Научная статья на тему 'Особенности архитектурно-пространственной организации расселения юго-восточной части Московской области'

Особенности архитектурно-пространственной организации расселения юго-восточной части Московской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
127
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГЛОМЕРАЦИЯ / РАССЕЛЕНИЕ / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ОПОРНЫЕ ГОРОДА / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Прохорская Е. Г.

В статье обозначен комплекс проблем, связанных с развитием крупных агломераций, рассмотрена структура Московской агломерации и показано, что определяющую роль играют особенности пространственной организации локальных систем расселения. Рассмотрены исторические этапы формирования расселения на территории юго-восточного направления Московской области, в результате чего определены основные особенности для каждого периода. Далее в статье рассмотрены локальные системы расселения юго-востока, основные функциональные и планировочные элементы. В итоге, отражены основные особенности и проблемы современной планировочной организации систем расселения. Показано, что динамические процессы, происходящие в них, зависят от характерных особенностей и соотношения планировочных элементов. Поэтому комплексное их изучение позволяет определить наиболее оптимальные пути развития расселения, как в юго-восточном направлении, так и на всей территории Московской области, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на форму агломерации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектурно-пространственной организации расселения юго-восточной части Московской области»

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЕЛЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е.Г. Прохорская

ГУП МО «НИиПИ градостроительства»,

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье обозначен комплекс проблем, связанных с развитием крупных агломераций, рассмотрена структура Московской агломерации и показано, что определяющую роль играют особенности пространственной организации локальных систем расселения. Рассмотрены исторические этапы формирования расселения на территории юго-восточного направления Московской области, в результате чего определены основные особенности для каждого периода. Далее в статье рассмотрены локальные системы расселения юго-востока, основные функциональные и планировочные элементы. В итоге, отражены основные особенности и проблемы современной планировочной организации систем расселения. Показано, что динамические процессы, происходящие в них, зависят от характерных особенностей и соотношения планировочных элементов. Поэтому комплексное их изучение позволяет определить наиболее оптимальные пути развития расселения, как в юго-восточном направлении, так и на всей территории Московской области, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на форму агломерации в целом.

Ключевые слова: агломерация, расселение, планировочные элементы, опорные города, архитектурно-пространственная организация, характерные особенности

THE CHARACTERS OF SETTLING AT ARCHITECTURAL SPATIAL STRUCTURE SOUTH-EAST PART OF MOSCOW REGION

E. Prokhorskaya

Moscow Region Institute of urban planning,

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia

Abstract

The objects of this thesis are character features of settling at spatial structure south-east part of Moscow region. At this work designated problem issue of the day of the agglomeration development. Thesis include regularity evolution analyze of settling south-east direction of Moscow region and its contemporary architectural spatial structure. The defining role is played by features of the spatial organization of local systems of settling. Further in article local systems of settling of the southeast, the basic functional and planning elements are considered. At this work reveal the basic planning elements of settling, discriminated from different stage of the beginnings: settlements, cities and towns, road network, ecology elements, population. As a result, the main features and some problems of the modern planning organization of systems of settling are reflected. Determine the direction of settled development and foundations architectural spatial structure for organization functional space, transport infrastructure, ecological balance. Therefore complex their studying allows to define the sustainable development, both in the southeast direction, and in all territory of the Moscow region that, in turn, has essential impact on an agglomeration form as a whole.

Keywords: agglomeration, settling, planning elements, main towns, architectural spatial structure, character features

Сегодня незаменимым понятием, в полной мере отражающим взаимодействие городов и пригородных территорий, является агломерация. Среди наиболее частых проблем, связанных с развитием агломераций, на сегодняшний день продолжают быть актуальными хаотичное разрастание городов, увеличение доли городского населения, увеличение центростремительных потоков. Не менее важными остаются ухудшение экологической обстановки, транспортной ситуации, усиление маятниковых миграций, несбалансированное развитие зон агломерации, слабые темпы развития периферийных и внешних зон, уменьшение сельского расселения, стирание границ городов, внедрение индивидуальной и малоэтажной жилой застройки в природные ландшафты и многое др.

По оценке ООН в 2010 году на Земле зафиксировано около 450 агломераций с населением более 1 млн. жителей. Лидирующие позиции по численности населения на протяжении многих лет удерживают крупнейшие агломерации мира, образовавшиеся на основе мегаполисов Токио, Мехико, Нью-Йорк, Сеул, Мумбаи, Сан-Паулу, Дели, Шанхай и др. В России агломерации начали складываться еще в XIX веке. Сейчас в России насчитывается около 22 агломераций-миллионеров, крупнейшей из которых считается Московская, которая по разным источникам находится на 9 - 16 месте в мире [1]. Это самая развитая городская агломерация России с наиболее высокой плотностью населения. Население Московской агломерации оценивается в размере от 14,5 до 17,4 млн человек [2].

В свою очередь, в составе Московской агломерации в середине 20 века на базе городов-спутников Москвы начали формироваться локальные системы расселения или агломерации второго порядка - контактные территории, сложившиеся вокруг центров [3]. Архитектурно-пространственная структура таких систем расселения оказывает существенное влияние на форму агломерации в целом и условия ее дальнейшего развития. Поэтому изучение условий формирования, особенностей архитектурно-пространственной организации расселения, позволяет определить основные направления и принципы развития крупных агломераций.

На протяжении многих лет направления развития Московского региона рассматривались градостроителями в основном как вариации трех структур: концентрического, линейного и группового расселения. В последние десятилетия предпочтение отдавалось линейным и групповым формам, так как концентрический рост городов послужил негативным примером в решении таких вопросов, как транспортное обслуживание, экологическая обстановка и территориальные резервы. В линейном отношении наиболее перспективными рассматривались восточное и северо-западное направления Московской области, так как именно они имеют наиболее интенсивные внешние связи.

По итогам конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации, прошедшего в 2012 году [4], предпочтительным был признан вариант выстроить Новую Москву в виде линейного города в юго-западном направлении вдоль оси Калужского шоссе. «Лучевое» развитие дополнялось ограниченным дисперсным освоением межмагистральных пространств с сохранением «зеленых» клиньев [5]. При всем разнообразии вариантов развития Московской агломерации основной задачей остается разгрузка ее центрального ядра и сбалансированное формирование качественной жилой среды, благоприятной транспортной доступности и природно-экологического равновесия на всей территории столицы и области.

Важным условием устойчивого развития Московской агломерации является комплексный подход к решению вопросов развития Москвы и области, и создание единого генплана.

Таким образом, в едином генплане развития Москвы и области 1989 года насчитывалось 10 агломераций второго порядка [6]. А. Махрова выделяет в составе Московской агломерации 22 локальных системы расселения [7,8] в Схеме территориального планирования Московской области - основных положениях градостроительного развития

на территории области формируется 18 устойчивых систем расселения по доминирующим признакам функционального освоения [9].

Расширение границ за счет Московской области преобразовало традиционную моноцентрическую структуру агломерации, вытянув ядро в юго-западном направлении с 107,0 тыс. га до 251,0 тыс. га. При этом дальнейшее развитие пространственной структуры других направлений является не менее важным планировочным аспектом.

Направления Московской агломерации сильно отличаются по густоте поселений, размерам и типу городов, развитию промышленного сектора, по природно-рекреационной значимости. Значительный интерес представляют системы расселения юго-восточного луча Московской области на оси Москва-Рязань.

Это направление, наряду с несколькими другими направлениями Московской области, является стратегическим в масштабах страны, и обеспечивает связь центральной России с Восточной Сибирью, охватывая цепочку крупнейших городов страны Москва - Рязань -Пенза - Саратов - Самара - Уфа - Челябинск - Омск - Новосибирск - Барнаул -Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск (Рис. 1). Кроме того, данное направление складывается вдоль важнейших водных артерий (рек Москвы и Оки). В Рязани имеется два речных порта, обеспечивающих выходы к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Вдоль этих водных артерий и исторических трактов на протяжении нескольких веков формировалось расселение, пространственная организация которого играет важную роль в развитии страны.

Рис. 1. Московская агломерация в системе расселения России. Юго-восточное направление

На территории Московской области юго-восточное направление характеризуется большим типологическим разнообразием функционально-пространственных элементов, что позволяет выявить формирование различных типов систем расселения, составляющих агломерацию. Изучение особенностей пространственной структуры сложившегося расселения на территории юго-восточного направления Московской области включает два аспекта - исторические факторы формирования расселения и современную ситуацию. Анализ эволюции расселения юго-восточного направления

Московской области выражает последовательность временных периодов формирования, которые были условно обобщены в три основных хронологических этапа развития.

Каждый этап отражает определенные особенности расселения данной территории и позволяет выявить пространственные элементы, составляющие основу планировочной организации сложившихся систем расселения. 1-й этап относится к XII - началу XVIII вв., когда происходит возникновение городов и развитие расселения. В целом, особенностью расселения этого этапа является наличие ярко выраженного лучевого развития вдоль основных планировочных осей (рек, радиальных сухопутных трактов) с доминантами в виде укрепленных городов (Коломна, Зарайск).

2-й значимый этап включает период с конца XVIII по XIX вв. и характеризуется началом преобразования сложившегося расселения, связанного с образованием Московской губернии и развитием промышленности. Лучевой характер расселения, сложившегося в период до XVIII века, получил дальнейшее развитие за счет железнодорожного сообщения и формирования на его основе промышленного расселения.

К 3-му этапу относится период XX века, когда сеть развитых поселений начинает формироваться в агломерации. Пространственная структура юго-восточного направления на этом этапе теряет ярко выраженную лучевую форму. Это происходит за счет поясного развития территорий вблизи Москвы, а также появления поперечных транспортных связей, объединивших промышленные центры. Последние, в свою очередь, начинают концентрироваться вблизи основных планировочных ядер (городов Коломна, Бронницы), что впоследствии стало основой формирования локальных систем расселения. Таким образом, можно сказать, что историческое формирование рассматриваемой территории происходило по трем параллельным осям (река Москва, автомобильная дорога Москва-Рязань и железнодорожная магистраль) и имело лучевой характер.

Это спровоцировало параллельное развитие поселенческих, промышленных и рекреационных функций. Поэтому преобразование должно базироваться на развитии именно лучевого направления, что позволит сохранить особенности функционально-пространственной организации юго-востока. Основными элементами, формирующими архитектурно-пространственную организацию расселения на территории юго-восточной части Московской области являются населенные пункты, транспортные оси, население, градообразующие объекты, пространственные связи, природно-экологические элементы. Динамические процессы, происходящие в локальных системах расселения, зависят от характеристик, особенностей и соотношения планировочных элементов.

Изучение населенных пунктов позволяет выявить особенности размещения городов, поселков городского типа, сельского расселения, индивидуальной жилой застройки и садоводческих объединений в структуре юго-восточного направления, а также количественные показатели расселения. Поселенческий каркас данного направления формируют 6 административных районов (Люберецкий, Раменский, Воскресенский, Коломенский, Луховицкий и Зарайский), в состав которых входят 54 городских и сельских поселений, а также 6 самостоятельных муниципальных образований - городских округов. Узловые элементы поселенческого каркаса составляют 11 городов, 14 поселков городского типа. Ареалы сельского расселения сформированы 686 сельскими населенными пунктами.

Оценка поселенческого каркаса выявила зоны концентрации городского и сельского расселения, наиболее освоенные и неосвоенные территории, зоны исторического ландшафтного, промышленного расселения, садовой и коттеджной застройки. Наибольшая концентрация городского расселения сосредоточена в зоне влияния ядра и зоне спутников, где общим пятном вырисовывается непрерывный ареал из 6 городов и 9 поселков городского типа. Сельское расселение сконцентрировано в значительной степени в Раменском, Коломенском и Зарайском районах (Рис. 2).

Рис. 2. Схема поселенческого каркаса юго-восточной части Московской области

Важную роль в планировочной структуре играет иерархия опорных центров, на основе которых формируются локальные системы расселения [3]. Характер систем расселения напрямую зависит от типов населенных пунктов, из которых они складываются. От масштаба, местоположения и функций опорных населенных пунктов в свою очередь зависит пространственная организация и всей агломерации. Для территории юго-восточного направления Московской агломерации характерна следующая иерархия опорных центров:

Доминанты 1-го порядка:

Основной доминантой расселения юго-восточного луча Московской области с учетом исторического формирования, бесспорно, является город Коломна, хотя по численности населения он стоит на втором месте. Затем, схема классификации городов по численности населения наглядно отражает наличие второго ядра - это город Люберцы, который формирует пространство прилегающих населенных пунктов ближнего пояса агломерации. Третьей, достаточно молодой доминантой на схеме обозначен город-наукоград - Жуковский.

Доминанты 2-го порядка:

Следующую позицию доминант второго порядка занимают средние города, из которых лидирует город Раменское, который стремится стать четвертой доминантой расселения юго-восточной части. При этом, располагаясь на достаточно близком расстоянии от одной из главных доминант расселения (Жуковского), город Раменское играет важную роль в формировании взаимосвязанной системы расселения в этой части юго-восточного

направления. Таким же образом город Лыткарино участвует в формировании системы расселения вблизи города Люберцы. Город Воскресенск также является доминантой второго порядка.

Доминанты 3-го порядка:

К доминантам 3-го порядка относятся малые исторические города - Зарайск, Луховицы и Бронницы. Они в значительной степени формируют локальное расселение вокруг своей территории. Город Дзержинский не относится к доминирующему населенному пункту, так как дополняет формирующуюся систему расселения в ближайшем поясе ядра. Котельники также не является городской доминантой, так как его численность меньше некоторых рабочих и дачных поселков. Дальнейшая иерархия выстраивается, исходя из классификации крупных и средних поселков. При этом в значительной степени важную роль в структуре расселения играет не их численность, а интенсивность связей с другими населенными пунктами.

Локальные доминанты:

Из крупных рабочих поселков весомое положение занимает поселок Томилино, который по численности населения соответствует статусу малого города. История развития поселка началась с XIX века, когда эта территория относилась к владениям князей Оболенских, а впоследствии получила активное развитие в области производственного и научно-исследовательского центра. Крупные рабочие поселки Малаховка, Белозерский, Октябрьский также дополняют структуру расселения вблизи городов и выделяются только среди сельской местности. Средние и малые рабочие поселки представляют собой тип локальных ядер, собирающий в структуру преимущественно прилегающее сельское расселение, но при этом подчиненных основным доминантам (Рис. 3).

Рис. 3. Схема опорных населенных пунктов юго-восточной части Московской области

Среди дачных поселков, как явления XX века, лидирующее положение занимает исторический поселок Красково. Вблизи него сконцентрированы рабочие и дачные поселки, сформировавшиеся вдоль основных транспортных магистралей. Возрастающее в последнее время количество садоводческих объединений, коттеджного и индивидуального строительства, играет немаловажную роль в территориальной организации поселенческой структуры, их ареалы характеризуются дисперсным освоением, дополняющим сельское расселение. В результате оценки населенных пунктов юго-восточного направления Московской области, по условиям исторического формирования, численности населения, местоположению в структуре агломерации было определено, что пространственную структуру данного луча формируют три основные доминанты.

Это города с населением более 100 тыс. жителей - Коломна, Жуковский и Люберцы. Город Раменское (с населением, приближающимся к 100 тысячному рубежу) также служит самодостаточной доминантой, что образует на данной территории узел, состоящий из двух практически равнозначных по масштабу, но типологически различных по своей функциональности, опорных центров. Наличие большого города, численностью более 100 000 жителей, является одним из критериев выявления агломераций. Другим критерием принято считать наличие минимум двух городских поселений, жители которых имеют высокую связь с большим городом [10].

Основные линейные элементы рассматриваемого направления сформированы тремя планировочными осями, на которые словно нанизаны города и крупные населенные пункты. В первую очередь это Рязанское направление Московской железной дороги, автомобильная магистраль М-5 «Урал», повторяющая направление исторического Астраханского тракта, а также водные артерии - реки Москва и Ока (Рис. 3). Общая протяженность железных дорог рассматриваемого направления составляет более 150 км, а автомобильных дорог - более 2280 км (Рис. 4).

Рис. 4. Схема транспортного каркаса юго-восточной части Московской области

Оценка транспортной доступности, социальных и трудовых связей юго-восточной части Московской области позволила определить взаимосвязанность поселений и выделить локальные системы расселения. Межселенные связи в различных сферах: производственной, социальной, экологической являются основой формирования и развития этих систем расселения. Основной фокус связей - центральный город и основные подцентры [11]. Таким образом, особенностью пространственной структуры юго-востока Московской области является формирование следующих локальных систем расселения:

Люберецкая, расположенная в ближнем поясе агломерации и представляющая собой сильно-урбанизированное образование городского типа. Особенностями данной системы является высокая плотность городской застройки, интенсивные центростремительные потоки в ядро, отсутствие резервов для развития, дефицит природных территорий и зеленых зон, усугубляющий экологическую ситуацию.

Жуковско-Раменская, расположенная в зоне спутников, включающая также культурный центр город Бронницы, и поселки городского и дачного типа Малаховка, Красково, Кратово, Удельная, Быково и др. Сближенность населенных пунктов формирует практически единую полосу расселения, объединяя перечисленные системы в одну. Однако характер связей, плотность населения и степень урбанизации территории позволяет рассматривать их обособленно и определить различные принципы функционально-пространственной организации для каждой системы.

Коломенская, расположенная в срединной зоне агломерации, - на основе городов Коломна и Воскресенск, а также включающая в себя город Луховицы и ряд крупных рабочих поселков (Рис. 5). Также в юго-восточном направлении может быть выделена в самостоятельную систему расселения, расположенная в периферийной зоне агломерации Зарайская, образованная на базе города Зарайск, представляющего типичный образец малых исторических городов, и ряда сельских населенных пунктов.

Рис. 5. Локальные системы расселения юго-восточной части Московской области

Перечисленные системы представляют собой различные типы расселения и расположены в разных поясах агломерации. По оценке развитости агломераций [10] Люберецкая и Жуковско-Раменская относятся к развивающимся агломерациям, Коломенская - к формирующейся, Зарайская - к потенциальной. Оценка планировочных элементов в системах расселения позволяет определить основные особенности и проблемы архитектурно-пространственной организации расселения, что в свою очередь дает возможность поиска оптимальных путей развития всей агломерации.

Практически все рассматриваемые населенные пункты юго-восточного направления Московской области являются многофункциональными центрами, сочетающими различные функции (административные, жилые, производственные или научные, рекреационные и культурные). Основные градоформирующие объекты в значительной степени сконцентрированы в городах и рабочих поселках, и представлены в основном производственным сектором. Оценка градоформирующих объектов определила зоны концентрации административных, производственных, транспортных, рекреационных и культурных объектов, а также позволила выявить зоны недостаточного развития тех или иных функций.

Основная зона концентрации производственных функций сосредоточена в ближайшем поясе агломерации (Люберецкий район) и достаточно равномерно распределена в срединной зоне и на периферийных территориях. Объекты научного профиля сконцентрированы в основном в зоне спутников (Люберцы, Жуковский), и в многофункциональном центре - Коломне. В Люберецкой и Жуковско-Раменской системах расселения концентрация административных и промышленных объектов дополняется ареалами научно-производственных предприятий, что усиливает их функциональную сближенность. Функционально-пространственные акценты также сформированы в городах Воскресенск, Бронницы, Коломна, Зарайск, Луховицы и вблизи окружающих их поселков.

Кроме того, в Жуковско-Раменской системе расселения на базе трех аэродромов («Раменское», «Быково» и «Мячково») формируется мощный авиационный узел, позволяющий включить его в орбиту основных аэропортов вокруг столицы. Другой транспортный узел формируется в районе Коломны, включает не только железнодорожный узел, но и речной порт, а также зону концентрации малых аэродромов. Также авиационный узел сформирован в Коломенской системе расселения, южнее города Луховицы. Не менее важными функциональными элементами, определяющими особенности архитектурно-пространственной структуры расселения, являются объекты культурного наследия.

В юго-восточном направлении зоны концентрации памятников истории и культуры сконцентрированы преимущественно вблизи городов Коломна и Зарайск, что обусловлено их историческим значением и наличием древних Кремлей и монастырей. Также концентрация объектов культурного наследия отчетливо прослеживается вдоль основных исторических планировочных осей, в значительной степени вдоль главной природно-ландшафтной оси - реки Москвы. Они представлены, в основном, многочисленными храмовыми и усадебными комплексами (Рис. 6). Природно-экологические элементы выполняют одну из стабилизирующих функций в освоении территории юго-восточной части Московской области.

Значительная часть территории относится к мещерской низменности в междуречье Оки, Москва-реки и Клязьмы, водный фонд юго-восточного луча представлен более чем 15-ю крупными реками (Москва, Ока, Пахра, Гжелка, Осетр, Цна, Северка, Коломенка и др.), значительным количеством мелких рек, ручьев, озер и прудов. Лесной фонд рассматриваемого направления составляет более 150 тыс. га. Значительная часть природного каркаса относится к особо охраняемым природным территориям (Томилинский и Кузьминский лесопарки, «Москворецкий пойменный заказник»,

«Коломенский природный комплекс», «Озеро Осетринное с водяным орехом», «Долина р. Уница» и др.) (Рис. 7).

Рис. 6. Схема размещения основных градоформирующих объектов юго-восточной части Московской области

Рис. 7. Схема природно-экологического каркаса юго-восточной части Московской области

Также отмечены планируемые элементы природно-экологического каркаса - ключевые и транзитные территории, обеспечивающие непрерывность природного пространства, достигаемые путем создания экологических коридоров [9]. Оценка экологических элементов в системах расселения позволяет выявить территории ограниченного использования и определить наиболее конфликтные зоны. При совмещении природно-экологического каркаса и зон концентрации градоформирующих объектов можно увидеть, что негативное сочетание экологических и производственных зон характерно для каждой системы расселения (особенно в исторических городах Бронницы, Коломна, Зарайск), где на природные ландшафты оказывается максимальная нагрузка от производственных объектов. А в Люберецкой системе расселения практически отсутствует необходимое экологическое равновесие.

Социальные факторы позволяют определить роль основных пространственных элементов систем расселения, интенсивность и целесообразность связей между ними с учетом экономических показателей. Они отражают основные показатели численности, плотности населения, соотношение городского, сельского и сезонного населения, численность трудовых ресурсов и трудовой миграции. Отмечено, что общая численность населения территории юго-восточного направления составляет 1 260 000 жителей, из них 1 029 000 - это городское население. Общая численность трудовых ресурсов составляет 592 000 человек (Рис. 8). Самый большой по численности и плотности населения Люберецкий район, расположенный в зоне влияния Москвы. В нем проживают 279 000 жителей, а самый малочисленный район - Зарайский (41 500 человек), расположенный в периферийной зоне [12].

Рис. 8. Схема социально-экономической оценки юго-восточной части Московской области

Наиболее благоприятными условиями по соотношению численности городского и сельского населения, а также притока сезонного населения, являются зона спутников и срединная зона, т.е. Жуковско-Раменская и Коломенская системы расселения. При этом в Жуковско-Раменской агломерации отмечен наиболее сильный отток рабочей силы в другие районы и столицу, что связано с недостаточным объемом размещения мест приложения труда. Таким образом, в результате исследования планировочных элементов, можно выделить характерные особенности и проблемы архитектурно-пространственной организации территории юго-восточного направления Московской области:

Архитектурно-планировочные:

- населенные пункты и природно-экологические условия являются постоянными элементами, а пространственные связи (социальные и транспортные) - переменными (динамичными) элементами;

- с развитием расселения планировочная структура юго-восточного направления приобрела линейный характер, вытянувшись вдоль основных транспортных магистралей;

- укрепилась роль доминирующих планировочных центров, продолжается процесс вытягивания зон концентрации градоформирующих объектов вдоль основных транспортных магистралей, а жилых функций - вдоль природных осей;

- исторические города (Коломна, Бронницы, Зарайск), где произошло размещение новых градообразующих объектов (производств, мест приложения труда, административных функций) утратили значимость культурных центров;

- в одних и тех же населенных пунктах произошло смешение различных типов расселения (исторических городов, промышленных объектов, дачных поселков, научных испытательных центров (Коломна, Люберцы, Жуковский);

- отмечается выраженный планировочный дисбаланс (концентрация основных градоформирующих объектов в зоне влияния ядра и отсутствие разнообразия функциональных элементов в срединной и периферийной зонах);

- продолжается активное строительство и развитие межселенных территорий, сельскохозяйственных полей, залесенных территорий, что провоцирует нагрузку на существующие транспортные оси, ландшафтные территории;

- соответственно усиливается сокращение сельскохозяйственных и озелененных территорий, природных комплексов, ценных ландшафтов, что влечет за собой видимое ухудшение экологической обстановки;

- отмечается неиспользование ресурсов производственных центров, социальных объектов на территории существующих населенных пунктов (городов, деревень, поселков), особенно в срединной и периферийной зонах;

- отмечается неравномерное развитие существующих и планируемых территорий, снижение численности населения в деревнях и поселках, и его увеличение в городах и новых жилых зонах, зачастую не обеспеченных полноценной градостроительной базой и необходимым количеством мест приложения труда, что усиливает трудовые миграции и нагрузки на существующие транспортные связи.

Транспортные:

- характерна интенсивная транспортная нагрузка в лучевом направлении и недостаточно развитая в широтном направлении;

- основные транспортные связи осуществляются через населенные пункты, что разрушает их целостность и приводит к увеличению нагрузки на них за счет размещения новых объектов жилой, производственной и общественно-деловой застройки;

- сложившаяся притрактовая система расселения, характерная для всей Московской области, на сегодняшний день является и основной ее проблемой, так как практически все вылетные магистрали проходят через уникальные в историческом отношении города (Коломна, Бронницы), разрушая их планировочную целостность.

Социально-экономические:

- постоянно увеличивается плотность населения первого пояса (Люберецкий, Котельники, Дзержинский), и наблюдается значительное понижение плотности населения в периферийных пограничных районах (Луховицкий, Зарайский);

- недостаточно развиты альтернативы мест приложения труда, что провоцирует трудовую миграцию в города, усугубляя транспортную доступность;

- наблюдается превращение Московского региона в неконтролируемую агломерацию, хаотично застроенную, загруженность основных вылетных магистралей, увеличивающих транспортную доступность, как до столицы, так и внутри области; стирание административно-территориальных границ городов и крупных населенных пунктов.

Экологические:

- отмечено развитие ареалов сельского расселения вдоль исторических природных и ландшафтных осей, что подтверждается концентрацией вдоль них зон сельского расселения и культурного наследия;

- ярко выраженный рисунок сложившегося экологического каркаса (леса, природные территории) прослеживается к северу от течения р. Москвы, что позволяет рассматривать южные территории как перспективные для освоения;

- обозначена необходимость сохранения уникальных природно-экологических и исторических территорий (таких как слияние рек Оки и Москвы), а также необходимость гармоничного включения природных территорий в современные градостроительные условия развития планировочных акцентов.

Для сбалансированного развития территории юго-восточного направления необходимо качественное преобразование сложившихся систем расселения в структуре Московской агломерации с учетом выявленных особенностей исторического формирования и современной пространственной организации. В основу трансформации планировочной структуры может быть положено развитие новых, альтернативных транспортных связей, как в линейном, так и в поперечном направлении, которые дадут возможность сохранить историческую трассировку лучей и планировку городов юго-восточного направления.

На базе научных и промышленных городов могут быть сформированы пространственные акценты, которые на сегодняшний день обладают достаточными резервами для размещения зон градостроительной активности. Такие акценты могут быть сформированы вблизи трех основных ядер - городов 100 -тысячников (Коломна, Жуковский, Люберцы), равномерно распределившихся по поясам агломерации. Новые линейные связи, обеспечивающие скоростное сообщение между функциональными доминантами, позволят им развиваться равномерно.

Общие принципы архитектурно-пространственной организации систем расселения включают следующие положения:

- формирование урбанизированных зон градостроительной активности на основе использования динамичных планировочных элементов, выявленных ядер и пространственных связей;

- формирование сложившегося поселенческого каркаса в зону умеренной градостроительной активности, соблюдение соотношения использования динамичных и постоянных элементов;

- формирование зоны ограниченной урбанизации на основе постоянных планировочных элементов, с учетом исторических факторов, с сохранением сельского расселения, а также с установлением режима восстановления и регенерации;

- ограничение использования и освоения природно-экологического каркаса с установлением строгого режима сохранения и регенерации;

- соблюдение соотношения уровня освоения территории с целью выравнивания планировочного дисбаланса в пространственной организации систем расселения и их устойчивого развития в структуре агломераций.

Таким образом, комплексное изучение особенностей и проблем архитектурно-пространственной организации расселения юго-восточного направления Московской области является первоочередной задачей для определения наиболее оптимальных

условий развития систем расселения, что в свою очередь позволит обеспечить устойчивое развитие всей агломерации в современных градостроительных условиях.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Лаппо Г.М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ в. // Российское экспертное обозрение. -М., 2007. №4. - c.6.

2. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке. Городские агломерации России // Демоскоп. 25 января - 7 февраля, 2010. - № 407,408.

3. Лаппо Г.М. География городов. Гуманитарный издательский центр Владос. - М., 1997.

- с.97, - 174 с.

4. Официальный сайт комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы [Сетевой ресурс]. - URL: http: //www. mka.mos.ru/m ka/m ka.nsf/

5. Колонтай А. Кратко об итогах конкурса // Проект «Россия». Большая Москва - №66.

- М., 2013. - с.61-73.

6. Бочаров Ю.П. От Ленина до Лужкова [Сетевой ресурс].

- URL: http://www.architektor.ru/ai/2003/bocharov genplan 2.htm

7. Махрова А.Г., Трифонов А.А. Некоторые черты развития урбанизационных процессов в Московском регионе // Русский город (исследования и материалы). Вып. 9. - М., 1990. - с. 40-74.

8. Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Москва: Мегаполис? Агломерация? Мегалополис? // Демоскоп. 1-19 августа, 2012. - № 517,518.

9. Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития. Утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007г. - № 517/23.

10. Полян П.М. Методика выделения и анализа опорного каркаса расселения. ч. 1. ИГ АН СССР, - М., 1988.

11. Лаппо Г.М., Маергойз И.М. География и урбанизация // Вопросы географии. Урбанизация мира. - М., 1974.

12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года // Федеральная служба государственной статистики Росстат, - М., 2013. - с. 528.

References

1. Lappo G.M. Gorodskie aglomeracii SSSR-Rossii: osobennosti dinamiki vXX v. Rossijskoe jekspertnoe obozrenie [Urban agglomerations of the USSR-Russia: peculiarities of the dynamics in the twentieth century. Journal of Russian Expert Review]. Moscow, 2007,

no. 4.

2. Lappo G., Poljan P., Selivanova T. Aglomeracii Rossii vXXI veke. Gorodskie aglomeracii Rossii. Demoskop [Agglomeration of Russia in XXI century. Conurbations Russia. Journal "Demoscope"]. Moscow, 2010, no. 407,408.

3. Lappo G.M. Geografija gorodov [Geography cities]. Moscov, 1997.

4. Official site of the Committee for Architecture and Urban Planning of the City of Moscow. Available at: http://www. mka.mos. ru/m ka/mka.nsf/

5. Kolontaj A. Kratko ob itogah konkursa. Proekt «Rossija» [Summary of the results of the contest. Journal Project "Russian"]. Moscow, 2013, no. 66.

6. Bocharov Ju.P. Ot Lenina do Luzhkova [From Lenin to Luzhkov]. Available at: http://www.architektor.ru/ai/2003/bocharov genplan 2.htm

7. Mahrova A.G., Trifonov A.A. Nekotorye cherty razvitija urbanizacionnyh processov v Moskovskom regione. Russkij gorod (issledovanija i materialy) [Some features of the development of urbanization processes in the Moscow region. Russian city]. Issue 9, Moscow, 1990.

8. Mahrova A., Nefedova T., Trejvish A. Moskva: Megapolis? Aglomeracija? Megalopolis? Demoskop [Moscow: Megapolis? Agglomeration? Megalopolis? Journal Demoscope]. 2012. no. 517,518.

9. Shema territorial'nogo planirovanija Moskovskoj oblasti - osnovnye polozhenija gradostroitel'nogo razvitija. Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Moskovskoj oblasti ot 11.07.2007g [Territorial planning scheme of the Moscow region - the fundamentals of urban development. Approved by the Government of Moscow Region from 11.07.2007].

no. 517/23.

10. Poljan P.M. Metodika vydelenija i analiza opornogo karkasa rasselenija. ch. 1. IG AN SSSR [Method for the separation and analysis of the supporting framework of settlement. Part 1. IG USSR Academy of Sciences]. Moscow, 1988.

11. Lappo G.M., Maergojz I.M. Geografija iurbanizacija. Voprosy geografii. Urbanizacija mira [Geography and urbanization. Questions geography. Urbanization of the world]. Moscow, 1974.

12. Chislennost' naselenija Rossijskoj Federaciipo municipal'nym obrazovanijam na 1 janvarja 2013 goda. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rosstat [The population of the Russian Federation for municipalities on January 1, 2013. Federal State Statistics Service Rosstat]. Moscow, 2013.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Прохорская Елена Георгиевна

ГУП МО «НИиПИ градостроительства», ГАП;

Соискатель, кафедра «Градостроительство», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Elena Prokhorskaya

Moscow Region Institute of Urban Planning, Architect;

Postgraduate Student, Chair of «Urban Planning» of Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.