Научная статья на тему 'Особенности анализа рынка недвижимости'

Особенности анализа рынка недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1794
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕДВИЖИМОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ / АНАЛИЗ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЦЕН НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ / ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубинштейн Е.Д., Кривец В.В., Осипенко Н.С.

Статья рассматривает рынок недвижимости и исследует особенности рынка недвижимости, анализа рынка и проблем, связанных с анализом рынка недвижимости и его прогнозированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности анализа рынка недвижимости»

Финансы и налоговая политика

89

2. Климова М. Налоговые новеллы в части НДФЛ / М. Климова // Налоговый вестник - 2013. - № 9. - С. 41.

3. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http//www.minfm.m.

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

© Рубинштейн Е.Д.*, Кривец В.В.*, Осипенко Н.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Статья рассматривает рынок недвижимости и исследует особенности рынка недвижимости, анализа рынка и проблем, связанных с анализом рынка недвижимости и его прогнозированием.

Ключевые слова недвижимость, особенности рынка недвижимости, анализ рынка недвижимости, методы анализа рынка недвижимости, прогнозирование цен на рынке недвижимости, проблемы прогнозирования рынка недвижимости.

Как известно, рынок недвижимости - совокупность участников (покупатель, продавец, собственник, консультант, девелопер, брокер, агент, риелтор, управляющий недвижимостью, государственные регулирующие органы и т.д.) и сделок (покупка, продажа, аренда и т.д.), совершаемых между ними. Рынок недвижимости обладает рядом специфических особенностей [1]:

а) Локализация рынка;

б) Относительно малое количество сделок купли-продажи;

в) Владение недвижимостью и сделки с ней обычно предполагают четыре вида затрат: единовременные сравнительно крупные инвестиции; на поддержание объекта в функциональном состоянии (ремонт, эксплуатационные расходы); налог на недвижимое имущество; государственная пошлина и другие сборы на сделки;

г) Достаточно высокая степень государственного регулирования рынка законодательными нормами.

В зависимости от назначения (направления использования) объекта недвижимости, рынок можно разделить на пять сегментов [2]:

а) жилая недвижимость;

б) коммерческая недвижимость;

в) промышленная недвижимость;

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандтдат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Финансов и кредита, кандтдат экономических наук, доцент.

* Магистрант кафедры Финансов и кредита.

90

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

г) незастроенные земельные участки различного назначения;

д) недвижимость специального назначения.

Анализ рынка недвижимости представляет собой самостоятельный вид деятельности, имеющий целью обеспечение объективной информацией лиц, заинтересованных в данном виде информации. Анализ рынка недвижимости - определенный вид деятельности, который имеет цель обеспечение объективной и достоверной информацией участников рынка [3].

Предметом анализа рынка являются:

- ценовая ситуация на рынке;

- конъюнктура спроса и предложения;

- объем операций совершаемых на рынке недвижимости;

- ликвидность объектов;

- доступность объектов для потенциальных потребителей;

- эффективность инвестиционных вложений в объекты недвижимости [3].

Анализ рынка недвижимости включает его идентификацию и интерпретацию, исходя из полезности недвижимости, ее наличия на рынке, а также предпочтений сторон сделки и покупательной способности. Рыночный анализ заключается в соотнесении общего состояния рынка недвижимости, его конкретного сегмента с изучаемым объектом.

Структура целей и этапов анализа рынка недвижимости приведены на рисунке 1.

Основные подходы к анализу рынка недвижимости:

1) анализ от общего состояния экономики к конкретной недвижимости;

2) анализ от конкретного объекта к общему положению дел в экономике.

В-первом случае, анализ начинается с оценки рыночного равновесия. В начале изучаются данные о доходах населения и другие данные, которые служат индикатором спроса, так же собирается информация об объеме свободных и занятых площадях, об объеме строительства жилой и коммерческой недвижимости, имеющиеся предложения от конкурентов по аналогичной недвижимости. На основании полученных данных делается вывод о наличии равновесия между спросом и предложением, и дальнейшем сохранении ситуации. Следующим этапом производится анализ физических характеристик данного объекта недвижимости и его окружения, вероятность альтернативного использования данной недвижимости, оценка рыночной реакции на данный вариант использования и оказываемое влияние на его стоимость.

Второй метод предполагает, что сначала производится анализ самого объекта недвижимости, его характеристики, потенциальных участников

Финансы и налоговая политика

91

данного рынка, и в конце динамика спроса и предложения в данном сегменте рынка [4].

Оба подхода включают: оценку рыночного равновесия; анализ вероятного альтернативного использования недвижимости, оценку рыночной реакции на данный вариант и влияние на стоимость.

| Анализ рынка |

U

Цели (направления) анализа

U и и И

Анализ ценовой ситуации Анализ состояния рынка Анализ доступности и ликвидности ЖИПБЯ Анализ эффективности инвестиций

U U U U

Задачи (этапы) анализа

U U U U

Типизация Состав и Демография, Цены на объекты-

объектов состояние обеспеченность аналоги

недвижимости жилфонда жильем

11 и 0 и

Влияние Приватизиро Прогноз

параметров щ ванный и Цены цен на объекты

цену новый фонд инвестиций

и и и и

Влияние Заказ но дательн Доходы, Макроэкономик

расположения ая и норма- потребность и ческие параметры

на цену тивная база спрос

и 11 0 и

Оперативная Корпоративна Оперативная Затраты на проект

оценка я деятельность оценка

стоимости доступности

U U 0 И

Состояние Предложение, Оценка Поток

рынка спрос, сделки ЛИКВИДНОСТИ ДОХОДОВ

и U 0 11

Эконоиическая и Экономическая Налоги и

макроэкономи- Цены ситуация отчисления

ческая ситуация

11 11 0 и

Пропшзиро Шшшиж Прогнозирован Прогнозирование

вание цщ СО СТОЯНИЯ ие доступности эффективности

стоимости рынка и ликвидности инвестиций

Рис. 1. Структура целей и этапов анализа рынка недвижимости Источник: [3].

92

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Анализ рынка недвижимости включает следующие задачи [5]:

- идентификация объекта недвижимости;

- идентификация рынка недвижимости, на котором объект конкурирует;

- анализ спроса;

- анализ конкурирующего предложения;

- анализ состояния рыночного равновесия.

Информационное обеспечение оценки объектов недвижимости включает следующие операции [5].

- определение массива необходимых данных;

- выбор источников информации;

- сбор необходимых данных;

- систематизация, обработка и анализ полученных данных;

- выводы по проведенному анализу.

В результате проведенного анализа необходимо сформулировать вывод о том, как взаимодействие спроса и предложения влияет на стоимость объекта недвижимости. Результаты анализа также могут быть использованы для определения варианта оптимального использования, динамики спроса, маркетинговых стратегий по существующей и проектируемой недвижимости, дизайна, а также прогнозирования доли рынка, которую объект может занять.

Реакция рынка на конкретный вид недвижимости зависит от спроса и конкурентного предложения недвижимости на текущий момент и в будущем. Рыночная стоимость недвижимости диктуется конкурентным потенциалом рынка. Изучение характеристик оцениваемой недвижимости позволит выявить конкурирующие объекты и сравнительные преимущества и недостатки, которые имеются у оцениваемого объекта недвижимости.

Заключительным этапом в исследовании рынка является прогнозирование цен. Прогноз выстраивается по определенной тенденции движения цен на рынке недвижимости.

Первой и наиболее существенной проблемой при прогнозировании рынка является отсутствие достоверной и открытой информации. Информация об окончательной цене сделки, является персональной и знают истинную цену покупки только продавец и покупатель. Это проблема может быть решена тем, что за прогнозную цену брать не цену совершения сделки, а цену предложения на рынке. Информация о предложениях, выставленных на продажу объектов недвижимости, находится в открытом и свободном доступе. Таким образом, мы конечно не можем прогнозировать окончательную стоимость объекта, но цену предложения прогнозировать возможно. Информацию об условиях сделки и окончательной стоимости необходимо

Финансы и налоговая политика

93

знать прежде всего в работе оценщика для корректного определения цены, но для прогнозирования рынка может использоваться и цена предложения. Объявления о продаже объектов жилой недвижимости - это доступная информация, которую легко можно найти в открытом доступе (в интернете, на сайте риэлтерских компаний, в газетах и т.д.). Конечно, существуют и минусы такой информации: недостоверность, искажение сведений, преувеличение или приуменьшение некоторых особенностей недвижимости и т.д. Эти факторы непосредственно влияют на качество предоставляемой информации. Так же необходимо учесть, что каждый отдельно взятый объект недвижимости по-своему уникален. При достаточно большой выборке все эти параметры сглаживаются, и получается цена средней типовой недвижимости.

Хотелось бы отметить так же, что существуют значительные расхождения в информации, которую показывает Росстат, и реальной стоимостью. Так же практически отсутствует информация, касающаяся первичного рынка жилья, так как не созданы реестры строящегося жилья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одна проблема прогнозирования - невозможность посчитать истинный спрос. Спрос можно посчитать как количество людей просматривающих объявления о продаже, но точное количество людей которые хотят купить квартиру и другие участники рынка, которые просто их просматривают каждый день мы не сможем выделить.

Таким образом, рынок недвижимости - весьма сложный объект для анализа и прежде, чем делать какие-либо выводы о его текущем и будущем состоянии необходимо проводить весьма кропотливую работу, результатом которой будет являться прогноз цен на этом рынке.

Список литературы:

1. Виноградов Д.В. Экономика недвижимости: учебное пособие. - Владимир: Изд-во Владимирский государственный университет, 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая: по состоянию на 15 января 2015 г. - Эксмо, 2015.

3. Методология исследования рынка недвижимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rgr.ru/Sertifikaciya/Analitics/Sertifikaciya-Analyst/Recommendation/Methodology/default.aspx.

4. Методологическая разработка: Курс 001. Как организовать профессиональный анализ рынка недвижимости. Презентация лекционного курса [Электронный ресурс]. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. Особенности рынка недвижимости. Понятие и особенности рынка недвижимости. Принципы его анализа. Проблема сегментирования рынка недвижимости. Характеристика и этапы подготовки информации для проведения оценки. Критерии отбора информации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://businessval.ru/adept/real-estate/market/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.