Научная статья на тему 'Штрафы за непроведение обязательного аудита'

Штрафы за непроведение обязательного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / AUDIT / РИСК / RISK / ШТРАФ / PENALTY / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Д.А.

Сколько будет стоить компании не проведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведение аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENALTIES FOR NOT CONDUCTING AN OBLIGATORY AUDIT

How much will it cost the company failure to statutory audit? In this article, we consider the possible sanctions from the regulatory authorities for the lack of an audit report. The consequences of the failure to conduct an audit (in addition to fines for non-audit report) can affect financial and economic activities of the company.

Текст научной работы на тему «Штрафы за непроведение обязательного аудита»

УДК 657.6 ББК 65

Юнусова Д. А. - к.э.н., доцент кафедры «Анализ хозяйственной деятельности и аудит», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Yunusova D. A. - Pd.D., associate professor of the Department «Analysis of economic activity and audit» Dagestan state University of national economy

ШТРАФЫ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

PENALTIES FOR NOT CONDUCTING AN OBLIGATORY

AUDIT

Сколько будет стоить компании не проведение обязательного аудита? В данной статье рассмотрим возможные санкции со стороны контролирующих органов компании за отсутствие аудиторского заключения. Последствия же непроведение аудита (помимо штрафов за отсутствие аудиторского заключения) могут отразиться на финансово-экономической деятельности компании. Ключевые слова: аудит, риск, штраф, ответственность.

How much will it cost the company failure to statutory audit? In this article, we consider the possible sanctions from the regulatory authorities for the lack of an audit report. The consequences of the failure to conduct an audit (in addition to fines for non-audit report) can affect financial and economic activities of the company. Keywords: audit, risk, penalty, responsibility.

Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий с целью выражения мнения о ее достоверности.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности». С января 2017 года обязательный аудит выполняется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

В статье 5 вышеуказанного закона приводится перечень организаций, подлежащих ежегодному аудиту.

С 1 октября 2016 года в России результаты обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности стали публичными. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Организации, подлежащие обязательному аудиту, теперь должны вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц информацию о результатах аудита в течение 3-х рабочих дней после получения аудиторского заключения. К числу таких сведений относятся:

• наименование, ИНН, ОГРН, СНИЛС аудируемого лица;

• наименование (Ф.И.О.), ИНН, ОГРН (ОГРНИП), СНИЛС аудиторской организации (индивидуального аудитора);

• перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

• период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;

• дата аудиторского заключения;

• мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора)

0 достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности.

Проанализируем, какие контролирующие органы могут оштрафовать компанию за отсутствие аудиторского заключения, что, по сути, означает непроведение обязательного аудита.

Ответственность, которая может быть вменена налоговым органом за непредъявление в установленный срок документов, предусмотрена п.1 ст.126 НК РФ.

Так, цена непредставления в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК РФ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту - Закон №307-ФЗ) аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Из вышеизложенного следует, что аудиторское заключение не является документом, служащим основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документом, подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и, следовательно, у налогового органа нет оснований налагать штраф по п. 1 ст.126 НК РФ за его непредставление. Данную позицию разделяют и арбитражные суды (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 г. №А55-24924/2015).

Кроме того, аудиторское заключение теперь не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.14 Закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), представляемой в налоговые органы, а поэтому налоговые органы не вправе штрафовать компанию (письма УФНС РФ по г. Москве от 31.03.2014 г. №1311/030545, от 20.01.2014 г. №16-15/003855, Минфина РФ от 30.01.2013 г. №03-02-07/1/1724).

Размер штрафов, предусмотренный ст.15.11 КОАП, составляет:

- от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);

- при повторном нарушении - до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от

1 года до 2 лет.

Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 года с момента совершения такого правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица:

- налоговых органов (пп.5 п.2 ст.28.3 КоАП);

- органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп.11 п.2 ст.28.3 КоАП);

- Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп.3 п.5 ст.28.3 КоАП).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту представляемой в Росстат бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

- от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);

- от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

При этом наложение штрафа не освобождает организацию от обязанности представить аудиторское заключение в органы статистики (п.4 ст.4.1 КоАП РФ).

Самые серьезные санкции могут быть наложены Банком России.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее по тексту -Закон №208-ФЗ).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком РФ от 30.12.2014 г. №454-П (далее по тексту - Положение).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (п.71.4 Положения). Напомним, что обязательный аудит проводится в случаях, если компания имеет организационно-правовую форму АО (пп.1 п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ (п.2.13 Положения).

Административная ответственность за данное нарушение предусмотрена п.2 ст. 15.19 КоАП. Так, раскрытие информации не в полном объеме (бухгалтерская отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа:

- от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;

- от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Список литературы:

1. Ахмедова Л.А., Сулейманова Д.А. Мониторинг финансовых рисков при принятии управленческих решений// Экономика и предпринимательство. -2016. - № 8 (73). - с. 291-293.

2. Бабаева З.Ш., Ахмедова Л.А., Толчинская М.Н. Аудит финансовой отчетности в условиях современной информационной среды // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11(40). С. 521-525

3. Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика. 2010 - 264 с.

4. С. В. Черемсина. Развитие аудита в России // Проблемы учета и финансов. 2014. №4(16)

5. Толчинская М.Н., Мамаева У.З. Аудит финансовой отчетности -системный подход. // Финансы и кредит. 2014. №35. с. 46-50.

6. Шарова С.В., «Совершенствование нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», Вестник Института мировых цивилизаций, № 8, 2014 г., 35-40 с.

7. Шкапова О.В., «Закон об аудиторской деятельности и его значение для развития правовой базы аудита», Журнал Актуальные вопросы современной экономики, № 1, 2014 г., 62-73 с.

8. Юнусова Д.А. Налоговый аудит как средство снижения налоговых рисков: проблемы и перспективы// Экономика и предпринимательство.2015. №3-2 (56-2).С.564-567.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.