Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АФФИЛИАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ САЙТЫ ЗНАКОМСТВ И ГРУППЫ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ'

ОСОБЕННОСТИ АФФИЛИАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ САЙТЫ ЗНАКОМСТВ И ГРУППЫ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / АФФИЛИАЦИЯ / КОНТЕНТ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сунетчиева Л.Р.

В статье рассматривается аффилиация пользователей, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй в социальных сетях Интернет. Используется психодинамическая модель потребностей Г. А. Мюррея, и репрезентация этих потребностей в контенте комментариев пользователей. Сопоставлена выраженность аффилиации с другими потребностями у подростков и взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEENAGAERS AFFILIATION VISITING DATING SITES AND GROUPS ABOUT LIFE STORIES

The article reveals the affiliation of users visiting dating sites and groups of life stories on the internet social networks. The psychodynamic model of G.A. Murray's needs is used, and the representation of these needs in the content of users' comments. The degree of affiliation expression with other people is compared.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АФФИЛИАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ САЙТЫ ЗНАКОМСТВ И ГРУППЫ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ»

внутренними факторами, но и международной политико-экономической ситуацией.

2. Искажение потребительского поведения. Тяжелое историческое прошлое сформировало у населения России особое потребительское поведение, выражающееся в накоплении запасов и приобретении заведомо ненужных вещей. Скупая товары про запас, на всякий случай, граждане провоцируют еще большее повышение цен.

3. Отсутствие четких и продуманных мер стабилизации. Анализ антиинфляционной политики правительства в период с 1997 по 2017 год показывает, что большинство мер по остановке темпов роста цен являлись непродуманными, малоэффективными и приводили зачастую к усугублению ситуации.

Использованные источники:

1. Липсиц И.В. Экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» - 8-е изд., стер. - М.: Магистр, 2014. - 607 с.

2. Данные федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

УДК 159.922.6

Сунетчиева Л. Р. студент 2 курса направление подготовки «Психология»

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Бородина И.И.

старший преподаватель Россия, г. Симферополь

Snecial. R. student

the student of 2 course, the direction of training "Psychology" SEI IN RK "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol scientific supervisor 1.1. Borodin senior lecturer

ОСОБЕННОСТИ АФФИЛИАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ САЙТЫ ЗНАКОМСТВ И ГРУППЫ ЖИЗНЕННЫХ ИСТОРИЙ

FEATURES OF TEENAGAERS AFFILIATION VISITING DATING SITES AND GROUPS ABOUT LIFE STORIES

Аннотация: В статье рассматривается аффилиация пользователей, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй в социальных сетях Интернет. Используется психодинамическая модель потребностей Г. А. Мюррея, и репрезентация этих потребностей в контенте комментариев пользователей. Сопоставлена выраженность аффилиации с другими потребностями у подростков и взрослых.

Annotation: The article reveals the affiliation of users visiting dating sites

and groups of life stories on the internet social networks. The psychodynamic model of G.A. Murray's needs is used, and the representation of these needs in the content of users' comments. The degree of affiliation expression with other people is compared.

Ключевые слова: потребности, аффилиация, контент, пользователи социальных сетей.

Keywords: needs, affiliation, content, users of social networks.

Актуальность исследуемой проблемы вызвана тем, что в настоящее время многие психологи обеспокоены проблемой потребности современных подростков в дружеских и тёплых эмоциональных взаимоотношений. Эта проблема возникла не только из - за появления новейших технологий, но и из-за проблемы взаимоотношений в семье. Многие современные родители практически не уделяют своим детям время. Они постоянно заняты обеспечением будущего своего ребёнка, тем самым не обращая внимание на эмоциональное состояние своих детей. И из-за этого у подростков возникает сильная потребность в дружеских и тёплых эмоциональных взаимоотношениях, так же у них присутствует потребность в любви и понимании. Все свои неудовлетворённые потребности подростки компенсируют в социальных сетях и разных группах. Так же данное исследование требует прояснения и дополнения и нуждается в новых методических инструментах.

Целью статьи является выявление особенностей аффилиации подростков, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй.

В настоящее время понятие «потребностей» трактуется по-разному. Б. М. Мещеряков трактует понятие потребности как форму«связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности)»[4, с. ]. Человеческие потребности он рассматривал как внутренние существенные силы организма, которые побуждают его к осуществлению активности, необходимые для сохранения и развития индивида и рода[4]. В рамках психоаналитической традиции понятие потребности в аффилиации дал Г. Мюррей. Он считал, что аффилиация - это поиск дружеских связей, общения с другими, социальная кооперация, любовь, присоединение к группе [1]. Потребность, в свою очередь, это побуждающий фактор, который служит причиной какой-нибудь активности, поведения, деятельности, переживания. Г. Мюррей делит потребности на первичные или инстинкты и вторичные психогенные потребности. Он выделил 36 базовых психогенных потребностей, которые описал в своей книге «Исследование личности». Опираясь на типологию психогенных потребностей Г. Мюррея, нами проведено эмпирическое исследование представленности потребности в аффилиации в таком виде активности, как комментарии в социальных сетях Интернет подписчиков разных возрастов. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 человек - участников групп в социальных сетях Интернет. В выборку вошли 20 подростков, которые являются подписчиками группы«Жизненные истории» социальной

сети «ВКонтакте», из них 15 девочек и 5 мальчиков. Так же было обследовано 10 человек, которые являются посетителями сайта знакомств «МАМБА». Возраст испытуемых: подростки - от 15 до 16 лет, взрослые -от 20 до 32 лет.

Для выявления потребности в аффилиации у подростов был использован метод контент - анализа комментариев в перечисленных группах. В качестве категорий выступал перечень потребностей Г. Мюррея, индикаторами в тексте данных потребностей были описания потребностей, данные указанным автором к методике «Тематический апперцепции тест». Рассчитывалась терминологическая частота категорий во всем анализируемом контенте.

У всех испытуемых наблюдалось сильная потребность в общении, дружеских отношениях и эмоциональной дружбы. Помимо этой потребности, так же выявилось потребность в помощи, избегании неудач, понимании и автономии. Эти потребности выражались в их комментариях, когда они на определенную историю писали свои собственные, и потом их все вместе обсуждали. Так же у мальчиков-подростков и мужчин наблюдалась агрессия, при этом они стремились к доминированию, достижению цели. При этом они пытались вызвать ответную агрессию, ссору в сильный конфликт. Так же у этих респондентов наблюдалась самооправдания и избегания неудач.

У 40 % подростков и всех взрослых испытуемых наблюдается высокая потребность в общении, эмоциональной дружбе, любви. Так же у них наблюдается потребность в интимных отношениях, так же в контенте присутствует потребность в порядке, опеке и понимании. Они нуждаются в потребности доминирования, достижения, преодоления трудностей и потребность в свободе. На отказ любого рода предложения, они пытались достичь своей цели. Если же они ее не достигали, то реагировали на это спокойно и адекватно, не проявляя агрессии, продолжая дальше общаться на нейтральные темы, но через какой - то промежуток времени они возобновляли свои попытки. Так у испытуемого N выявлена сильная потребность в сексе, у него наблюдалось потребность в доминировании, он пытался оказывать психологическое давление при общении через комментарии, достичь своей цели, проявлял потребности в преодолении препятствий, демонстративности. Так же у него наблюдалась сильная агрессия и потребность в избегании трудностей.

Сравнение взрослых мужчин с подростками показало наличие у пользователей тематических групп в социальных сетях общих потребностей - это потребность в общении, эмоциональной дружбе. Разница же заключалась в том, что подростки проявляли агрессию на отказ, а взрослые мужчины не проявляли видимой агрессии, а просто отступали, на не большой промежуток времени и возобновляли свои попытки, демонстрируя силу потребности. Так же разница заключается в том, что подростки посещают сайт знакомств только для того что бы пообщаться, найти

аффилиацию в дружбе, выплеснуть свою агрессию. У взрослых мужчин серьезные намерения построить крепкие отношения.

Таким, образом, у 100 % испытуемых присутствует потребность в аффилиации. У 20% выборки (взрослые мужчины) потребность аффилиации сочетается с потребностью, в интимных отношениях, любви, достижения цели и преодоления трудностей. У 20% подростков потребность в аффилиации сочетается с потребностью в агрессии. У 60% подростков потребность в аффилиации сочетается с потребностью в помощи, избегании неудач и автономии, понимании.

В ходе исследования было выяснено, что ведущей потребностью у подростков, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй в социальных сетях, является потребность в общении, дружеских отношениях и эмоциональной дружбы. При сравнении потребностей взрослых и подростков, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй выявилось то что у всех испытуемых присутствует потребность в аффилиации. А при сравнении сочетаемых потребностей у взрослых и подростков, посещающих сайты знакомств и группы жизненных историй, выявилось то, что у подростков потребность в аффилиации сочетается с потребностью в агрессии, помощи, понимании, избегании неудач и автономии. А у взрослых потребность в аффилиации сочетается с потребностью в интимных отношениях, любви, достижения цели и преодоления трудностей.

Удовлетворение потребности в аффиляции выступает одним из базовых побудителей для активности пользователей сайтов знакомств и групп жизненных историй социальных сетей Интернет как в подростковом возрасте, так и во взрослости.

Использованные источники:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

2. Классификация потребностей Г. Мюррея. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://studbooks.net/63197/marketing/klassifikatsiya_potrebnostey_myur reya

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь -М.: 2003 - 672 с.

5. Мюррей Г. А. Тематический апперцептивный тест /ThematicApperceptionTest, TAT.Руководство. // Copyright 1943 by the President and Fellows of Harvard College. © Copyright 1971 by Henry Alexander Murray. / Printed in the United States of America / перевод Кошкина К. А. - М. : Московский Институт Психиатрии МЗ РФ. 2004. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.