Научная статья на тему 'Особенности аудита кризисного предприятия'

Особенности аудита кризисного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Банк B.Р., Банк C.В.

В процессе кризис-консалтинга недостаточно только выявить потребности клиента, необходимо их преобразовать в ясно сформулированные задачи и пункты соглашения. Для приобретения навыков совместной работы нужно приложить особые усилия как со стороны клиента, так и со стороны консультанта. Желательно начать с подготовки серии брифингов с консультантами, чтобы их опыт и навыки быстрее дали результаты. В нашей нестабильной экономике для предприятия самое важное понять, до каких пор можно продолжать сложившуюся практику и когда и чем ее заменить. Возможности для успешных внешних маневров открывается тогда, когда управленцы ясно представляют состояние своего хозяйства, умеют им управлять, реально оценивают его перспективы и используют их для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аудита кризисного предприятия»

/Ifanutcfa^ucHoe cfnfeaiïvieHue

ОСОБЕННОСТИ АУДИТА КРИЗИСНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

B. Р. БАНК,

доктор экономических наук, профессор, академик МАИ при ООН

C.B. БАНК, кандидат экономических наук, доцент

Российского государственного аграрного заочного университета

В отечественной и мировой хозяйственной практике известно несколько стадий развития кризисной ситуации на предприятии:

• экономическая несостоятельность (скрытая

стадия банкротства);

• финансовая нестабильность, неплатежеспособность (реальное банкротство);

• стадия официального признания банкротства.

Выделим некоторую специфику применения общепринятых принципов и допущений в бухгалтерском учете и аудите. На заключительных стадиях банкротства во многом теряют свое первоначальное значение принципы последовательности в учетной политике и временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Когда наступает время банкротства, решающим является время поступления или выплаты денежных средств и погашения соответствующих долговых обязательств. Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе денежных потоков, а не относительно фактов совершения сделки. Сделок на заключительной стадии банкротства обычно не бывает.

Имущественная обособленность в принципе означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, равно как от активов и обязательств других учреждений. В современных условиях во многих организациях, особенно в хозяйственных обществах и товариществах, имущество часто находится в личном пользовании учредителей, участников или работников либо принадлежит другой организации (например, при

аренде помещений и других основных средств). При возникновении предбанкротного состояния собственники обычно пытаются «спасти» часть имущества от принудительного изъятия за долги. Аудитор на стадии конкретного производства и арбитражного управления должен воспрепятствовать этому, помочь организовать обособленный учет имущества организации, находящегося в личном пользовании, в разрезе конкретных материально ответственных лиц.

Требование осмотрительности (осторожности) в бухгалтерском учете обычно означает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Одним из условий реализации данного принципа на практике является отражение в бухгалтерском учете прибыли только после совершения хозяйственных операций, а убытка — с момента возникновения предположения о возможности его появления. Полная реализация этого принципа организацией в состоянии банкротства может привести к искусственному увеличению величины убытков, а следовательно, к уменьшению возмещения обязательств перед кредиторами.

Для таких организаций практически не реализуема возможность создания специальных резервов, в том числе и по сомнительным долгам. В то же время принцип осмотрительности должен играть большую роль на стадии предупреждения банкротства (отказ от сомнительных сделок, попыток умышленного банкротства организацией и т.п.). Проверить, насколько соблюдался этот принцип и не было ли при этом попытки ущемления интересов собственников и кредиторов, должен аудитор.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРШ тс -НР^хж-ит^

В условиях близкого банкротства изменяются и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения. Общепринятым считается правило, согласно которому информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации.

Для внешних пользователей, к которым в условиях банкротства принадлежат в основном кредиторы, учетно-отчетная информация полезна, если ее наличие оказывает (или способно оказать) влияние на решение этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.

При этом важны содержание и существенность информации. Существенной с позиции кредиторов признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Данные учета и отчетности должны быть надежными, т.е. объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым они относятся.

Некоторые специалисты утверждают (и не безосновательно), что недостаточное внимание уделяется требованию отражать в учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой оценки и формы, но прежде всего из их экономического содержания и условий хозяйствования. К сожалению, в действительности предпочтение, как правило, отдается правовой форме банкротства.

Не всегда соблюдается при этом принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся на разных полюсах противостояния, их интересы во многом противоположны, и потому возможности искажения финансовой отчетности исключить нельзя. Не случайно при введении по решению суда арбитражного управления заменяют не только руководителя организации, но и главного бухгалтера.

Аудиторы, как и другие заинтересованные пользователи, должны иметь возможность сравнивать информацию об организации-банкроте за разные периоды времени, с тем чтобы определить тенденции в ее финансовом положении. Для этого, несмотря на необходимость изменения учетной политики на разных стадиях банкротства, отчетная информация должна быть сравнимой. Для вы-полнения этого требования заинтересованных

пользователей бухгалтерии следует информировать об учетной политике, принятой организацией — потенциальным банкротом, ее изменениях и о влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

Определенные изменения в бухгалтерском учете организации-банкрота претерпевают критерии признания активов, обязательств, доходов и расходов, их оценка в учете и отчетности.

В обычных условиях для признания в учете, т.е. для включения в бухгалтерский периодический баланс или отчет о прибылях и убытках, активы, обязательства, доходы и расходы должны отвечать следующим требованиям:

1) высокой долей вероятности того, что организация получит или потеряет какие-то будущие экономические выгоды, обусловленные каждым из этих объектов;

2) измеримости активов, обязательств, доходов и расходов с достаточной степенью точности. Если они не могут быть измерены со степенью, отвечающей принципу существенности, то не должны включаться в формы бухгалтерской отчетности, а отражаться в пояснительной записке.

Банкроту ожидать получения выгод не приходится, а дополнительные убытки ему уже не страшны. Поэтому для признания в бухгалтерском учете в этом случае, по нашему мнению, достаточно самого факта получения или потери активов, долговых обязательств, доходов и расходов.

Задачей аудитора на этапе наблюдения является проверка достоверности и существенности признаков банкротства, заявленных руководителями организации. Кроме обычных в таких случаях расчетов аудитор должен проверить, насколько организация обеспечена заказами, сырьем и материалами, сохранился ли ведущий персонал и т.д.

Как было отмечено, с момента решения арбитражным судом введения наблюдения, наступают следующие последствия:

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законодательством о несостоятельности порядка предъявления требований к должнику.

2. Приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жворш ъ чгРАтттск^

11

3. Приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям. Снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения его имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Исключение составляют исполнительные документы, выданные на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

4. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая).

5. Отменяется выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам.

6. Не допускается прекращение денежных обязательств путем зачета встречных однородных требований.

В бухгалтерском учете организации-должника следует полностью руководствоваться этими предписаниями, а аудитор должен проверить их исполнение.

Напомним, что в ходе наблюдения организа-ция-должник на основании решения своих учредителей или собственников вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении режима финансового оздоровления. К нему прилагаются план мероприятий по такому оздоровлению и новый график погашения долговых обязательств.

Внешнее управление вводится арбитражным судом по результатам рассмотрения и оценки эффективности финансового оздоровления в случаях: установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника; подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;

проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

появления обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет. Внешнее управление вводится на срок не более чем на восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

На этапе внешнего управления аудитор должен проверить и оценить реальность и эффективность последней попытки спасти организацию от финансового краха.

На изменение сложившихся тенденций направлен антикризисный процесс, включающий в себя два блока: антикризисное регулирование и антикризисное управление.

Антикризисное регулирование — это воздействие на неплатежеспособное предприятие на макроуровне с помощью организационно-экономических и нормативно-правовых мер.

Антикризисное управление заключается в применении антикризисных процедур на микроуровне, т.е. реализации комплекса управленческих действий.

Ряд процедур в системе антикризисного управления можно определить как функции аудита кризисного предприятия. К ним относятся:

• диагностика кризисной ситуации;

• подготовка программы выхода предприятия из кризиса (включая разработку отдельных антикризисных мероприятий);

• контроль выполнения антикризисных мероприятий;

• оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Некоторые ученые считают, что аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Поэтому можно разделить указанные функции на два вида: контрольные функции и функции по разработке целевых программ.

Объектом исследования аудита кризисного субъекта хозяйствования является предприятие в целом, рассматриваемое как высокоорганизованная динамическая система, находящаяся на той или иной стадии кризиса, так и любой элемент этой системы (внутренняя среда предприятия, конкретные виды ресурсов, производственные функции, виды деятельности, организационная структура, себестоимость и т.п.).

12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя тс тгр/гкжъ-м

Аудит кризисного предприятия представляет собой системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения. Такой аудит может быть как внутренним, так и внешним.

Цель аудита кризисного предприятия состоит в оказании содействия администрации в выходе предприятия (отдельного подразделения, вида деятельности и т.п.) из кризиса. Так, О.В. Ковалева выделяет следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности1: анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности предприятия; формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на предприятии на момент завершения диагностики и на перспективу; обоснование антикризисной стратегии управления предприятия;

разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу предприятия из кризиса;

организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий; оценка эффективности выполнения антикризисной программы и др. Этапы аудита кризисного предприятия. подготовка к проведению аудита; планирование аудита;

диагностика состояния объекта исследования; разработка антикризисной программы; контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы; обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета). Нужно учитывать, что международными рекомендациями по аудиту предусмотрена система критериев, используемых аудиторами в качестве ориентиров в выполнении профессиональных обязанностей в ситуациях, когда может быть подвергнута сомнению применимость концепции действующего предприятия. Пункт 34 стандартов для аудита американского общества дипломированных бухгалтеров требует от аудитора оценки вероятности банкротства предприятия. Если фирма обанкроти-

' Ковалева О.В., КонстантиновЮ.П. Аудит: Учеб. пособие/ Под ред. О.В. Ковалевой. - М.: Изд-во ПРИОР, 2002. - С. 223.

лась, а в отчете аудитора не было об этом никаких предупреждений, то он может быть привлечен к ответствен ности.

Современное российское законодательство также содержит рекомендации аудиторам по оценке возможности нарушения принципа продолжающейся деятельности. Так, в правиле аудиторской деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности» указано: «Если при проведении аудита аудиторская организация обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что существует сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности, то аудиторская организация должна получить достаточные доказательства, подтверждающие или опровергающие такое сомнение». Следовательно, необходимо в обязательном порядке провести оценку вероятности банкротства предприятия.

До заключения договора на проведение аудита аудиторская организация должна собрать необходимую информацию, чтобы получить конкретное представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, региональных и отраслевых особенностях его бизнеса, характере и сумме обязательств.

При заключении договора на проведение аудита помимо обычных пунктов (по согласованию с клиентом) может быть установлена ответственность аудиторов за качество разработки антикризисной программы, а администрации предприятия — за полноту и своевременность ее выполнения.

Далее формируется группа аудиторов с учетом бюджета рабочего времени, предполагаемых сроков работы, количественного состава группы и квалификационного уровня ее членов. После заключения договора составляется общий план и программа аудита.

Планирование аудита кризисного предприятия имеет ряд существенных особенностей, которые проявляются при расчете уровня существенности и нахождении аудиторского риска, при определении объема и состава аудиторских процедур, а также в особых требованиях к квалификации специалистов-исполнителей.

В рамках аудита кризисного предприятия уровень существенности и аудиторский риск должны рассматриваться с точки зрения достижения целей, сформулированных в антикризисной программе при условии точного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия всех рекомендаций аудиторов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ- к •Н7>**ЖИМ

13

Антикризисное (¡нра&леНае

9 (42) - 2005

Планируя уровень существенности, необходимо принимать во внимание две ее стороны: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудиторы должны использовать свои профессиональные знания и опыт, чтобы определить: => реализация каких антикризисных мероприятий сопряжена с наибольшим риском для достижения запланированных показателей финансового оздоровления предприятия; =ф какие отклонения практических действий администрации по выводу его из кризиса отрекомендованных в антикризисной программе являются существенными; => насколько непредсказуемыми окажутся изменения внешних факторов деятельности предприятия в период реализации антикризисной программы.

С количественной точки зрения аудитору необходимо оценить, превысят ли на конец периода реализации антикризисной программы фактическое отклонение достигнутых показателей предприятия их запланированные величины.

Подуровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное значение отклонения фактических показателей финансового состояния предприятия от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Количество и состав базовых абсолютных показателей, для которых рассчитывается уровень существенности, выбираются аудиторами самостоятельно. Значения этих показателей берутся из прогнозной бухгалтерской отчетности, сформированной по итогам разработки антикризисной программы. Результаты расчета уровня существенно-

сти по каждому базовому показателю обобщаются в рабочем документе «Рекомендуемая система базовых показателей и порядок нахождения для них уровня существенности» (табл. 1).

Показатель в столбце 3 должен быть определен внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе.

Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100 %.

Расчет единого уровня существенности выполняется в следующем порядке:

находится среднее арифметическое значение показателей в графе 4:

Х = ЕкХ/5\

рассчитываются отклонения наименьшего и наибольшего значений от среднего:

наименьшее значение — (X - хю1п)+~х\00%;

наибольшее значение - (х -Хтж)-^-~ХШ% ; базовые показатели, имеющие наибольшее и наименьшее значения отклонений, отбрасываются, а для оставшихся показателей находится среднее взвешенное значение уровня существенности:

£((**, - кХтях - кХ^ ЖЕ * - - »100% .

Полученное значение рассматривается в качестве единого уровня существенности показателей, включенных в систему базовых критериев оценки эффективности выполнения антикризисной программы. Данный показатель устанавливается в процессе разработки антикризисной программы, т.е. на четвертом этапе аудита кризисного предприятия.

При планировании аудита кризисного предприятия целесообразно использовать единый уровень существенности, при этом его следует рассчитывать

Таблица 1

Рабочий документ «Рекомендуемая система базовых показателей и порядок нахождения

единого уровня существенности»

Наименование базового показателя Значение показателя на конец реализации антикризисной программы Доля2, % Значение уровня существенности, тыс. руб.

1. Выручка от продажи товаров, работ, услуг Х\ 7,0 0,07л-,

2. Прибыль от продаж х2 6,0 0,06*2

3. Общие затраты предприятия х} 3,0 0,03л-3

4. Валюта баланса X.4 3,0 0,03х4

5. Чистые активы Х< 10,0 0,10^5

Итого... - ЕкХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Учитывая вероятностный характер оценок значений показателей, которые должны быть достигнуты, можно рекомендовать использовать более высокие доли отклонений (7-10%), чем те, которые обычно применяются при аудите бухгалтерской отчетности (2-10%).

14

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж80РШ % ЪРАЪЖгск*

/¿Нми&риуисЯое (¿сфа&мКие

9 (42) - 2005

как относительную величину, так как он будет применяться ко всем показателям, включенным в систему критериев оценки финансовой состоятельности и устойчивости деятельности предприятия.

Если отрицательные фактические отклонения значений одного или нескольких показателей оценки на конец периода реализации антикризисной программы превысят установленный единый уровень существенности, то можно сделать вывод о неэффективности отдельных или всего комплекса выполненных мероприятий. В этом случае устанавливаются причины создавшегося положения и при необходимости намечаются дополнительные мероприятия по исправлению.

Отрицательные отклонения значений оценочных показателей, не превышающие уровня существенности, а также любые положительные отклонения свидетельствуют о том, что запланированные антикризисные мероприятия выполнены в полном объеме и конкретные цели аудита достигнуты.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисного предприятия может означать вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода предприятия из кризиса запланированные в ней показатели не будут достигнуты.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, т.е. чем выше уро-вень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это, либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

С математической точки зрения аудиторский риск равен произведению четырех компонентов: 1. Риск неверной диагностики кризисного состояния объекта (РНД). В результате неправильной диагностики высока опасность подготовки неадекватной программы выхода предприятия из кризиса.

2. Риск разработки неэффективной антикризисной программы (РАП).

В связи с этим при проведении аудитором анализа финансового состояния предприятия мы предлагаем учесть следующие моменты:

• при расчете коэффициента текущей ликвидности все имущество предприятия необходимо оценивать не по балансовой, а по рыночной (ликвидационной) стоимости;

• при оценке неплатежеспособности следует учитывать способность покрытия внешних обязательств всем имуществом предприятия;

• необходимо учитывать отраслевые особенности предприятия, т.е. нормативные значения должны быть дифференцированы;

• моментный характер рассчитываемых показателей;

• экстраполяционный характер коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности. При его расчете предполагается перенесение тенденций изменения показателя в отчетном периоде на будущий и не принимается во внимание осуществление предприятием самых разнообразных мер по восстановлению своей платежеспособности.

3. Риск невыполнения администрацией предприятия рекомендаций аудиторов (РНР).

4. Риск необнаружения (РН), который характеризует вероятность того, что применяемые аудиторами в процессе контроля реализации антикризисных мероприятий аудиторские процедуры не позволят выявить существенных по своим последствиям неверных и несвоевременных действий администрации. Приемлемый аудиторский риск, отражающий

суждение аудиторов о приемлемой вероятности отклонения фактических результатов выполнения антикризисной программы от запланированных, тогда можно выразить формулой:

ПАР= РНДх РАГТх РНРх РН, О < ПАР < 1 .

Величина ПАР, превышающая 20 %, в современных условиях России является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения очень велика. Третий член математической модели является условно статистическим, т.е. не зависит от воли и желания аудитора. Уменьшение риска необнаружения достигается привлечением к стадии непосредственной проверки более квалифицированных и опытных аудиторов, а следовательно, и более оплачиваемых.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоръя -н тсрлхжък*

15

Антикризисное цнрл&леЯие

9 (42) - 2005

Требуемое количество аудиторских доказательств обратно пропорционально уровню риска необнаружения. Чем ниже риск необнаружения, тем большее количество аудиторских доказательств необходимо получить в ходе проверки. Поскольку аудиту кризисного предприятия кроме контрольных свойственны также и советующие функции, то состав и границы применения аудиторских процедур, используемых для получения достаточных аудиторских доказательств, расширяются.

При проведении аудита кризисного предприятия аналитические процедуры используются не только для констатации сложившейся на предприятии ситуации, но и для разработки на основе выполненного анализа эффективной антикризисной программы и прогнозов изменения положения на предприятии, а также для контроля правильности осуществления администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов. Поэтому состав аналитических процедур может включать методы экспертных оценок, линейного и динамического программирования и т.д.

Действия аудиторов на всех этапах должны быть документированы. Применение стандартизированных рабочих документов позволит повысить качество их подготовки, обеспечить методический и логический подходы к аудиту, полнее отразить информацию о проделанной работе, сократить вероятность пропуска данных, а также эффективно контролировать работу аудиторов.

При проведении данного аудита промежуточная информация для руководства предприятия-клиента формируется на этапах диагностики кризисной ситуации, разработки антикризисной программы и контроля реализации антикризисных мероприятий.

На заключительном этапе аудита производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения, в котором отражаются следующие сведения:

кому адресовано заключение; цели аудита;

краткая характеристика ситуации, предшествовавшая аудиту;

описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения проектов (организационных, инвестиционных и экономического);

оценка эффективности реализации антикризисной программы;

прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.

Повторимся, если попытка финансового оздоровления окажется неудачной, то арбитражный суд принимает решение о признании организации-должника банкротом и открытии конкурсного производства его продажи и ликвидации. Конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Аудитор обязан проверить соответствие этой соразмерности решению арбитражного суда, выявить возможные отклонения и дать им профессиональную оценку.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в арбитражном суде между должником и кредиторами может быть заключено мировое соглашение. В этом случае судебное производство прекращается, а организация исключается из перечня потенциальных банкротов.

Акцентируем внимание на том, что создание эффективно функционирующей службы внутреннего аудита на предприятии, находящемся в кризисной ситуации, позволяет обеспечивать достоверную диагностику кризиса, разработку антикризисной программы, контроль и оценку результативности ее выполнения, а также осуществление последующего мониторинга деятельности предприятия, своевременное информирование его руководства об опасностях и их нейтрализации.

В стабильных условиях развития советской экономики руководители государственных предприятий не испытывали потребности в управленческом консультировании, так как ситуации носили повторяющийся, традиционный характер; основные разъяснения и указания поступали «сверху».

В нынешних условиях предприятия, попавшие в кризис, сталкиваются с ситуацией, когда обычная технология управления не работает. Необходимость срочных мер по урегулированию кризиса заставляет руководителей совершать много ненужных и резких действий, в то время как в мировой практике этими проблемами занимается кризис-консалтинг.

Кризис-консалтинг связан с анализом кризисной ситуации и выработкой оптимальных решений с минимальными потерями. Однако под этим термином понимается не только спасение предприятий, попавших в кризисную ситуацию, но и поиск новых путей деятельности предприятий, достиг-

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£б7>ш тс 'КРАТЖгсм

ших пределов возможностей в рамках существующей структуры.

Наряду с этим в процессе кризис-консалтин-га могут выявляться слабые места предприятий, еще не находящихся в стадии кризиса, и предлагаться варианты их защиты от возможных кризисных тенденций. В этом случае кризис-консалтинг нацелен на предсказание и предотвращение таких ситуаций, при которых становится невозможной нормальная деятельность предприятия. По мнению специалистов, любое предприятие раз в 3-5 леттребует«превентивного лечения», чтобы избежать кризиса в будущем.

В целом обращение руководителей предприятий к кризис-консалтингу вызвано по меньшей мере следующими причинами:

появлением нетипичных ситуаций, которые невозможно понять и преодолеть на основе прошлого опыта деятельности; многофакторностью кризисных процессов, предопределяющей невозможность принятия управленческих решений в «одиночку»; ограниченностью времени на принятие и осуществление управленческих решений. Рынок кризис-консалтинга на Западе существует уже более 25 лет. В российском же консалтинге пока нетчеткогоделения на виды услуг: менеджмент-кон-салтинг, кризис-консалтинг, стратегический, финансовый, инвестиционный консалтинг и т. п. Спрос и предложение хаотичны и случайны — клиенты просто приходят и просят решить проблему.

Кроме того, в отличие от западных руководители отечественных предприятий предпочитают опираться в трудные минуты на свои собственные силы и на ближайшее окружение, а не обращаться к помощи внешних консультантов.

Основой кризис-консалтинга выступают изучение и систематизация опыта предприятий, оказавшихся в трудной ситуации. Важно проанализировать информацию о прецедентах, методах и результатах «лечения» предприятий. В этом плане немало ценной информации могут дать данные по предприятиям-банкротам, в том числе о том, как не надо поступать. Правда, эти сведения еще требуют дополнительной творческой переработки.

Среди основных проблем кризис-консалтинга в нынешних условиях можно назвать следующие: 1. В сфере диагностики состояния предприятия. Как уже отмечалось, неравномерное влияние внешней среды на структуру предприятия обусловливает противоречия между предприятием и его отдельными частями. Примени-

тельно кдиагностике возникает проблема, что диагностировать: предприятие в целом или его отдельные звенья. Диагностика предприятия в целом затруднена дезинтеграционными процессами внутри предприятия, существенными различиями между звеньями предприятия, что не может не искажать самой диагностики. В свою очередь диагностика отдельных звеньев предприятия малоэффективна ввиду невозможности в большинстве случаев предметно вычленить эти звенья, а также из-за тесной их связи с производственной и иной инфраструктурой предприятия в целом.

2. В сфере выработки антикризисных решений. Ввиду нестандартности самих кризисных ситуаций выработка антикризисных решений не может опираться на прошлые навыки и опыт управления, не допускает четкой формализации процесса принятия решений. Здесь резко усиливается роль интуиции, а на смену бизнес-планированию приходит бизнес-интуиция. Естественно, ограниченность возможностей формализации процесса принятия антикризисных управленческих решений затрудняет разработку технологии кризис-консалтинга. Поэтому на первый план деятельности кризис-консультанта выходит овладение методами активизации творческого мышления и интуиции руководителей предприятий.

3. В сфере внедрения антикризисных мероприятий. Внедрение антикризисных мероприятий эффективно, если происходит в рамках стратегии предприятия в целом. В этом случае удается снизить потери от возможного негативного влияния положительных изменений в отдельных звеньях предприятия на другие его звенья (по принципу «одно лечишь - другое калечишь»), Однако в условиях кризиса реализация стратегии предприятия в целом осложняется ростом дезинтеграционных процессов. Поэтому перед кризис-консультантом возникает сложнейшая задача увязки предлагаемых конкретных антикризисных мероприятий со стратегией предприятия в целом и стратегиями отдельных его звеньев, а также — с тенденциями изменения организационной структуры предприятия.

Перечисленные проблемы кризис-консалтинга, на наш взгляд, являются проявлением общего противоречия: может ли быть четко определенная методика консультирования, если сам объект консультационной работы находится в неопределен-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя тс •П7>*ъжны

17

АятихсфиулсНое уарл&леНие

9 (42) - 2005

ных внешних и внутренних условиях деятельности. Причем неопределенность этих условий носит не конъюнктурный, а структурный характер, присущий экономике переходного периода.

Существует несколько моделей осуществления кризис-консалтинга:

1) силами предприятия или организации (внутренними консультантами);

2) специалистами-консультантами, привлекаемыми со стороны (внешними консультантами);

3) смешанное консультирование (как внутренними, так и внешними консультантами). Каждой из этих моделей присущи достоинства

и недостатки. Внутренний консультант, являющийся, как правило, штатным работником предприятия, досконально знаком с его проблемами, без труда вступает в контакт с персоналом всех подразделений и служб, быстро может собрать нужную информацию.

Консультанту со стороны потребуется время на ознакомление с консультируемым предприятием, однако дополнительные затраты времени вполне окупаются наличием у него опыта консультирования различных предприятий, нетрадиционным взглядом на проблемы клиента, административной независимостью от руководства организации-клиента.

Сочетание обеих моделей управленческого консультирования позволяет использовать преимущества каждой из них, в то же время сводя к минимуму их недостатки. Проводя экспертизу и вырабатывая подходы к решению проблем предприятия, внешний консультант добивается лучших результатов, сотрудничая с внутренними консультантами и используя их знание обстановки на предприятии, их контакты с персоналом. Большой эффект дает совместная работа внешних и внутренних консультантов и на стадии реализации разработанных проектов и программ.

Организационные формы, в которых реализуются различные модели управленческого консультирования, имеют свои особенности. Внутреннее консультирование осуществляется в рамках служб, отделов управленческих услуг и рационализации управления, функционирующих внутри предприятий и организаций центров, школ бизнеса и т. д. Консультантами здесь работают, как правило, специалисты, бывшие руководители (в том числе и находящиеся на пенсии). Их услуги для предприятия, в составе которого созданы соответствующие службы, являются бесплатными, что, кстати, считается немаловажным фактором довольно быстрого распространения за рубежом этой организационной формы управленческого консультирования.

Если к тому же потенциал таких служб оказывается достаточно высоким (а это характерно в основном для крупных предприятий), то такая служба получает возможность выходить со своими услугами за пределы предприятия и зарабатывать дополнительные доходы.

Работа внешних кризис-консультантов, как правило, включает два этапа. Вначале специалисты исследуют организацию пригласившего их предприятия. Консультанты предоставляют предприятию свое заключение и рекомендации, получая за это фиксированный гонорар. После этого консалтинг-специалисты в течение 1—3 лет следят за происходящими на предприятии изменениями, при этом им платят заранее оговоренный процент от прироста оборота.

Кризис-консалтинг опирается на стратегический аудит предприятия. Это позволяет комплексно решать проблемы предприятия и разрабатывать предложения и рекомендации не только в отношении текущих управленческих задач, но и связанные с разработкой стратегии деятельности предприятия. Стратегический аудит предприятия имеет свое назначение, характер используемой информации и методы проведения. Его содержание наглядно иллюстрирует табл. 2.

Разработчики стратегического аудита предусматривают серию взаимосвязанных вопросов, ответы на которые позволяют произвести оценку текущего состояния предприятия, ее руководящих кадров, параметров внешней и внутренней среды и т. д.

При разработке собственно антикризисной стратегии предприятия основное внимание обычно уделяется аналитическим методам исследования и классификации возможных вариантов кризисной ситуации.

Задача консультантов определяется исходя из допущения, что клиент нуждается в помощи при диагностировании своих проблем и должен принимать активное участие в выработке управленческих решений. Только клиент может знать, какое из решений окажется действенным в реальных внешних условиях.

Философия консультирования, ориентированного на соучастие сторон в этом процессе, отличается от той, которой руководствуется эксперт, когда либо просто выдает информацию по заказу клиента, либо выступает в роли врача, ставящего диагноз и предписывающего лечение в форме рекомендаций. В последних моделях консультант принимает точку зрения самого клиента на проблему и на ее основе предлагает решение.

18

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбРЪЯ тс тсржтсы

В рамках модели соучастия сторон в консультировании клиенту оказывается лишь поддержка в поиске формулировок проблем и выборе вариантов решения. Консультант обязан так структурировать ситуацию и организовать работу, чтобы обеспечить совместное изучение проблем. Если при разработке стратегии необходимо решение узкоспециальных вопросов, то клиент и консультант пригласят эксперта по рассматриваемой проблеме.

Варианты стратегических решений могут подготавливаться в рабочих группах, специалистами функциональных отделов или штабом, непосредственно подчиненным руководителю предприятия. Эффективность вариантов зависит от ситуационных факторов, которые могут обусловить разные результаты. Консультант должен четко разъяснить руководителю преимущества и недостатки каждого подхода при разработке стратегии.

Например, функциональные отделы или группа могут генерировать более оригинальные предложения по стратегии предприятия. Такая подготовка предложений снизу (исполнителями) обычно гарантирует осуществимость стратегии. Однако при этом наиболее вероятно принятие консервативного варианта, который недостаточно учитывает тенденции развития внешнего окружения. Кроме того, велика вероятность, что такие предложения скорее всего отразят интересы именно этой группы. Консультант должен определить, надо ли приглашать экспертов по отдельным про-

блемам и как с максимальной пользой использовать их знания и опыт.

Одна из наиболее распространенных ошибок состоит втом, что при формировании стратегии консультанты советуют адаптировать организационную культуру к новой стратегии. Однако на практике выбор стратегических решений в свою очередь ограничен сложившейся организационной культурой.

Под организационной культурой следует понимать приобретенную в результате практической деятельности и разделяемую сотрудниками систему взглядов, предопределяющую взаимоотношение между предприятиями и его внешним окружением. Элементами организационной культуры любого предприятия являются представление о ее основном предназначении, набор средств, используемых для выполнения своей «миссии», система показателей для оценки успеха.

Эти элементы оказывают значительное влияние на направление поиска стратегических решений. Например, если деятельность предприятия в течение длительного времени была успешной благодаря выпуску продукции среднего класса по средним ценам, то очевидно, что предложения о переходе к производству более простых изделий по низким ценам вызовут сопротивление многих управленческих работников. Если рекомендации вступают в противоречие с организационной культурой предприятия, то их могут просто не воспринять, а если предложения принимаются, то они обычно не осу-

Таблица 2

Стратегический аудит предприятия

Раздел Параметры управлении

Текущая ситуация Отдача капиталовложений, доля на рынке, прибыльность, доходы на акции и др. Миссия, цели, стратегия, тактика предприятия

Менеджеры по ст ратегии Совет директоров. Высший менеджмент

Внешняя среда Социальная среда. Ближайшее окружение

Внутренняя среда Структура предприятия. Культура предприятия. Ресурсы предприятия.

Анализ стратегических факторов Ключевые внешние и внутренние факторы, влияющие на текущее и будущее состояние предприятия. Соответствие текущей миссии и целей стратегическим ключевым факторам и проблемам.

Стратегические альтернативы Возможность использования действующих стратегий для решения текущих целей. Альтернативные стратегии. Выбор лучшей альтернативной стратегии.

Внедрение Виды программ для выполнения рекомендованных стратегий. Финансовые возможности для выполнения программ. Стандарты выполнения оперативных процедур.

Оценка и контроль Оценка информационных систем. Оценка систем контроля.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ- -к Ъ'Р^ХЖЪ.'К*

19

Анюшсриуиснае (¡нра&леНие

9 (42) - 2005

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Этапы кризис-консалтинга

Этап кризис-консалтинга Консультанты Генеральная дирекция

Обучение Постоянное образование. Готовность к неожиданным ситуациям Использование современной техники

Подготовка Оценка опасности: определение риска; установление приоритетов; разработка комплекса возможных действий Диалог с экспертом

Оценка Ранжирование осуществимых действий Выбор разумных действий

Внедрение Наблюдение и оценка расхождений Стратегический контроль

ществляются из-за управленческих ошибок.

Задача консультанта состоит в том, чтобы создать из сотрудников предприятия специальную группу, предложить им способы описания и модели анализа управленческих проблем, организовать групповые интервью и дискуссии для выявления концепций, составляющих ядро организационной культуры предприятия. Когда такие базовые концепции выявлены, можно приступить к анализу положительных потенциальных и отрицательных влияний отдельных элементов организационной культуры на предполагаемые варианты стратегий.

Если реализация стратегии требует изменения основных элементов организационной культуры предприятия, то консультант должен оценить, каких усилий это потребует и готово ли предприятие к подобным преобразованиям.

Разработка возможных вариантов антикризисной стратегии и выбор наилучших альтернатив — процессы, которые часто реализуют самостоятельные группы. На крупных предприятиях со сложной иерархией выбор альтернатив обычно происходит в условиях внутренней политической борьбы, которая порождает целый спектр непродуктивных действий подразделений и сотрудников. С учетом этого консультант должен организовать процесс разрешения конфликтов таким образом, чтобы в результате обсуждений принимались решения, выгодные для предприятия в целом.

Наиболее болезненные элементы стратегических изменений связаны с переходом к новым представлениям о целях и задачах предприятия, с перестройкой межличностных и межгрупповых отношений.

Большое значение имеет также привлечение всех заинтересованных групп к планированию последовательности преобразований. Поэтому и здесь роль консультанта весьма важна.

Следует отметить, что если предшествующие стадии (разработка, оценка и отбор стратегических направлений) были организованы неудовлетвори-

тельно, то усилия консультанта на этапе реализации стратегии вряд ли смогут компенсировать допущенные ранее ошибки. Но и плохая организация работ по ее осуществлению также может перечеркнуть все усилия и достижения на стадиях оценки и отбора стратегических направлений антикризисных действий.

Ключевым моментом, определяющим эффективность кризис-консалтинга на предприятии, выступает разграничение действий дирекции предприятия и консультантов-экспертов.

Роль и основные работы консультанта и генеральной дирекции на разных этапах кризис-консалтинга приведены в табл. 3.

На практике большинство руководителей и другихлиц, принимающих решения, плохо подготовлены к эффективному использованию консультантов. Даже диалог со специалистом вызывает у руководителя старого склада определенные затруднения. Они не могут освободиться от опасений и подозрений по поводу компетентности консультанта, характера взаимоотношений, взаимных обязательств, конфиденциальности и пр.

В процессе кризис-консалтинга недостаточно только выявить потребности клиента, необходимо их преобразовать в ясно сформулированные задачи и пункты соглашения. Для приобретения навыков совместной работы нужно приложить особые усилия, как со стороны клиента, так и со стороны консультанта. Желательно начать с подготовки серии брифингов с консультантами, чтобы их опыт и навыки быстрее дали результаты.

В нашей нестабильной экономике для предприятия самое важное понять, до каких пор можно продолжать сложившуюся практику и когда и чем ее заменить. Возможности для успешных внешних маневров открываются тогда, когда управленцы ясно представляют состояние своего хозяйства, умеют им управлять, реально оценивают его действительные перспективы и используют их для достижения поставленных целей.

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгор-кЯ -и цРАХЖ-к-м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.