

Рисунок 1. Концептуальная модель управления экономической безопасности региона

В построении концептуальной модели применен системный метод, что позволило разработать принципы управления экономической безопасности региона:

• принцип соответствия предполагает, что управленческие решения по регулированию развития социально-экономической системы соответствуют решениям в области обеспечения экономической безопасности региона;

принцип непротиворечивости заключается в том, что построение системы управления экономической безопасности осуществляется на основе

Ь^: //naukovedenie.ru

взаимосвязанности и логической стройности всех компонентов обеспечения экономической безопасности региона;

• принцип дополнительности предполагает, что управленческие решения по обеспечению экономической безопасности региона, принимаемые на различных уровнях управления, направлены на достижение единых целевых ориентиров;

• принцип единства управленческих решений состоит в том, что управленческие решения по обеспечению экономической безопасности региона, принимаемые на различных уровнях управления, направлены на достижение единых целевых ориентиров соответствующих нормативным величинам эталонных потребностей населения;

• принцип непрерывности предполагает корректировку управленческих решений по мере поступления новой информации о возникновении и трансформации негативных воздействий, качестве управленческих решений и качестве их реализации управленческих решений;

• принцип унифицированности предполагает унификацию решения различной сложности и содержания задач по противодействию влиянию негативных воздействий и недопущению (либо) минимизации ущерба социально-экономической системе региона;

• принцип реализуемости заключается в том, что управленческие решения возможно реализовать при фактическом состоянии экономики региона, современного уровня обеспечения эталонных потребностей населения, состоянии внутрисистемных противоречий, институтов регулирования социальными и экономическими отношениями, а также иных сил и средств вовлеченных в процесс обеспечения экономической безопасности региона;

• принцип перспективности предполагает, что управленческие решения адекватны не только современному уровню экономической безопасности региона, но и прогнозируемому (и/или планируемому) уровню в будущем.

Проблема оценки, диагностики и прогнозирования экономической безопасности обусловлена сложностью количественного выражения чаще всего качественных характеристик социально-экономической системы или внешней среды. От интерпретации данных зависит достоверность результатов оценки в ретроспективном, отчетном или перспективном периоде, и, следовательно, выбор эффективных методов и инструментов по управлению экономической безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обобщенном виде при выборе методов управления решаются следующие задачи:

• идентификации и оценки негативных воздействий, влияющих на экономическую безопасность региона;

• моделирование трансформации идентифицированных и оцененных негативных воздействий;

• моделирование и оценка ущерба социально-экономической системе;

• выбор методов и инструментов противодействия на основе баланса предполагаемого ущерба и ресурсных возможностей региона.

Методы, инструменты управления и факторы, на которые должны быть направлены управленческие воздействия, определяются конкретными негативными воздействиями или их совокупностью. Поэтому разработка какого-либо унифицированного набора методов является, с одной стороны, важной научной задачей, а с другой - функцией системы управления ЭБР.

В обобщенном методы и инструменты управления ЭБР можно представить виде двухуровневой системы. Первый уровень методов и инструментов определяется неуправляемыми негативными воздействиями и ориентирован на удовлетворение эталонных потребностей населения, формирование средств региона, направляемых на обеспечение экономической безопасности. Управленческие воздействия ориентированы на следующие объекты: работодателей и плательщиков налогов и сборов в региональный бюджет; хозяйствующие субъекты, выпускающие продукцию (работы, услуги); бюджетные и автономные учреждения, другие организации, выполняющие государственное задание. Второй уровень методов определяется управляемыми негативными воздействиями и зависит от региональной специфики.

Предлагаемые методы являются развитием идеи А.О. Полынева [21] (таблица 1).

Таблица 1

Методы управления экономической безопасностью региона

Объекты Методы управления ЭБР

управления экономические административн институциональн стратегическог

ые ые о планирования

работодатели налогообложени лицензирование, регулирование налоговая

и плательщики е, включая сертификация, минимальных политика

налогов и систему льгот предоставление размеров оплаты

сборов в государственного труда, ставок

региональный бюджет имущества региональных налогов

хозяйствующи е субъекты, государственные закупки, целевые целевые программы, регулирование цен, тарифов, инвестиционна я политика,

выпускающие продукцию (работы, услуги) программы, лицензирование, сертификация качества бюджетная политика

бюджетные и государственное нормативные регулирование бюджетная

автономные задание, целевые затраты и использования политика,

учреждения, другие программы целевые показатели государственной собственности социальная политика

организации,

выполняющие

гос. задание

управляемые в зависимости от содержания и вида негативных воздействий

негативные

воздействия

Ранее отмечено, что в структуре управления регионами в настоящее время нет подразделений целенаправленно выполняющих функции управления обеспечением

экономической безопасностью. Поэтому для внедрения в практику управления можно использовать алгоритм управления, включающий в себя два этапа: создание системы управления ЭБР и собственно управление, то есть функционирования системы управления ЭБР.

На этапе создания системы ЭБР необходимо, с нашей точки зрения, последовательно выполнить ряд процедур:

1) принятие закона субъекта Федерации «Об экономической безопасности»;

2) оценка экономической безопасности региона в ретроспективном периоде;

3) уточнение составляющих ущерба социально-экономической системе региона;

4) анализ трансформации соответствующих ущербу угроз, угрозообразующих рисков, рисков, рискообразующих факторов и источников возникновения негативных воздействий на основе модели причинно-следственных связей между источником возникновения и составляющими ущерба социально-экономической системе;

5) выявление элементов социально-экономической системы региона наиболее подверженных влиянию и воспроизводимых негативные воздействия;

6) формирование перечня субъектов и объектов управления обеспечения ЭБР;

7) разработка модельных мер и решений, необходимых и достаточных для обеспечения ЭБР;

8) разработка рациональной схемы взаимодействия между субъектами управления ЭБР;

9) разработка оптимальной схемы управления и алгоритма взаимодействия объектов управления ЭБР;

10) принятие организационно-распорядительных документов, закрепляющих функции и полномочия субъектов управления, порядок их взаимодействия, методические рекомендации по оценке экономической безопасности, график документооборота, формы представления результатов мониторинга трансформации негативных воздействий, проектов управленческих решений, порядок контроля качества управленческих решений и качества их выполнения, порядок согласования инструментов и мер по обеспечению ЭБР и развитию социально-экономических систем региона;

11) разработка и утверждение стратегии обеспечения ЭБР с предварительным согласованием с положениями стратегии развития социально-экономической системы региона.

Второй этап рассчитан на сформированную систему управления обеспечением ЭБР и предполагает выполнение следующих действий:

1) определение величин показателей и оценка текущего уровня ЭБР;

2) выявление новых источников возникновения негативных воздействий;

3) оценка трансформации негативных воздействий за отчетный период;

4) прогнозирование трансформации негативных воздействий и уровня ЭБР на плановый (прогнозный) период;

5) сравнительная оценка показателей фактического уровня ЭБР с плановым уровнем;

6) анализ и оценка изменений требований к объему и содержанию экономического потенциала, направляемого на обеспечение ЭБР;

7) внесение изменений и дополнений в плановые документы социально-экономического развития региона;

8) контроль качества управленческих решений и качества их исполнения;

9) уточнение управленческих решений на основе результатов п. 8.

10) уточнение задач, подлежащих решению на основе пп. 3-4;

11) уточнение объема средств региона, направляемых на обеспечение ЭБР на основе п.6;

12) уточнение объектов управления на основе пп. 8, 11;

13) уточнение управленческих решений по развитию социально-экономической системы региона на основе пп. 10-12;

14) обоснование экономически рациональных решений по обеспечению ЭБР на основе пп. 2,4;

15) разработка управленческих решений по обеспечению ЭБР на основе п. 14;

16) п. 8;

17) п.1 -п. 17.

Система и этапы управления формируют механизм управления ЭБР, предложенный на рисунке 2.

Институциональной основой механизма управления является установление «правил игры» для всех участников обеспечения ЭБР законом «Об экономической безопасности субъекта федерации». На базе положений закона субъекта федерации формируется управляющая система.

*ОЭБР - обеспечение экономической безопасности региона

**НВ - негативные воздействия (риски, угрозы)

***УР - управленческие решения

СЭРР - социально-экономическое развитие региона

Рисунок 2. Механизм управления экономической безопасности региона интегрированный в управление развитием социально-экономической системы региона

Таким образом, оптимальная система управления экономической безопасностью, являясь элементом системы экономической безопасности, должна функционировать на основе совокупности научно-обоснованных взглядов на проблему экономической безопасности, которые целесообразно отразить в Концепции экономической безопасности региона,

положениях и решениях в форме нормативных правовых актов, согласующихся с указанной Концепцией, и, следовательно, целенаправленной организации деятельности всех участников управленческих и экономических отношений по достижению заданного (планируемого) уровня экономической безопасности региона.

Однако практическое использование предлагаемой модели ограничено, что связано с рядом нерешенных, прежде всего отсутствием высококвалифицированных кадров регионального менеджмента, обладающими достаточными знаниями в области оценки, диагностики и прогнозирования рисков и угроз, способных нанести ущерб социально-экономической системе региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Политика безопасности. Сайт христианско-демократической партии ФРГ. URL: http://www.kas.de (дата обращения 18.09.2013)

2. Instituteskonzept. Сайт Бранденбургского института общества и безопасности.Ц^: http://www.bigs-potsdam.org/index.php/de/institutskonzept de (дата обращения 18.09.2013).

3. Von Peter Dortans. Sicherheit im Gespräch. Сайт Свободного университета.Ц^: http://www.fu-berlin.de/presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05-01_dortans/index.html de (дата обращения 19.09.2013).

4. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf

5. Кузнецова Е. Экономическая безопасность - главная макроэкономическая функция государства // Вестник Московского университета МВР России. 2005. № 4. С. 35.

6. Волкова Т.В. Механизм оценки экономической безопасности региона (на примере регионов северо-западного федерального округа): дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / Волкова Татьяна Васильевна. - СПб., 2005. - 168 с.

7. Россинская, М.В. Методология обеспечения устойчивого развития территории в рамках эколого-экономической безопасности: диссертация ...д.э.н.: 08.00.05. Ростов-на-Дону, 2006. С. 16

8. Россинская М.В. Методология обеспечения устойчивого развития территории в рамках эколого-экономической безопасности . С.59

9. Вик С.В. Промышленная политика как фактор обеспечения экономической безопасности: на примере Кемеровской области: диссертация ... к.э.н.: 08.00.05, 08.00.01. Кемерово, 2004. С. 24

10. Сизов Ю.И. Экономическая безопасность региона и ее ориентация на эффективность и конкурентоспособность бизнеса: диссертация ... д.э.н.: 08.00.05., М., 2005. с.105.

11. Самойлова Л.К. Методические аспекты оценки экономической безопасности региона: по материалам Оренбургской области: диссертация . к.э.н.: 08.00.05., СПб, 2004. С. 46

12. Воронин П.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: диссертация ... к.э.н.: 08.00.05. Нижний Новгород, 2001. С. 15

13. Дьячковский Д.К. Региональный аспект экономической безопасности Российской Федерации: на примере Республики Саха (Якутия): диссертация ... к.э.н: 08.00.05., Якутск, 2002. С. с.48

14. Гуськов Н.С., Звенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов. - М.: «Алгритм», 2000. С. 47

15. Феофилова Т.Ю. Дискурс экономической безопасности и социально-экономической дифференциации регионов РФ. // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 4. URL: http://vestnik-ku.ru/index.php/arkhiv-nomerov/2013-god/vestnik-4. (дата обращения 12.04.2014)

16. Феофилова, Т.Ю., Кружкова, О.В. Оценка экономической безопасности муниципальных образований: институциональный подход: монография. / Феофилова Т.Ю., Кружкова О.В. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.

17. Большаков С.Н., Большакова Ю.М. Подходы к оценке социально-экономического потенциала региона//Федерализм. 2011. №2. С.110.

18. Большаков С.Н. К вопросу о регулировании регионального экономического развития//Управленческое консультирование. 2002. №2. С.14.

19. Феофилова, Т.Ю., Воронов А.А. Мезоуровень экономической безопасности страны: монография / Феофилова Т.Ю., Воронов А.А. - СПб.:ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2008.

20. Громов И. А., Литвиненко А.Н. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права. Научно-информационный журнал. №12. 2010.- с. 71 - с.76.

21. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005.

Рецензент: Титов Виктор Анатольевич, заведующий кафедрой экономики и менеджмента ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», доктор экономических наук, профессор.

Feofilova Tatiana Yur'evna

Saint-Petersburg State University of Trade and Economics

Russia, St. Petersburg Head of Accounting E-mail: [email protected]

Management model of economic security in the region

Аabstract. Economic security of the region is one of the key management objectives of the Federation. Currently, however, no common understanding of not only the mechanism of economic security, methods and tools for its management, but not defined conceptually-categories of the theory of economic security. The article presents the results of the author's research in the designated area. Stated understanding of the essence of economic security of the region, its level of evaluation criteria. The author's opinion on the formation and functioning of the department of economic security of the region in which envisages the creation of a special unit within the executive authority of the federation. In the present conceptual model of the Economic Security of federal subject in detail the mechanism of ensuring the economic security of the region.

Keywords: economic security of the region; the reference needs of the population; means the region allocated for economic security.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Security policy. Website of the Christian Democratic Party of Germany. URL: http://www.kas.de (date accessed 18/09/2013)

2. Instituteskonzept. Website Brandenburg Institute for Society and bezopasnosti.URL: http://www.bigs-potsdam.org/index.php/de/institutskonzept de (date accessed 18/09/2013).

3. Von Peter Dortans. Sicherheit im Gespräch. Free website universiteta.URL: http://www.fu-berlin.de/presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05-01_dortans/index.html de (date accessed 19.09.2013).

4. Economics and National Security: Issues and Implications for US Policy. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R41589.pdf

5. Kuznetsova Economic security - the main macro-economic function of the state / / Bulletin of Moscow University Russia MBP. 2005. № 4. S. 35.

6. Volkova TV Mechanism for assessing the economic security of the region (for example, the North-West Federal District): dis. ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.05 / Volkova Tatyana. - SPb., 2005. - 168 p.

7. Rossinskaya, MV Methodology for ensuring sustainable development of the territory within the ecological and economic security: Ph.D dissertation ...: 08.00.05. Rostov-on-Don, 2006. Pp. 16.

8. Rossinskaya MV Methodology for ensuring sustainable development of the territory within the ecological and economic security. P.59.

9. Vik S. Industrial policy as a factor of economic security: the case of the Kemerovo region: Ph.D. dissertation ...: 08.00.05, 08.00.01. Kemerovo, 2004. Pp. 24.

10. Sizov YI The economic security of the region and its focus on efficiency and competitiveness of business: Ph.D dissertation ...: 08.00.05., Moscow, 2005. P.105.

11. Samoilov LK Methodological aspects of assessing the economic security of the region: based on the Orenburg region: Ph.D. dissertation ...: 08.00.05., St. Petersburg, 2004. Pp. 46.

12. Voronin PM Analysis and evaluation of the economic security of the region: the dissertation ... PhD: 08.00.05. Nizhny Novgorod, 2001. Pp. 15.

13. Dyachkovsky DK Regional aspect of the economic security of the Russian Federation: the example of the Republic of Sakha (Yakutia): the dissertation ... The candidate of economic science: 08.00.05., Yakutsk, 2002. S. p.48.

14. Gus'kov NS, Zvenyakin VE, VV Kryukov Economic security regions. - M.: "Algritm", 2000. S. 47.

15. Feofilova TY Discourse of economic security and socio-economic differentiation of regions of the Russian Federation. / / Corporate Governance and innovative development of the North: Bulletin of the Research Center of Corporate Law, Management and Venture Capital Syktyvkar State University. 2013. № 4. URL: http://vestnik-ku.ru/index.php/arkhiv-nomerov/2013-god/vestnik-4. (date accessed 12/04/2014).

16. Feofilova, TY, Kruzhkova, OV Score economic security - rity municipalities: institutional - regional approach: monograph. / Feofilova TY, Kruzhkova OV - St.

Petersburg.: GOU DPO TSPKS SPb "Regional Centre for Education Quality Assessment and Information Technologies Institute 2008.

17. Bolshakov SN, Bolshakov YM Approaches to assessing the socio-economic potential of the region / / Federalism. 2011. № 2. P.110.

18. Bolshakov SN On the question of the regulation of regional economic development / / Management consulting. 2002. № 2. C.14.

19. Feofilova, TY, AA Voronov Meso-economic security: monograph / Feofilova TY, AA Voronov - St. Petersburg.: GOU DPO TSPKS SPb "Regional Centre for Education Quality Assessment and Information Technologies Institute -", 2008.

20. Gromov IA Litvinenko AN The system of economic security of the state within the competence of the Department of Economic Security Interior Russia / / Problems of Economics and Law. Scientific Information Journal. Number 12. 2010. - P. 71 - p.76.

21. The economic security of Russia: General Course: Textbook / Ed. VK Senchagova. Moscow: Delo, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.