DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-393-396 NIION: 2018-0076-8/21-147 MOSURED: 77/27-023-2021-08-346
ГАШИМОВ Рамис Рамазанович,
кандидат исторических наук, доцент, филиал ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» в г. Дербенте, е-таН: ramis-gashimo [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АДАТНО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ СОЮЗОВ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ ДАГЕСТАНА В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Аннотация. В статье рассмотрены особенности политического устройства союзов сельских обществ Дагестана и роль адатов как формы проявления местного самоуправления этих союзов. Показана гибкость и способность адата приспосабливаться к новым социально-политическим условиям.
Ключевые слова: «вольное общество», союзы сельских обществ, самоуправление, традиция, адат, джамаат, совет старейшин.
GASHIMOV Ramis Ramazanovich,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Branch of « Dagestan State University» in the city of Derbent,
FEATURES OF THE ADABLE LEGAL FORM OF SELF-GOVERNMENT OF THE UNIONS OF RURAL SOCIETIES OF DAGESTAN IN THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURY.
Annotation. The article describes the features of the political device of unions of rural societies of Dagestan and the role of adats as a form of manifestation of local self-government of these unions. The flexibility and ability of the adat adapt to new conditions are shown.
Key words: "free society", unions of rural societies, self-government, tradition, adat, jamaat, the Council of Elders.
Вопросы, связанные с политическим устройством и системой управления союзов сельских обществ Дагестана, вызывали и до сих пор вызывают интерес отечественных исследователей. В дореволюционной историографии для обозначения союзов сельских обществ Дагестана применялся термин «вольное общество».
Очень немногие авторы, понимая его неточность, брали этот термин в кавычки. В правильном решении этого вопроса заметную роль сыграла 1-ая научная сессия, созванная Дагестанским филиалом АН СССР в Махачкале в 1954 г. В докладе Х.-М. О. Хашаева, обсужденном на сессии, «вольные общества» были названы им «союзами сельских общин» (4, с.70-78). Но впоследствии Х.-М. О. Хашаев почему-то раздел своей монографии, посвященный изучению социально-политического строя этих обществ, озаглавил «вольные» общества [5].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
В настоящее время преобладающее большинство исследователей характеризуют общества, о которых идет речь, союзами сельских обществ Дагестана. Однако и теперь некоторые авторы, и чаще всего представители смежных с историей гуманитарных дисциплин, нередко пользуются, и притом без каких-либо оговорок, неверным термином «вольные общества». Остается сказать, что более устойчивыми оказались местные названия этих обществ. Известно, что аварцы издавна называют их «бо», даргинцы - «табун» или «хурева», что в переводе означает войско, ополчение, а лезгины «пара», т. е. часть ли мигал [1].
В исторической науке до сих пор идут дискуссии о политическом устройстве этих союзов. Дореволюционные и некоторые советские исследователи, писавшие до середины 50-х годов, считали, что в них господствовали равенство и народовластие. Были также авторы, считавшие прав-
ление некоторых «вольных» обществ» «ари-сто-демократическим» или
«вельможно-народным».
Дагестанское село, или группа сел, именуемые джамаатом, в самоуправлении были автономны и суверенны, но принципы организации их управления, за исключением отдельных отклонений, были общими.
Согласно традиции, верховным органом власти было собрание джамаата. Собрание созывалось обязательно ежегодно и в порядке исключения в чрезвычайных условиях. Его можно сопоставить с органами управления в древних гражданских общинах. Авторитет его вытекал, прежде всего, из исторически сложившейся роли в обществе.
В данной политической форме управления и ее функциях легко усмотреть орган «гражданского» самоуправления со статусом представительного органа всей общины.
Законодательная и контрольная функция принадлежали совету старейшин; выдвигаемые от тухумов и кварталов на пожизненный срок, члены совета имели право созыва народного собрания (схода) по своей инициативе.
Ежегодно избирали старейшин, суд (диван), кадия, исполнителей, «посредника» между правителями и народом. глашатая, смотрителя полей, распределителя воды, казначея. Совет старейшин назначал предводителя, ведавшего военными делами.
Известно, что существовали союзы сельских обществ, управляемые наследственными старшинами (Ахты, Рутул, Хнов и др.). Были общества, где старшины выдвигались из одних и тех же семей. Так, Курахский старшина избирался из фамилии Миршар. Старшина сел. Хутарг, пользовавшийся «почетом и влиянием» во всех селениях Кутур-Кюре, выдвигался тухумом Бей-Бут, старшина Гельхен из тухума Кабулар, старшина сел. Хукид - из фамилии Мамарар. Есть сведения, что и в Кубачах старшин выделял тухум Акил-Али. Однако в большинстве союзов сельских общин старшины избирались. Но, как убедительно доказали наши исследователи, этот «выбор», в известной мере сводился к одной лишь формальности.
«Демократизм», «равенство» с точки зрения реальной практики в значительной степени были декларацией, поскольку при избрании старшин на джамаатах решающую роль играли «богатеи», «влиятельные» из числа которых и «избирались» сами старшины. Установлено также, что и при решении важнейших вопросов внутреннего управления и внешних сношений местные и союзные джамааты, как правило, прислушивались к голосу аульской верхушки. Исполнителями их воли являлись и все лица сельской администрации [4].
В случае же когда сельская администрация встречала сопротивление со стороны общинников, по славам Вахушти, вопрос решали старцы, которые «совещаются, разбирают и управляют, и умиротворяют волнения» [2].
Правовые нормы каждого общества были изложены в адатах или нормах обычного права. Даже после полного утверждения экономических отношений, основанных на частной собственности на скот и землю, адаты продолжали действовать.
Старые адаты не уничтожались, хотя в них не всегда можно было найти статьи, пригодные для руководства в условиях формирования в горах новых общественно-экономических отношений. В таких случаях, параллельно существующим, вырабатывались новые дополнения к старым адатам. Так, «в Курахском вольном обществе установилось право не признавать законную силу за тем адатом, который не получил одобрения всего общества» [3].
Следует отметить и тот факт, что в адат-но-правовых нормах сельских обществ сохранялись и нормы архаичного времени:
а) кровная родовая месть;
б) испытание водой и раскаленным железом как виды доказательств;
в) очистительная присяга с ближайшими родственниками;
г) похищение невест;
д) общественное мнение как способ принуждения.
Адаты сохраняли свою значимость и после окончательного присоединения Дагестана к России.
Даже после присоединения к России, на сходе джамаата, на котором участвовало все взрослое мужское население, выбирались старшина, утверждавшийся окружным начальником, а также члены сельских судов.
На них решались вопросы обеспечения безопасности общины, выбирались представители джамаата для решения спорных вопросов между соседними обществами и члены маслагатского суда, обеспечивалось проведение работ в строго регламентированные сроки.
Ни один житель общины не имел права раньше установленного срока начинать сенокошение на покосах, принадлежащих общине. Когда объявлялся день начала сенокоса, все выходили на покос и получали участки по жребию.
Такой же порядок существовал и при уборке кукурузы, хотя посевные участки находились в личном пользовании и переходили по наследству. Уборка сена и хлебов должна была заканчиваться к определенному сроку, после чего на убранные площади пускали стада овец, принадлежащие
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
членам сельской общины. Кто нарушал регламент, тот подвергался штрафу по адату.
Исключительно строгие адаты существовали в отношении сбора винограда. До объявленного дня уборки урожая никто не имел права сорвать хотя бы одну кисть винограда. Виновного подвергали общественному выговору и штрафу.
Нормы адата вырабатывали для себя каждое самостоятельное сельское общество или союз сельских обществ.
Если бы действовала централизованная власть хана, то подобные нормы адатов не могли бы появиться. Каждое общество не заботилось бы о своей безопасности и в этих целях не принимало бы различные меры, не закладывало, в частности, пахотные участки.
Источники XVIII - нач. XIX века настойчиво подчеркивают такую черту рассматриваемых нами обществ, как «управляются, но не подчинены». Каждый член общества, равно как и союз обществ, обладал четко выраженными правами и обязанностями, вытекающими из социальной структуры, политической и правовой организации союза.
Обычно аксакалы вместе с кадием или муллой, или дибиром начинали разбор дела по личному заявлению потерпевшего или истца. Представительство допускалось только мужа за жену и отца или опекуна за несовершеннолетних. Доказательствами по адату считались собственные признания, без принуждения, присяга (число соприсягателей должно быть не менее двух, причем женщины к присяге допускались только в одном Сюргинском участке), показания раненого или умирающего, вещественные доказательства, а также письменные документы, подтвержденные присягой.
Иски бывали двух родов: прямой, с вышеназванными доказательствами, и по подозрению. Во втором случае требовалось, чтобы истец вместе с соприсягателями подтвердил свои требования присягой или же требовалась очистительная присяга ответчика и подозреваемого. Число свидетелей и соприсягателей в разных аулах было разное. Количество их зависело от характера преступления или от размера иска. Основными видами наказания по обычаям были дият или кровная месть; изгнание на срок или бессрочно, штрафы в пользу общины.
Все эти наказания сопровождались обязательным взысканием причиненного ущерба в пользу потерпевшего.
Как отмечал еще Х.-М.Хашаев, смертная казнь адату неизвестна, но адат допускал убийство преступника, в частности кровного врага до примирения, человека, нанесшего бесчестье семейству, вора на месте преступления, жен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021
щины, застигнутой с любовником и т.д. Кража имущества из мечети в Цудахарском обществе могла повлечь за собой право убийства виновного. Убить его мог любой из аула. В Гидатлинском обществе самым тяжким преступлением считался умышленный поджог моста (это общество находится на правом берегу Аварского Койсу и мост соединяет Гидатль с другими обществами) и за это любой виновник мог быть безнаказанно убит кем угодно.
В «Положении об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом» 1860 г., говорится, что дагестанский «народный» суд учреждается «для рассмотрения поступающих к нему жалоб по делам, подлежащим разбирательству по адату и шариату и для постановления по ним решений».
Сельские словесные суды разбирали мелкие уголовные и гражданские дела также по адату, а брачные и наследственные дела по шариату». '
Все общественные вопросы решались без участия женщин. По адату многих сельских обществ тяжелые работы должна была исполнять только женщина. Считалось неприличным, если мужчина будет таскать сено, ходить по воду, вести прополку посевов.
На сельский сход женщина не вызывалась. Свидетельское показание одного мужчины приравнивалось к показаниям двух женщин. Наследство она получала на 50% меньше, чем мужчина.
Ни в доме отца, ни в доме мужа женщина не могла чувствовать себя равноправным и свободным человеком. Рождение дочери считалось несчастьем [5]. Женщина не садилась за один стол с мужем в присутствии посторонних. В Кумы-кии мать не могла взять на руки маленьких детей в присутствии старших и посторонних.
Адат и шариат предоставляли мужу право убить жену, если он заметил ее измену, избить ее и сажать под замок за невыполнение его воли.
Мужу принадлежало право развода. Он же мог принудить жену продолжать брачную жизнь.
Широко применялись и позорящие женщину обычаи - снятие головного платка, колец, браслетов, срезание волос и т.д. После этого она не могла выйти замуж, появляться в общественном месте к ней относились с презрением, как к опозоренной.
Таким образом, адатно-правовое устройство народов Дагестана явилось порождением такого политического состояния и устройства, как союзы сельских обществ. Адаты играли важную роль как форма проявления местного самоуправления у народов Дагестана. Причем, особенностью местного адата всегда была его гибкость, способность быстро меняться, приспосабливаться к новым условиям.
Список литературы:
[1] Гашимов Р.Р. Адатно правовая форма самоуправления союзов сельских обществ Дагестана // Современный ученый. 2017. № 5. - С. 410- 413.
[2] Вархушти. География Грузии. - Тифлис, 1904. - С. 131.
[3] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII -начале XIX в. - Махачкала, 1957. - С. 81.
[4] Петрушевский И.П. Джаро-белоканские общества в первой трети XIX в. - Тифлис, 1934. - С. 31.
[5] Хашаев Х.-М. О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX в. (Материалы к сессии). - Махачкала, 1954. - 97 с.
Spisok literatury:
[1] Gashimov R.R. Adatno pravovaya forma samoupravleniya soyuzov sel'skih obshchestv Dag-estana // Sovremennyj uchenyj. 2017. № 5. - S. 410- 413.
[2] Varhushti. Geografiya Gruzii. - Tiflis, 1904. - S.131.
[3] Magomedov R.M. Obshchestvenno-eko-nomicheskij i politicheskij stroj Dagestana v XVIII -nachale XIX v. - Mahachkala, 1957. - S. 81.
[4] Petrushevskij I.P. Dzharo-belokanskie obshchestva v pervoj treti XIX v. - Tiflis, 1934. -S. 31.
[5] Hashaev H.-M. O. Obshchestvenno-eko-nomicheskij stroj Dagestana v XIX v. (Materialy k ses-sii). - Mahachkala, 1954. - 97 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021