Научная статья на тему 'Мотивация аффилиации и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза'

Мотивация аффилиации и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
205
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ / ФАКТОР СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ / СТУДЕНТЫ / MOTIVATION OF AFFILIATION / FACTOR OF RESISTANCE TO STRESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Церковский А. Л.

Статья посвящена исследованию мотивации аффилиации как фактора стрессоустойчивости студентов медицинского вуза. У 107 студентов были изучены два аффилиативных мотива: «Стремление к людям» и «Боязнь быть отвергнутым». Было выявлено преобладание средних показателей основных мотивов мотивации аффилиации у студентов при всех уровнях стрессоустойчивости. Уровень стрессоустойчивости имеет линейную взаимосвязь с показателями мотива «Стремление к людям» и обратную зависимость – со значениями мотива «Боязнь быть отвергнутым». У девушек-студенток обнаружено сочетание относительно более высоких показателей всех мотивов мотивации аффилиации. При этом преобладание «Боязни быть отвергнутым» сочетается с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости. У юношей эти соотношения носят обратную зависимость. Данные гендерные закономерности могут быть обусловлены более широким спектром мотивационных ресурсов у девушек. Результаты исследования можно использовать в учебном процессе ВГМУ, а также в работе психологической службы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the motivation of affiliation (MA) as a factor of resistance to stress of students of the medical school. There were 107 students studied two affiliation motive: «Striving for the people» and «Fear of rejection». We found the prevalence of the average of the main motives of MA students at all levels of stress. SU level has a linear relationship with exponent motive «Striving for the people» and an inverse relationship with the values – motive «Fear of rejection». In female students it was found the combination of relatively higher of indicators of all grounds MA. In this case, the prevalence of «fear of rejection» is combined with high-and middlestress. The young men of these ratios are inversely related. These gender patterns may be due to a wide range of motivational resources for girls. Results of the study can be used in the educational process of VSMU, as well as in the psychological service of the university.

Текст научной работы на тему «Мотивация аффилиации и стрессоустойчивость студентов медицинского вуза»

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А.Л. Церковский

МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет

Статья посвящена исследованию мотивации аффилиации как фактора стрес-соустойчивости студентов медицинского вуза. У107 студентов были изучены два аффилиативных мотива: «Стремление к людям» и «Боязнь быть отвергнутым». Было выявлено преобладание средних показателей основных мотивов мотивации аффилиации у студентов при всех уровнях стрессоустойчивости. Уровень стрессо-устойчивости имеет линейную взаимосвязь с показателями мотива «Стремление к людям» и обратную зависимость — со значениями мотива «Боязнь быть отвергнутым». У девушек-студенток обнаружено сочетание относительно более высоких показателей всех мотивов мотивации аффилиации. При этом преобладание «Боязни быть отвергнутым» сочетается с высоким и средним уровнем стрессоустойчивости. У юношей эти соотношения носят обратную зависимость. Данные гендерные закономерности могут быть обусловлены более широким спектром мотивационных ресурсов у девушек. Результаты исследования можно использовать в учебном процессе ВГМУ, а также в работе психологической службы университета.

Ключевые слова: мотивация аффилиации, фактор стрессоустойчивости, студенты.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование потребностно-мотиваци-онной сферы и её взаимосвязь со стрессоу-стойчивостью (СУ) студентов является одним из этапов НИР кафедры психологии и педагогики «Исследование стрессоустойчивости студентов медицинского вуза».

Среди всех интенциональных (побуждающих к действию) феноменов сферы личности важное место занимает аффили-ативная тенденция.

Под аффилиацией понимается стремление человека к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. При этом индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально-положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни [1].

Мотивация аффилиации (МА) - это система целей, потребностей (стремление к общению или избегание общения) и мотивов (стремление к познанию, потребность в самоутверждении, стремление к сотрудничеству, общение ради общения).

Один из ведущих специалистов в области аффилиативной активности человека, создавший наиболее популярный психодиагностический тест для её определения, А. Меграбян выделяет две тенденции мотива аффилиации: надежду на аффи-лиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания в общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение не состоится или будет формальным) [1].

Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивов аффилиации [1]:

1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих мотивов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфликтом между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения с людьми,

испытывая от этого в основном только положительные эмоции.

3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергнутым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стремление к людям». Индивид, обладающий таким сочетанием обоих мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми, ищет одиночества.

4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, который, живя среди людей и общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чувствует как среди людей, так и без них.

Мотивация аффилиации может представлять особый интерес, если её рассматривать в качестве фактора, детерминирующего стрессоустойчивость студентов. При этом она может быть представлена как важный структурный элемент мотивации учения. Мотивация аффилиации побуждает студентов вступать в познавательное общение в учебной деятельности. Она выполняет следующие функции: познавательную функцию (отражает приобретение студентами знаний в процессе обучения), эмоциональную функцию (отражает переживание студентом своих отношений с людьми), интегративную функцию (отражает обогащение мотивационной сферы студента) [2].

Целью исследования является изучение мотивации аффилиации как фактора, детерминирующего стрессоустойчивость юношей и девушек.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Нами было обследовано 107 студентов ВГМУ, из них 24 юноши (22,4 %) и 83 девушки (77,6 %); средний возраст на момент исследования составил 19,2±1,3 года.

Для выявления СУ и её уровня использовали «Методику для определения вероятности развития стресса» Дж.Тейлора в модификации Т.А. Немчина [3]. Тест содержит 50 утверждений с одним вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Необходимо отметить только те утверждения, с которыми студент согласен. Если количество таких утверждений достигает 5-15, то прогнозируется высокая СУ; если число утверждений не превышают 25 - прогнозируется средний уровень СУ; если их число выше 25 - у студента прогнозирует-

ся низкая СУ. Продолжительность тестирования - 15-30 минут.

Изучение мотивации аффилиации проводилось с помощью методики «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед-Эминова [4]. Она включает в себя «Шкалу теста для оценки силы стремления к людям» (30 вопросов) и «Шкалу теста для оценки боязни быть отвергнутым» (30 вопросов). С помощью специального ключа по каждой из шкал в отдельности определяли сумму баллов, полученных испытуемым. При этом пользовали следующую суммарную шкалу: сумма баллов от 32 до 80 - низкий уровень развития данного мотива; сумма баллов от 81 до 176 - средний уровень развития мотива; сумма баллов от 177 до 224 - высокий уровень развития мотива.

РЕЗУЛЬТАТЫИ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования указывают на определённую взаимосвязь между показателями МА и уровнем СУ.

Прежде всего, отмечается преобладание при всех уровнях СУ средних показателей основных мотивов МА. Особенно это выражено у студентов с высоким уровнем СУ (соответственно 42,5% и 33,3%). Принципиально важными в данном случае показателями являются суммарные % МА для каждого уровня СУ. Так, у студентов с высокой СУ отмечается преобладание мотива «Стремление к людям» над мотивом «Боязнь быть отвергнутым» (соответственно 51,8% против 40,7%). Что касается студентов с низким уровнем СУ, то у них выявляется обратная зависимость: суммарная представленность мотива «Стремление к людям» составляет 13%, а мотива «Боязнь быть отвергнутым» - 22,2%.

Кроме этого, выявляется линейный характер между уровнем СУ и показателями мотива «Стремление к людям». При этом различия у студентов с высоким и низким уровнем СУ, имеющих средний (42,5% и 7,4%) и высокий (7,4% и 1,9%) уровень развития мотива «Стремление к людям», носит статистически значимый характер.

Что касается мотива «Боязнь быть отвергнутым», то между ним и значениями СУ выявляется обратная зависимость.

Эти результаты отражены в таблице 1.

При исследовании гендерных особенностей взаимосвязи уровней СУ и МА прежде всего необходимо отметить преоб-

ладание мотива «Стремление к людям» у девушек-студенток. Эта тенденция хорошо выражена при средних, а также высоких показателях этого мотива и всех уровнях СУ. Логическим подтверждением данной закономерности являются суммарные показатели данного мотива у девушек по отношению к юношам с учетом уровня СУ: при высокой СУ соответственно 28,9% и 22,9%; при среднем уровне СУ - 20,2% и 14,0; при низкой СУ - 7,2% и 5,8%. При этом общий показатель «Стремления к людям» у девушек составляет 56,3%, а у юношей - 43,7%.

При анализе представленности у студентов мотива «Боязнь быть отвергнутым» также выявляется преобладание его у девушек. Это касается низкого и среднего его уровня. При высокой СУ у 3,4% юношей выявлен низкий уровень мотива, а 16,1%

- средний. Соответственно у девушек эти показатели составляют 4,0% и 17,2%. При среднем уровне СУ показатели данного мотива имеют следующие значения: у юношей 4,6% и 11,4%, а у девушек соответственно 4,7% и 14,5%. При низкой СУ: у юношей -1,6% и 6,5%, у девушек - 2,1% и 4,6%. Что касается высокого уровня мотива «Боязнь быть отвергнутым», то отмечается преобладание его среди юношей. Соответственно, при средней СУ он выявляется у 1,1% юношей и 0,8% девушек. При низком уровне СУ - у 3,9% юношей и 3,5% девушек.

Эти результаты отражены в таблице 2.

Согласно концепции А. Меграбяна, выявленное в нашем исследовании пре-

обладание средних значений мотивационных тенденций «Стремление к людям» и «Боязнь быть отвергнутым» не может сказать ничего определенного о возможном поведении студентов, их переживаниях, связанных с межличностными отношениями и учебно-воспитательным процессом [4]. Но обнаруженная взаимосвязь средних значений мотивации аффилиации с высоким значениями СУ находит своё отражение в результатах нашего более раннего исследования, где высокий уровень СУ сочетается с нормальной коммуникабельностью студентов [2].

По мнению Л.Д. Столяренко, студенты с нормальной коммуникабельностью любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Они без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время эти студенты не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение [5].

Результаты гендерного исследования взаимосвязи уровней СУ и МА указывают на относительно неблагоприятную тенденцию в мотивационной сфере девушек-сту-денток в сравнении с юношами: сочетание относительно более высоких показателей как «Стремления к людям», так и «Боязни быть отвергнутым». По мнению А. Мегра-бяна, данное сочетание мотивов может свидетельствовать о наличии сильно выражен-

Таблица 1 - Уровни стрессоустойчивости и показатели мотивации аффилиации (%)

Шкалы и уровни МА Уровни СУ Стремление к людям Боязнь быть отвергнутым

низкий средний высокий низкий средний высокий

Высокий 1,9 42,5 7,4 7,4 33,3 -

Средний 1,9 29,6 3,7 9,3 25,9 1,9

Низкий 3,7 7,4* 1,9* 3,7 11,1 7,4

Примечание: *р<0,05

Таблица 2 - Гендерные особенности взаимосвязи уровней стрессоустойчивости

и мотивации аффилиации (%)

Шкалы и уровни МА, пол Уровни СУ Стремление к людям Боязнь быть отвергнутым

низкий средний высокий низкий средний высокий

юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев. юн. дев.

Высокий 0,8 1,1 18,4 24,1 3,7 3,7 3,4 4,0 16,1 17,2 - -

Средний 1,0 0,9 12,4 17,2 1,6 2,1 4,6 4,7 11,4 14,5 1,1 0,8

Низкий 1,9 1,8 3,1* 4,3 0,8 1,1 1,6 2,1 6,5 4,6 3,9 3,5

Примечание: *р<0,05 ; юн. - юноши; дев. - девушки.

90

ного внутреннего конфликта между стремлением к людям и их избеганием, который возникает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

Несмотря на данную тенденцию в мотивационной сфере девушек-студенток, она не оказывает отрицательного влияния на их СУ: преобладание «Боязни быть отвергнутым» сочетается с высоким и средним уровнем СУ. У юношей данные соотношения носят обратную зависимость: более высокие показатели «Боязни быть отвергнутым» выявляются при более низкой СУ. В связи с этим можно предположить, что студентки обладают более широким спектром мотивационных ресурсов, что и обеспечивает им более гибкое реагирование в различных учебных ситуациях и сопровождается высокими показателями СУ.

По нашему мнению, особое внимание следует обратить на студентов, у которых низкий уровень СУ сочетается с низкими показателями «Стремления к людям» и высоким уровнем «Боязни быть отвергнутым».

ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов:

1. Выявлено преобладание средних показателей основных мотивов МА у студентов при всех уровнях СУ, особенно с высокой СУ. Уровень СУ имеет линейную взаимосвязь с показателями мотива «Стремление к людям» и обратную зависимость - со значениями мотива «Боязнь быть отвергнутым».

2. У девушек-студенток обнаружено сочетание относительно более высоких показателей как мотива «Стремление к людям», так и мотива «Боязнь быть отвергнутым». При этом преобладание мотива «Боязнь быть отвергнутым» сочетается с высоким и средним уровнем СУ. У юношей данные соотношения носят обратную зависимость.

3. Можно предположить, что студентки обладают более широким спектром мотивационных ресурсов. Это, в свою очередь, может обеспечивать им более гибкий характер поведения, что и находит своё подтверждение высокими показателями СУ.

4. Результаты исследования можно использовать в учебно-воспитательном процессе ВГМУ, а также в работе психологической службы университета.

SUMMARY

A.L. Tserkovsky AFFILIATION MOTIVATION AND RESISTANCE TO STRESS OF UNIVERSITY MEDICAL STUDENTS

The article deals with the motivation of affiliation (MA) as a factor of resistance to stress of students of the medical school. There were 107 students studied two affiliation motive: «Striving for the people» and «Fear of rejection». We found the prevalence of the average of the main motives of MA students at all levels of stress. SU level has a linear relationship with exponent motive «Striving for the people» and an inverse relationship with the values - motive «Fear of rejection». In female students it was found the combination of relatively higher of indicators of all grounds MA. In this case, the prevalence of «fear of rejection» is combined with high-and middle-stress.The young men of these ratios are inversely related. These gender patterns may be due to a wide range of motivational resources for girls. Results of the study can be used in the educational process of VSMU, as well as in the psychological service of the university.

Keywords: motivation of affiliation, factor of resistance to stress, students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - С. 550-567.

2. Общительность и стрессоустойчи-вость студентов / А.Л. Церковский [и др.] // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 67-й научной сессии сотрудников университета.

- Витебск: ВГМУ, 2012. - С. 346-347.

3. Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. -СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003 - 512 с.

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997. - 736 с.

Адрес для корреспонденции:

210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27,

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра педагогики и психологии, тел. раб. : 8 (0212) 27-06-50.

Церковский А.Л.

Поступила 21.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.