Научная статья на тему 'Особенности аудита некоммерческих организаций в Российской Федерации и штрафы за его отсутствие'

Особенности аудита некоммерческих организаций в Российской Федерации и штрафы за его отсутствие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АУДИТ / ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВАНИЙ / ШТРАФЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / NON-PROFIT ORGANIZATION / AUDIT / LIST OF GROUNDS / FINES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Д. А., Айгунова Р. С.

В статье рассматриваются особенности аудита некоммерческих организаций и штрафы за его отсутствие. В условиях рыночной экономики принятие решений о взаимодействии физических и юридических лиц с некоммерческими организациями, а также оценка риска вложений, взносов, грантов и других целевых источников финансирования деятельности некоммерческих организаций невозможны без предоставления достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такая отчётность должна подтверждаться независимыми аудиторами. Также раскрываются цели создания и функционирования некоммерческих организаций в Российской Федерации; критерии, необходимые для проведения обязательного аудита и санкций за несоблюдение данных указаний; приводится алгоритм действий для того, чтобы своевременно и планомерно отразить необходимое заключение на официальных сайтах контролирующих организаций на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of audit of non-profit organizations in the Russian Federation and fines for audit misconduct

In a market economy, the decisions on the interaction of individual and legal entities with non-profit organizations, as well as risk assessment of investments, contributions, grants and other targeted sources of financing the activities of non-profit organizations are impossible to make without the provision of reliable financial (accounting) statements. Such reporting should be confirmed by independent auditors. The article also reveals the goals of the establishment and functioning of non-profit organizations in the Russian Federation; the criteria for classifying them as the need for a mandatory audit and sanctions for non-compliance with given instructions. An algorithm of actions is also provided in order to timely and systematically reflect the necessary conclusion on the official websites of controlling organizations in the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности аудита некоммерческих организаций в Российской Федерации и штрафы за его отсутствие»

УДК 338.242

Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-88-93 Д.А. Юнусова, Р. С. Айгунова

Особенности аудита некоммерческих организаций в Российской Федерации

и штрафы за его отсутствие

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]

В статье рассматриваются особенности аудита некоммерческих организаций и штрафы за его отсутствие. В условиях рыночной экономики принятие решений о взаимодействии физических и юридических лиц с некоммерческими организациями, а также оценка риска вложений, взносов, грантов и других целевых источников финансирования деятельности некоммерческих организаций невозможны без предоставления достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такая отчётность должна подтверждаться независимыми аудиторами.

Также раскрываются цели создания и функционирования некоммерческих организаций в Российской Федерации; критерии, необходимые для проведения обязательного аудита и санкций за несоблюдение данных указаний; приводится алгоритм действий для того, чтобы своевременно и планомерно отразить необходимое заключение на официальных сайтах контролирующих организаций на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: некоммерческая организация, аудит, перечень оснований, штрафы, административная ответственность.

Для полного понимания сущности некоммерческих организаций рассмотрим их определение в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Согласно ст. 2 ФЗ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», изменения которой вступили в силу 01.01.2019, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ [1].

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает следующий перечень оснований, по которым некоммерческие организации подлежат обязательному аудиту:

Рис. 1. Основные критерии прохождения НКО процедуры обязательного аудита

Некоммерческие организации в России могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций, общин коренных народов, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных фондов и т. д.

Главное их отличие от других юридических лиц состоит в том, что извлечение прибыли не является их основной деятельностью, а полученная прибыль не распределяется между участниками, а направляется на достижение основных целей. Это значит, что некоммерческая организация призвана осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана.

Исходя из формулировок законодательства, структура доходов некоммерческих организаций должна складываться из поступлений учредителей, взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Для того чтобы определять источники доходов, поступления, не связанные с предпринимательской деятельностью, учитываются на счете 86 «Целевое финансирование», а доходы от предпринимательской деятельности - на счетах 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». И если выручка от предпринимательской деятельности НКО превышает 400 млн руб. (без учета НДС), то проведение аудита является обязательным [1].

Также НКО могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. И если валюта баланса НКО превышает 60 млн руб., то проведение аудита обязательно.

В случае, если НКО попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно [5].

Аудит НКО:

- выявляет целевое назначение расходования средств;

- проверяет, соответствуют ли записи учета информации первичных документов;

- выясняет, насколько верно документальное оформление операций поступления и расходования денежных средств, имущества организации;

- выявляет, соответствуют ли полномочия руководящего состава НКО уставным задачам, документальное оформление приема новых членов и производит проверку прочих действий учредительного характера и т. д.

В рамках аудита может производиться составление проектов расходования средств, получение рекомендаций профессионалов.

Рассмотрим порядок проведения аудиторской проверки НКО.

Некоммерческая организация

Письменный запрос

Согласие или отказ

Аудиторская компания

Рис. 2. Порядок согласования проведения аудиторской проверки

При согласии на проведение аудита письмо является договором оферты. К оферте может быть дополнительно заключено соглашение, составленное после предварительного ознакомления аудиторской компании с деятельностью НКО и задачами проверки. При проведении аудита проверка осуществляется путем реализации нескольких этапов.

Проверка некоммерческих организаций отличается от аудита коммерческих предприятий. При аудите НКО проверяется целевое назначение поступления и расходования средств.

Таблица 1. Основные этапы проведения аудита

Этапы проведения Состав действий аудитора

Подготовительный Производится ознакомление с деятельностью, задачами, определение программы и плана

Промежуточный Осуществляется проверка документации, систем внутреннего контроля для определения степеней рисков

Основной Производится непосредственно сама проверка документации с отражением информации в рабочих документах

Заключительный Составляется отчет и заключение по материалам аудита

Аудиторы при проверке НКО могут допустить ошибки, не позволяющие обеспечить полноту вынесенного заключения. В практике встречается недостаточное изучение:

• членства в НКО. При неверном оформлении членства поступления признаются внереализационными доходами и подлежат налогообложению;

• найма работников и выплат вознаграждений. Ряд НКО не имеет права принимать на работу сторонних лиц;

• расходов на конференции, собрания. Отсутствие документального подтверждения представительских расходов, наличие соответствующей статьи в смете не позволяют отнести затраты к уставной деятельности.

Таблица 2. Особенности проведения аудита некоммерческих организаций

Участки проверки Дополнительные сведения

Учредительные документы Проверяется соответствие деятельности уставной, наличие дополнительных видов, разрешенных законодательством

Поступления денежных средств и имущества от учредителей, членов Проверяются поступления в рамках уставной деятельности для исключения необходимости налогообложения

Финансирование прочими организациями, включая гранты Определяется документальное подтверждение (договор, удостоверение комиссии при Правительстве РФ) безвозмездного характера финансирования

Пожертвования физических лиц Устанавливается наличие приемного акта, распределение средств

Поступления внереализационного характера Наличие раздельного учета, верность исчисления налогов

Расходы организации Определяется наличие сметы, первичных документов, соответствие назначения затрат уставной деятельности

Поступление от ведения коммерческой деятельности Устанавливается законность ведения деятельности, налогообложение, назначение расходов

Оплата труда работников Анализируется правомочность привлечения наемных работников, документальное оформление их приема и выплат

Анализ деятельности НКО требует определенных знаний специфики учета и отчетности организаций.

Оштрафовать некоммерческие организации могут за так называемое грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, помимо всего прочего, понимается и отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Штрафы, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ: административный штраф на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб., а при повторном нарушении - до 20 000 руб. или дисквалификация.

При этом срок давности для привлечения к административной ответственности увеличен до 2-х лет с момента совершения административного правонарушения.

Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ об административных правонарушениях.

Росстат за непредоставление аудиторского заключения может наложить административный штраф:

- на граждан - в размере от 100 до 300 рублей;

- на должностных лиц - от 300 до 500 рублей;

- на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей [3].

При этом назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ). Таким образом, юридическое лицо должно представить аудиторское заключение в органы статистики.

Если аудиторское заключение не будет предоставлено в территориальные органы Росстата в указанные сроки, то согласно ст. 19.7 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб., на организацию - от 3 000 до 5 000 руб.

Также есть ответственность и за невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый реестр о фактах деятельности юридических лиц: штраф в размере от 5 до 50 тыс. рублей.

В случае отсутствия аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), обнаруженного в ходе выездной налоговой проверки - штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 15.11 КоАП).

Необходимо понимать, что стоимость проведения обязательного аудита в большинстве случаев значительно меньше административных штрафов. К тому же, проходя аудиторскую проверку в различных аудиторских компаниях, организации получают не только аудиторское заключение, но и отчет о выявленных рисках, своевременно предотвратив которые могут существенно обезопасить компанию и избежать серьезных последствий.

Для того чтобы избежать штрафов, некоммерческая организация, которая подпадает под критерии проведения аудита, должна не позднее 31 декабря 2019 года предоставить аудиторское заключение по отчетности 2018 года в местное отделение Федеральной службы государственной статистики. При этом заключение не может быть предоставлено позднее 10 рабочих дней после даты аудиторского заключения.

Литература

1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2017). [Электронный источник]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/ (дата обращения: 20.10.2019).

2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. № 7-ФЗ (последняя редакция).

3. Ерофеева В.А. Аудит: краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2014. - 208 с.

4. Зайцева О.Ю., Зиновьева И.С. Проблемы обеспечения качества аудиторской деятельности // IX Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2017». - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/35511.pdf (дата обращения: 06.03.2019).

5. Мозалева Н. Какие штрафные санкции предусмотрены для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита? // Информационная система «Гарант». [Электронный источник]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/consult/account/1292778/ (дата обращения: 20.10.2019).

6. Первова К.А. Актуальность аудита в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - № 5.

7. Сапко Н. Обязательный аудит 2019 и его альтернатива. [Электронный источник]. - Режим доступа: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/obyazatelnyy-audit-2019-i-ego-alternativa/ (дата обращения: 20.10.2019).

8. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Контроллинг качества аудита в современных условиях // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. - 2015. - № 3. - С. 207-210.

9. Феофанова Н., Аудит НКО. Образец заполнения. [Электронный источник]. -Режим доступа: https://online-buhuchet.ru/audit-nko/ (дата обращения: 20.10.2019).

10. Юнусова Д.А. Требования к финансовой отчетности в современных условиях // Экономика: теория и практика. - 2019. - № 1 (53). - С. 41-45.

Поступила в редакцию 21 ноября 2019 г.

UDC 338.242

DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-4-88-93

The features of audit of non-profit organizations in the Russian Federation

and fines for audit misconduct

D.A. Yunusova, R.S. Aigunova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]

In a market economy, the decisions on the interaction of individual and legal entities with nonprofit organizations, as well as risk assessment of investments, contributions, grants and other targeted sources of financing the activities of non-profit organizations are impossible to make without the provision of reliable financial (accounting) statements. Such reporting should be confirmed by independent auditors.

The article also reveals the goals of the establishment and functioning of non-profit organizations in the Russian Federation; the criteria for classifying them as the need for a mandatory audit and sanctions for non-compliance with given instructions. An algorithm of actions is also provided in order to timely and systematically reflect the necessary conclusion on the official websites of controlling organizations in the territory of the Russian Federation.

Keywords: non-profit organization, audit, list of grounds, fines, administrative responsibility.

Received 21 November, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.