Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖЕНЩИНЫ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. ЦАРИЦЫНА)'

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖЕНЩИНЫ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. ЦАРИЦЫНА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное пространство / промышленный город / женщина / пространство женщины / гендер / память / Первая мировая война / socio-cultural space / industrial city / woman / women space / gender / memory / First World War

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н. В. Дулина, Е. В. Ануфриева

В статье показано, что Первая мировая война послужила основной причиной социальноисторического изменения роли и пространства женщины в социокультурном пространстве крупного промышленного города. Свои рассуждения авторы строят на примере города Царицына начала XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Н. В. Дулина, Е. В. Ануфриева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING OF WOMEN SPACE IN THE LARGE INDUSTRIAL CITY AS SOCIAL CONTINUATION OF THE FIRST WORLD WAR (BASED ON THE EXAMPLE OF THE CI TY TSARITSYN )

The article shows that the First World War was the main cause of the socio-historical changes in the role of women in the socio-cultural space of a large industrial city. The authors’ discussions are built on the example of Tsaritsyn at the beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖЕНЩИНЫ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. ЦАРИЦЫНА)»

УДК 316.342.2-055.2

Н. В. ДУЛИНА,

доктор социологических наук, профессор, Волгоградский государственный технический университет

Е. В. АНУФРИЕВА,

кандидат философских наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ЖЕНЩИНЫ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ г. ЦАРИЦЫНА)

В статье показано, что Первая мировая война послужила основной причиной социально-исторического изменения роли и пространства женщины в социокультурном пространстве крупного промышленного города. Свои рассуждения авторы строят на примере города Царицына начала XX в.

Ключевые слова: социокультурное пространство, промышленный город, женщина, пространство женщины, гендер, память, Первая мировая война.

Гендерная проблематика фундаментальна для наук об обществе и относится к тем «вечным» темам, которые сопутствовали всем периодам становления научного знания и остаются актуальными в условиях современности. Трансформации, происходящие в системе гендерного устройства общества на протяжении двух последних столетий и имеющие стабильную динамику, исследователи называют «тихой революцией в мировом масштабе». Закономерное усложнение механизмов межполовых взаимодействий, регулятивов ролевого поведения вступает в противоречие со сложившейся социокультурной системой ценностей, не успевающей адаптироваться к столь стремительным изменениям. Полагаем, что одним из ключевых моментов, в результате которого женщинам в одночасье пришлось примерить на себя мужские роли и признать их уже своими, стала Первая мировая война. Интересно обратить внимание, что главным памятником этой войне в г. Царицыне (Сталинграде - Волгограде) как раз и стало изменение роли и места женщины в социокультурном пространстве города, других памятников волею судеб просто не осталось. Как отмечают волгоградские исследователи, главной причиной отсутствия в архитектурном облике довоенного и послевоенного Сталинграда значительного числа памятников архитектуры дореволюционного Царицына стала «особая историческая судьба города, оказавшегося в XX в. на пересече-

нии различных исторических альтернатив и воплотившего в своем архитектурном облике победы советской эпохи: победы военные, одержанные у стен города, во многом решившие исход Гражданской, Великой Отечественной и Второй мировой войн; победы трудовые, сделавшие Сталинград образцом индустриального социалистического города. Сталинград - город-символ советской эпохи, отсюда повышенное отрицание в его облике всего того, что было раньше, разрушение всего, что не соответствовало этой идее» [7, с. 55].

Совсем недолгую историю имеет памятник «Жителям Царицына - участникам Первой мировой войны 1914-1918 гг.», который был установлен во дворе Мемориально-исторического музея 1 августа 2014 г. Иных «фигур воспоминания» (по выражению Я. Ассмана) в пространстве города нет.

Понятно, что в Государственном архиве Волгоградской области (ГКУВО «ГАВО»), а точнее, его фондах, хранится немало документов по истории Первой мировой войны. В этих документах можно отыскать интересную информацию, «охватывающую все сферы жизни уездов - от обеспечения армии призывниками и продовольствием до решения бытовых вопросов. В циркулярах, рапортах, распоряжениях, постановлениях отложились сведения о мобилизации, исполнении воинской повинности поселянами уездов; о сборе средств, пожертвований для войск, пострадавших воинов и их семей, для беженцев; о размещении, охране и использовании на работах военнопленных» [11, с. 34] и т. д.

Ни для кого не секрет, что горожане, в том числе и волгоградцы, к сожалению, посещают музеи крайне редко, и объемные труды по истории просто не читают, оставляя объемные фолианты для специалистов. Но уроки войн, выпавших на долю города, горожане помнят хорошо.

В вихре исторических событий Первая мировая война оказалась забытой многими, что в общем-то и не удивительно, поскольку последствия этого события оказались в тени последующих. Известно, что политическим результатом Первой мировой войны стала ликвидация четырех империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской. Две последние были разделены и сошли со сцены истории, а Германия и Россия оказались после этого в плену экономической разрухи - казавшийся уже преодоленным в эпоху капитализма голод опять занял свое место в жизни теперь уже цивилизованного общества. В результате войны в России и Германии произошли революции, и монархии были свергнуты. Но если в Германии процесс трансформации как-то достаточно быстро (по историческим меркам) сошел на нет, то в России в результате революции началась Гражданская война (красный и белый террор), погибло более 10 миллионов человек, 2 миллиона эмигрировали. Но самым жутким последствием, видимо, следует назвать все-таки другое, а именно то, что спустя всего четверть века именно Россия и Германия вновь сошлись на поле боя, теперь уже во второй по счету мировой войне.

Примером такого «вытеснения» из памяти событий Первой мировой войны может послужить тот факт, что только в декабре 2012 г. Президент России

утвердил поправку в Федеральный закон РФ «О днях воинской славы и памятных датах России», в соответствии с которой первое августа было объявлено Днем памяти российских граждан, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг. [12].

На самом же деле Первая мировая война изменила масштаб событий, следствием чего и стало изменение координат социокультурного пространства страны в целом и конкретного города в частности. Объяснение данного феномена нам видится в том, что все войны, которые велись Россией до этого времени, включая, например, русско-японскую войну, были локальными и не требовали столь массового широкого призыва в армию миллионов мужчин. Мобилизация 1914 г. стала уникальной и породила массовые проблемы, с которыми прежде страна не сталкивалась, - по разным губерниям призванными в армию оказалось до половины всего трудоспособного мужского населения. Но женщинам страны надо было жить, поднимать детей, заботиться о стариках, обеспечивать фронт и много еще чего. Общим социальных итогом этой войны для всей страны стало изменение роли женщин.

Хорошую основу для более глубокого понимания того, что же случилось с Россией в годы Первой мировой войны, дает работа Я. Ассмана «Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности» [1]. Ян Ассман в своей работе выделяет четыре вида памяти: миметическую (предполагающую запоминание посредством подражательного повторения действий), «память вещей» из повседневного быта (или предметную память), осуществляющую «привязку» человека к миру, в котором он живет, коммуникативную и культурную. Понятно, что миметическая, «память вещей» и коммуникативная память по отношению к событиям Первой мировой войны уже «не работают». Напомним, что коммуникативная память - это своего рода «живое воспоминание», существующее, по историческим меркам, очень недолго, всего-то на протяжении жизни трех поколений: дети-отцы-деды. Иначе говоря, возможности коммуникативной памяти по отношению к Первой мировой войне давно исчерпаны. В таких условиях «главным предметом истории становится не событие прошлого как таковое, а память о нем, тот образ, который запечатлелся у переживших его участников и современников» [10, с. 41]. Полагаем, что для культурной памяти, наверно, достаточно сохранения того образа, который запечатлелся у переживших его участников и современников. Для социокультурной памяти, как представляется, главным предметом становится деятельность людей, то, как культурная память о событиях прошлого влияет и изменяет привычный уклад и строй жизни.

Какой же образ о Первой мировой войне хранят документы архивов, в том числе и ГКУВО «ГАВО»? Удивительно, но доподлинно известно [3; 14], что царицане встретили объявление о начале Первой мировой с радостью. С гимном «Боже, царя храни!» прошли по (в современных координатах города)

Аллее Героев в сторону вокзала к полицейскому управлению, где и состоялся патриотический митинг. Другая толпа собралась в саду театра «Конкордия», где оркестр заставляли непрерывно играть «Боже, царя храни!», а толпа скандировала: «Ура!» Газеты того времени писали, что в день объявления войны в Царицыне солнечное утро вдруг испортил страшный ветер, потом пошел ливень, рассеявший толпу митингующих патриотов. На следующий день был остановлен городской трамвай из-за потасовок, возникающих при посадке существенно возросшего числа пассажиров [15].

Отметим, что в годы Первой мировой войны в Царицыне основными периодическими изданиями были газеты «Волго-Донской край» и «Царицынский вестник», которые в первый же день войны вышли со срочным дополнительным выпуском, произведшим сенсацию в обществе. Так, в газете «Царицынский вестник» от 22 июля (4 августа) 1914 г. так описываются настроения горожан: «Высочайший манифест, опубликованный в срочном выпуске "Царицынского вестника"», произвел сенсацию. Телеграммы буквально вырывались из рук газетчиков и с захватывающим интересом тут же прочитывались» [5].

На пароходных пристанях можно было наблюдать такую картину: «Подходит пароход. Газетчики взбираются на второй этаж пристани и кричат вместо приветствия: "Высочайший манифест!" Пароход еще не остановился, но с террасы слышатся просьбы: "Бросайте! Бросайте газеты на пароход!" И вслед за этой просьбой летят пятаки и гривенники. Просьбы исполняются, и пассажиры, застыв на месте, впиваются глазами в слова» [14].

Молебны проходили в те дни во всех храмах. Помимо православных храмов, молебны о даровании победы русскому оружию были отслужены в мечетях, синагогах и кирхах.

Скорость перехода от состояния эйфории до отреченности от событий мирового масштаба просто поражает (видимо, далеко не все жители города переживали патриотический подъем по поводу начала военных действий, зафиксированный газетами того времени, о чем мы упоминали выше). Жесточайший продовольственный кризис буквально накрыл город. Если 3 августа пуд говядины стоил в Царицыне 5,60-6,40 руб., то 11 сентября уже 7,20. Хлеб, мясо и керосин также в разы были дороже, чем в Москве. 11 сентября в Москве пуд говядины стоил 5,0-5,60; мера картофеля - 45 коп., а в Царицыне -65 коп. В Москве Городской Думой были установлены предельные цены, в Царицыне же они оставались свободными [17]. Голод в прямом смысле слова накрыл город, попытка законодательно ограничить цены на товары первой необходимости привела к тому, что товары исчезли вовсе, но появился черный рынок.

Большая часть мужчин (а именно они, как правило, были единственными кормильцами в многодетной семье) оказались призванными в армию (о чем мы уже упоминали выше), а закон № 37507 от 25 июня 1912 г. защищал права

лишь тех военнослужащих и членов их семей, которые получили ранения или погибли. Но положение этого закона никак не распространялось на членов семей военнослужащих, призванных в армию, но пока не убитых или не искалеченных.

Простые царицане знали, что с их уходом на войну у семей перспективы самые мрачные. Это же подтверждают и воспоминания рабочих. Например, рабочий металлургического завода «ДЮМО» (или просто «французского завода», как в тот период называли металлургический завод «Красный Октябрь»), В. М. Комов о мобилизации 19 июля (по старому стилю) 1914 г. писал в своих воспоминаниях: «Эта мобилизация произвела на рабочих убийственное, доходящее до полного отчаяния, настроение и создала в рабочих семьях большое горе. Главы семей, мобилизованные на войну, заранее знали, что их семьи обречены на голодное существование. Конечно, никакого патриотизма совершенно в то время не чувствовалось, и я не слышал ни одного слова, ни от одного рабочего, который бы говорил, что надо идти на войну» (цит. по: [2, с. 24]). Понятно, что это лишь субъективные впечатления конкретного человека, и к таким документальным источникам надо крайне осторожно относиться, но это та самая коммуникативная память, которая закладывает основу культурной памяти, фиксируя настроения, ожидания и т. д., царившие тогда в городе.

Общее напряжение нарастало и уже витало в воздухе. Саратовский губернатор, обеспокоенный сложившейся ситуацией, 5 августа прислал в Царицынскую Земскую управу телеграмму, в которой писал: «Насущнейшей нуждой переживаемого времени является обеспечение семей запасных и ратников ополчения, призванных на военную службу... Неизбежно в ближайшее время возникнет вопрос об обеспечении этих семей кровом, отоплением, одеждой, не говоря уже о других видах помощи, как то: призрение детей, оставшихся без призора старших, охраны имущества и т. д.» (цит. по: [14]).

Выход из ситуации пытались искать местные власти и владельцы крупных предприятий. Однако обойтись без многотысячных митингов в Царицыне не удалось. Исследователи отмечают, что «в Царицыне мобилизация проходила спокойно до 22 июля, когда возник конфликт жен запасных солдат с военным начальством на мобилизационном пункте в здании Александровской гимназии» [18, с. 7].

22 июля (4 августа), когда по городу еще проходили манифестации патриотически настроенных жителей города, у здания Александровской гимназии, где располагался мобилизационный пункт города Царицына, собралось около пяти тысяч человек, в основном жены призванных на войну солдат. Эти женщины требовали содержания, поскольку, они, как правило, не имели заработка, вели домашнее хозяйство и воспитывали многочисленных детей. Итогом долгостояния у гимназии стала потасовка с солдатами и казаками, стрельба и давка. Исследователи приводят точные цифры: «.было убито 32 и ранено до 80 человек. Волнения, закончившиеся кровопролитием, всколыхнули всю

Саратовскую губернию, которая с 25 июля была объявлена на положении усиленной охраны» [18, с. 7-8]. Известно, что в России времен Первой мировой войны митинги выглядели солиднее и более угрожающе, чем на Западе [6].

Рапорт помощника начальника Губернского жандармского управления в Царицынском уезде на имя директора департамента полиции от 22 июля 1914 г. зафиксировал сведения о беспорядках на призывных пунктах в г. Царицыне. Отмечено, что жены запасных солдат, требуя немедленной выдачи денежного пособия, ворвались в помещение сборного пункта призыва, сорвали шашку и револьвер у капитана Аварского полка Марцинкевича, нанесли ему ранение в голову, били окна, выламывали двери. Подавить беспорядки удалось лишь с помощью подошедшей роты солдат [9].

Воспоминания рабочего завода «ДЮМО» о том же событии: «В эти дни в г. Царицыне, где оформляли мобилизуемых, у здания воинского присутствия скопилась тысяча женщин и детей, пришедших провожать мужей, братьев, отцов и др. родственников, и, конечно, все это сопровождалось шумом, диким плачем, руганью в адрес воинского начальника. Наконец, все происходившее дошло уже до такого отчаяния, что женщины и ребятишки начали забрасывать здание воинского начальника. Начальник воинского присутствия вызвал себе на защиту воинские части, которые, явившись, открыли огонь по толпе. Поднялась неимоверная паника, все убегали куда попало. После этой кровавой расправы на площади остались десятки убитых и много раненых, преимущественно женщины и дети. Так печально были "отмечены" дни мобилизации в г. Царицыне, висевшие тяжелым камнем в сердце рабочего люда города Царицына и его заводских пригородов: французского завода, лесопильных заводов Бекетовки, Ельшанки и др.» [2, с. 25].

Нельзя сказать, что город не пытался решить проблему содержания тех семей, где кормильцы были мобилизованы на фронт. Попыток было много. Так, например, лесопромышленник И. В. Максимов объявил своим служащим, призванным на военную службу, что за все время пребывания на войне их семьи будут получать полное жалованье за своих мужей и отцов. Купцы братья Максимовы людьми были не бедными, владели самыми крупными, высокомеханизированными (по тому времени) лесозаводами в Царицыне, гвоздиль-но-проволочными заводами в Ростове и других городах России. Но заявление это было сделано, видимо, под влиянием общего настроения, господствовавшего тогда в стране, что война будет недолгой. Уж точно никто не подозревал, что она растянется на долгих четыре года.

Решения (по силе возможностей предприятий и организаций) принимались повсеместно: служащим казенного винного склада решили выдать пособие: семейным в размере двухмесячного, а холостым - месячного жалованья. Семьям призванных по мобилизации было решено выдавать полный оклад жалованья ушедшего на войну главы семьи. Крупный купец и распорядитель торгового дома А. А. Мыльцын приказал выдавать половину получае-

мого жалованья всем семьям мобилизованных работников, включая сезонных рабочих, на весь период войны. Служащие типографии Общества трезвости собрали по подписке в пользу своих мобилизованных служащих 12 рублей 35 копеек [16]. Городская дума постановила в закрытом заседании о введении особого налога на городское имущество по ставке 1 % от стоимости имущества в год [14]. Но понятно, что в условиях войны ежемесячно платить пособия в размере жалованья или даже половины могли только крупные богатые предприятия (но далеко не все платили), работники средних предприятий, небольших фабрик, мастерских, как правило, оставляли свои семьи ни с чем. Кроме того, семьи, получившие пособия на предприятиях, теряли право на всякую поддержку со стороны города. А Царицын к этому времени был уже очень большой, чтобы справиться с такой нагрузкой: к 1913 г. в нем проживало 137 тысяч человек [8], хотя в преддверии войны это был богатый и динамично развивающийся город.

Экономический рост, начавшийся в 1860-е гг. с введением в строй ВолгоДонской железной дороги, к концу столетия охватил весь г. Царицын, приведя к огромному увеличению населения: с 5-6 тыс. человек в 1860 г. до 70 тыс. к концу 1890-х гг. Столь мощное развитие города было беспрецедентным для России. Аналогов подобного роста и в мире известно совсем немного, разве что некоторые североамериканские города. Именно на них, а не на отечественных соседей, был похож Царицын того времени, который неофициально называли «русский Чикаго» [13, с. 30].

Быстро развивающийся город привлекал к себе значительное число сторонних предприятий и фирм, купцов, рабочую силу. Подтягивающиеся одна за другой железнодорожные ветки вкупе с постоянно растущим трафиком на Волге создавали мощный синергетический эффект. Благодаря этому в Царицын регулярно приходили капитал и высокие технологии. Например, в городе одновременно с Петербургом (раньше Москвы!) появилось электрическое освещение улиц. Царицын был одним из первых городов России, в котором заработал городской телефон. В Царицыне очень рано (особенно по меркам уездных городов) провели водопровод и канализацию, первым в уездных городах был запущен трамвай. Все это привело к тому, что в конце XIX в. на Царицын стали обращать внимание иностранные компании, ищущие оптимальные варианты под строительство в России промышленных предприятий. Одним из наиболее знаменитых в этом смысле был Нобелевский городок, резко выделявшийся на фоне остальной городской застройки.

В 1876 г. братья Нобели (Роберт, Людвиг, Альфред) и их российский компаньон П. А. Бильдерлинг основали нефтяную компанию, которая тремя годами позже была преобразована в «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Танкеры Нобелей шли по Каспию, поднимались по Волге, далее нефть и керосин перевозили в Петербург, оттуда - в Ригу и далее - на экспорт. Функционирование такого транспортного пути требовало создания на Волге

поддерживающей инфраструктуры. Первыми на этом пути стали Астрахань и Царицын. В обоих городах в конце 1870-х гг. началось строительство городков, за которыми закрепилось название нобелевских [4, с. 135-141]. Городки эти строились по заранее утвержденному плану, их основная задача заключалась в «сопровождении» танкеров братьев Нобелей по пути следования нефти из Каспия в Петербург. Подобные городки затем появились в Астрахани, Самаре, других городах на Волге.

Однако крупнейшим и во многом изменившим судьбу города проектом стал, несомненно, завод, принадлежащий французской компании, построенный «Урало-Волжским металлургическим обществом». В 1912 г. завод был продан другому собственнику, которым стало «Донецко-Юрьевское металлургическое общество» («ДЮМО»). Но еще долго этот завод называли просто французским заводом. Ныне это предприятие (по-прежнему металлургический завод) носит название «Красный Октябрь», и до сих пор на территории современного завода сохраняются цеха и постройки, созданные в эпоху «французского завода». Руины некоторых из них не восстанавливаются, теперь это памятники - свидетели боев, которые проходили на их территории во время Сталинградской битвы. А поселок, что расположен рядом с заводом, среди жителей до сих пор именуется «Малой Францией».

Возвращаясь к событиям Первой мировой войны, следует сказать, что с первых дней войны Царицын стал работать для обеспечения фронта. В городе начали производить бомбы, патроны, сапоги для солдат. Для раненых построили несколько лазаретов. Удивительный факт: в городе, стертом с земли во время Второй мировой войны, сохранились три здания госпиталя времен Первой мировой войны (сейчас это по улице 39-я Гвардейская). Можно только догадываться, как радовались солдаты и офицеры, которые волею судеб оказались в лазарете при винном складе. Именно во время Первой мировой войны в городе начали строить «Красные казармы», которые и по сей день стоят в Волгограде. Однако жители по своему интерпретируют название этих строений, никак не связывая его с периодом Первой мировой войны.

Город работал для обеспечения фронта и тыла, однако уже в первые дни войны начались перебои в работе промышленных предприятий. Кроме того, мобилизации последовали одна за другой, стали призываться люди более пожилого возраста. Освобождение от воинской обязанности получали не все рабочие, а только работники основных цехов, да и то только на три месяца, но потом в случае необходимости ее продлевали далее. И постепенно на заводах начала ощущаться нехватка кадров, особенно малоквалифицированных и неквалифицированных, на которых бронь практически не распространялась. А рабочие руки на предприятия были очень нужны.

Удивительно, но как-то легко сошлись во времени и пространстве интересы промышленности и женщин, которые в своем долго- и противостоянии у здания Александровской гимназии не получили от городских властей («не предусмотрены в бюджете такие расходы») никакой поддержки, а детей

и стариков кормить надо было, несмотря ни на что. И это для города, в котором, с одной стороны, две трети населения к 1913 г. составляли переселенцы [8, с. 69], но, с другой стороны, это город казачьего края, изначально созданный как сторожевая крепость, и пространство женщины здесь всегда четко очерчивалось размерами домашнего хозяйства. Все связи с внешним миром осуществлял мужчина. У стен Александровской гимназии женщины могли появиться только уже будучи в полном отчаянии. И за каждой из этих пяти тысяч женщин, пришедших к зданию гимназии, стояла своя боль, свои слезы, свои утраты и потери.

В одночасье женщины из «неработающего элемента» быстро превратились в «элемент работающий». Уже в августе 1914 г. в Царицыне женщин начали нанимать на земляные работы. Переход из одного состояния в другое оказался коротким - женщины быстро освоили несвойственные своей «слабой» природе «сильные» мужские профессии. В воспоминаниях выше упомянутого В. М. Комова отмечено: «К тому же на заводе был введен в эксплуатацию прессовый цех, изготавливающий снарядные стаканы, где потребовалось большое количество рабочих, на операции, не требующие больших физических затрат. В связи с этим в прессовый цех было принято большое количество женщин, чего раньше совершенно не практиковалось» [2, с. 27]. Женщины заменили мужчин, ушедших на фронт. Но замена эта, замешанная на крови, оказалась очень крепкой, со временем в каких-то областях женщины не только заменили, но и практически полностью вытеснили мужчин из профессии. Именно тогда впервые в истории города появились женщины-коки на пароходах, женщины-матросы, женщины-сторожа, женщины-постовые, женщины (дальше, как говорят в этом случае, необходимое подставьте сами.).

В этой связи очень показательным, на наш взгляд, является знаменитый агитационный плакат «Заменим!», созданный художником В. Серовым в 1941 г. Напомним, на плакате изображена женщина, одевающая рабочие рукавицы. А на дальнем плане - идущие на фронт мужчины в военной форме. Контекст плаката легко считывается: он направлен на призыв советских женщин заменить мужчин, уходящих на фронт, во всех отраслях народного хозяйства. Одно емкое слово «Заменим!» должно было не только вселять уверенность в мужчин, уходящих на фронт, что тыл будет исправно работать на цель победы над врагом, но и выступать гарантией этой победы.

Плакат, как и события, стоящие за этим плакатом, - свидетельство того, что однажды появившееся в жизни человечества никуда не девается, оно просто начинает жизнь своей собственной жизнью. Современный Волгоград - город с женской энергетикой, символом которого, без сомнения, является величественная скульптура «Родина-мать зовет!» И Родина, и мать, но в правой руке она держит стальной меч, длина которого составляет 33 метра, а вес -14 тонн. Женщина с мужским характером, по-другому, видимо, она бы просто не выжила и не сохранила страну. Но это уже символ культурной памяти города, и другая история - история женщин современного Волгограда.

Литература

1. Ассман, Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман ; пер. с нем. М. М. Сокольской. - М. : Языки славян. культуры, 2004. - 368 с.

2. Болдырева, Н. Е. Воспоминания рядовых работников завода «Красный Октябрь» как источник по истории Первой мировой войны / Н. Е. Болдырева // Первая мировая война: события и люди : материалы науч.-практ. видеоконф., Волгоград, 17 сент. 2014 г. / М-во культуры Волгогр. обл., Упр. культуры и архивного дела Тамбов. обл., Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, Тамбов. ОУНБ им. А. С. Пушкина ; науч. ред. и авт. предисловия М. Б. Кус-марцев ; ред.-сост. Т. И. Климова ; отв. за вып. Л. А. Ульева. - Волгоград, 2014. - С. 23-28.

3. Дулина, Н. В. Неизвестная история всемирно известного города. Первая мировая война в пространстве Царицына-Сталинграда-Волгограда / Н. В. Дулина, Е. В. Ануфриева // Война и историческая память : тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. «Война и историческая память», приуроченной к 100-летию начала Первой мировой войны, Россия, Санкт-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения, 31 окт. 2014 г. - СПб. : СПбГУКиТ : Фора-принт, 2014. - С. 45-46.

4. Дулина, Н. В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования / Н. В. Дулина / Волгогр. гос. техн. ун-т. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2006. -387 с.

5. Информационный портал «Царицын РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aqpk2ad9a.xn--p1ai/memory/208-nachalo_1.html. - Дата доступа: 08.08.2015.

6. История 8 Марта. Цеткин, Люксембург, «крылатый эрос» и революция [Электронный ресурс] // Старообрядческая мысль. - Режим доступа: http://starove.ru/anons/ne-detskoe-8-marta-tsetkin-lyuksemburg-krylatyj-eros-i-revolyutsiya/. - Дата доступа: 12.08.2015.

7. Культурное наследие Волгоградской области / О. В. Галкова [и др.]. - Волгоград : Перемена, 2014. - 234 с.

8. Мир и россияне в XX веке (Мир. Россия. Волгоград) / под общ. ред. проф. Г. В. Орлова. - 2-е изд., доп. - Волгоград : Ком. по печати и информации, 1999. - 448 с.

9. Рапорт директору Департамента полиции о беспорядках на мобилизационных пунктах в Царицыне. 22 июля 1914 г. // ГАВО. - Ф. 6. Оп. 1. Д. 370. Л. 5.

10. Романовская, Е. В. Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти / Е. В. Романовская // Изв. Саратов. ун-та. Новая серия. - 2010. - Т. 10 : Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 3. - С. 39-44.

11. Таджидинова, А. С. Великая и забытая. К 100-летию Первой мировой войны / А. С. Тад-жидинова // Первая мировая война: события и люди : материалы науч.-практ. видеоконф., Волгоград, 17 сент. 2014 г. / М-во культуры Волгогр. обл., Упр. культуры и архивного дела Тамбов. обл., Волгогр. ОУНБ им. М. Горького, Тамбов. ОУНБ им. А. С. Пушкина ; науч. ред. и авт. предисловия М. Б. Кусмарцев ; ред.-сост. Т. И. Климова ; отв. за вып. Л. А. Ульева. - Волгоград, 2014. - С. 33-38.

12. О днях воинской славы и памятных датах России [Электронный ресурс] : Федер. Закон, 13 марта 1995 г., № 32-ФЗ : с доп. от 30 дек. 2012 г. - Режим доступа: http://base.garant. га/1518352/. - Дата доступа: 16.08.2015.

13. Шкода, Р. В. Французский завод на волжской земле / Р. В. Шкода // Деловой Волгоград. -2015. - № 9 (97). - С. 30-31.

14. Шкода, Р. В. Царицын в первые месяцы Мировой войны [Электронный ресурс] / Р. В. Шкода. - Режим доступа: http://царицын.рф/memory/211-trudnosti.html. - Дата доступа: 20.08.2015.

15. Царицынский вестник. - 1914. - 22 июля.

16. Царицынский вестник. - 1914. - 5 авг.

17. Царицынский вестник. -1914. - 11 авг.

18. Царицын. Сталинград. Волгоград. Вехи истории : альм. - Волгоград, 2014.

N. V. DULINA, E. V. ANUFRIEVA

CHANGING OF WOMEN SpACE IN THE LARGE INDuSTRIAL CITY AS SOCIAL CONTINUATION OF THE FIRST WORLD WAR (BASED ON THE EXAMPLE OF THE CITY TSARITSYN)

Summary

The article shows that the First World War was the main cause of the socio-historical changes in the role of women in the socio-cultural space of a large industrial city. The authors' discussions are built on the example of Tsaritsyn at the beginning of the 20th century.

Keywords: socio-cultural space, industrial city, woman, women space, gender, memory, First World War.

Поступила 14.10.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.