УДК 72.03
001 10.52684/2312-3702-2022-40-2-46-50
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЕЗДНОМ ГОРОДЕ ЦАРИЦЫНЕ
П. П. Олейников
Олейников Петр Петрович, кандидат технических наук, профессор кафедры архитектуры зданий и сооружений, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация, тел.: +7-903-315-50-81; e-mail: [email protected]
Культурное и архитектурное наследие российских городов, пострадавших во время Великой Отечественной войны, требует дополнительных исследований в области наличия и сохранения зданий, сооружений довоенной постройки, выявления авторов проектов и строителей таких зданий. В конце XIX - начале XX в. благодаря выгодному географическому местоположению в уездном городе Царицын Саратовской губернии процветало промышленное развитие. В этом месте реки Волга и Дон находятся на минимальном расстоянии друг от друга, что с древних времен способствовало развитию экономических и транспортных связей с регионами Донского бассейна: Донбассом, Крымом, Кавказом. Туда с Волги направлялись древесина, соль, рыба, в обратном направлении шел уголь, фрукты, товары народного потребления. В этой связи отмечается рост населения Царицына, и купечество города использовало этот фактор для повышения своих доходов, строя не только жилые дома и зрелищные сооружения.
Ключевые слова: архитектура, здания, Царицын, Сталинград, проект, архитектор, строитель, декор.
FEATURES OF ARCHITECTURAL ACTIVITIES IN THE CHIEF TOWN OF A UYEZD CALLED TSARITSYN
P. P. Oleynikov
OleynikovPetrPetrovich, Candidate of Technical Sciences, Professor of the Department of Architecture of Buildings and Structures, Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation, phone: +7-903-315-50-81; e-mail: [email protected]
The cultural and architectural heritage of Russian cities that suffered during the Great Patriotic War requires additional re search in the field of the presence and preservation of buildings and structures of pre-war construction, as well as identifying the authors of projects and builders of such buildings. The county town of Tsaritsyn in the Saratov province at the end of the 19th - beginning of the 20th century owed its industrial development to its favorable geographical location. In this place, the Volga and Don rivers are located at a minimum distance from each other, which since ancient times has contributed to the development of economic and transport links with the regions of the Don basin: Donbass, Crimea, and the Caucasus. Wood, salt, fish were sent there from the Volga, coal, fruits, consumer goods went in the opposite direction. In this regard, there is an increase in the population of Tsaritsyn, and the merchants of the city used this factor to increase their income, building not only residential buildings and spectacular buildings.
Keywords: architecture, buildings, Tsaritsyn, Stalingrad, project, architect, builder, decor.
Введение
Предметом исследования статьи является архитектура города Царицына - Сталинграда в первой четверти XX в. Объект исследования - наиболее значимые в архитектурном отношении объекты города: здание электротеатра «Парнас» и дворец купца Воронина, авторы их проектов и строители. Цель - анализ особенностей архитектуры царицынских зданий, их влияние на формирование градостроительного и архитектурного образа города, выявление неизвестных ранее авторов проектов или строителей этих зданий. Актуальность работы связана с малоизученностью темы, с утратой большого пласта архивных документов во время Сталинградской битвы Научная новизна заключается в том, что впервые более чем через 100 лет после строительства царицынских зданий электротеатра «Парнас» и дворца купца Воронина выявлен автор разработки проектов этих зданий А. М. Вейзен, показан его творческий путь от учебы до работы в г. Севастополе, Астрахани и Царицыне.
Архитектурное наследие является важнейшей сферой материальной культуры общества, формирующей социокультурную, предметно-про-
странственную среду обитания и жизнедеятельности человека, то есть вторую природу [1]. Изучение архитектуры Царицына и архитектурной деятельности в городе со дня его основания и до начала XX в. еще ожидает своих, кропотливых исследователей. Можно назвать несколько имен историков, архитекторов, ученых, краеведов, которые исследовали или исследуют эти вопросы.
В работах А. Н. Минха [2], М. М. Загорулько [3],
A. Е. Пожарского, И. О. Тюменцева, Г. Н. Андриановой [4], В. П. Спиридоновой, А. В. Материкина [5],
B. В. Серебряной [6], С. М. Иванова [7], В. И. Супруна, А. Ю. Авчухова [8], Е. Г. Филонич [9], Thomas Flierl [10] и других исследователей изучены различные аспекты культурного, исторического, архитектурного наследия города и региона.
Данные исследования в основном связаны с изучением истории проектирования, строительства и функционирования культовых сооружений нашего края. Главной проблемой, с которой сталкиваются ученые, является ограниченный архивный материал о постройках в городе и его окрестностях, авторах проектов, по которым они возводились; большое количество «белых» пятен, среди которых, забытые имена архитекторов, строителей, инженеров - авторов проектов
утраченных и сохранившихся до нашего времени архитектурных сооружений Царицына.
Электротеатр «Парнас»
Развитие киноиндустрии в России начала XX в. не обошло стороной и Царицын. В. М. Миллер, уже достаточно опытный деятель в культурной жизни города, решает построить в самом его центре электротеатр (так тогда называли кинотеатры). Здание разместили на достаточно тесном участке, на углу улиц Александровской и Успенской, что в процессе строительства вызвало серьезные трения с соседями. Да и сам процесс возведения здания не был простым.
Вот что сообщала газета «Волго-Донской край» 4 октября 1914 г. в статье «К постройке нового театра»: «Работы в новом театральном здании Миллера (на Успенской улице) происходят усиленно, черновые работы и железобетонные подходят к концу. Во втором этаже будет помещаться большой зимний сад, в котором предположено поставить до 7 вагонов тропических растений. Сцена по размерам довольно обширная: высота ее 13 аршин, ширина 5 сажень, (рис. 1). Партер предположено сделать в три яруса. Отопление будет проведено паровоздушное - новый способ отопления, при котором воздух в помещениях делается чище и насыщеннее. Взамен лестниц будут проложены взъезды, что по строительным соображениям находят более удобным. Над зимним садом будет сделан больших размеров фонарь из стекол "люмье" и балкон. В нижнем этаже будет помещаться кухня, службы и прочее. К Рождеству или, в крайнем случае, к масляной, помещение будет вполне закончено. Работами руководит архитектор Вейзен» [11].
Рис. 1. Кинотеатр «Парнас» в Царицыне. 1924 г.
Музей архитектуры Царицына — Сталинграда — Волгограда.
Фото публикуется впервые
Из заметки мы получаем сразу два ответа на неизвестные ранее вопросы: чем объяснялась такая необычная крыша над зданием, и кто же был автором проекта кинотеатра. С крышей теперь ясно - необходимость устройства фонаря над зимним садом потребовала серьезного инженерного подхода (рис. 2).
Осуществить подобное решение мог только опытный специалист. Сообщается, что им был архитектор Вейзен. В уездном Царицыне такого уровня специалисты вряд ли работали в то время, зато они были в губернских городах: Саратове или Астрахани.
Изучив и проанализировав информацию, мы пришли к выводу, что здание кинотеатра спроектировал и построил Александр Михайлович Вейзен (рис. 3). Его фамилия, очевидно имела немецкие корни, как и у заказчика, В. М. Миллера, что могло способствовать деловым связям.
А. М. Вейзен родился в 1863 г. Ученик Академии художеств с 1883 по 1887 г. В 1887 г. окончил курс наук. Получил медали: в 1887 г. - вторую, в 1888 г. - первую серебряную, в 1889 г. - вторую золотую за «проект городской думы в Санкт-Петербурге». 1 ноября 1890 г. ему было присвоено звание классного художника первой степени.
Рис. 2. Кинотеатр «Красноармеец» в Сталинграде. 1930 г. Музей архитектуры Царицына - Сталинграда - Волгограда. Фото публикуется впервые
Рис. 3. Владимир Михайлович Вейзен.
Автор проекта и строитель кинотеатра «Парнас» [12]
В начале 90-х гг. XIX в. Вейзен становится городским архитектором Севастополя, проектирует и строит различные общественные и частные здания, участвует в создании памятников к 50-летию обороны Севастополя 1854-1855 гг. По проекту А. М. Вейзена сооружены здания биологической станции на Приморском бульваре (1898 г.), мечети (1912 г.), Церковь Пантелеймона Целителя в Тинаках (Астраханская губерния, 1910 г.). В1908 г. Александр Михайлович оставляет службу в Севастополе «по городскому управлению», а в 1909 году - он уже губернский архитектор строительного отделения Астраханской губернии, что, конечно, является повышением по службе [13].
В какой-то период времени происходит знакомство А. М. Вейзена и В. М. Миллера, ведь все пути из Астрахани в центр проходят через Царицын, имеющий к тому времени железнодорожное сообщение с Центром и Югом Российской империи.
Итак, строительство театра продолжается, но в начале феврале 1915 г. произошло обрушение железобетонного потолка. Причина крылась в нарушении технологии установки стальных балок, которые разместили с увеличенным шагом: «...через 5 аршин друг от друга, вместо рекомендуемых 1-2 аршин» [14]. Правда, в этом случае удалось избежать жертв. Вскоре появляется сообщение о судебной тяжбе, которую инициировал сосед Миллера, некто Верман. Как оказалось,
при постройке электротеатра, без согласия Вер-мана была раскрыта крыша и повреждена кровля его жилого дома. Суд стал на сторону потерпевшего и приговорил Миллера к уплате штрафа [15]. Удалось установить личность соседа Миллера, им оказался Г. Д. Верман, агент Баскунчак-ской казенной железной дороги и Северо-Германского Ллойда в Бремене, представитель иностранных фирм и агент по различным поручениям и справкам. Он также занимался продажей домов. Сообщается, что жил он на Александровском проспекте, в собственном доме № 4, рядом с лютеранской церковью (рис. 4) [16].
купца Воронина под Дворец пионеров: «...Он был построен по проекту модного французского архитектора в 1912 г.».
Рис. 4. Двухэтажный собственный дом Вермана на ул. Александровской в Царицыне. Правее дома Вермана будет построен электротеатр Миллера [17]
В 1920 г. в кинотеатре случился сильный пожар. Только в 1925 г. закончили его восстановление, открыв при этом кинотеатр «Красноармеец». В 1930-х гг. его перепрофилировали, разместив здесь театр Юного зрителя. Кроме кинотеатра «Красноармеец» в здании размещались и другие учреждения города.
В период Сталинградской битвы зданию был нанесен значительный ущерб. В первом послевоенном генеральном плане города предполагалось восстановить и театр Юного зрителя.
Согласно решению исполкома Сталинградского Совета депутатов, трудящихся от 8 августа 1946 г., областному отделу по делам искусств был предоставлен план участка земли в Ер-манском районе г. Сталинграда под восстановление здания ТЮЗ на пересечении улиц Октябрьской и Ленина, то есть на том же месте.
Этим планам не суждено было сбыться, а на месте бывшего царицынского кинотеатра построили новые жилые дома.
Кто же автор проекта дворца Воронина?
Практически все значительные постройки в Царицыне носят либо имена владельцев, либо имеют название по принадлежности здания к какому-либо роду деятельности в нем: Мариин-ская гимназия, Азово-Камский банк и т. п. Архитекторы или инженеры - авторы проектных работ почти не упоминаются. В полной мере это относится и к одному из самых интересных в архитектурном отношении зданий Царицына — дому-дворцу Воронина на ул. Успенской (рис. 5). Столь значительный по своему архитектурному содержанию объект, конечно, разрабатывался опытным и грамотным архитектором. Вот что сообщала через 24 года после начала строительства газета «Сталинградская правда» в большой статье о перепрофилировании бывшего дома
Рис. 5. Дворец Воронина в Царицыне.
Начало строительства 1912 г. [18]
Это единственное упоминание об авторе проекта. Другой информации о причастности архитекторов или инженеров к его проектированию и строительству пока не обнаружено.
Мы выдвигаем свою версию об авторе проекта дворца Воронина, обосновывая ее определенными доказательствами, полученными в результате исследования авторских работ уже упомянутого в статье архитектора Александра Михайловича Вейзена, который спроектировал и построил в Царицыне электротеатр Миллера.
Нам известно, что в период работы архитектора в Севастополе им было спроектировано немало объектов, среди которых особенно интересен для нас большая караимская синагога (кенаса).
Строительство было начато в 1896 г. и закончено в 1908 г. Отмечалось, что здание спроектировано в стиле ренессанс, красивые стены и пилястры облицованы разноцветным искусственным мрамором (рис. 6.) Это было крупное по объему и значительное по архитектурному содержанию сооружение, которое украсило Севастополь начала XX в.
55
Рис. 6. Большая караимская синагога (кенаса) в Севастополе.
1908 г. Архитектор. А. М. Вейзен [19]
Внимательно изучив архитектуру здания, мы находим идентичные архитектурные мотивы в сооружениях севастопольского кенаса и царицынского дома Воронина. К примеру, боковые фасады зданий имеют очень похожее решение: трехчастные арочные членения в центре фасада, при этом однотипное сочетание колонн, капителей, руста и отдельных деталей (рис. 5, 6). У каждого архитектора всегда в запасе имеются определенные идеи, приверженность к какому-либо стилю и направлению в архитектуре, которым он следовал или которые изучал.
В нашем случае можно допустить, что архитектор воспользовался своими наработками в Севастополе и применил их в Царицыне для сокращения времени на проектирование.
Еще одно наблюдение — входные портики в кенасе и театре Миллера, на наш взгляд, также имеют похожие решения. Теперь о «модном французском архитекторе». Вполне вероятно, что автор статьи в «Сталинградской правде» мог принять фамилию «Вейзен» за французскую, если он вообще что-то слышал об этом.
Таким образом, мы считаем, что автором проекта дворца Воронина в Царицыне является астраханский архитектор А. М. Вейзен.
Дом Воронина проектировался к приезду императора Николая II, но этому помешала начавшаяся Первая мировая война, во время которой в здании размещался офицерский госпиталь.
По своей архитектуре это было, пожалуй, самое величественное здание Царицына. Для его строительства выбрано великолепное место на набережной с видами на заволжские просторы и проходящие пароходы. Планы, как и фасад здания, расчленены с улицы Успенской на четыре объема: простые и строгие участки чередуются фрагментами с богатым декором, арочными проемами, обрамленными пилястрами и колоннами ионического ордера (как и в Севастопольской ке-насе). Фасад, пилястры и колонны первого этажа отделаны гранитными плитами. Между первым этажом и остальными устроены тяги по всей длине здания, они придают ритмичность и четкость архитектурным украшениям, подчеркивая и отделяя первый этаж от других.
Выходящий к Волге фасад имеет уже три этажа с мезонином на два окна и балконом перед ним, очевидно, для любования Волгой и набережной. Карниз устроен с глубоким выносом по отношению к стене, он завершается ограждениями из балясин и тумб, на которые установлены вазы.
После революции в здании размещались различные организации: в 1927-1935 гг. - Сталинградский губком РКП(б), губернская контрольная комиссия и рабоче-крестьянская инспекция, городской комитет ВКП(б).
В 1936 г. его перепрофилировали под Дворец пионеров (рис. 7). В нем было около 180 кабинетов, по проекту оставалось только 38, но большей площади. Для этого были снесены все перегородки и заложены кирпичом около 40 дверных проемов. Трехэтажное здание имело теперь 38
комнат, отделанных орехом, дубом, финляндским цветным и белым мрамором, причем комнаты по оформлению не повторяли друг друга.
Рис. 7. Дворец пионеров и октябрят в Сталинграде [20]
Во время Сталинградской битвы Дворец пионеров серьезно пострадал, но еще в 1944 г. планировался к восстановлению. Однако позже планы изменились, теперь на этом месте, на углу ул. Ленина (Успенской) и маршала Чуйкова (Петровской), построен жилой дом.
Заключение
Изучив и проанализировав материалы об истории проектирования и строительства в Царицыне электротеатра «Парнас» («Красноармеец», Театр юных зрителей, рис. 8) и дворца купца Воронина (дворец Пионеров, рис. 9), можно сделать вывод, что автором проектов этих зданий был астраханский губернский архитектор Александр Михайлович Вейзен, работавший до 1909 г. городским архитектором Севастополя.
Рис. 8. Электротеатр «Парнас» (кинотеатр «Красноармеец», затем Театр юных зрителей) [22]. Архитектор А. М. Вейзен
Рис. 9. Здание горкома ВКП (б) угол ул. Ленина и Краснопитерской, бывший дом купца Воронина. В нем во время русско-немецкой войны был офицерский госпиталь, затем военно-пехотная школа Красной Армии, а потом горком ВКП (б). Сталинград. 1932 г. [21.] Архитектор А. М. Вейзен
Список литературы
1. Галкова О. В., Комиссарова Е. В., Петрова И. А., Савицкая О. Н. Культурное наследие Волгоградской области. Волгоград, 2013. С. 67 - 106.
2. Историко-географический словарь Саратовской губернии / Сост. А. Н. Минх, член Рус. геогр. о-ва... Т. 1- Южные уезды: Камышинский и Царицынский. Саратов. Типография губернского земства. 1901. Электронный ресурс, режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003962825/viewer/?page=5
3. Городская черта. Царицын-Сталинград-Волгоград : (административно-территориальное деление города в XX веке) : документы и материалы / под ред. М. М. Загорулько ; Волгогр. гос. ун-т, Центр документации новейшей истории Волгогр. обл., Гос. архив Волгогр. обл. - Волгоград : Издатель, 2010. - 640 с. : ил. - (Царицын-Сталинград-Волгоград в документах / отв. ред. М. М. Загорулько ; т. 8).
4. Андрианова, Г. Н.. Художественный облик Царицына - Сталинграда [Текст] / Галина Андрианова. - Волгоград : Издатель, 2015. - 293 с.
5. Материкин, А. В. Собор Александра Невского [Текст] : страницы истории первого царицынского кафедрального собора / А. В. Материкин. - Изд. 2-е, перераб., доп. - Волгоград : Крутон, 2017. - 359 с. : ил.,
6. Серебряная, В. В. Культовое зодчество Волгоградской области: монография / В. В. Серебряная; ВолгГАСА. - Волгоград, 2002. - 336 с.
7. Иванов С. М. Царицынский тюремный замок как архитектурный памятник Волгограда. Вопросы краеведения: материалы краеведческих чте-ний. Вып. 14: материалы XXIX краеведческих чтений / Вол-гогр. обл. краеведч. музей, Волгогр. обл. о-во краеведов; [ред-кол.: Н. А. Болотов (отв. ред.) и др.]. — Волгоград: издатель, 2018 — С. 63-66
8. Авчухов А. Ю. Портрет купца Василия Рысина. Вопросы краеведения: материалы краеведческих чтений. Вып. 14: материалы XXIX краеведческих чтений / Вол-гогр. обл. краеведч. музей, Волгогр. обл. о-во краеведов; [ред-кол.: Н. А. Болотов (отв. ред.) и др.]. — Волгоград: издатель, 2018 — С. 49-52
9. Филонич Е. Г. Медицинское обеспечение поселений Отрада, Бекетовка, Новая Отрада в конце XIX — начале ХХ в. Вопросы краеведения: материалы краеведческих чте-ний. Вып. 14: материалы XXIX краеведческих чтений / Вол-гогр. обл. краеведч. музей, Волгогр. обл. о-во краеведов; [ред-кол.: Н. А. Болотов (отв. ред.) и др.]. — Волгоград: издатель, 2018. - С. 55-57.
10. Standardstädte. Ernst May in der Sowjetunion 1930-1933. Texte und Dokumente. (2012). Herausgegeben, eingeleitet und kommentiert von Thomas Flierl. Suhrkamp Verlag Berlin 2012, edition suhrkamp 2643, 552 Seiten.
11. Рылеева М. А., Кудрявцева С. П., Калмыкова М. В. Концепция инновационного типа образовательного учреждения «Школа будущего» // Инженерно-строитель-ный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Аст 56 ОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 4 (22). С. 4-9.
12. Кудрявцева С. П., Долотказина Н. С. Модульное стрс образовательных учреждений // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2017. № 1 (19). С. 5-17.
13. Царицын в мировую войну 1914-1917 [Текст] / [авт.-сост. О. Швыдкой]; Гос. ист.-мемор. музей-заповедник «Сталингр. битва». - 2-е изд., дораб. - Волгоград, 2016. С. 55.
14. Электронный ресурс, режим доступа: https://artchive.ru/artists/57484~Aleksandr_Mikhajlovich_Vejzen (дата обращения 21.01.2021 г).
15. Электронный ресурс, режим доступа: https://archive.astrobl.ru/press-release/iz-istorii-cerkvi-sv-velikomuchenika-i-celitelya-panteleimona-v-tinakah (дата обращения 21.01.2021 г).
16. Царицын в мировую войну 1914-1917 [Текст] / [авт.-сост. О. Швыдкой]; Гос. ист.-мемор. музей-заповедник «Сталингр. битва». - 2-е изд., дораб. - Волгоград, 2016. С. 148.
17. Царицын в мировую войну 1914-1917 [Текст] / [авт.-сост. О. Швыдкой]; Гос. ист.-мемор. музей-заповедник «Сталингр. битва». - 2-е изд., дораб. - Волгоград, 2016. Там же, С. 200.
18. «Весь Царицын». Справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду. Издание товарищества «Царицынская мысль». Царицын. Типография В. Р. Федоровой. 1911.
19. Музей архитектуры Царицына-Сталинграда-Волгограда. Архив А. А. Лапинского, фото № 77.
20. Сталинградская правда, 17 мая 1936 г.
21. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.swmiu.ru/forum/viewtopic.php?postdays=0&start=375&t=4777 (дата обращения 03.02.2021 г.)
22. Олейников, П. П. Архитектурное наследие Сталинграда: монография / П. П. Олейников. - Волгоград, 2012. - С. 143.
23. Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва». К инв. № 7724, н/вф, № 19
24. Государственный архив Волгоградской области. Фотофонды, № 1961
© П. П. Олейников
Ссылка для цитирования:
Олейников П. П. Особенности архитектурной деятельности в уездном городе Царицыне // Инженерно-строительный вестник Прикаспия : научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2022. № 2 (40). С. 46-50.
УДК 725.57
DOI 10.52684/2312-3702-2022-40-2-50-55
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ ЦЕНТРОВ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Ю. С. Брагинцева, А. В. Скопинцев
Брагинцева Юлия Сергеевна, магистрант, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(978)570-74-23; e-mail: [email protected];
Скопинцев Анатолий Вениаминович, кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного и средового проектирования, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, тел.: +7(928)112-39-93; e-mail: [email protected]
Рассматриваются проблемы, связанные с архитектурным формированием центров творческого развития детей. Целью исследования ставится задача выявления ряда перспективных моделей функционально-пространственной организации подобных объектов на основе обобщения передового опыта их проектирования и строительства. Обозначены основные тенденции и требования к функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации центров детского творчества. Выявлены основные функционально-пространственные структурные единицы данных объектов и технологические взаимосвязи между ними. На этой основе проведен анализ отдельных примеров из отечественного и зарубежного опыта формирования центров творческого развития детей и предложено шесть ведущих функционально-пространственных моделей, которые могут быть использованы в качестве подходов для концептуального проектирования данных объектов.
Ключевые слова: центр детского творчества, архитектурно-планировочная схема, функционально-пространственная модель.
PERSPECTIVE FUNCTIONAL AND SPATIAL MODELS OF CENTERS FOR CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN
Yu. S. Bragintseva, A. V. Skopintsev
Bragintseva Yuliya Sergeyevna, Master student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(978)570-74-23; e-mail: [email protected];
Skopintsev Anatoliy Veniaminovich, Candidate of Architecture, Professor of the Department of Architectural and Environmental Design, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation, phone: +7(928)112-39-93; e-mail: [email protected]