Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административная ответственность / административное принуждение / государственное управление / меры стимулирования / предпринимательская деятельность / administrative responsibility / administrative coercion / public administration / incentive measures / entrepreneurial activity

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимова Екатерина Михайловна

Определено, что процесс реализации государственно-управленческой деятельности преследует цель упорядочивания общественных отношений. Отмечается, что при всей его регламентированности основой данного процесса является достижение определенного состояния общественной системы, следовательно, использование того или иного инструментария правовой регламентации в процессе регулирования какой-либо сферы общественных отношений зависит от множества экономических, политических, социальных факторов. Установлено, что изменение общественной жизни вызывает трансформацию композиции правового пространства с формированием определенных тенденций: в последние годы экономическая система подвергается значительным изменениям, что не могло не привести к трансформации правового регулирования предпринимательской деятельности как одного из важнейших видов экономической деятельности. Сделан вывод, что важной задачей государственно-управленческой деятельности в сфере предпринимательства является сбалансированное применение мер принуждения и убеждения, позволяющих сохранить равновесие системы бизнес – общество – государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Якимова Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN MODERN RUSSIAN REALITIES

It is determined that the process of implementing public management activities is aimed at streamlining public relations. The basis of this process is the achievement of a certain state of the public system. Therefore, the use of a particular instrument of legal regulation in the process of regulating any sphere of social relations depends on many economic, political, social factors. It has been established that a change in public life causes a transformation of legislation. It is determined that in recent years, the economic system has changed significantly, which could not but lead to the transformation of the legal regulation of entrepreneurial activity as one of the most important types of economic activity. It was concluded that an important task of public management activities in the field of entrepreneurship is the balanced application of coercive and persuasive measures that allow maintaining the balance of the business-society-state system.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ»

Научная статья Научная специальность

5.1.2 «Публично-правовые (государственно-правовые) науки» УДК 342.5

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2023.230

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ РЕАЛИЯХ

© Якимова Е. М., 2023

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Определено, что процесс реализации государственно-управленческой деятельности преследует цель упорядочивания общественных отношений. Отмечается, что при всей его регламентированности основой данного процесса является достижение определенного состояния общественной системы, следовательно, использование того или иного инструментария правовой регламентации в процессе регулирования какой-либо сферы общественных отношений зависит от множества экономических, политических, социальных факторов. Установлено, что изменение общественной жизни вызывает трансформацию композиции правового пространства с формированием определенных тенденций: в последние годы экономическая система подвергается значительным изменениям, что не могло не привести к трансформации правового регулирования предпринимательской деятельности как одного из важнейших видов экономической деятельности. Сделан вывод, что важной задачей государственно-управленческой деятельности в сфере предпринимательства является сбалансированное применение мер принуждения и убеждения, позволяющих сохранить равновесие системы бизнес - общество - государство.

Ключевые слова: административная ответственность, административное принуждение, государственное управление, меры стимулирования, предпринимательская деятельность.

PECULIARITIES OF ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN MODERN RUSSIAN REALITIES

© Yakimova E. M., 2023

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

It is determined that the process of implementing public management activities is aimed at streamlining public relations. The basis of this process is the achievement of a certain state of the public system. Therefore, the use of a particular instrument of legal regulation in the process of regulating any sphere of social relations depends on many economic, political, social factors. It has been established that a change in public life causes a transformation of legislation. It is determined that in recent years, the economic system has changed significantly, which could not but lead to the transformation of the legal regulation of entrepreneurial activity as one of the most important types of economic activity. It was concluded that an important task of public management activities in the field of entrepreneurship is the balanced application of coercive and persuasive measures that allow maintaining the balance of the business-society-state system.

Keywords: administrative responsibility, administrative coercion, public administration, incentive measures, entrepreneurial activity.

Введение

Государственное управление экономикой базируется на определенных принципах, данные принципы производны из экономической модели, выбранной государством для использования [3, с. 122]: либо кейнсианства, либо либертарианства в различных вариациях. Экономические модели дают различные ответы на основные вопросы: о приемлемых уровнях безработицы, а также об отношении к требуемой величине расходов - сбережений как государства, так и домохозяйств [2, с. 244]. Выбор модели не может не отразиться на принципах государственного управления экономикой.

В современной России идеи кейнсианства получили большое распространение, и вполне

аргументированным будет утверждение, что государственное управление в нашей стране осуществляется на основе кейнсианской модели. Сторонники кейнсианства отмечают важную роль государственного регулирования экономики, указывая, что «государство решительным образом способствовало возникновению, становлению и развитию рыночной экономики как основы цивилизационного процесса в ХУШ-ХХ вв. Свобода предпринимательства, свободный выбор видов деятельности, рыночное ценообразование и конкуренция, а также другие основополагающие черты рыночной экономики зависят от государства, которое не только определяет и защищает "правила игры", но и фактически выступает гарантом действия

рыночных принципов и их эффективности» [5, с. 15]. Подобные утверждения лежат в основе государственной экономической политики России [см. 1], следовательно, различного рода вызовы и угрозы для страны [см. подробнее 4; 6] государство может решить, используя преимущественно инструментарий кейнсианцев, при этом правовое регулирование, в том числе административно-правовое, приобретает особые черты.

Материалы и методы исследования

Выявить особенности административно-правового регулирования позволяет анализ теоретических положений, разработанных исследователями проблем правовой регламентации осуществления экономической деятельности, положений нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, причем как федерального, так и регионального уровня, включая подзаконные акты, анализ которых достаточно часто в большей степени характеризует тенденции правового регулирования, поскольку они принимаются для оперативного решения текущих задач в целях поддержания равновесия общественных отношений.

Для определения особенностей правовой регламентации предпринимательской деятельности необходимо использовать различные методы научного познания, как общие, так и специально-юридические. Прежде всего стоит отметить важное значение использования метода круговой причинности, поскольку при применении того или иного инструмента воздействия в процессе осуществления государственного управления важно понимать характер взаимодействия между субъектом и объектом управления, выраженного как в прямых, так и обратных связях, использование неуравновешенных принуждения и убеждения не приведет к требуемому эффекту по поддержанию порядка в регулируемой сфере, вызвав негативную реакцию объекта управления, который будет стремиться обойти установленные запреты и ограничения, а не обеспечить эффективность функционирования экономической системы.

Среди специально-юридических методов определяющее значение для настоящего исследования имеет формально-юридический, который позволяет проанализировать различные проявления композиции правового пространства.

Результаты исследования

Можно выделить следующие особенности административно-правового регулирования

предпринимательском деятельности в современной России:

1. Увеличение мер государственной поддержки (стимулирования) предпринимательской деятельности для снижения последствий введения новых санкций.

2. Широкое использование различных ограничений свободы предпринимательства с усилением мер ответственности за их несоблюдение, особенно после введения режима военного положения в отдельных субъектах Российской Федерации.

Государственной поддержке бизнеса в России внимание уделялось с самого начала современного этапа российской государственности: были приняты Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Фе-дерации»1 и большое число подзаконных актов. Обобщив различного рода подзаконные акты и заменив Федеральный закон № 88-ФЗ, приняли Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2, который, как и предшественник, составляет композицию правового пространства рассматриваемой сферы наряду с различного рода подзаконными актами и специальными законами по поддержке предпринимательской деятельности отдельных сфер или территорий.

Все меры поддержки можно сгруппировать следующим образом:

- меры экономического характера - предоставление налоговых каникул, льготных кредитов, субсидий и грантов и т. п.;

- организационная поддержка - информационные и консультационные мероприятия, помощь в переподготовке кадров.

В 2022 г. к существующим программам поддержки граждан и предпринимательства были добавлены дополнительные мероприятия.

Все новые меры поддержки для субъектов предпринимательской деятельности можно условно разделить на меры сугубо экономического характера и меры корректировки административного воздействия на субъектов предпринимательской деятельности. Среди мер экономического характера можно назвать: выдачу

1 О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 25. Ст. 2343. Утратил силу.

2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. 29 дек. 2022 г.) // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

льготных кредитов, установление налоговых каникул и лимитов на комиссии за эквайринг.

Более интересны при рассмотрении заявленной темы меры корректировки административного воздействия на бизнес.

Во-первых, это мораторий на плановые проверки малых, средних компаний и индивидуальных предпринимателей до конца 2023 г.

Постановление Правительства от 10 марта 2022 г. № 3661 установило запрет на плановые проверки бизнеса, за исключением небольшого закрытого перечня объектов контроля в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.

Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.

Предпринимателям упрощается процедура обжалования результатов проведения проверок и других контрольно-надзорных мероприятий во время моратория: при подаче жалобы о нарушении моратория через специальный сервис на портале «Госуслуги» можно использовать простую электронную подпись, а не усиленную квалифицированную. Ранее простую электронную подпись могли использовать только индивидуальные предприниматели и граждане.

Во-вторых, уменьшается административная нагрузка на бизнес.

Так, срок действия лицензий и других видов разрешительных документов (сроки действия которых истекают с 12 марта по 31 декабря 2022 г.) автоматически продлевается на 1 год, а их получение или переоформление будет проходить по упрощенной схеме, также сроки разрешений на строительство, истекавших до 1 августа 2022 г., продлеваются на 1 год.

В-третьих, устанавливаются особые правила привлечения к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности.

В Федеральном законе от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных

1 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля : постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 366 (в ред. от 4 февр. 2023 г.). URL: http://pravo.gov.ru

правонарушениях»2 (в части совершенствования назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства) установлено, что:

1) при определении размера административного штрафа юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере административного штрафа для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (если в нормах соответствующей санкции статьи Особенной части КоАП РФ дифференцируется наказание для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

2) в случае если не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф субъектам малого и среднего бизнеса назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере;

3) не допускается одновременное назначение наказания и юридическому лицу, и его должностному лицу за совершение одного и того же деяния.

Несмотря на широкое применение мер поддержки субъектов предпринимательской деятельности, в России осуществляется большое число ограничений свободы предпринимательской деятельности, что вполне соотносится с ролью государства как жандарма в кейнсианской модели.

Применительно к мерам ответственности можно говорить об усилении карательного воздействия государства на субъектов предприни-

2 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

мательской деятельности как через увеличение числа административных правонарушений и преступлений, так и посредством инфляции уголовной и административной репрессивности.

Так, государство активно вмешивается в порядок ценообразования в торговле не только предметами роскоши или товарами, вызывающими зависимость (в традиционных для всех государств сферах), но и товарами массового потребления. Так, ст. 14.6. КоАП РФ установлена ответственность за завышение/занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), ст. 14.42 КоАП РФ регламентируется ответственность за нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности.

Увеличение расходов на оборону в целом и проведение специальной военной операции в частности не могло не вызвать установление для предпринимателей дополнительных обязанностей, снижение уровня диспозитивности договорных отношений. Так, в частности, согласно п. 6 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»1 государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Законодатель не только ввел административную ответственность за «отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа» (ст. 7.29.3 КоАП РФ), санкции по которой для должностных лиц могут достигать 50 тыс. руб., для юридических лиц 1 млн руб., но и установил 24 сентября 2022 г. административную преюдицию за повторное неисполнение указанной обязанности в ст. 201.3 Уголовного кодекса РФ2 с наказанием вплоть до 8 лет лишения свободы для должностного лица, ранее подвергнутого административной ответственности по ч. 1 и 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.

Обсуждения и заключения

Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в современных российских реалиях предполагает сочета-

1 О государственном оборонном заказе : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 275-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2022 г.) // Собр. законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7600.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон (от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.)) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

ние двух разнонаправленных действий: с одной стороны, усиливаются меры поддержки бизнеса, с другой - увеличивается репрессивное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности в случае совершения ими правонарушений в особо важных для государства сферах. Подобное сочетание оправданно с точки зрения сбалансированности государственно-управленческого воздействия экономической системы, вместе с тем важно не просто применять и меры поддержки, и меры принуждения, а обеспечить то их сочетание, которое позволит предпринимательству активно развиваться с сохранением базовых принципов взаимодействия в системе бизнес - общество - государство. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бубнов В. А. Влияние санкционной политики недружественных стран на российскую финансовую систему // Известия Байкальского государственного университета. 2022. Т. 32, № 2. С. 283-289.

2. Капогузов Е. А. Роль кейнсианских идей в эволюции парадигм государственного управления // Историко-экономиче-ские исследования. 2017. Т. 18, № 2. С. 244-256.

3. Киреенко А. П., Санина Л. В. Применение программно-целевого метода для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Сибирского федерального округа // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 4. С. 117-132.

4. Медик И. Н., Чепинога О. А, Деревцова И. В. Внешние угрозы экономической безопасности России // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vneshnie-ugrozy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 06.06.2023).

5. Пороховский А. А. Государство в российской экономической модели: нерешенные проблемы // Современная российская экономика: кейнсианский вариант выхода из стагнации : сб. тез. Междунар. науч. конф. / под ред. А. А. Пороховского, К. А. Хубиева, С. В. Кайманакова. 29 марта 2017 г. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. С. 15-17.

6. Шишкина Н. Э., Ращупкина Е. И. Конституционно-правовые основы экономической безопасности: сравнительно-правовой опыт России и стран Северо-Восточной Азии // Правовое регулирование экономических отношений в Российской Федерации : тез. докладов Всерос. науч.-практ. конф., 12 ноября 2016 года. Иркутск : ИГУ 2016. С. 34-37.

REFERENCES

1. Bubnov V.A. Vlijanie sankcionnoj politiki nedruzhestven-nyh stran na rossijskuju finansovuju sistemu [The Impact of the Sanctions Policy of Unfriendly Countries on the Russian Financial System]. Izvestija Bajkalskogogosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal State University], 2022, vol. 32, no. 2, pp. 283-289. (in Russian) https://doi.org/10.17150/2500-2759.2022.32(2).283-289

2. Kapoguzov E.A. Rol kejnsianskih idej v jevoljucii paradigm gosudarstvennogo upravlenija [The role of Keynesian ideas in development of the governmental management paradigm]. Is-toriko-ekonomicheskie issledovaniya [Journal of Economic History & History of Economics], 2017, vol. 18, no. 2, pp. 244-256. https:// doi.org/10.17150/2308-2588.2017.18(2).244-256. (in Russian)

3. Kireenko A.P., Sanina L.V. Primenenie programmno-cel-evogo metoda dlja gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva v regionah Sibirskogo federalnogo okruga [Application of program-targeted method for small and medium business state support in the regions of the Siberian federal district].

Izvestija Irkutskojgosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii [Bulletin of Baikal State University], 2014, no. 4, pp. 117-132. (in Russian)

4. Medik I.N., Chepinoga O.A., Derevtsova I.V. Vneshnie ugrozy jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii [External Threats to Russia's Economic Security]. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnie-ugrozy-ekono-micheskoy-bezopasnosti-rossii (date of application: 06.06.2023). https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(3).11. (in Russian)

5. Porohovskij A.A. Gosudarstvo v rossijskoj jekonomicheskoj modeli: nereshennye problem [The state in the Russian economic model: unresolved problems]. Sovremennaja rossijskaja jekonomi-ka: kejnsianskij variant vyhoda iz stagnacii: sbornik tezisov mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 29 marta 2017 goda / pod red. A.A. Porohovskogo, K.A. Hubieva, S.V Kajmanakova [Modern Russian economy: Keynesian version of the way out of stagnation: a collection of theses of an international scientific conference/edited by A. A. Porokhovsky, K. A. Khubiev, S. V. Kaimanakov. Moscow, March 29, 2017]. Moscow, 2017, pp. 15-17. (in Russian)

6. Shishkina N.E., Raschupkina E.I. Konstitucionno-pravovye osnovy jekonomicheskoj bezopasnosti: sravnitelno-pravovoj opyt Rossii i stran Severo-Vostochnoj Azii [Constitutional and legal foundations of economic security: comparative legal experience of Russia and the countries of Northeast Asia]. Pravovoe regulirovanie jekonomicheskih otnoshenij v Rossijskoj Federacii : tezisy dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Irkutsk, 12 nojabrja

2016 goda [Legal regulation of economic relations in the Russian Federation: abstracts of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 12, 2016]. Irkutsk, 2016, рр. 34-37. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 14.01.2023; одобрена после рецензирования 11.03.2023; принята к публикации 17.05.2023

Received on 14.01.2023; approved on 11.03.2023; accepted for publication on 17.05.2023

Якимова Екатерина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права, Институт государственного права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11), AuthorlD: 525314, ORCID: 0000-0002-29514131, e-mail: yakimova_katerin@mail.ru.

Yakimova Ekaterina Mihailovna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Head of the Chair of Constitutional and Administrative Law, Institute of Russian National Law and National Security, Baikal State University (11, Lenin st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), AuthorlD: 525314, ORCID: 0000-0002-2951-4131, e-mail: yakimova_katerin@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.