ФЕОФИЛОВА Т.Ю.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ГРАНИЦ И СПЕЦИФИКА ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Аннотация. Основная цель исследования состоит в обосновании необходимости развития и уточнении существенных элементов теории экономической безопасности регионов, способной предоставить научно обоснованный инструментарий для противодействия рискам и угрозам для социально-экономической системы региона.
В статье приведен критический анализ подходов к пониманию экономической безопасности в различных странах, а также на уровне субъектов Российской Федерации, отраженных как в нормативно -правовых документах, так и в научных публикациях. Наиболее важными результатами являются: обоснование актуальности теоретических исследований экономической безопасности, уточнение объекта, предмета, принципов исследования, функций теории экономической безопасности региона, что позволяет определить границы области исследования.
Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическая система региона, теория экономической безопасности региона.
FEOFILOVA TYU.
SPECIFICATION OF BORDERS AND SPECIFICS OF THE AREA OF ECONOMIC SAFETY OF THE REGION
Abstract. The main goal of the study is in explaining the need of development and detailing of significant elements of the theory of economic safety of regions able to provide scientifically explained tools to counteract risks and threats of the social-economic system of the region. The article gives a critical analysis of approaches to understanding the economic safety in different countries as well as the level of subjects of the Russian Federation reflected both in standard legal documents and in scientific publications. The most important results are the substantiation of the relevance of theoretical reseach of economic safety, finding more details about the object, subject, principles of the study, functions of the theory of economic safety of the region which allows to determine the borders of its area of study. Keywords: economic safety, social-economic system of the region, theory of economic safety of the region.
Введение
В современном мире глобальных отношений в области безопасности доминируют экономические проблемы и региональные конфликты. Расширение экономической взаимозависимости и международной конкуренции является основным источником напряженности и конфликтов между мировыми державами. В этой неопределенной ситуации развитые страны стремятся поддерживать свой уровень жизни, а развивающиеся, находясь под давлением, в равной степени пытаются улучшить свое положение, используя доступные им средства для повышения производительности, и обеспечить экономическую безопасность.
Отчетливо прослеживаются усилившиеся в условиях мирового кризиса попытки отдельных территорий трансформироваться в суверенные государства. В большинстве случаев возникновение стремления к суверенитету предопределено экономическими факторами и обусловленными ими различиями в уровнях социально-экономического развития территориальных образований.
Такие территории обоснованно или безосновательно полагают, что самостоятельность в управлении региональным хозяйством повысит уровень удовлетворения интересов населения и обеспечения экономической безопасности.
Современные научные исследования развития социально-экономических систем регионов все больше внимания уделяют поиску новых концепций в теории региональной экономики, которые способны предложить методологический инструментарий для обеспечения экономического роста и удовлетворения интересов социума территориальных образований страны.
Назрела необходимость поиска новой модели, базирующейся на балансе интересов субъектов различных уровней управления страной и предполагающей на этой основе создание условий для развития региональных социально-экономических систем. Одной из возможных моделей может стать модель развития социально-экономических систем регионов, основанная на
обеспечении экономической безопасности.
Углубление глобализационных процессов одновременно расширяет как возможности развития регионов за счет интегрирования в международные экономические отношения, так и спектр негативных воздействий, препятствующих такому развитию. Потенциальные выгоды и угрозы для регионов зависят от способности социально-экономических систем сопротивляться негативным воздействиям, предотвращая нанесение им ущерба, что требует проведения на регулярной основе мониторинга факторов и трансформации негативных воздействий. При этом на сегодняшний момент природа, сущность и источники возникновения на региональном уровне негативных воздействий недостаточно изучены. Не в полной мере разработаны теоретический и методологический инструментарии оценки экономической безопасности регионов, рисков и угроз, мало изучена взаимосвязь уровней развития социально-экономической системы и экономической безопасности региона.
На объяснение сущности негативных воздействий, выявление взаимосвязей, взаимозависимостей, а также причинно-следственных связей между негативными воздействиями, состоянием экономической безопасности и социально-экономической системы региона ориентирована формирующаяся в настоящее время теория экономической безопасности региона, развитие которой расширяет границы предметного поля региональных экономических исследований.
Зарубежные подходы к определению сущности экономической безопасности
В западной научной литературе термин «экономическая безопасность региона», равно как и «экономическая безопасность страны», не получил распространения. Чаще экономическая безопасность рассматривается как элемент национальной безопасности или составляющая экономической политики.
В ФРГ экономическая безопасность понимается как аспект безопасности или политики безопасности, под которым подразумевается сумма правительственных мер против исходящих извне угроз существования страны, вооруженным силам, посредством военно-прикладного давления или прямого участия в военных действиях. В узком смысле политика безопасности распространяется на угрозы внутренней безопасности, так называемые новые угрозы, такие как международный терроризм, экологические угрозы или миграция и т. д. [1].
В современных исследованиях вопросов безопасности учеными Германии делается акцент на поиск новых стратегических подходов к обеспечению внутренней и внешней безопасности, оказывающих влияние на различные области, которые варьируются от гражданских свобод до безопасности инфраструктуры и отношений между различными религиями или группами мигрантов и т. д.
К примеру, сотрудниками Бранденбургского института общества и безопасности в числе таких тем, как историческое развитие политики безопасности, безопасность в средствах массовой информации, борьба со стихийными бедствиями и др., исследуются социальные и экономические аспекты безопасности [2]. На сайте Свободного университета организована дискуссия по вопросам безопасности. П. Дортенс в своей статье описывает различные аспекты безопасности. Автор отмечает неоднородность субъекта безопасности. В рамках экономического аспекта выделяются два направления: первое состоит в том, что экономика непосредственно влияет на концепцию безопасности через финансирование принимаемых решений и опосредованно через влияние экономической статистики; с другой стороны, часто цитируемая общая ситуация в области безопасности оказывает влияние на экономическое развитие [3].
Следует отметить, что анализ публикаций в зарубежных специализированных источниках показал, что в западноевропейских странах в течение последних пятнадцати лет происходит смена парадигмы концепции безопасности. Терроризм, промышленный шпионаж, противоправные деяния с применением и против телекоммуникационной инфраструктуры, киберпре-ступность, международная конкуренция с новыми участниками (Китай и Индия) — все это воспринимается как угрозы национальной безопасности и ее экономическому аспекту.
В Стратегии национальной безопасности Венгрии, утвержденной постановлением правительства 1035/2012 [4] отмечается, что в XXI веке в военном сегменте безопасности появляются новые акценты. Подчеркивается постоянно меняющаяся среда безопасности. Обозначено, что факторы риска и угрозы в настоящее время влияют на отдельных лиц, общество, отража-
ются на государственном, региональном и глобальном уровнях, распространяются на финансовые, социальные интересы правительственных и неправительственных организаций, затрагивают права человека и права меньшинств, а также экологическую систему. Следует отметить, что в Стратегии национальной безопасности Венгрии экономическая безопасность вообще не представлена. Как элемент национальной безопасности отражена финансовая безопасность, кибербезопасность и энергетическая безопасность.
В области финансовой безопасности обеспечению жизненно важных интересов Венгрии угрожают нестабильность финансовой и экономической мировых систем. Уязвимость страны повышает значительный объем внешних и внутренних долгов, то, что большая часть венгерского государственного долга находится в руках иностранных инвесторов, высокая доля долга в иностранной валюте.
В пункте, посвященном кибербезопасности, отмечена актуализация и усложнение проблемы, с которой приходится считаться в области ИТ и телекоммуникационных сетей. Это проблема связана с научно-техническим уровнем развития, а именно с тем, что полученные результаты могут быть доступны всем, даже террористическим группам, они могут быть использованы для срыва информационных и коммуникационных систем, сетей правительства.
Энергетическая безопасность имеет приоритетное значение для Венгрии. Подчеркнута высокая зависимость от импорта, что создает ряд рисков венгерской экономике.
Особый интерес представляют исследования экономической безопасности в США, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, США — федеративное государство, то есть имеет такое же, как у Российской Федерации, государственное устройство. Во-вторых, штаты характеризуются высокой степенью самостоятельности, что, с одной стороны, определяет схожесть с Россией в части наличия подписанного федеративного договора, а с другой — существенное различие, в силу фактической иерархической системы управления в Российской Федерации. В -третьих, США являются основным игроком на международной арене в любых сферах, включая экономическую.
В работе [5], подготовленной исследовательской службой Конгресса США «Экономика и национальная безопасность: проблемы и последствия для политики США», рассматривается влияние экономических процессов на национальную безопасность. В тексте исследования применяются такие понятия, как «американская безопасность», «безопасность»; подчеркнуто, что экономическая безопасность в стране имеет более широкое значение, чем вопросы, которые относятся к военной сфере. Таким образом, можно заключить, что, по мнению авторов исследования, экономическая безопасность пересекается в ряде областей с национальной безопасностью, но все же не является ее элементом.
В исследовании Конгресса отмечено, что экономическая безопасность является условием стабильного дохода, занятости, поддержки предпринимательства, то есть того, что обеспечивает приемлемый уровень жизни. Как и в случае с физической безопасностью, экономическая безопасность может быть неуловимым понятием. Но ее отсутствие вызывает наибольшее беспокойство, это проявляется во время спада, в периоды высокой безработицы и банкротства.
С точки зрения авторов анализируемого труда, в экономически трудные времена области физической и экономической безопасности пересекаются. Экономическая безопасность зависит в значительной степени от:
1) достаточных темпов экономического роста, чтобы держать безработицу на низком уровне и обеспечить возможности для предпринимателей,
2) отраслей промышленности США, способных конкурировать на международном рынке;
3) лидерства США в области науки, технологий и инноваций.
Из текста работы следует, что в США при обеспечении экономической безопасности акцент делается на обеспечении достойного уровня жизни населения посредством создания условий для экономического роста.
Социальный акцент еще в большей мере прослеживается в научной работе Уэйд Хад-сон [6], где проблема экономической безопасности рассматривается через проблему бедности.
Таким образом, в публикациях различных форматов, посвященных проблеме экономической безопасности в США, социально-экономический аспект жизнедеятельности общества является ключевым. Приоритетность указанного аспекта усиливает введенный в научно-
практический оборот Индекс экономической безопасности (ESI), авторами которого являются ученые Фонда Рокфеллера, измеряющего долю американцев, испытывающих по крайней мере 25%-ное падение дохода семьи вследствие снижения доходов или увеличения медицинских расходов (или то и другое). При этом такие семьи не имеют финансовых сбережений, чтобы минимизировать последствия этих факторов. Снижение ESI свидетельствует о снижении уровня экономической безопасности, свидетельствует о пошатнувшейся экономике и росте безработицы [7].
В рамках рассматриваемой темы представляет интерес тот факт, ESI применяется как показатель оценки экономической безопасности американских штатов.
Проведенные исследования показали, что все штаты испытали значительный рост нестабильности в период между 1986 и 2010 годами. Иными словами, уровень безопасности существенно снижался до момента экономического кризиса.
Различия между штатами в уровне экономической безопасности являются постоянными и существенными. Например, самый низкий уровень ESI штата Нью-Гемпшир во время экономического спада соответствует уровню ESI штата Миссисипи в некризисный 1986 год. Более высокий уровень ESI связан с некоторыми ключевыми демографическими и экономическими характеристиками штатов, например, с долей жителей с дипломом колледжа [8].
Ответственный опыт регулирования экономической безопасности региона
В отечественных работах область экономической безопасности преимущественно рассматривается на макроэкономическом уровне [9]. Уровень региона представляет сравнительно меньший научный интерес. Вместе тем дисбаланс социально-экономического развития в разрезе субъектов Федерации, воспроизводимые риски и угрозы на уровне регионов, а также отсутствие действенного инструментария по противодействию таким негативным воздействиям требуют расширения и углубления исследований экономической безопасности региона.
Для конкретизации области исследований экономической безопасности региона необходимо решить ряд задач:
- во-первых, выяснить актуальность для практики управления субъектами Федерации исследований в области экономической безопасности регионального уровня;
- во-вторых, выявить принципиальное отличие (или его отсутствие) экономической безопасности региона от соответствующего состояния для уровня страны или любого другого уровня;
- в-третьих, установить границы области исследований экономической безопасности региона, отличные или совпадающие с исследованиями в области пространственной экономики.
Решение первой задачи кроется в значении развития любого направления экономической науки для общества. Оно призвано описывать, объяснять процессы и явления экономической жизни, выявлять закономерности не ради самой науки, а для предоставления максимально достоверных и практически применимых рекомендаций с целью их использования в формировании экономической политики субъектов различных уровней экономики. То есть теория экономической безопасности региона должна быть дееспособной в решении проблем регионов.
Отсутствие четких границ в определении понятия «экономическая безопасность региона» лишает такой способности и теорию. Недостаточно четкое определение базового понятия теории размывает область исследования, вызывая широкую дискуссию в научных кругах и оставляя практическое обеспечение экономической безопасности без научного обоснования. Проблема экономической безопасности ощутима для властей региона, что подтверждается их попытками самостоятельно и по-разному решать теоретическую, а затем и практическую ее часть.
В части 6 «Экономическая безопасность Ростовской области: проблемы, критерии, меры обеспечения» Концепции экономической политики Ростовской области сущность экономической безопасности региона определяется возможностью и способностью его экономики поэтапно улучшать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и неистощительном использовании природных факторов, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [10].
Для Республики Калмыкия экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих встроенность экономики республики в общероссийское экономическое пространство, ее стабильность и устойчивость, способность к конкурентоспособному расширенному воспроизводству и модернизации [11].
То есть выходит, что экономическая безопасность в Ростовской области будет достигаться посредством социализации экономики, усиления ее возможности и способности противостоять угрозам и обеспечивать стабильность в регионе. В Республике Калмыкия — посредством формирования совокупности условий и факторов, которые позволят интегрировать экономику указанного субъекта Федерации в общероссийское экономическое пространство.
Конечно, возникает вопрос: почему экономика этой республики не была встроена, по крайней мере до момента принятия документа, в национальное экономическое пространство? Но суть не в ответе на данный вопрос, а в том, что региональные власти, осознавая важность проблемы, не располагают научно обоснованным механизмом ее решения. Это предопределяет актуальность исследований экономической безопасности для применения их результатов в практике управления субъектами Российской Федерации.
Еще один аспект, обуславливающий требование к более четкому формулированию определения понятия «экономическая безопасность региона», состоит в необходимости разработки критериев и их значений по оценке такого состояния социально-экономической системы региона. Различия в толковании приводят чаще всего к расширению критериальных оценок, дублированию показателей оценки состояния социально-экономического развития; при этом возникает сомнение о целесообразности таких оценок, которые к тому же не учитывают и не отражают отличительные черты области экономической безопасности региона.
Для решения второй задачи приведем базовое определение экономической безопасности — это такое состояние экономики, при котором обеспечивается защита от влияния негативных воздействий, снижается вероятность нанесения ей ущерба. То есть, исходя из логики данного определения, объектом экономической безопасности является экономика.
Экономическая система уровня регионов является предельно открытой, что порождает возрастание количества негативных воздействий на нее с увеличением количества межрегиональных связей, противоречий интересов регионов и федерального центра и др.
Регионы ограничены в регулировании экономических отношений «правилами игры», предусмотренными федеральным законодательством и принципами единого экономического пространства, то есть потенциально имеют меньше самостоятельных инструментов для обеспечения соответствующего состояния экономической системы и для поддержания, как считают некоторые авторы, относительной самостоятельности.
Чем же определяется самостоятельность субъекта Российской Федерации? Ответ на этот вопрос мы считаем принципиальным для определения специфики экономической безопасности региона. Он заключается в функциях региона, а именно в обеспечении жизнедеятельности его населения. Тогда экономическая самостоятельность определяется способностью региона выполнять социальные полномочия, возложенные на него федеральными и региональными нормативно-правовыми актами.
Следовательно, специфика экономической безопасности региона состоит в возможности его экономики обеспечивать защиту от влияния тех негативных воздействий, которые повлекут за собой невыполнение социальных обязательств или неудовлетворение потребностей населения. Все остальные негативные воздействия необходимо рассматривать за пределами экономической безопасности региона. Из этого следует, что уровень экономической безопасности нужно оценивать, прежде всего, через состояние обеспеченности каких-то стандартизированных потребностей населения посредством сравнения их стоимостного выражения и экономического потенциала или средств, которыми располагает субъект Федерации с обязательной корректировкой на силу влияния негативных воздействий на экономику.
Таким образом, специфика управления экономическими отношениями, зависимость от федеральных институтов, целевая функция образования и функционирования субъектов Российской Федерации определяют объект обеспечения экономической безопасности регионов, которым выступает социально-экономическая система.
Границы области исследований экономической безопасности региона
Для решения третьей задачи необходимо обратиться к исследованиям в границах, обозначенных паспортом научной специальности 08.00.05 п. 3 «Региональная экономика». Мы намеренно ограничиваемся паспортом специальности, чтобы не углубиться в дискуссионную область о применимости терминов «региональная экономика» и «пространственная экономика».
Теории региональной экономики, ставшие классикой экономической науки, решали задачи размещения производительных сил. Главные элементы различных теорий размещения, содержащиеся в трудах Тюнена, Лёша, Вебера, Предёля, Олина, Паландера, Гувера, Дюна и других, преобразованы в привычные простые понятия, и на их основе У. Изардом выведен общий принцип размещения. Была сделана попытка синтезировать отдельные теории размещения в единую общую доктрину и увязать такую доктрину там, где это представлялось возможным, с теорией производства, ценообразования и торговли [12].
Как отмечает профессор В.А. Дергачев, широкую известность получили отечественные теория районирования и учение о территориально-производственном комплексообразовании. Теория районирования (регионализации) разрабатывалась советской университетской географической школой Н.Н. Баранского. Она рассматривала процесс районирования как деление целого на целые части, тогда как территориальная дифференциация означает деление целого на функциональные части. Теория территориально-производственных комплексов Н. Н. Коло-совского и других советских ученых была положена в основу экономического (производственного) районирования [13].
Исследование направлений, условий и факторов развития регионов отражается в теории пространственной диффузии инноваций Т. Хагерстранда, теории «полюсов роста» Ф. Перру, Г. Мюрдаля, Ж.-Р. Будвиля, концепции «центр — периферия» Дж. Фридмана, геополитических пространственных концепций Ф. фон Ратцеля, Р. Челлена, Ф. Наумана, моделей конвергенции Р. Солоу, Т. Свана, теориях регионального роста Х. Зиберта, Й. Шумпетера, информационного фактора М. Кастельса, теории новой международной торговли и экономической географии П. Кругмана, М. Фуджита и др.
Таким образом, в самом общем виде можно выделить несколько основных направления региональной и пространственной экономики: размещение производительных сил на территории, пространственная организация регионов, развитие регионов.
Теория экономической безопасности региона (далее — ТЭБР) [14] взаимосвязана со всеми известными нам направлениями теории региональной экономики. То есть концепции и направления, предложенные вышеназванными и неупомянутыми рационалистами, составляют методологическую основу в части применимости методов и способов управления, организации и развития региона. При этом мы не выделяем и не отвергаем ни одного из предложенных авторами выводов о построении и функционировании региональной системы хозяйствования. Считаем необходимым в рамках теории экономической безопасности региона развивать и использовать такие выводы, но с точки зрения объяснения возникновения и трансформации негативных воздействий и закономерностей структуры, объема и источников средств региона, направляемых на обеспечение экономической безопасности.
Считаем, что ТЭБР стоит рассматривать как частную теорию региональной экономики, которая исследует частные случаи для региональной экономики: изменение состояния социально-экономической системы региона в условиях влияния на нее негативных воздействий, закономерностей, их трансформации до момента нанесения ущерба при принятии тех или иных мер противодействия. Важно отметить, что ТЭБР не решает задач развития, рационального размещения производительных сил, районирования. Однако управление административно-территориальным образованием в конкретных условиях, а именно в условиях оказания на социально-экономическую систему региона негативных воздействий, составляет необходимое условие как для развития, так и для рационального размещения производительных сил и оптимального районирования.
Необходимость развития ТЭБР обусловлена противоречиями, которые формируют негативные воздействия, влияющие на экономическую безопасность региона, в частности: противоречия между интересами региона и участниками экономического пространства страны, интересами участников социально-экономических отношений региона. Однако, с нашей точки
зрения, наибольший научный потенциал теории заключается в изложении взглядов на объем участия государства в экономической и социальной деятельности региона.
Общеизвестно, что в Российской Федерации в целом и регионах в частности государственный сектор экономики обширен. Этот факт подвергается критике со стороны научной общественности. В качестве аргументов приводится низкий уровень конкуренции, производительности труда, роста ВВП (ВРП), спроса на инновации и др. Критике подвергаются вводимые государством нормы. В качестве научного обоснования взглядов на современное участие государства в отечественной экономике выступают различные направления экономической науки.
Полагаем, что наиболее близко к решению сложной задачи — какие применять способы и инструменты управления и как это делать — подошли немецкие ученые — ордолибералисты. Сторонники ордолиберализма пытались предоставить научное обоснование и правила игры для государства в построении социальной экономики в Германии. Высоко оценен вклад в теорию и практику Людвига Эрхарда, усилия которого привели к стремительному переходу социально-экономической системы ФРГ от состояния «полного развала» до одной их самых устойчивых и ведущих среди стран Европы. Мы разделяем основную идею ордолибералистов: экономика должна быть социально ориентирована. При этом блага не должны просто даваться человеку, их необходимо зарабатывать; задача же государства — обеспечить для этого условия.
Критерием состояния социально-экономической системы, именуемого как безопасное, в теории экономической безопасности региона выступает степень удовлетворенности потребностей населения, но не всех потребностей, а только тех, которые стандартизированы нормативными правовыми актами Российской Федерации и региона, исходя из возможностей экономики, состояния ее развития. Государственная власть региона «вмешивается» или «ограничивает» свободу экономических агентов в объеме, определяющемся уровнем удовлетворения потребностей населения, посредством защиты от влияния негативных воздействий на социально-экономическую систему. То есть чем интенсивнее влияние негативных воздействий, тем большее участие требуется от государства и наоборот. Через удовлетворение стандартизированных потребностей населения, с нашей точки зрения, достигается устойчивость социально-экономической системы и формируются условия для ее развития.
Объектом ТЭБР выступает экономическая безопасность региона как элемент социально-экономической системы региона, обеспечивающий защиту от влияния негативных воздействий.
Предметом исследования теории экономической безопасности выступают: причинно-следственные связи между изменением уровня экономической безопасности и состояния социально-экономической системы, а также закономерности развития негативных воздействий при применении для защиты от их влияния различных методов и инструментов управления.
Подчеркнем разделение объектов теории экономической безопасности и обеспечения экономической безопасности. Теория исследует элемент социально-экономической системы, характеризующий ее определенное состояние — экономическую безопасность. Сама же социально-экономическая система выступает объектом защиты от влияния негативных воздействий.
Главные задачи теории экономической безопасности региона — выявить причинно-следственные связи, выделить закономерности в обеспечении устойчивости экономики региона в условиях влияния негативных воздействий в таких параметрах, которые позволяют удовлетворить потребности населения.
Представление об экономической безопасности как об элементе социально-экономической системы предопределило выбор в качестве основного исследовательского метода системного подхода. Интерпретация принципов системного метода применительно к исследованию экономической безопасности региона представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Интерпретация принципов системного метода применительно к исследованию экономической безопасности региона
№ п/п Название принципа Содержание принципа
1 Принцип соответствия Построение теории экономической безопасности регионов базируется на категориальном аппарате, аксиоматике, методологии теории экономической безопасности и региональной экономики
2 Принцип детерминизма Построение теории экономической безопасности регионов осуществляется в форме причинности как совокупности внешних и внутрисистемных обстоятельств, которые предшествуют во времени рискам, угрозам, ущербу
3 Принцип дополнительности Теория экономической безопасности регионов базируется на накопленных научных знаниях теории региональной экономики и теории экономической безопасности и основывается на учете влияния на социально-экономическую систему региона негативных воздействий в условиях ограниченности ресурсов в регионах для защиты от такого влияния
4 Принцип иерархических целей Экономическая безопасность страны является условием для обеспечения экономической безопасности регионов
5 Принцип относительной независимости горизонтальных целей Совокупное влияние субъектов экономики на состояние экономической безопасности определенного уровня (сегмента) уменьшается по мере сокращения количества связей между ними
Выделим основные функции теории экономической безопасности региона, которые позволяют идентифицировать ее в границах теории региональной экономики и теории экономической безопасности:
- познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы и влияние негативных воздействий на социально-экономическую систему региона через призму удовлетворения институционально закрепленных потребностей населения (эталонных потребностей). Такое изучение базируется на методологическом инструментарии теории экономической безопасности при идентификации и оценке негативных воздействий и региональной экономики в части проведения регионального анализа;
- практическая функция состоит в разработке научно обоснованных рекомендаций по управлению экономической безопасностью посредством защиты от негативных воздействий, влияющих на экономику региона и способных нанести ущерб институционально закрепленным потребностям населения. Практическое приложение этой функции должно реализовы-ваться в политике экономической безопасности региона или в соответствующем разделе социально-экономической политики;
- прогностическая функция состоит в предвидении реакции социально-экономической системы на внутрисистемные, а также макроэкономические, институциональные и другие изменения внешней среды с точки зрения их возможной трансформации в негативные воздействия, влияние которых на экономику региона способно снизить уровень удовлетворения потребностей населения.
Выводы
1. В западной научной литературе и нормативных правовых актах «экономическая безопасность» рассматривается как элемент национальной безопасности или составляющая экономической политики.
2. Актуальность исследований в области экономической безопасности региона обусловлена отсутствием научно обоснованного инструментария, способного предоставить органам государственного управления субъекта Федерации действенные решения по защите его социально -экономической системы от рисков и угроз.
3. Критерием оценки уровня экономической безопасности региона выступает степень удовлетворения стандартизированных потребностей населения.
4. Теория экономической безопасности региона рассматривается как частная теория региональной экономики, которая исследует частные случаи для региональной экономики — изменение состояния социально-экономической системы региона в условиях оказания на нее негативных воздействий.
5. Объектом теории экономической безопасности выступает экономическая безопасность региона как элемент социально-экономической системы региона.
Предметом исследования теории экономической безопасности выступают: причинно-следственные связи между изменением уровня экономической безопасности и состояния социально-экономической системы, а также закономерности развития негативных воздействий при применении для защиты от их влияния различных методов и инструментов управления.
6. Основные функции теории экономической безопасности региона: познавательная, практическая и прогностическая.
Литература
1. Политика безопасности. Сайт христианско-демократической партии ФРГ. URL: http://www.kas.de (дата обращения: 18.09.2012).
2. Instituteskonzept. Сайт Бранденбургского института общества и безопасности. URL: http://www.bigs -potsdam.org/index.php/de/institutskonzept (дата обращения: 18.09.2012).
3. Von Peter Dortans. Sicherheitim Gespräch. Сайт Свободного университета. URL: http://www.fu-berlin.de/presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05-01_dortans/index.htmlde (дата обращения: 19.09.2012).
4. Magyarorszäg Nemzeti Biztonsägi Strategiäja // MAGYARKÖZÖNY. — 2012. — № 19. —С. 1378.
5. Economicsand National Security: Issues andlmplications for U.S. Policy. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/ natsec/R41589.pdf.
6. Hudson W. Economic Security for All: How To End Poverty In The United States. http://shults.org/ wadehudson/esfa/ (дата обращения: 14.01.2014).
7. What is the ESI? URL: http://economicsecurityindex.org/?p=what_is_the_esi (дата обращения: 17.03.2014).
8. Economic insecurity rising in all states, but some more than others. URL: http://economicsecurityindex.org/ (дата обращения: 17.06.2013).
9. Громов И. А., Литвиненко А. Н. Система экономической безопасности государства в компетенции Департамента экономической безопасности МВД России // Вопросы экономики и права: Научно-информационный журнал. — № 12. — 2010. — С. 71-76.
10. Концепция экономической политики Ростовской области. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=76219 (дата обращения: 03.02.2014).
11. Указ Президента Республики Калмыкия от 27.08.2002 № 168 (ред. от 20.03.2006) «О стратегии экономической безопасности республики Калмыкия». URL: http://www.rusouth.info/territory9/pack1b/ paper-hfk3xt. htm.
12. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. — М.: Прогресс, 1966. — С. 17.
13. Дергачев В. А. Регионалистика. URL: http://dergachev.ru/book-7/01-2.html (дата обращения: 01.03.2014).
14. Феофилова Т. Ю. Дискурс экономической безопасности и социально-экономической дифференциации регионов Российской Федерации // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2013. — № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-ku.ru/index.php/arkhiv-nomerov/2013-god/vestnik-4.
References
1. Safety Policy. The website of the Christian-Democratic Party of the Federal Republic of Germany. URL: http://www.kas.de (Retrieved on 18.09.2012).
2. Instituteskonzept. The website of Brandenburg Institute of Society and Safety. URL: http://www.bigs-potsdam.org/index.php/de/institutskonzept de (Retrieved on 18.09.2012).
3. Von Peter Dortans. Sicherheit im Gespräch. The website of Free University. URL: http://www.fu -berlin.de/ presse/publikationen/fundiert/archiv/2005_01/05-01_dortans/index.html de (Retrieved on 19.09.2012).
4. Magyarorszäg Nemzeti Biztonsägi Strategiäja //MAGYARKÖZÖNY. 2012. No. 19. p . 1378.
5. Economics and National Security: Issues and Implications for U.S. Policy. URL: http://www.fas.org/sgp/crs/ natsec/R41589.pdf
6. Hudson W. Economic Security for All: How To End Poverty In The United States. http://shults.org/ wadehudson/esfa/ (Retrieved on 14.01.2014).
7. What is the ESI?. URL: http://economicsecurityindex.org/?p=what_is_the_esi (Retrieved on 17.03.2014).
8. Economic insecurity rising in all states, but some more than others. сайт Economic Security Index. URL: http://economicsecurityindex.org/ (Retrieved on 17.06.2013).
9. Gromov I.A., Litvinenko A.N. The System of Economic Safety of the State is in Competence of the Department of Economic Safety of the Ministry ofInternal Affairs of Russia // Issues of Economics and Law. Scientific -Informational Journal. No.12. 2010. - p. 71 - p.76.
10. The Concept of Economic Policy of the Rostov Region. URL: http://www.donland.ru/Default.aspx? pageid=76219 (Retrievedon 03.02.2014)
11. The Decree of the President of the Republic of Kalmykia as of 27.08.2002 N 168 (edited on 20.03.2006) "On the Stategy of Economic Safety of the Republic of Kalmykia". URL: http://www.rusouth.info/territory9/ pack1b/paper-hfk3xt.htm.
12. Izard, W. Methods of Regional Analysis: Introduction in the Science of Regions. M.: "Progress" Publishing. 1966. p. 17.
13. Dergachev, V.A. Regional Studies. URL: http://dergachev.ru/book-7/01-2.html (Retrieved on 1.03.2014).
14. Feofilova, T.Yu. Discussion of Economic Safety and Social-Economic Differentiation of Regions in the RF. // Corporate Management and Innovative Development of the North: Herald of Scientific Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investing of Syktyvkar State University. - 2013. - No. 4. - 1 p.l. [an electronic resource]. Retrieved from: http://vestnik-ku.ru/index.php/arkhiv-nomerov/2013-god/vestnik-4