Научная статья на тему 'Аффилиация как основа потребности в общении в старшем подростковом возрасте'

Аффилиация как основа потребности в общении в старшем подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1193
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / АФФИЛИАЦИЯ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева И.В.

В статье представлены материалы исследования аффилиации как основы потребности в общении в старшем подростковом возрасте. Выборка исследования составила 23 человека в возрасте 14-15 лет. В работе были использованы такие методики как «Потребность в общении» Ю.М. Орлова и «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана. Анализ результатов показал, что в старшем подростковом возрасте мотив аффилиации продолжает играть основополагающую роль в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аффилиация как основа потребности в общении в старшем подростковом возрасте»

118

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

АФФИЛИАЦИЯ КАК ОСНОВА ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© Михеева И.В.*

Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье представлены материалы исследования аффилиации как основы потребности в общении в старшем подростковом возрасте. Выборка исследования составила 23 человека в возрасте 14-15 лет. В работе были использованы такие методики как «Потребность в общении»

Ю.М. Орлова и «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана. Анализ результатов показал, что в старшем подростковом возрасте мотив аффилиации продолжает играть основополагающую роль в общении.

Ключевые слова потребность в общении, аффилиация, старший подростковый возраст.

Общение одна из важнейших социальных потребностей в свете межличностных и общественных отношений, продиктованная совместной жизнедеятельностью людей. Являясь сугубо человеческой, потребность в общении строится на фундаментальных основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству.

Потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное, это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. Общение создает отличные возможности для отражения любых своих качеств и качеств друг друга благодаря тому, что предметом общения является другой человек как субъект и в ходе общения на него направлена интенсивная психическая активность партнеров.

Старший подростковый возраст - период трудный для организации и реализации межличностного общения. С одной стороны ребенок, по-прежнему, нуждается в сверстниках, хочет быть как все, с другой - он пытается отстоять свою уникальность, занять свою позицию в среде сверстников. Подросток желает общаться - это является ведущей потребностью данного возрастного периода. Совсем другое, насколько подросток стремится к этому общению, пытается его реализовать, испытывает ли он страх быть непринятым.

В своей работе мы исходили из того, что потребность в общении для старших подростков является актуальной и основывается на мотиве аффилиации.

Целью работы является изучение феномена аффилиации как основы потребности в общении в старшем подростковом возрасте.

Объект исследования: аффилиация как психологический феномен.

Студент факультета Педагогики и психологии.

Психологические науки

119

Предмет исследования: аффилиация как основа потребности в общении в старшем подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. определить особенности потребности в общении в старшем подростковом возрасте;

3. провести диагностическое обследование по теме исследования и описать полученные результаты.

Теоретической основой исследования явились работы Е.П. Ильина [2], И.В. Кузнецовой [3], М.И. Лисиной [4], отражающие основные тенденции в исследовании проблемы потребности в общении в онтогенезе.

В реализации потребности в общении, по мнению Е.П. Ильина [2], важней всего - установление психического контакта между общающимися. Поэтому потребность в общении не может быть врожденной, она может сформироваться лишь в совместной деятельности. Он полагает, что потребность в общении удовлетворяет такие потребности, как потребность во впечатлениях, в признании и поддержке, познавательную потребность и др. Ученый считает, что основу потребности в общении составляет мотив аффилиации, в основе которого лежит стремление к людям. Разделяя это мнение, И.В. Кузнецова [3] отмечает, что именно внутренняя потребность человека в эмоциональных и доверительных контактах является движущей силой общения.

«Аффилиация» происходит от английского слова «айШайои», что в переводе означает «соединение, связь».

Аффилиация проявляется в стремлении установливать близкие отношения, участвовать в совместных действиях, целью которых является процесс общения, приносящий удовлетворение. Цель этой потребности может быть различной (достижение близких отношений или / и использование собеседника в своих целях).

Мюррей Г. в 1938 г. описывал мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [цит. по: 5, с. 550].

В мотиве аффилиации выделяется две противоположные тенденции: стремление к людям и боязнь быть отвергнутым. Стремление к людям проявляется в действиях человека, направленных на установление благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Боязнь быть отвергнутым отгораживает человека от окружающих, заставляет его держаться подальше от других людей. Причем две эти поведенческие тенденции постоянно конкурируют между собой в процессе развития человека, и сила их выраженности может варьировать.

Аффилиация на разных этапах онтогенеза проявляется по-разному. Исследования показали, что уже к концу первого года жизни у детей появляет-

120

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ся довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками - детям нравится сам факт нахождения среди других детей. В дальнейшем это общение все более и более расширяется. От потребности в доброжелательном внимании ребенок к 7 годам приходит к потребности во взаимопонимании и сопереживании. И именно в младших классах ведущей для ребенка становится мотивация взаимодействия со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения.

Применительно к старшему подростковому возрасту можно отметить, что общение со сверстниками является для подростка способом достижения признания личной автономии как одного из ведущего мотива данного возрастного периода. И именно в группировании со сверстниками подросток может его удовлетворить. В отношениях со сверстниками существенную роль играют наличие или отсутствие взаимопомощи и эмоциональной поддержки в дружбе, легкость установления контакта, самооценка себя как друга. В связи с этим важную роль в старшем подростковом возрасте играет мотив аффилиации.

Однако у некоторых подростков потребности в группировании со сверстниками не возникает, как и мало проявляется и сама потребность в общении. Такие подростки-одиночки ни с кем не общаются ни в школе, ни вне ее стен, у них нет и близкого друга. Они живут как бы сами по себе, нося проблемы своего возраста в себе. Обычно такие подростки чувствуют себя несчастными и никому не нужными.

К фрустрации потребности аффилиации может привести и ранний неблагоприятный опыт общения с людьми, неудачи в установлении контактов, что находит свои последствия именно в подростковом возрасте. Подросток пытается компенсировать дефицит данной потребности через иные способы ее удовлетворения. Так, нередко у подростков возникает альтернатива стремления к людям в виде стремления к одиночеству, агрессивности и властных тенденций [1].

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность

Для изучения вопроса о влиянии мотива аффилиации на потребность в общении у старших подростков, мы провели исследование, в котором приняли участие 23 ученика 9 класса МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска Красноярского края. Обследуемым были предложены такие методики как «Потребность в общении» Ю.М. Орлова (модификация О.Б. Поляковой), предназначенная для выявления степени выраженности потребности человека в общении и «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Маго-мед-Эминова), оценивающий две мотивационные тенденции, соотносимые с потребностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть отвергнутыми.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Диагностика по методике «Потребность в общении» Ю.М. Орлова показала, что у

Психологические науки

121

43,5 % обследуемых наблюдается высокая степень потребности в общении, то есть данные подростки желают общаться, сотрудничать с другими людьми. Они стремятся к другим людям, активно идут на контакты, стараются постоянно быть в окружении товарищей, предпочитают трудиться не в одиночку, а в коллективе. Тяжело переносят ситуации, когда возможности для общения ограничены, им сложно работать в одиночестве, а также наблюдается сильная зависимость от мнения окружающих.

У 56,5 % школьников был диагностирован средний уровень развития потребности в общении, то есть эта потребность у них менее выражена, ситуационна. Эти школьники стремятся к другим людям, однако их активность в общении напрямую зависит либо от внешних обстоятельств, либо от внутренних (например, настроения подростка). Ситуации, когда возможности для общения ограничены, могут переноситься таким подростком достаточно спокойно, но относительно не долгое время, так как потребность в общении с людьми начинает возрастать.

Заметим, что испытуемых, имеющих низкую степень потребности в общении, то есть нежелание общаться, не было выявлено, что подтверждает наше предположение об актуальности изучаемой потребности на данном возрастном этапе.

Анализируя результаты, полученные по методике «Опросник аффилиа-ции» А. Мехрабиана, мы выявили, что боязнь быть отвергнутым в низкой степени ее выраженности была выявлена лишь у 4,3 % учащихся, что свидетельствует о том, что они практически не испытывают трудностей в установлении контактов, стремятся к общению, не боясь быть непринятым окружающими.

Средний показатель по данной шкале наблюдается у 87 % испытуемых. Это значит, что у данных учащихся в некоторых ситуациях возникают затруднения при общении с окружающими в силу личностных особенностей подростка. Это может проявляться при недостаточном знакомстве с партнером по общению, при недостаточной компетенции подростка в предмете разговора и пр.

Высокая боязнь быть отвергнутым была диагностирована у 8,7 % человек, то есть данные испытуемые испытывают большие трудности в общении с людьми, они боятся этого общения в силу каких-либо факторов, даже если желают его.

Такая тенденция мотива аффилиации, как сила стремления к людям на низком уровне наблюдается у 4,3 % обследуемых, то есть данные испытуемые имеют низкую потребность в общении, не стремятся к общению, не проявляют активности в установлении контактов, малообщительны.

Средний показатель по шкале «стремления к людям» выявлен у 95,7 % обучающихся. Эти подростки реализуют потребность в общении, стремятся к общению с другими людьми, желают этого общения, но данное желание является не настолько сильным, чтобы быть постоянным.

122

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Высокий уровень силы стремления к людям не выявлен ни у одного испытуемого (0 %), что можно объяснить возрастными особенностями старших подростков в реализации потребности в общении.

Таким образом, нами было выявлено, что испытуемым с высокой степенью потребности в общении соответствует слабая боязнь быть отвергнутым, либо таковая отсутствует вообще. Также для них характерна умеренная сила стремления к людям. Для испытуемых со средним уровнем потребности в общении характерны высокий и средний показатель боязни быть отвергнутыми в сочетании с умеренной, либо слабой силой стремления к людям.

Взаимосвязь между полученными показателями была исследована нами с помощью параметрического критерия корреляции Пирсона (р = 0,05). Анализ взаимосвязи полученных результатов показал, что была выявлена прямая пропорциональная связь по таким шкалам как «Потребность в общении» и «Шкала оценки силы стремления к людям» (rp = 0,50), что свидетельствует о том, что чем выше желание человека общаться, тем выше его стремление к людям, и наоборот.

Таким образом, нами было доказано, что потребность в общении в старшем подростковом возрасте основывается на мотиве аффилиации.

Список литературы:

1. Алтунина И.Р. К проблеме формирования мотивации аффилиации в детском возрасте // Инновации в образовании. - 2012. - № 6. - С. 103-109.

2. Ильин Е.П. Межличностное взаимодействие. - СПб.: Питер, 2010. -502 с.

3. Кузнецова И.В. Мотив аффилиации в межличностных отношениях: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2006. - 200 с.

4. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

5. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Смысл, 2003. - 864 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ

© Тягунова Е.А.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

В статье показано становление проблематики лидерства в отечественной и зарубежной психологии. Дан анализ основных понятий и категорий, разрабатываемых в русле данного направления. Обращается

* Доцент кафедры Общей и специальной психологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.