Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGIME / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE ECONOMIC ZONE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачева Л.В.

Актуальность статьи обусловлена важностью исследования современных методов административно-правового регулирования экономической деятельности посредством особых административно-правовых режимов. Цель статьи -- проведение исследования на основе анализа отечественного опыта регулирования экономической деятельности для изучения правовой составляющей введения и оценки перспектив функционирования таких особых административно-правовых режимов в России. Реализация цели была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (сравнительно-правовой). Автором делается вывод о том, что необходимо ввести ряд изменений в законодательство об особых экономических зонах и унифицировать ряд правовых понятий в исследуемой сфере. Данные меры позволят повысить эффективность правоприменительной деятельности, а также увеличить приток инвестиционного капитала для модернизации экономики регионов применения данных особых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ткачева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF FREE ECONOMIC ZONE’S ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION IN TERRITORY OF CRIMEA REPUBLIC AND THE CITY OF FEDERAL SIGNIFICANCE SEVASTOPOL

Topicality of the article bases on the importance of the research modern methods of economic activity’s administrative-legal regulationby special administrative-legal regime. The goal of the article is to analyze based on domestic experience of regulation economic activity for review on legal component establishment and assessment of perspectives this special administrative-legal regime in Russia. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (comparative-legal methods). The author comes to the conclusions about necessity modification in special economic zone’s Law and unification some legal definitions in studied sphere of activity. It makes enable arise efficiency of law enforcement activity and inflow of capital for modernization of Region economy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ»

6. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016.

— № 27, ст. 4159.

7. О некоторых вопросах деятельности ведомственной охраны по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса : постановление Правительства РФ от 4 июня 2015 г. № 551 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 2015. — № 24, ст. 3472.

8. О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 18 июня 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

— 1995. - № 15, ст. 1269; 2017. - № 1, ст. 46.

.0 X

го

о; <

ш О ш

£ с

Л.В. Ткачева, L.V. Tkacheva,

старший преподаватель кафедры Senior lecturer of Department of civil and гражданского и корпоративного corporate law of Institute of management in права Института управления в economical, ecological and social systems экономических, экологических и of South Federal University (SFedU) социальных системах Южного федерального университета

Особенности административно-правового регулирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью изучения современных методов

< административно-правового регулирования экономической деятельности посредством особых

^ административно-правовых режимов. Цель статьи - на основе анализа отечественного опыта

^ регулирования экономической деятельности провести исследование для изучения правовой состав-

Б ляющей введения и оценки перспектив функционирования таких особых административно-правовых

с режимов в России. В исследовании использовались общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и

о^ частнонаучные методы (сравнительно-правовой). Автором делается вывод о том, что необходимо

2Í ввести некоторые изменения в законодательство об особых экономических зонах и унифицировать

О ряд правовых понятий в исследуемой сфере. Данные меры позволят повысить эффективность

<С правоприменительной деятельности, а также увеличить приток инвестиционного капитала для

с модернизации экономики регионов применения особых режимов.

Ключевые слова: административно-правовой режим, особая экономическая зона, свободная

54 экономическая зона, правовое регулирование, инвестиции, экономическая деятельность.

Specificity of Free economic zone's administrative-co legal regulation in territory of Crimea Republic and

о the City of Federal significance Sevastopol

Abstract: topicality of the article bases on the importance of the research modern methods of economic activity's administrative-legal regulationby special administrative-legal regime. The goal of the article is to analyze based on domestic experience of regulation economic activity for review on legal component establishment and assessment of perspectives this special administrative-legal regime in Russia. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (comparative-legal methods). The author comes to the conclusions about necessity modification in special economic zone's Law and unification some legal

definitions in studied sphere of activity. It makes enable arise efficiency of law enforcement activity and inflow of capital for modernization of Region economy.

Keywords: administrative-legal regime, special economic zone, free economic zone, legal regulation, investment, economic activity.

Основное направление реформирования экономического законо- § дательства Российской Федерации направлено на формирование современного § о государственно-правового механизма экономической политики на основе обще- Т £ обязательных принципов и правил международной торговли, в первую очередь Р О норм Всемирной торговой организации. Попытки сделать шаг в данном направле- о и нии были осуществлены при принятии Федерального закона от 8 декабря 2003 г. ри ^ № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, в гл. 9 (ст. 41 и 42) говорится об «особых режимах» осуществления внешнеторговой деятельности. К ним относят приграничную торговлю и режим хозяйственной деятельности в особых экономических зонах (ОЭЗ).

В теории управления в качестве фундаментального положения сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только ы тогда эффективным, когда оно не сводится лишь к воздействию субъекта на I о объект, а является процессом их определенного взаимодействия» [1]. Действие § г механизма правового регулирования реализуется через особый комплекс юридических средств, который обычно обозначается как правовой режим.

"TJ н

го и

П £5

у "О

л т

и S к ш

S I

о

£ п

О "О

д го » г

Под правовым режимом в теории права понимается «порядок регулирования, £ который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характери е

s

Го в

зующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, за- § | претов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность § С регулирования» [2]. Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов под правовым режимом ° б понимают официально установленный особый порядок правового регулиро- а § вания, отражающий совокупность юридических и организационных средств, Н используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воз- I к действия, направленный на обеспечение их устойчивого функционирования £ О [3]. Д.Н. Бахрах определяет правовой режим как систему норм права, которая о | регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных П С объектов [4]. Р.Т. Мухаев понятие «правовой режим» определяет как «совокуп- | о ность способов, методов и типов правового регулирования, характеризующих особенности и характер правового воздействия и складывающихся внутри каждой отрасли права» [5]. Административно-правовые режимы обеспечивают достижение целей управления, поддержание устойчивого состояния системы управления и протекающих в ней управленческих процессов. Содержание административно-правовых режимов определяется совокупностью правил, уре- ^ гулированных нормами административного права. Административно-правовые | режимы могут устанавливаться в связи с обстоятельствами как позитивного, в так и негативного характера, но во всех случаях они должны адекватно отражать особенности объекта управления и ориентировать управляющих и управляемых на достижение заданных целей управления.

Особые правовые отношения порождают особые административно-правовые режимы. В условиях особых правовых режимов предусматривается

55

а

установление дополнительных прав участников экспортно-импортной деятельности, например, отмена таможенных пошлин или других мер ограничения внешней торговли. Эти режимы устанавливаются в целях экономического регулирования и стимулирования внешнеторговой деятельности. Они распространяются на определенные территории, а установленные ими экономические меры применяются только в отношении субъектов предпринимательства, действующих в пределах данных территорий.

Создание особых режимов осуществления экономической деятельности является дополнительным методом (инструментом) государственного регулирования торговли, повышения ее эффективности, создания благоприятных условий для развития взаимовыгодных отношений между государствами и их резидентами. Одним из первых особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности, вызвавших большой интерес ученых и правоприменителей в России, стал режим на территории особых экономических зон, введенный Федеральным законом № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». На его основании в России на сегодняшний день функционируют 27 ОЭЗ четырех типов.

Существуя уже более 10 лет (с 2005 г.), новый институт ОЭЗ пока не доказал и не опроверг целесообразность своего создания в России. Несмотря ^ на наличие закона об ОЭЗ, очевидны проблемы как правового, так и орга-д. низационного характера, которые необходимо решать, чтобы не повторить печальный опыт функционирования свободных экономических зон, ставших § в конце 1990-х гг. «налоговыми убежищами» для отмывания денег и «черны-2: ми дырами» для утечки капитала за границу. Анализ опыта существования в России особых экономических территорий показал [6], что образование в < Российской Федерации регионов ускоренного экономического роста, их раз-^ витие и дальнейшее экономическое процветание зависят от четкого правового ^ закрепления статуса данных территориальных образований и объема льгот, предоставляемого участникам экономических отношений в данных регионах. к В России в конце 2014 г. был введен еще один административно-правовой т режим «свободной экономической зоны», который регулирует не только осу-ш ществление внешнеторговой, но и предпринимательской деятельности. Особый интерес при этом представляет специальный режим предпринимательской, фискальной (налоговой и таможенной), инвестиционной и административной 56 деятельности на территории Республики Крым и города федерального значе-— ния Севастополя, сочетающий в себе элементы льготного режима от особых экономических зон, но имеющий свою специфику, выражающуюся в особенностях административно-правового режима свободной экономической зоны.

Представляется, что законодатель, создавая специальный льготный режим осуществления предпринимательской деятельности в форме СЭЗ, предполагал его направленность на привлечение инвестиций для развития территорий-реципиентов федерального бюджета, комплексного «вписывания» льготного административно-правового режима СЭЗ, его имплементации в правовую систему России, сочетание с другими льготными налоговыми и инвестиционными институтами, позволяющими дать «взрывной» синерге-тический эффект.

£ с

оо

о

сч

Главным нормативно-правовым актом в этой группе является Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Указанный федеральный закон устанавливает особый правовой режим на данных территориях и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и § прекращением функционирования свободной экономической зоны — тер- § С ритории, на которой действует особый режим осуществления предпринима- Т е тельской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура р О свободной таможенной зоны. О и

Свободная экономическая зона — это территории Республики Крым

города федерального значения Севастополя, на которых действует особый * |

режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также С С

применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Свободная б а

экономическая зона создается на 25 лет. В ней может осуществляться пред- | 1

т; ш

принимательская и иная деятельность в соответствии с законодательством * -

РФ. Правительством РФ определяются виды деятельности, осуществление р р

которых в свободной экономической зоне не допускается. Участники свобод- * о

ной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере поль- О О

зования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, раз- О р

работки месторождений континентального шельфа Российской Федерации. * У

Правительством РФ могут быть определены иные виды деятельности, осу- е р

ществление которых в свободной экономической зоне участниками СЭЗ не рё

допускается. В свободной экономической зоне могут осуществлять деятель- § |

ность участники СЭЗ, а также иные лица, не являющиеся ее участниками. 0 С

Специфика правового режима, установленного на территории Республики 3 бб Крым и города федерального значения Севастополя,

ности однозначного определения вида созданной зоны. Среди элементов, §

составляющих его содержание, названы особый порядок въезда, выезда и * к

привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, особенности е О

осуществления деятельности в области морского транспорта, градострои- С |

тельной деятельности и землепользования при размещении объектов в рам- ° С

ках реализации инвестиционных проектов, помещение ввозимых товаров | о с той же целью под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Неопределенность правового регулирования, допущенная законодателем, 57

оказывает негативное влияние на эффективность реализации мер поддержки -

участников СЭЗ. В частности, неясно, какие нормы НК РФ могут применяться при исчислении налогов, рассчитанных на резидентов определенного ¡^ вида особых экономических зон. ^ Выходом из сложившейся ситуации является разработка и принятие | специальных норм, направленных на создание системы мер поддержки § участников СЭЗ, и отказ от использования бланкетных норм как технико-юридического приема. Первые шаги такого подхода были продемонстрированы в Федеральном законе от 29 ноября 2014 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа

и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"».

В действующем российском законодательстве не выработана единая экономико-правовая терминология. Так, в Федеральном законе «Об особых экономических зонах» законодатель не определяет понятие свободной экономической зоны, в то время как в Федеральном законе «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» указанный термин употребляется. Кроме того, схожие между собой законодательно-закрепленные понятия «резидент особой экономической зоны» и «участник свободной экономической зоны» используются в разных нормативно-правовых актах с различными статусами.

Более четко необходимо законодательно закрепить виды деятельности, допустимые в свободной экономической зоне, предусмотреть право участника СЭЗ заниматься инвестиционной и предпринимательской деятельностью за пределами свободной экономической зоны, создавая филиалы и представительства, с соблюдением общих правил, предусмотренных законодательством.

В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» необходимо уточнить понятие ^ ухудшения условий осуществления предпринимательской деятельности на д. территории СЭЗ и предусмотреть гарантию неприменения правовых норм,

их предусматривающих. § Следует систематизировать нормативно-правовые акты Российской 2 Федерации, регулирующее инвестиционные правоотношения, а также создание, функционирование и прекращение действия свободных экономических

< зон с тем, чтобы исключить существование коллизий между нормами фе-^ дерального и регионального законодательства в целях эффективной право-^ применительной деятельности, а также притока иностранного капитала для о модернизации экономики России в целом и производственной, социальной

к инфраструктуры Республики Крым и города Севастополя в частности.

<

ш

О Список литературы:

<с 1. Россинский, Б.В. О предмете и системе административного права //

|= Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: мат. науч. конф. Москва, 28 ноября 2001 г. — 58 М.: МГЮА, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2. Шамсумова, Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: автореф. дис. ...

канд. юрид. наук / Э.Ф. Шамсумова. — Екатеринбург, 2001. — 32 с. ю 3. Россинский, Б.В. Административное право / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов.

о — М.: Норма, Инфра-М, 2010.

^ 4. Бахрах, Д.Н. Административное право России / Д.Н. Бахрах. — М.: Эксмо, 2011.

5. Мухаев, Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. — М.: ПРИОР, 2001.

6. Павлов, П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 6. — С. 521—532.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.