ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНО-ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Барсукова Г.Н., к.э.н., проф. Кубанского государственного аграрного университета
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы" одной из основных целей развития предусматривает воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизацию производства. В соответствии с целью определена задача - экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других природных ресурсов, а также повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.
Наши исследования позволили определить вклад каждого фактора в конечный результат сельскохозяйственного производства -валовую продукцию в условиях Краснодарского края. Были построены четыре различные модели производственных степенных функций Кобба-Дугласа, по-различному учитывающих качественные характеристики факторов труда, земли и капитала.
Максимальный показатель вклада земли -24% получен в модели, в которой использованы абсолютные показатели факторов производства - земли, труда и капитала, труд и капитал в ней практически равнозначны, их доля в производстве валовой продукции составляет 38%. В третьей и четвертой модели, которые анализируют сельскохозяйственные угодья с учетом их качества и стоимостной кадастровой оценки, получены близкие результаты: максимальный вклад имеет труд - 48%, вклад капитала - 36%, земли - 16%. Вклад земли без учета качества согласно второй модели составляет 10%.
По результатам исследования сделан вывод, что наиболее значимым является фактор живого труда, который во всех моделях имеет наибольшую значимость - от 38 до 48%. Вторым по значимости фактором процесса аграрного производства является совокупный капитал, доля которого в четырех моделях колеблется от 36 до 44%. Третьим по значимости является земельный фактор. Вклад земли в производство валовой продукции составляет в четырех моделях от 11 до 24%, это достаточно большой показатель. Улучшение качества земельного фактора производства должно обес-
печиваться научно обоснованной системой ведения хозяйства, направленной на сохранение и повышение почвенного плодородия [2, 6].
Уже в 80-90 гг. ХХ в. определилась точка зрения, в соответствии с которой проблемы эффективного использования земельных ресурсов должны решаться на основе учета ландшафтно-экологической неоднородности конкретных природно-территориальных комплексов. Однако в связи с проведением в России рыночных преобразований и земельной реформы это направление в аграрном производстве не было реализовано в полной мере. Основное внимание стало уделяться реорганизации сельскохозяйственных предприятий, переделу земли, оформлению и регистрации земельной собственности. По информации управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на 01.01.2013 г. земли сельскохозяйственного назначения в Краснодарском крае занимают 3412,9 тыс. га, 71,9% из них находится в собственности физических и юридических лиц. Общая площадь земель предприятий, организаций, хозяйств и обществ, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, составляет 3532,8 тыс. га, в общей собственности находятся 57,9% этих земель, в собственности юридических лиц 12,2%, в государственной и муниципальной собственности 29,9%.
В условиях рыночной экономики собственник волен самостоятельно выбирать специализацию своей деятельности, наиболее приемлемую организацию территории, систему ведения хозяйства, уровень интенсификации производства. Следует отметить, что трансформация земельных отношений в ходе современной земельной реформы обострила проблему эффективного использования земель в сельскохозяйственном производстве. В настоящее время уже очевидно, что невозможно иметь эффективное сельскохозяйственное производство в организации любой формы собственности, если не заниматься вопросами повышения почвенного плодородия, воспроизводства земельных ресурсов, борьбы с эрозией.
Ученые и специалисты отмечают негативные изменения показателей почвенного плодородия, снижение содержания гумуса и
уменьшение гумусового слоя, потерю важнейших элементов питания. За последние 20 лет в Краснодарском крае скорость падения содержания гумуса в пахотном слое достигла в среднем 0,03% в год. В целом по краю уже в течение многих лет складывается отрицательный баланс питательных веществ. По информации В.П. Власенко и В.И. Терпелец в 1985 году вынос элементов питания - азота и фосфора - урожаем компенсировался внесением удобрений на 99%, то в 2008 г. - всего лишь на 25%. Баланс калия, в настоящее время компенсируется внесением удобрений только на 11% [3].
Основными негативными процессами в крае являются ветровая и водная эрозия почв. По данным института КубаньНИИгипрозем, процессам водной эрозии подвержено 1174,3 тыс. га пашни. Площадь дефлированных почв в крае в настоящее время составляет 1190,1 тыс. га. В настоящее время растут площади переувлажненных земель. Последствиями переувлажнения являются вымокание сельскохозяйственных культур, их болезни, невозможность проведения в оптимальные сроки сельскохозяйственных работ, снижение плодородия [3, 5].
При переходе к новым экономическим отношениям возникают новые экономические и экологические проблемы, связанные с ориентированностью сельских товаропроизводителей на прибыль любой ценой. Прежде всего, это рискованное нарушение требований севооборота в угоду наиболее востребованных рынком культур. В сложившихся условиях необходима государственная регламентация использования земли каждым собственником или землепользователем.
Выход из создавшегося положения может быть реализован в ландшафтно-адаптив-ной системе земледелия, разработанной с учетом природно-экологических особенностей конкретных ландшафтов и обеспечивающей их устойчивость. В.И. Кирюшин устойчивость природного ландшафта определяет, как его способность сохранять структуру и саморегулирующееся функционирование в пределах естественного колебания параметров, способность поддерживать заданные производительные и социальные функции, сохраняя биосферные. Понятие цены устойчивости агроландшафта он определяет как затраты на поддержание производительных и экологических функций, в том числе природоохранных [1].
Мы считаем, что цена устойчивости агро-ландшафта может быть определена на основе ежегодных затрат на противоэрозионную организацию территории и части производственных
затрат, обеспечивающих ежегодное воспроизводство почвенного плодородия, в первую очередь гумуса, в границах существующих природных ландшафтов, выделенных на территории Краснодарского края. Удельная цена устойчивости агроландшафта может быть определена по формуле:
ЦУЛ = СПЭ +СВП, (1)
где ЦУЛ - удельная цена устойчивости агро-ландшафта; СПЭ - ежегодные затраты на про-тивоэрозионную организацию территории; СВПП-производственные затраты на ежегодное воспроизводство почвенного плодородия.
Комплекс противоэрозионных мероприятий включает мероприятия гидротехнические, лесомелиоративные и агротехнические и может быть выполнен в полном объеме только при активном финансовом участии государства. Производственные затраты на ежегодное воспроизводство почвенного плодородия предлагается определять на основе научно обоснованных современных технологий производства сельскохозяйственных культур, адаптированных к природным ландшафтам Краснодарского края. Для этого рекомендуется использовать экономико-математическую модель программирования урожаев. В зависимости от особенностей ландшафта, вида и степени проявления процессов эрозии для каждой сельскохозяйственной организации должны быть определены затраты на восстановление почвенного плодородия. В соответствии с новой методикой государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий затраты на восстановление почвенного плодородия не должны включаться в земельную ренту и облагаться налогом.
Цена общей устойчивости должна входить в затраты товаропроизводителя на получение продукции и в цену товара.
В перспективе должны получить развитие новые взаимосвязанные научные направления разработки адаптивной организации территории в целях повышения эффективности аграрного производства:
- уточнение, детализация агроланд-шафтного зонирования территории Краснодарского края;
- разработка зональных нормативов антропогенных нагрузок на агроландшафт, обеспечивающих получение экологически безопасной продукции, охрану и повышение плодородия почв;
- разработка экологически обоснованных экономически эффективных адаптивных систем земледелия;
- повышение эффективности сельскохозяйственного производства с учетом требований экологии и охраны природы.
Поэтапная реализация изложенной концепции ландшафтно-адаптивной системы организации территории возможна на региональном уровне - в пределах ландшафтов и агроландшафтов, и на уровне отдельных сельскохозяйственных организаций, входящих в определенную ландшафтную местность. Выделение участков мелких фермерских и личных подсобных хозяйств, отдельных земельных долей должно осуществляться на основе заранее разработанного проекта организации территории крупных агроландшафтов [4, 5].
На наш взгляд, Государственная кадастровая оценка земель, земельные налоги и другие земельные платежи должны быть также дифференцированы по природным ландшафтам. Реализация значительных противоэрози-онных мероприятий в границах ландшафтов возможна только при условии бюджетного финансирования.
Источники
1. Агоэкологическа оценка земель, проектирование адаптивноландшафтных систем земледелия и агро-
технологий. Методическое руководство. Под. ред.акад. РАСХН В.И. Кирюшина. Москва:ФГНУ «РОСИНФОРМАГРОТЕХ» 2005. -783 с.
2. Бершицкий Ю.И. Роль земельного фактора в производстве сельскохозяйственной продукции / Ю.И. Бершицкий, Г.Н. Барсукова, А.Р.Пшизова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». - Майкоп: изд. АГУ, 2013. - Вып. 3(127). - С. 194-202.
3. Власенко В.П. Деградационные процессы в почвах Краснодарского края и методы их регулирования: монография / В.П. Власенко, В.И. Терпе-лец. - Краснодар, 2012. - 204 с.
4. Нечаев В.И. Организация землепользования Краснодарского края на основе агроландшафт-ного зонирования территории /В.И. Нечаев, Г.Н. Барсукова// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 8. -С. 45-46.
5. Нечаев В.И. Проблемы управления земельными ресурсами и использования земель в аграрном производстве/ В.И. Нечаев, Г.Н. Барсукова, Н.М. Радчевский, С. М. Рзниченко. - Краснодар: Атрии, 2008. - 340с.
6. Трубилин И.Т. Эффективность производственных факторов в аграрном секторе экономики Тр. / И.Т. Трубилин, Ю.И. Бершицкий, Г.Н. Барсукова// Куб-ГАУ. - 2013 - Вып. № 6(45) (36) - С. 75-80.
УЧЕНИЕ В.Р. ВИЛЬЯМСА О ЛУГОВЫХ И ПОЛЕВЫХ ЭКОСИСТЕМАХ - ПУТЬ К СОЗДАНИЮ
БЕЗОПАСНОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Соколов Н.А., д.э.н., проф., Каничев Е.В., к.с.-х.н., зам. дир. ОАО «Учебное хозяйство «Коки-но», Сухоцкая Е.А., асп., Леонова А.П., соискатель Брянсой государственной сельскохозяйственной академии
В.Р. Вильямс, опираясь на докучаевское учение о почвах, разработал стройную систему о почвообразовательном процессе, повышении плодородия, позволяющей на практике с минимальным применением удобрений, химических средств защиты растений от болезней и вредителей производить более безопасные продукты питания.
Образование плодородной почвы Виль-ямс связывал с корневой системой злаковых и бобовых трав, отмечая, что при «беспрерывной культуре хлебных растений самое ценное свойство почвы стремится к падению... Только корневая система многолетних растений способна взять на себя эту роль воссоздания почвы [1]. Как показали исследования ученого, это происходит в результате отмирания корневой системы и накопления органического вещества.
Раскрывая агроэкологическое значение бобовых трав, Вильямс объяснил процесс трансформации атмосферного азота в биологический. Тем самым, благодаря энергии При-
роды, почва обогащается питательными веществами. Сокращается потребность в производстве и внесении в почву азотных удобрений. Отмечая важность в почвообразовательном процессе смеси трав, Вильямс рекомендовал включать для краткосрочного использования кормовых угодий до пяти видов, в том числе, чтобы бобовые составляли 30-40% [1].
Вильямс объяснял, что бобово-злаковые луга и пастбища, обогащенные органическим веществом и биологическим азотом, необходимо распахивать под зерновые. В результате без использования минеральных удобрений повышается урожайность полевых культур. Тем самым обосновал травопольную систему земледелия. Для того времени это являлось революционным открытием, так как наука еще не создала техники, минеральных удобрений, химических средств защиты растений. Поэтому в странах Западной Европы фермеры максимально использовали открытие ученого. По данным Д.Н. Прянишникова, «при введении в севообороты кормовых культур продуктив-