Научная статья на тему 'Особенности аудита кризисного предприятия'

Особенности аудита кризисного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2253
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банк Валерий Рафаэлович, Солоненко Анна Александровна

Аудит кризисного предприятия обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, что позволяет разделить указанные функции на два вида: контрольные и функции по разработке целевых программ. Целесообразно выделить следующие этапы аудита кризисного предприятия: подготовка к проведению аудита; планирование аудита; диагностика состояния объекта исследования; разработка антикризисной программы; контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы; обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета). Цель аудита кризисного предприятия состоит в оказании содействия администрации по выходу предприятия (отдельного подразделения, вида деятельности и т. п.) из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE CRISIS ENTERPRISE AUDIT

The audit of the crisis enterprise ensures not only the checking of financial indicators, but the working out of suggestions for the improvement of economic activity in order to rationalize the expenses and to raise the profit. This allows to divide the above mentioned functions into two types: the controlling ones and the functions of working out the goal-oriented programmes. It is reasonable to single out the following steps of crisis enterprise audit: the preparation for the audit realization; the audit planning; the examination of the target object state; the elaboration of the anticrisis programme; the control of the anticrisis activity fulfillment and the valuing of efficiency of the anticrisis programme realization; the generalization of the fulfilled audit data and making up the auditor's conclusion. The aim of the crisis enterprise audit is to help the administration to find the way out of the crisis situation for the enterprise (a particular subdivision, the kind of activity etc.).

Текст научной работы на тему «Особенности аудита кризисного предприятия»

ФИНАНСОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КРИЗИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ББК 65.052

В. Р. Банк, А. А. Солоненко Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В нынешних условиях предприятия, попавшие в кризис, сталкиваются с ситуацией, когда обычная технология управления не работает. Необходимость срочных мер по урегулированию кризиса заставляет руководителей совершать много ненужных и резких действий, в то время как в мировой практике эти проблемы входят в компетенцию аудиторских фирм.

Аудит кризисных предприятий связан с анализом сложившейся ситуации и выработкой оптимальных решений с минимальными потерями, поиском новых путей деятельности предприятий, достигших пределов возможностей в рамках существующей структуры.

В условиях банкротства необходимо организовать аудит по следующим процедурам несостоятельности: предупреждение банкротства; наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

При возникновении предбанкротного состояния собственники обычно пытаются «спасти» часть имущества от принудительного изъятия за долги. Аудитор на стадии конкретного производства и арбитражного управления должен воспрепятствовать этому, помочь организовать обособленный учет имущества организации, находящегося в личном пользовании, в разрезе конкретных материально ответственных лиц.

Задачей аудитора на этапе наблюдения является проверка достоверности и существенности признаков банкротства, заявленных руководителями организации. Кроме обычных в таких случаях расчетов аудитор должен проверить, насколько организация обеспечена заказами, сырьем и материалами, сохранился ли ведущий персонал и т. д.

С момента принятия арбитражным судом решения о введении наблюдения, наступают следующие последствия:

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законодательством о несостоятельности порядка предъявления требований к должнику.

2. Приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику.

3. Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

4. Запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

5. Отменяется выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

6. Не допускается прекращение денежных обязательств путем зачета встречных однородных требований.

В бухгалтерском учете организации-должника следует полностью руководствоваться этими предписаниями, а аудитор должен проверить их исполнение.

На этапе внешнего управления аудитор должен проверить и оценить реальность и эффективность последней попытки спасти организацию от финансового краха.

На изменение сложившихся тенденций направлен антикризисный процесс, включающий в себя два блока: антикризисное регулирование и антикризисное управление. Антикризисное регулирование - это воздействие на неплатежеспособное предприятие на макроуровне с помощью организационно-экономических и нормативно-правовых мер. Антикризисное управление заключается в применении антикризисных процедур на микроуровне, т. е. представляет собой реализацию комплекса управленческих действий.

Ряд процедур в системе антикризисного управления можно определить как функции аудита кризисного предприятия. К ним относятся: диагностика кризисной ситуации; подготовка программы выхода предприятия из кризиса (включая разработку отдельный антикризисных мероприятий); контроль выполнения антикризисных мероприятий; оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Некоторые ученые считают, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. В связи с этим указанные функции мож-

но разделить на два вида: контрольные функции и функции по разработке целевых программ.

Объектом исследования аудита кризисного субъекта хозяйствования является как предприятие в целом, рассматриваемое как высокоорганизованная динамическая система, находящаяся на той или иной стадии кризиса, так и любой элемент этой системы (внутренняя среда предприятия, конкретные виды ресурсов, производственные функции, виды деятельности, организационная структура, себестоимость и т. п.).

Аудит кризисного предприятия представляет собой системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним.

Цель аудита кризисного предприятия состоит в оказании содействия администрации по выходу предприятия (отдельного подразделения, вида деятельности и т. п.) из кризиса. Так, О. В. Ковалева выделяет следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности [1]:

- анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия;

- формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу;

- обоснование антикризисной стратегии управления предприятием;

- разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;

- организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

- оценка эффективности выполнения антикризисной программы и др.

Этапы аудита кризисного предприятия:

- подготовка к проведению аудита;

- планирование аудита;

- диагностика состояния объекта исследования;

- разработка антикризисной программы;

- контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

- обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).

Нужно учитывать, что Международными рекомендациями по аудиту предусмотрена система критериев, используемых аудиторами в качестве ориентиров при выполнении профессиональных обязанностей в ситуациях, когда может быть подвергнута сомнению применимость концепции действующего предприятия. Пункт 34 Стандартов для аудита Американского общества дипломированных бухгалтеров требует от аудитора оценки вероятности банкротства предприятия. Если фирма обанкротилась, а в отчете аудитора не было об этом никаких предупреждений, то он может быть привлечен к ответственности.

Современное российское законодательство также содержит рекомендации аудиторам по оценке возможности нарушения принципа продолжающейся деятельности. Так, в правиле аудиторской деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности» указано: «Если при проведении аудита аудиторская организация обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, то аудиторская организация должна получить достаточные доказательства, подтверждающие или опровергающие такое сомнение». Следовательно, необходимо в обязательном порядке провести оценку вероятности банкротства предприятия.

До заключения договора на проведение аудита аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, региональных и отраслевых особенностях его бизнеса, характере и сумме обязательств.

При заключении договора на проведение аудита помимо обычных пунктов (по согласованию с клиентом) может быть установлена ответственность аудиторов за качество разработки антикризисной программы и администрации предприятия - за полноту и своевременность ее выполнения.

Далее формируется группа аудиторов с учетом бюджета рабочего времени, предполагаемых сроков работы, количественного состава группы и квалификационного уровня ее членов. После заключения договора составляется общий план и программа аудита.

Планирование аудита кризисного предприятия имеет ряд существенных особенностей, которые проявляются при расчете уровня существенности и нахождении аудиторского риска, при определении объема и состава аудиторских процедур, а также в особых требованиях к квалификации специалистов-исполнителей.

В рамках аудита кризисного предприятия уровень существенности и аудиторский риск должны рассматриваться с точки зрения достижения целей, сформулированных в антикризисной программе, при условии точного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия всех рекомендаций аудиторов.

Планируя уровень существенности, необходимо принимать во внимание две ее стороны: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудиторы должны использовать свои профессиональные знания и опыт, чтобы определить:

- во-первых, реализация каких антикризисных мероприятий сопряжена с наибольшим риском для достижения запланированных показателей финансового оздоровления предприятия;

- во-вторых, какие отклонения практических действий администрации по выводу его из кризиса, из рекомендованных в антикризисной программе, являются существенными;

- в-третьих, насколько непредсказуемыми окажутся изменения внешних факторов деятельности предприятия в период реализации антикризисной программы.

С количественной точки зрения аудитору необходимо оценить, превысит ли на конец периода реализации антикризисной программы фактическое отклонение достигнутых показателей предприятия их запланированные величины.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует понимать предельное значение отклонения фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисного предприятия может означать вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода предприятия из кризиса запланированные в ней показатели не будут достигнуты.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

При проведении аудита кризисного предприятия аналитические процедуры используются не только для констатации сложившейся на предприятии ситуации, но и для разработки на основе выполненного анализа эффективной антикризисной программы и прогнозов изменения положения на предприятии, а также для контроля правильности осуществления администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов. В связи с этим состав аналитических процедур может включать методы экспертных оценок, линейного и динамического программирования и т. д.

Действия аудиторов на всех этапах должны быть документированы. Применение стандартизированных рабочих документов позволит повысить качество их подготовки, обеспечить методический и логический подход к аудиту, полнее отразить информацию о проделанной работе, сократить вероятность пропуска данных, а также эффективно контролировать работу аудиторов.

При проведении данного аудита промежуточная информация для руководства предприятия-клиента формируется на этапах диагностики кризисной ситуации, разработки антикризисной программы и контроля реализации антикризисных мероприятий.

На заключительном этапе аудита производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения, в котором отражаются следующие сведения:

- кому адресовано заключение;

- цели аудита;

- краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту;

- описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения;

- краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса;

- характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономического проектов;

- оценка эффективности реализации антикризисной программы;

- прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.

Создание эффективно функционирующей службы внутреннего аудита на предприятии, находящемся в кризисной ситуации, позволяет обеспечивать достоверную диагностику кризиса, разработку антикризисной программы, контроль и оценку результативности ее выполнения, а также осуществление последующего мониторинга деятельности предприятия, своевременное информирование его руководства об опасностях и возможность их нейтрализации [2].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Учеб. пособие / Под ред. О. В. Ковалевой. - М.: ПРИОР, 2002. - 320 с.

2. Клинов Н., Назаров Д. Реорганизация и ликвидация юридического лица. -СПб.: Питер, 2003. - 156 с.

Получено 8.07.04

PECULIARITIES OF THE CRISIS ENTERPRISE AUDIT

V. R. Bank, A. A. Solonenko

The audit of the crisis enterprise ensures not only the checking of financial indicators, but the working out of suggestions for the improvement of economic activity in order to rationalize the expenses and to raise the profit. This allows to divide the above mentioned functions into two types: the controlling ones and the functions of working out the goal-oriented programmes. It is reasonable to single out the following steps of crisis enterprise audit: the preparation for the audit realization; the audit planning; the examination of the target object state; the elaboration of the anticrisis programme; the control of the anticrisis activity fulfillment and the valuing of efficiency of the anticrisis programme realization; the generalization of the fulfilled audit data and making up the auditor’s conclusion. The aim of the crisis enterprise audit is to help the administration to find the way out of the crisis situation for the enterprise (a particular subdivision, the kind of activity etc.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.