Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутова Н.В., Курзюкова Ю.Ф.

В статье анализируется такое распространенное явление, как агрессия, и специфика ее проявления среди обучающихся в вузе. Представлен обзор подходов зарубежных и отечественных авторов к определению агрессии и причин ее возникновения у студенческой молодежи. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности агрессивных проявлений студентов на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDENTS’ AGGRESSIVE MANIFESTATIONS AT DIFFERENT STAGES OF STUDY AT UNIVERSITY

The article analyzes such a widespread phenomenon as aggression and specifics of its manifestation among university students. The review of the approaches of foreign and domestic authors to the definition of aggression and the reasons of its appearance in students is presented. In the course of empirical research, the peculiarities of students' aggressive manifestations at different stages of study are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Н. В. ШУТОВА,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии ННГУ им. Н. И. Лобачевского shutovanataliavadimovna@mail.ru

Ю. Ф. КУРЗЮКОВА, студентка 5-го курса направления подготовки «Психология служебной деятельности» ННГУ им. Н. И. Лобачевского l5apcyk@gmail.com

В статье анализируется такое распространенное явление, как агрессия, и специфика ее проявления среди обучающихся в вузе. Представлен обзор подходов зарубежных и отечественных авторов к определению агрессии и причин ее возникновения у студенческой молодежи. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности агрессивных проявлений студентов на разных этапах обучения.

The article analyzes such a widespread phenomenon as aggression and specifics of its manifestation among university students. The review of the approaches of foreign and domestic authors to the definition of aggression and the reasons of its appearance in students is presented. In the course of empirical research, the peculiarities of students' aggressive manifestations at different stages of study are revealed.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, аутоагрессия, вербальная агрессия, эмоциональная агрессия, студенты

Key words: aggression, aggressive behavior, auto-aggression, verbal aggression, emotional aggression, students

Современное состояние общества позволяет констатировать, что за последние несколько лет значительно выросло количество угроз, способных нанести серьезный ущерб нашему физическому и психическому здоровью. В связи

с нестабильной экономической, политической и социальной ситуацией меняется привычный жизненный уклад, что в свою очередь не только провоцирует увеличение числа тревожных, острых стрессовых и депрессивных расстройств, но и способствует

повышению общего уровня агрессии [9], в том числе и в образовательной среде.

Анализ статистических материалов (ведомственных отчетов, научных докладов, психолого-педагогических исследований) позволяет утверждать, что значительная часть современных детей, подростков, студенческой молодежи имеет высокий уровень агрессии. Проблема агрессии является предметом длительных дискуссий как зарубежных (А. Адлер, А. Бандура,

A. Басс, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зиль-манн, К. Лоренц, Н. Миллер, С. Фишбах,

B. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм) так и отечественных (Б. Г. Ананьев, Ю. М. Антонян,

C. Н. Дубинко, М. И. Еникеева, Н. Д. Левитанов, В. С. Мухина, А. Р. Ратинова, А. А. Реан, М. Ю. Федосюк, Ю. В. Щербина и др.) авторов.

Т. Н. Банщикова отмечает, что история исследования агрессии и причин возникновения агрессивного поведения в рамках психологии довольно обширна и позволяет обозначить основные взгляды представителей разных подходов (психоаналитического, бихевиористского, социально-психологического, этологическо-го) к трактовке понятия «агрессия», но несмотря на «наличие многоаспектных подходов к пониманию агрессии, все еще не найдена та инвариативная точка отсчета, относительно которой можно оценить разные интерпретации данного термина» [2, с. 3].

Э. Изард в рамках теории дифференциальных эмоций понимает агрессию как физический разрушительный акт, запущенный негативными эмоциями и направленный на нанесение ущерба другому человеку [7].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон понимают под агрессией «внешне выраженное действие, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, стремящемуся избегать подобного обращения с собой» [4, с. 27].

В контексте нашего исследования большой интерес представляют работы, отражающие причины агрессивного поведения, а также формы, в которых она проявляется в студенческой среде.

Достаточно широким и многосторонним, на наш взгляд, является определение агрессии, данное Л. М. Семенюк. Под агрессией автор понимает деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам и направленное не только на причинение физического ущерба окружающим людям и предметам, но и на рост отрицательных переживаний, что влечет за собой возникновение психологического дискомфорта у всех, кто оказался под влиянием деструкции [16].

Агрессия — это способ отреагирова-ния гнева, в основе которого лежат обида, страх, унижение. Неудовлетворенность фундаментальной потребности человека в любви и внимании в первую очередь связана с условиями семейного воспитания и внутрисемейными взаимоотношениями. Отчужденность, холодность, неуважение к развивающейся личности, эмоциональное неприятие, постоянные ссоры, непоследовательность требований, чрезмерно строгие наказания — все это, по мнению ряда авторов (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, М. Раттер, А. И. Захаров, Е. О. Смирнова, Е. А. Чепракова и др.), положительно коррелирует с возникновением разрушительных эмоций и действий личности не только в период детства, но и в юношеские и даже в зрелые годы.

В контексте нашего исследования большой интерес представляют работы, отражающие причины агрессивного поведения, а также формы, в которых она проявляется в студенческой среде.

Исследователи, изучающие агрессивное поведение (Д. Саймон, А. Басс, А. Дар-ки, Д. Майерс, Г. Я. Пилягина, Л. Г. Почебут, В. В. Бойко), чаще всего выделяют пять основных видов агрессивного поведения:

■/ физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;

■/ вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

■/ эмоциональная агрессия — неумение сдерживать себя, контролировать свое поведение — проявляется через агрессивные всплески и вспышки гнева, враждебность и отчужденность от окружающих;

■/ предметная агрессия — направлена на окружающие предметы;

•/ аутоагрессия — причинение вреда самому себе — выражается в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства [11].

По мнению ряда авторов (А. А. Болден-кова, А. А. Гайворонская, О. Г. Касперович, О. А. Лебеденко, М. И. Марьин, И. М. Осипенко, М. В. Пастухова, М. В. Смирнова), становление современных студентов происходит в условиях, когда друг на друга накладываются различные сложные жизненные ситуации, под которыми мы подразумеваем и возрастные кризисы, и продолжающиеся биологические изменения в организме, и экзистенциальные профессиональные кризисы, а также кризисы, связанные с неопределенностью настоящего и будущего [3; 5; 8; 10].

А. Н. Алехин и Е. Е. Малкова отмечают, что на протяжении своего обучения в вузе студенты проходят три кризиса:

■/ на первом году обучения — когда происходит адаптация и появляются сомнения в правильности выбора профессии;

•/ на третьем году обучения — когда осознается собственная некомпетентность, растет уровень тревоги и неуверенности в своих силах, что выражается в изменении ценностных ориентиров, личностных и профессиональных качеств;

•/ на последнем году обучения (4-й либо 5-й курс) — связан с приближающейся итоговой аттестацией, написанием выпускной квалификационной работы, необходимостью самостоятельно принимать решения в будущей профессиональной деятельности, что негативно влияет на эмоциональный фон студентов, вызывая рост тревоги и снижение личностной и профессиональной самооценки [1].

По мнению Е. А. Раевской, причинами возникновения агрессии в студенческой среде являются адаптационные трудности. Автор отмечает, что к новым условиям адаптируются лишь 29 % первокурсников, а остальные чувствуют апатию, тревогу, внутреннюю опустошенность. В экзаменационный период негативный эмоциональный фон трансформируется в отчаяние и неудовлетворенность учебным процессом, что в свою очередь может стать одним из пусковых механизмов к проявлению агрессии [15].

Т. А. Матвеева указывает на то, что у значимой части студентов наблюдается недостаточный уровень нервно-психической устойчивости, проявляющийся в низкой поведенческой саморегуляции, склонности к нервно-психическим срывам, а также в неадекватной самооценке. Вместе с этим слабо развитые коммуникативные способности обучающихся вызывают трудности в построении межличностных взаимоотношений, что влечет за собой повышенную раздражительность, конфликтность, зависть и агрессивное поведение [12].

Обширный эмпирический материал свидетельствуют о том, что студенты нередко проявляют агрессию в форме саморазрушающего поведения, физической силы, вербальной агрессии (в виде сплетен и слухов). Повышенная эмоциональная возбудимость делает студентов уязвимыми для неконтролируемых вспышек гнева и раздражительности [13; 14; 17; 18; 20].

Краткий обзор научной литературы по представленной проблеме подтвердил необходимость ее всестороннего изучения для поиска эффективных средств коррекции агрессивного поведения студентов.

С этой целью нами проведено эмпирическое исследование, в ходе которого решались следующие задачи:

Студенты нередко проявляют агрессию в форме саморазрушающего поведения, физической силы, вербальной агрессии (в виде сплетен и слухов). Повышенная эмоциональная возбудимость делает студентов уязвимыми для неконтролируемых вспышек гнева.

■/ выявить уровни агрессии студентов на разных этапах обучения;

•/ осуществить сравнительный анализ особенностей агрессивных проявлений студентов в начале и конце обучения;

■/ проанализировать полученные результаты с помощью математических методов.

Исследование проводилось на базе факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского. В исследовании приняли участие студенты 1-го и 4-го курсов, обучающихся по специальности «Психоло-

Полученные по методике В. В. Бойко данные свидетельствуют о том, что лишь небольшая часть первокурсников (27,5 %) имеет «очень низкий» и «невысокий» уровни агрессии, а это почти в два раза больше, чем у студентов 4-го курса (15 %). У таких студентов отмечается отсутствие деструктивных интенций в поведении, однако крайне низкие показатели могут также свидетельствовать о чрезмерной подозрительности, недоверчивости, ожидании неприятностей от других людей и причинения ими вреда. Помимо этого, низкий общий уровень агрессии может служить индикатором того, что испытуемые отвечали на вопросы неискренне, желая продемонстрировать социально одобряемые результаты.

гия служебной деятельности», в возрасте 17—22 лет. Общая выборка респондентов составила 80 человек. В качестве диагностического материала были использованы «Тест агрессивности» Л. Г Почебут и опросник «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В. В. Бойко. Статистическая обработка данных осуществлялась в программе «SPSS Statistics 23» с помощью непараметрического ^-критерия Манна—Уитни.

Полученные результаты представлены на диаграмме.

Средние (адаптивные) показатели выявлены у 12,5 % первокурсников и почти у половины (47,5 %) студентов 4-го курса.

Следует обратить внимание на то, что большая часть первокурсников (60 %) имеет «повышенный» и «высокий» уровни агрессии. У испытуемых 4-го курса этот показатель почти в два раза меньше (37,5 %). Для данных студентов характерны повышенная раздражительность, агрессивные реакции и готовность начать конфликт в ответ на грубость и провокации со стороны окружающих. Они отличаются склонностью к спонтанному проявлению агрессии, которая может возникнуть без видимой причины либо по малозначительным поводам, а также стремлением к использованию

Распределение испытуемых 1-го и 4-го курсов по уровням агрессии (в %)

Количество студентов, %

50 -40 -30 20 10 -

47,5

0

17,5

10 10

12,5

-ГП-П

37,5

22,5 22,5

-ЛИ!

Ур

ровни

Очень низкий Невысокий Средний Повышенный Очень высокий агрессии

□ 1-й курс п4-й курс

5

анонимной агрессии в интернет-среде, что выражается в вымещении накопившегося гнева на пользователей Сети.

Обратимся к результатам, полученным

Подавляющее большинство студентов имеет низкие и средние показатели по шкале «физическая агрессия», при этом 20 % студентов 1-го курса и 10 % студентов 4-го курса готовы использовать физическую силу для выражения агрессии.

Почти половина первокурсников (45 %) демонстрируют высокий уровень по показателю «вербальная агрессия», что в 1,5 раза выше количества студентов 4-го курса с достоверными статистическими различиями (р < 0,05). Поведение таких студентов носит деструктивный для окружающих характер. Они пренебрежительно относятся к собеседнику, используют упреки, бранные слова и оскорбления в его адрес, нередко разговаривают на повышенных тонах, переходящих в крик. Кроме того, агрессия у этих студентов может выражаться скрыто — в виде распускания слухов и сплетен.

Высокий уровень эмоциональной агрессии имеют 35 % первокурсников и 15 % студентов 4-го курса. Для представителей этой категории обучающихся характерны эмоциональная холодность и отчуждение, сопровождаемые подозрительностью, а также неприязнь и враждебность, импульсивность и резкое, интенсив-

на основе методики Л. Г. Почебут. В таблице представлены сравнительные показатели уровней и форм агрессии студентов на разных этапах обучения.

ное возбуждение, которое может привести к причинению вреда другому.

Следует акцентировать внимание на результатах, полученных по шкале «ауто-агрессия»: 75 % первокурсников и 25 % студентов 4-го курса имеют высокий уровень аутоагрессии, что указывает на наличие внутренних противоречий и нерешенных конфликтов, которые приводят к презрению и гневу в отношении себя, недовольству своими достижениями, внешним обликом, к слабой включенности в реальную жизнь.

Обобщая полученные результаты, мы можем констатировать следующее:

■/ у 60 % студентов 1-го курса выявлены повышенный и высокий уровни агрессии; данные студенты входят в группу риска, так как сталкиваются с большим количеством трудностей социального, эмоционального и личностного плана, с которыми не могут справиться конструктивными способами;

■/ для студентов 4-го курса наиболее распространенным (47,5 %) является средний (адаптивный) уровень агрессии, однако в процессе обучения в вузе они знакомятся с рядом дисциплин, на которых обучаются навыкам саморегуляции и управления своим поведением, что помогает таким сту-

Особенности проявления уровней и форм агрессии у студентов 1-го и 4-го курсов (в %)

Формы агрессии Уровни агрессии Достоверность различий ф)

низкий средний высокий

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Физическая 60 80 20 10 20 10 0,383

Вербальная 20 40 35 30 45 30 0,038

Предметная 40 15 35 60 25 25 0,718

Эмоциональная 20 50 45 35 35 15 0,02

Аутоагрессия 5 25 20 55 75 20 0,001

дентам регулировать негативные эмоции и справляться со стрессом;

■/ среди первокурсников наиболее ярко агрессия выражается в вербальной (грубость, резкие высказывания), эмоциональной (эмоциональное отчуждение, подозрительность) формах, а также в ауто-агрессии (саморазрушающее поведение);

■/ для студентов 4-го курса наиболее характерными являются такие формы агрессии, как вербальная (брань, ругань, распускание слухов и сплетен) и предметная (срывание гнева на предметах).

Анализ результатов проведенного нами эмпирического исследования позволяет констатировать, что высокий уровень агрессии фиксируется у значительной час-

ти студентов на разных этапах обучения, но именно первокурсники в большей мере подвержены возникновению неконтролируемой агрессии.

Результаты исследования легли в основу проектирования и реализации психолого-педагогической коррекционной программы для студентов-первокурсников с использованием интерактивной техники «Форум-театр» [19; 20]. Основные направления программы были нацелены на то, чтобы научить студентов находить рациональные и эффективные пути разрешения сложных жизненных проблем, повысить их психологическую грамотность в регуляции эмоциональных состояний и конфликтных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Алехин, А. Н. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема / А. Н. Алехин, Е. Е. Малкова // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 2. — С. 191—198.

2. Банщикова, Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды / Т. Н. Банщикова // Концепт. — 2013. — № 8 (24). — С. 71—75.

3. Болденкова, А. А. Взаимосвязь агрессивного поведения и уровня самооценки у студенческой молодежи / А. А. Болденкова, И. М. Осипенко. — DOI: 10.37963/ SMA.2021.4.249 // Смоленский медицинский альманах. — 2021. — № 4. — С. 159—161.

4. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 352 с. — (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5-887-82294-5.

5. Гайворонская, А. А. Переживания студентами вуза несправедливых ситуаций в учебном процессе / А. А. Гайворонская. — DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-1-69-76 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». — 2020. — № 1 (33). — С. 69—76.

6. Дунаева, Н. И. Профилактика аутоагрессивного поведения студентов / Н. И. Дунаева, Ю. М. Баранова, Н. С. Бабинова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71-1. — С. 294—297.

7. Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард ; под редакцией Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. — Москва : МГУ, 1980. — 439 с.

8. Исследование личностных предикторов самоповреждающего поведения в форме телесных модификаций / М. В. Смирнова, М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович, М. В. Пастухова. — DOI: 10.24411/1999-6241-2020-12010 // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2020. — № 2 (81). — С. 188—196.

9. Кузина, Н. В. Информационная безопасность в условиях пандемии: методы стабилизации состояния социума в электронных СМИ и Интернете / Н. В. Кузина. — DOI: 10.33619/2414-2948/58/38 // Бюллетень науки и практики. — 2020. — № 9. — С. 357—395.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Лебеденко, О. А. Особенности агрессивного поведения будущих педагогов с разным уровнем эмпатии / О. А. Лебеденко, О. С. Махно // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 4 (28). — С. 67—72.

11. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. — Москва : Республика, 1994. — 384 с.

12. Матвеева, Т. А. Аутоагрессивное поведение учащихся / Т. А. Матвеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2013. — № 4-3 (80). —

С. 129—133.

13. Ооржак, Л. Н. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

(на примере студентов ТувГУ) / Л. Н. Ооржак, Ч. Н. Монгуш // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. — 2017. — № 4 (35). — С. 85—93.

14. Петрова, Е. Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса / Е. Г. Петрова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. — 2010. — № 2. — С. 152—157.

15. Раевская, Е. А. Особенности эмоциональных состояний студентов-первокурсников в контексте непрерывности образования / Е. А. Раевская. — DOI: 10.15393/j5.art.2019.5148 // Непрерывное образование: XXI век. — 2019. — № 4 (28). — С. 46—61.

16. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции : учебно-методическое пособие / Л. М. Семенюк. — Москва : Московский социально-психологический институт, 2003. — 93 с. — (Библиотека школьного психолога). — ISBN 5-89502-041-0.

17. Шильцова, Ю. В. Адаптация студентов к первому курсу в условиях вуза / Ю. В. Шильцова // E-Scio. — 2020. — № 5 (44). — С. 526—535.

18. Шмер, В. В. Психологические особенности первокурсников различных специальностей транспортного вуза / В. В. Шмер // Динамика систем, механизмов и машин. — 2014. — № 6. — С. 173—176.

19. Шутова, Н. В. Агрессивные проявления студентов как показатель их ментального здоровья / Н. В. Шутова, Ю. Ф. Курзюкова // Психологическое сопровождение образования: теория и практика : сборник научных статей по материалам XI Международной научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 23—24 декабря 2021 года). В 2 частях. Часть 2 / под редакцией И. А. Загайнова,

О. Г. Купцовой. — Йошкар-Ола : Стринг, 2021. — С. 280—285.

20. Шутова, Н. В. Возможности «форум-театра» в регулировании кризисных состояний личности / Н. В. Шутова, Ю. М. Баранова // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: кризисные состояния личности : сборник научных статей по материалам IV Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. — Нижний Новгород : ННГУ

им. Н. И. Лобачевского, 2020. — С. 51—54.

С \

В 2022 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы

Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области: Рабочая тетрадь для младших школьников / Авт.-сост. М. К. Приятелева. 68 с.

Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области способствует развитию социокультурной компетентности младших школьников, формированию уважения к культуре, традициям и истории Нижегородского края, чувства гордости за исторические и современные достижения его граждан, активизации интереса к изучению краеведения, углублению знаний о нижегородской истории, культуре, основан на совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. ^___'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.