Научная статья на тему 'Исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза'

Исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1544
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / COMBATIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рогожина Елена Андреевна, Подпорин Семен Викторович

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «агрессия» и «агрессивность», рассмотрена структура агрессивности как личностного свойства. Проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза, результаты которого показывают необходимость психологической работы по обучению студентов навыкам конструктивного взаимодействия и являются основой для проведения дальнейшего изучения причин и условий, способствующих возникновению повышенного уровня агрессии у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рогожина Елена Андреевна, Подпорин Семен Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF LEVEL OF AGGRESSION AT STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article The main approaches to definition of the concepts «aggression» and «combativeness» are surveyed, the combativeness structure as personal property is reviewed in the article. Empirical research of level of combativeness at students of medical higher education institute which results show the necessity of psychological work with students on promoting skills of constructive interaction is conducted. This is the basis for performing further studying of the reasons and the conditions promoting emergence of raised level of aggression at students.

Текст научной работы на тему «Исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза»

№ 3 - 2014 г. 19.00.00 психологические науки

УДК 616.89-008.9-057.875:61:378

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Е. А. Рогожина, С. В. Подпорин

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «агрессия» и «агрессивность», рассмотрена структура агрессивности как личностного свойства. Проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза, результаты которого показывают необходимость психологической работы по обучению студентов навыкам конструктивного взаимодействия и являются основой для проведения дальнейшего изучения причин и условий, способствующих возникновению повышенного уровня агрессии у студентов.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность.

Рогожина Елена Андреевна — преподаватель кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-98-31, e-mail: el.rogozhina@gmail.com

Подпорин Семен Викторович — студент 2-го курса лечебного факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: podporin090694@gmail.com

Агрессивность как устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, наносящему вред социальному окружению, имеет особое значение в сферах профессиональной деятельности типа «человек-человек». Построение эффективного взаимодействия требует уважения к мнению другого человека, навыков конструктивного общения, умения адаптироваться в коллективе. Снижение уровня адаптации и использование директивных и деструктивных стратегий общения характерно в ситуации повышенной агрессивности человека. В сфере медицинской деятельности это может проявляться в конфликтах между врачебным персоналом, небрежным и грубым обращением с пациентами и т.д. В связи с этим представляется актуальным выявление уровня агрессивности будущих врачей еще в период обучения в вузе.

Цель исследования: выявить уровень агрессивности студентов медицинского вуза.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность».

2. Провести эмпирическое исследование уровня агрессивности студентов медицинского вуза.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности.

Предмет исследования: агрессивность студентов второго курса лечебного факультета ГБОУ ВПО НГМУ.

Относительно природы возникновения агрессии среди исследователей не существует единого мнения. Так, с точки зрения глубинной психологии, агрессия является врожденным и неотъемлемым свойством субъекта и имеет инстинктивную природу. Сторонниками этой теории являются З. Фрейд, К.-Г. Юнг, А. Адлер, К. Лоренц и др. Противоположного мнения придерживаются последователи бихевиоризма. С их точки зрения, агрессия не является врожденным свойством, а приобретается в процессе онтогенеза под влиянием стимулов внешней среды (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура и др.) [1]. По мнению Э. Фромма, следует различать «доброкачественную» агрессию — общий для человека и животных филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в ситуации опасности, служащий выживанию, и «злокачественную» агрессию, характерную только для человека, не имеющую конкретной биологической цели и проявляющуюся в деструктивности и жестокости [5].

В психологических словарях даются различные определения агрессии. Приведем некоторые из них.

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей [2].

Агрессия — это осознанное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку, группе людей и/или самому себе [3].

Агрессия — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. [4].

Как можно заметить, все авторы подчеркивают, что агрессия есть поведение, имеющее целью причинение вреда, и с этой точки зрения правомерно рассматривать агрессию как противоположность адаптивному поведению, предполагающему конструктивное взаимодействие с партнером по общению. Готовность же индивида к проявлению деструктивного поведения определяется как агрессивность. Агрессивность является структурой, состоящей из трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого [3]. Когнитивный компонент включает в себя предубеждения относительно другого человека и социума об их недоброжелательности, враждебности и т. д. Аффективный компонент представлен эмоциями негативного спектра: гневом, раздражением, презрением, отвращением, негодованием и др. Поведенческий компонент проявляет себя в различных формах агрессии — вербальной, физической, предметной и т. д. Таким образом, можно сделать вывод о том, что под агрессией понимается поведенческий акт, а под агрессивностью — личностное свойство, определяющее

готовность к проявлению агрессии.

Материалы и методы исследования. Для исследования проявлений агрессивности был использован тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут), позволяющий определить уровень общей агрессивности, а также дифференцировать полученные результаты по пяти отдельным шкалам — физической, вербальной, предметной, эмоциональной и аутоагрессивности. Для статистической обработки данных были применены U — критерий Манна-Уитни-Вилкоксона и j* — критерий углового преобразования Фишера.

Экспериментальную выборку составили 109 студентов 2-го курса лечебного факультета ГБОУ ВПО НГМУ в возрасте от 19 до 24 лет, из них 39 юношей и 70 девушек.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1. Показатели уровня агрессивности студентов 2-го курса лечебного факультета

ГБОУ ВПО НГМУ

Как видно из диаграммы, 17 % студентов имеют высокий уровень агрессивности, 74 % — средний и 9 % — низкий уровень. Подробный анализ полученных данных показал, что использование вербальных средств для проявления агрессивного отношения характерно для 40 % студентов, а готовность к их применению выказывают 34 %. Применение физической силы для реализации агрессивных тенденций характерно для 23 % студентов, и почти 40 % готовы выразить свое агрессивное отношение через физическое воздействие. Примерно четверть опрошенных студентов перенаправляет агрессивные импульсы на окружающие предметы. Эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью, проявляют 23 % студентов. Снижение адаптации и направление агрессивных импульсов на себя характерно для 49 % студентов, которых можно отнести к группе риска, поскольку долго сдерживаемая агрессия может неожиданно проявиться в виде деструктивных действий, направленных как на окружающих людей, так и на себя.

Сравнение женской и мужской выборок (рис. 2) показало, что показатели предметной агрессивности и аутоагрессивности у девушек достоверно выше, чем у юношей. Выявлено,

что у девушек достоверно чаще встречаются низкие показатели по вербальной и физической агрессивности. Это может быть вызвано тем, что вследствие социальной нежелательности внешних проявлений агрессии у девушек агрессивные импульсы перенаправляются на себя.

Рис. 2. Показатели уровня агрессивности в женской и мужской выборках

Таким образом, эмпирическое исследование агрессивности студентов медицинского вуза выявило, что примерно 20 % студентов имеют высокий уровень общей агрессивности, и более половины студентов готовы к использованию различных типов агрессивного взаимодействия. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что необходимо проведение психологической работы по снижению уровня агрессивности студентов через обучение навыкам конструктивного взаимодействия. Кроме того, требуется дальнейшее исследование причин и путей возникновения повышенного уровня агрессивности студентов с целью профилактики проявлений агрессии, а также создания комфортной среды обучения в вузе.

Список литературы

1. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб. : Питер, 2001. — 352 с.

2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — М.: АСТ, Харвест, 1998. - 800 с.

3. Жмуров Д. В. Словарь терминов агрессии [Электронный ресурс] / Д. В. Жмуров.

— Режим доступа : http://www.vocabulum.ru

4. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского ; ред.-сост. Л. А. Карпенко. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 505 с.

5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм. — М. : АСТ, 2010.

— 621 с.

RESEARCH OF LEVEL OF AGGRESSION AT STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

E. A. Rogozhina, S. V. Podporin

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (c. Novosibirsk)

In article The main approaches to definition of the concepts «aggression» and «combativeness» are surveyed, the combativeness structure as personal property is reviewed in the article. Empirical research of level of combativeness at students of medical higher education institute which results show the necessity of psychological work with students on promoting skills of constructive interaction is conducted. This is the basis for performing further studying of the reasons and the conditions promoting emergence of raised level of aggression at students.

Keywords: aggression, combativeness.

About authors:

Rogozhina Elena Andreevna — teacher of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 226-98-31, e-mail: el.rogozhina@gmail.com

Podporin Semen Viktorovich — student of the 2nd course of medical faculty at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: podporin090694@gmail.com

List of the Literature:

1. Baron R. Aggression / R. Baron, D. Richardson. — SPb.: St. Petersburg, 2001. — 352 P.

2. Golovin S. Y. Dictionary of practical psychologist / S. Y. Golovin. — M.: AST, Harvest, 1998.

— 800 P.

3. Zhmurov D. V. Dictionary of terms of aggression [Electron resource] / D. V. Zhmurov.

— Access mode: http://www.vocabulum.ru

4. The short psychological dictionary / Under the edition of A. V. Petrovskiy, M. G. Yaroshevsky; ed. L. A. Karpenko. — Rostov-on-Don: Phoenix, 1999. — 505 P.

5. Fromm E. Anatomy of human disruptiveness / E. Fromm. — M.: AST, 2010. — 621 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.