Научная статья на тему 'Особенности аграрной политики Республики Беларусь'

Особенности аграрной политики Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1440
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности аграрной политики Республики Беларусь»

ние получат сферы переработки, хранения, транспортировки и доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя, а также высококачественная перерабатывающая и пищевая промышленность.

В конечном счете, развитие инновационной деятельности в организациях АПК способствует повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг), отрасли, их устойчивому развитию, а также обеспечению продовольственной безопасности Республики Беларусь.

Источники

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2011 № 669 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov-ernmentby/upload/docs/file5a5cae06fafe4b28.PDF.

2. Концепция национальной продовольственной безопасности. - Минск: Ин-т аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. - 96 с.

3. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Бела русь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /belstat.gov.by/.

4. Таможенный союз: рынки сырья и продовольствия / под ред. З.М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013.- 199 с.

ОСОБЕННОСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Гнатюк С.Н., к.э.н., доц., зав. каф. ГУВПО «Белорусско-Российский университет»

Сельское хозяйство является главным элементом агропромышленного комплекса Республики Беларусь. На долю вида экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» приходится около 8% ВВП. По объемам производства основных видов сельхозпродукции Республика Беларусь является одним из лидеров среди стран постсоветского пространства. В стране в 2014 г. на душу населения произведено 113 кг мяса в убойном весе, 707 кг молока, 417 яиц, 662 кг картофеля. В республике обеспечена продовольственная безопасность. Потребности населения в продуктах питания на 83-85% удовлетворяются за счет собственного производства. Импорт продовольственных ресурсов составляет около 8%. Доля жизненно важных продуктов в структуре импорта составляет 5-10%. В аграрном секторе трудится более 330 тыс. работников, или 8% от общей численности занятых в экономике республики. Вместе с тем в сельском хозяйстве республики имеются определенные проблемы. Только за 2013 г. почти в два раза (до 917) увеличилось количество убыточных предприятий, а сумма их чистого убытка возросла в 3,8 раза и приблизилась к 4 трлн. руб. По итогам года деятельность отрасли без учета господдержки оказалась отрицательной: убыточность составила -2,1%. При этом объем господдержки на 30% превысил размер чистой прибыли, полученной сельхозпредприятиями [1].

Сельское хозяйство является объектом государственного регулирования во всех странах мира. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 347 целью аграрной политики является [2]:

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала;

- формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в т.ч. путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;

- создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в АПК;

- содействие структурным изменениям в АПК, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности;

- поддержание паритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и индекса цен на сельскохозяйственную продукцию;

- обеспечение права граждан на достаточное питание, в т.ч. путем оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения;

- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в т.ч. оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

- сохранение и воспроизводство при-

родных ресурсов, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Аграрная политика разрабатывается и реализуется Министерством экономики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, областными комитетами и районными управлениями по сельскому хозяйству и продовольствию по таким направлениям, как:

• Развитие отраслей промышленности связанных с поставками сельскохозяйственной техники и обеспечение сельского хозяйства этой техникой. Решение данной задачи требует развития соответствующих производств; внедрение лизинга; льготное кредитование производителей сельскохозяйственной продукции и предприятий АПК, в том числе для проведения посевных и уборочных работ под залог будущих урожаев; организация машинно-технологических станций и механизированных отрядов с использованием современных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабых хозяйств; создание фонда финансовой поддержки для закупки сельскохозяйственной техники.

• Внедрение в сельское хозяйство новых прогрессивных технологий выращивания, улучшение качества семян, пород скота, что должно привести к росту производительности труда и снижению себестоимости. Например, в США себестоимость свинины в 2,5 раза ниже, чем в республике за счет рационального кормления. В Германии один фермер может совмещать до 15 профессий, обслуживая комплексы до 1 000 голов дойного стада. Функции специалистов выполняют консультанты, которые за соответствующую плату помогают решить проблемы фермы.

• Инвестиционная политика, направленная на приоритетное развитие сельского хозяйства, хранение и переработку выращенной продукции. Расчеты показывают, что инвестиции в переработку и хранение в 3-4 раза эффективнее, чем в производство. На развитие сельского хозяйства и села направляется 20 % бюджета страны. Кроме того, создан республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.

• Финансовое оздоровление, с этой целью правительство реструктурирует задолженность. В частности, в соответствии с Указом №349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)» предприятиям в сфере АПК предоставляется отсрочка до 31 декабря 2016 г. по платежам в случае их реорганизации [3].

• Предоставление финансовой помощи

колхозам и совхозам. В этой сфере положение складывается не в пользу сельхозпроизводителей. Например, в 2012 г. в рамках государственной поддержки было предоставлено 15 трлн. руб. Однако, по оценке НАН Беларуси, на поддержку сельхозпроизводителей направлено только 11% от этой суммы. Остальное пошло на поддержку промышленности, банковской системы и другие нужды с привязкой к этой сфере. Например, 40,3% были направлены на компенсацию процентов банкам по полученным кредитам. В соответствии с указом №347 объем финансовой поддержки определен по льготному кредитованию в рамках государственных программ по поддержке АПК в размере не менее 10% от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции. Кроме того, правительство должно обеспечить компенсацию потерь сельскохозяйственных предприятий вследствие диспаритета цен на промышленную продукцию, используемую этими предприятиями, и цен на сельскохозяйственную продукцию. Также предусмотрено льготное кредитование мероприятий в АПК в размере 50% от ставки рефинансирования.

• Льготы в области налогообложения. Сельхозпредприятия по реализации произведенной ими продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства освобождаются от уплаты налога на прибыль. Прибыль предприятий, полученная от обслуживания и оказания услуг колхозам и совхозам, облагается по пониженной ставке. Вдвое ниже ставка налога на добавленную стоимость для сельскохозяйственных предприятий.

• Совершенствование механизма ценообразования. В основу политики положен принцип паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, предусматривались закупочные цены, сформированные по затратам в средних условиях производства, обеспечивающие нормальную рентабельность производства. В то же время только в прошлом году ГСМ подорожали на 30%, комбикорма — на 50%, калийные удобрения — в 5 раз, КАС — в 3,3 раза, фосфорные — на 60%. При этом закупочные цены регулируются, а цены поставщиков топлива, удобрений, горючего — нет, что поставило многих производителей сельхозпродукции в тяжелое финансовое положение. В 2013 году на покрытие убытков в связи с государственным регулированием цен и тарифов и на возмещение текущих затрат из бюджета было выделено 5,5 трлн. руб.

• Реформирование сельскохозяйственных предприятий. Указ №349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных произ-

водственных кооперативов)» устанавливает, что колхозы до 31 декабря 2016 года подлежат преобразованию в хозяйственные общества или коммунальные унитарные предприятия. Проблемой развития АПК республики является распределение доходов в цепочке сельхоз-производство — переработка — торговля. Больше всего (50—55% выручки) получает переработчик, в то время как 60—65% затрат приходится на производителя сырья. Для решения данной проблемы необходим комплекс мер, направленный на углубление специализации производства, преодоление разобщенности предприятий в вопросах производства и сбыта продукции, формирование продуктовых специализированных технологических цепей, интегрирующих производство сырья, его переработку, получение готового качественного продовольствия, фирменную торговлю и сбыт, финансовые структуры, предприятия материально-технического обеспечения и сервис,

объединение всех звеньев в единую структуру.

Таким образом, проводимая аграрная политика обеспечила продовольственную безопасность Республики Беларусь, но с целью повышения устойчивости развития сельского хозяйства требует постоянного совершенствования и регулирования в рыночных условиях.

Источники

1. Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Годовые данные. - Режим доступа: belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/ otrasli-statistiki//selskoe-hozyaistvo.

2. Указ № 347 «О государственной аграрной политике». - Режим доступа: http://president.gov. by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-347-ot-17-ijulja-2014-g-9288.

3. Указ № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)». - Режим доступа: http://president.gov. by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-349-ot-17-ijulja-2014-g-9290.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В КОНИТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

Почтовая И.Г., к.э.н., вед. науч. сотр. Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

Эффективность управления качеством сельскохозяйственной продукции во многом зависит от рационально организованной системы его мониторинга. Значимость мониторинга для обеспечения производства качественной продукции состоит в том, что он направлен не просто на получение необходимой информации об объекте, а взаимосвязанной с организационно-экономическими, технологическими и другими факторами и условиями его производства, что позволяет провести системный анализ и получить достоверные результаты.

Основными целями проведения мониторинга качества сельскохозяйственной продукции являются:

- оценка фактической ситуации;

- получение достоверной и своевременной информации;

- формирование информационной базы;

- анализ факторов, влияющих на качество продукции и процесс его обеспечения;

- оценка эффективности принимаемых в данной области решений;

- своевременная реализация корректирующих мероприятий;

- совершенствование концепции регулирования качества продукции.

В свою очередь проведение мониторинга качества продукции направлено на решение ряда задач аналитического, организационного и экономического характера (рис. 1).

Такая систематизация задач мониторинга позволяет рассматривать его не только как организационный, но и экономический элемент регулирования качества продукции, предусматривающий формирование многоцелевой информационной системы.

Как правило, основными субъектами, осуществляющими в той или иной мере функции мониторинга качества сельскохозяйственной продукции, являются: сельскохозяйственные организации, перерабатывающие предприятия, государство (органы контроля и надзора). В этой связи необходимо оптимизировать учет качества на основе единых принципов, механизмов, форм статистической отчетности, позволяющих провести комплексный анализ, а также обеспечивающих сопоставимость результатов.

Следует отметить, что в основу организации и эффективного функционирования системы мониторинга должны быть положены следующие принципы:

комплексность анализа качественных параметров продукции с целью формирования целостной информационной базы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.