ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (на примере Удмуртской Республики)
А.А. Бобков, И.Л. Поздеев
Ижевский государственный технический университет ул. Студенческая, 7, Ижевск, Россия, 426000
В данной работе на основе социологических исследований и полевых этнографических материалов рассматриваются проблемы выбора молодежью путей адаптации в современных условиях. Авторы отмечают, что на региональном уровне в процессе адаптации значительную роль играет этнический фактор, что необходимо учитывать при формировании принципов молодежной политики. При определении траекторий жизненного развития молодые люди часто исходят из тех моделей, которые предлагает им общество.
Социально-экономические и политические изменения в российском обществе в конце XX — начале XXI вв. заставляют искать новые способы приспособления населения к условиям жизни, вырабатывать модели поведения при переходе к рыночным отношениям. Особая роль при этом принадлежит молодежи, поскольку, наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные и политические отношения, каждое новое поколение обеспечивает сохранение целостности общества и участвует в его совершенствовании и преобразовании на основе своего инновационного потенциала [2]. Одна из проблем, с которыми сталкивается сегодняшнее общество, заключается в сложности определения тех ценностей, поведенческих моделей, которые должны передаваться молодым людям, так как старшему поколению самому приходится искать новые пути приспособления к изменяющейся среде. Все это делает актуальным рассмотрение предпочтений молодежи в определении жизненных траекторий, анализ основных факторов, определяющих выбор подрастающим поколением различных моделей поведения в современных условиях на примере полиэтничной Удмуртской Республики. В основу статьи легли совокупные материалы, полученные в результате социологического мониторинга студентов средних и высших учебных заведений Удмуртии и собранные во время этнографических экспедиций в сельские районы республики.
В интерпретации сути понятия «адаптация» авторы придерживаются распространенного определения, рассматривающего его как «процесс поведенческого освоения резко меняющейся среды... деятельность по «выживанию» в ней» [4]. Стремление к адаптации бывает вызвано необходимостью достижения/поддержания определенного уровня материального благосостояния, удовлетворения социальных и физиологических потребностей через реализацию определенной адаптационной стратегии, основанной на индивидуальных и семейных ресурсах [1]. Это касается и практики освоения политической культуры, поскольку существующее государственное устройство, система властных отношений во многом определяют выбор жизненной траектории человека. Набор адаптационных ресурсов у каждого человека может быть различным и индивидуальным. В этом плане инте-
ресно рассмотрение значения социальных связей, могущих компенсировать недостаток других ресурсов. Американский исследователь Дж. Коулман, стоявший у истоков создания теории «социального капитала», рассматривает его как систему социальных связей: «Все социальные связи и социальные отношения способствуют развитию... социального капитала. При этом отношения поддерживаются до тех пор, пока они выгодны» [5]. То есть чем больше связей и взаимозависимости между индивидами, включенными в эти сетевые взаимодействия, тем большим капиталом они и обладают, поскольку увеличивается «доступ человека к товарам и информации» [3]. Следовательно, адаптация молодого человека проходит в рамках социализации, он уже с рождения оказывается втянутым в различные социальные общности (в том числе и этнические), которые сами оказывают воздействие на формирование жизненных стратегий.
А.Г. Левинсон в своем исследовании среди возможных вариантов социализации молодежи выделяет такие институты, как вуз, армия и «зона» (обобщая под этим термином учреждения пенитенциарной системы) [6]. Специфика данных институтов заключается в возможности выбора у молодого человека, которая, конечно, достаточно условно, но все-таки представлена. В данной работе подробнее остановимся на выборе молодыми людьми стратегий жизненного развития, проходящих через учебные заведения и армию, как стержневых траекторий социализации. Во-первых, примерно с середины 90-х гг. образование, прежде всего высшее, становится необходимым условием получения относительно хорошо оплачиваемых и престижных рабочих мест. Во-вторых, армия в российском обществе «играет непропорционально значительную социальную роль, влияя как на отдельного индивида, так и на общество в целом» [7]. Стоит только вспомнить, какой «всенародный» размах приобретает празднование Дня пограничника, десантника или военно-морского флота.
В то же время стоит затронуть и такой институт социализации, как тюрьма, или «зона». Очень часто в среде молодых людей присутствует увлечение воровской, блатной романтикой. Беспокойство в этой связи вызывает то обстоятельство, что некоторая часть молодежи может воспринять воровскую жизнь, «зону» как возможность повышения своего социального статуса (пусть и в рамках узкой социальной группы) и поиск способов для относительного легкого и быстрого обогащения. В связи с этим хочется остановиться на следующем примере. В с. Кара-кулино Удмуртской Республики есть район, называемый в народе «Ильинская гора», резко выделяющийся на фоне остальных высоким уровнем преступности, в том числе и подростковой. Это послужило одной из причин организации в данном районе молодежного клуба «Спутник», в котором школьники в свободное время могли заниматься спортом, творчеством, участвовать в мероприятиях, организуемых волонтерским отрядом. Деятельность клуба дала свои плоды: произошло снижение преступности, дети стали ездить на соревнования, как отмечают работники клуба, они увидели другую жизнь, перед ними появились иные перспективы [8].
Таким образом, попадание на «зону», в условия пенитенциарной системы — это все же маргинальная, крайняя траектория жизненного пути, однако достаточно актуальная для России. Вариант борьбы с этим видится в необходимости давать молодым людям (особенно из групп риска) возможность альтернативы жизненного развития и самовыражения, в том числе через спорт, учебу, службу в армии. Конечно, данный вывод может показаться несколько упрощенным, поскольку действительность гораздо более сложна и многообразна, тем не менее, предложенный механизм апробирован и достаточно эффективен.
В процессе социализации определяющими оказываются взаимоотношения в семье, прежде всего между родителями и детьми. Благодаря этим отношениям человеческий капитал родителей (образование, жизненный опыт) передается де-ям [5]. Таким же образом родители оказывают влияние и на выбор детьми образовательных стратегий. Старшие стремятся дать детям больше возможностей для успешной адаптации к жизненным условиям, и это находит отражение, прежде всего, в стремлении дать хорошее образование.
А вот на что ориентируются сами молодые люди при выборе того или иного образовательного учреждения (см. табл. 1).
Таблица 1
Что повлияло на Ваш выбор учебного заведения? *
№ пп Варианты ответов Общие данные Русские** Удмурты** Татары**
1 Желание работать по полученной специальности 57 55 55 73
2 Желание родителей 12 9 16 13
3 Проще поступить в данное учебное заведение 13 14 15 2
4 Есть возможность дальнейшего обучения 12 9 16 13
5 Затруднились с ответом 14 16 15 4
6 Другой вариант 4,5 5 3 5
Примечания: * Суммарный показатель в колонках превышает 100%, так как респондентам была предоставлена возможность выбора нескольких ответов. ** В процентах от общего количества респондентов в национальных группах.
Судя по всему, практически половина учащихся выбор учебного заведения сделала вполне осознанно, исходя из желания работать по выбранной специальности. Примерно на десятую часть опрошенных свое влияние оказали родители. При этом у удмуртов данный показатель оказался наибольшим — 16%. Вероятно, внутрисемейные связи между поколениями в удмуртских семьях более близкие, что усиливает родительское влияние на выбор молодежи.
Радует то обстоятельство, что значительное количество респондентов во главу угла поставило возможность продолжения дальнейшего обучения. Отметим, что большинство таких ответов приходится на учащихся средних учебных заведений. Выходит, для них получаемое образование является трамплином для получения впоследствии высшего, оказавшегося пока в силу различных причин непосильным или недоступным.
В то же время из таблицы видно, что для многих опрошенных вопрос стал неожиданностью, застал их врасплох. Объяснение этому может быть следу-
ющим: или для человека выбор образовательного учреждения был естественным, или выпускнику школы не было особой разницы, где учиться. Поэтому если суммировать ответы затруднившихся, с теми, кто выбрал вариант «Проще поступить в данное учебное заведение», получится, что до трети всей молодежи выбирают учебу по воле случая или идут по более легкому пути.
Остановимся на том, исходя из каких ориентировок молодежью был сделан выбор той или иной сферы деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2
Мотивировка в выборе профессии*
№ пп Варианты ответов Общие данные Русские Удмурты Татары
1 Для материального обеспечения в будущем 34 35 34 29
2 Высокий социальный престиж и значимость 35 30 29 42
3 По примеру родителей 6 5 8 4
4 По примеру знакомых 4 3 6 —
5 Затрудняюсь ответить 21 24 16 20
6 Другое: 18 18 19 22
Примечание: * Суммарный показатель в колонках превышает 100%, так как респондентам была предоставлена возможность выбора нескольких ответов.
Забота о материальном обеспечении своего будущего занимает умы довольно значительного количества опрошенных — более тридцати процентов. Высокий социальный престиж и значимость будущей профессии также влияют на выбор молодых людей. Можно предположить, что значительная часть молодежи все же подходит достаточно основательно к выбору жизненной стратегии, опираясь на стремление получить материальное и/или моральное удовлетворение от будущего вида деятельности. Те респонденты, которые опираются на пример родителей или знакомых, скорей всего, выбирают уже апробированную модель поведения.
В целом, современную учащуюся молодежь можно разделить на две условные категории. К первой относятся молодые люди, достаточно ясно представляющие собственное будущее и соответственно моделирующие его. Для них образование — трамплин для дальнейшего жизненного роста, необходимый ресурс, поэтому и к выбору учебного заведения они подходят основательно. Они готовы воспринять принцип «образование длиною в жизнь», который становится актуальным для современности [10]. Во вторую категорию попадают те, для кого образование по большей части является самоцелью. Они учатся потому, что «так надо», «в жизни все равно пригодится», а о дальнейшем использовании полученного образования имеют смутные представления.
Армия всегда неотделима от общества, и это обусловлено, прежде всего, тем, что значительная часть населения прошла через армейскую службу. Кроме того, армия формирует ценностные общественные установки, влияющие также и на адаптационное поведение молодежи. Вспомним, например, что в советское время
служба считалась почетной обязанностью, а не отслуживший в армии юноша — ущербным. Начиная с конца 80-х гг. отношение к армии начинает резко меняться. Во многом это связано с войной в Афганистане, чеченскими событиями, широким оглашением фактов дедовщины. Служба в армии в глазах общества перестала быть одним из обязательных условий социализации, возмужания молодого человека. В последние годы в связи с введением новых сроков службы в армии, отменой многих отсрочек, отношение к службе в армии меняется. С одной стороны, понимая неизбежность службы, с другой — учитывая сокращение срока службы, создание ореола привлекательности, молодые люди охотней идут в военкоматы. Показательно, что в 2008 г. среди призывников Удмуртии, желающих отправиться на службу, работникам военкомата, по их словам, пришлось проводить своеобразный конкурс [11].
При этом многие юноши сознательно выбирают армию как институт, дающий возможность социального роста, особенно для тех, кто живет в сельской местности. Помимо приобретения настоящих «мужских» качеств (силы, выносливости, навыков работы с техникой), повышения социального статуса, отслуживший в армии получает больше возможностей при устройстве на работу со стабильной и относительно высокой оплатой, скажем в нефтедобывающие компании, на железную дорогу и т.д. Есть возможность остаться служить по контракту. Хотя, как отмечают работники военкомата, служить по контракту идут не совсем охотно, но они уверены, что количество контрактников будет расти в связи с падением сельскохозяйственного производства [9]. Следовательно, армия дает определенной части молодых людей возможность адаптации, прежде всего для выходцев из российской глубинки, где всегда более узкий спектр адаптационных стратегий и жизненных шансов, нежели в крупных городах с развитой инфраструктурой [13].
Проведенный выше анализ адаптационных тактик будет неполным без учета данных, связанных с политической социализацией, выступающей важнейшим каналом включения индивида в общественно-политическую жизнь. Один из ключевых вопросов при проведении исследования был направлен на выявление основных источников (и институтов) информации о государственном и политическом устройстве современной России. Как показали обобщенные результаты, основным и наиболее важным институтом социализации выступает школа, на втором месте СМИ, на третьем — вузы. В различных этнических группах роль основных агентов политической социализации существенно различается. Например, больше всего информации удмурты получают в школе — 77% и меньше всего в семье — 6%, в то же время среди русских на первом месте школа — 48%, в то же время в семье информацию получают уже 17%. У татар на первом месте оказались СМИ — 50%, на последнем — семья — 10%. Следовательно, влияние школы на политическую социализацию в основных этнических группах заметно отличается, в то время как вуз оказывает примерно равное социализирующее воздействие.
Различное воздействие агентов политической социализации находит свое законченное выражение в системе электоральных предпочтений молодежи. В табл. 3 отражены сведения об политических предпочтениях среди респондентов.
Таблица 3
Если бы выборы депутатов Государственной Думы ФС состоялись в ближайшее воскресенье, какой политической партии Вы бы отдали предпочтение?
№ пп Варианты ответов Количество ответов Русские Удмурты Татары
1 Единая Россия 32 30 42 30
2 Справедливая Россия 4 4 3 10
3 Аграрная партия России 2 2 3 —
4 ЛДПР 20 20 13 25
5 Яблоко 1 — — 5
6 СПС 1 1 — —
7 КПРФ 4 3 16 —
8 Гражданская сила 2 3 — —
9 Патриоты России 1 1 — —
10 Затруднились с ответом 33 36 23 30
Анализ обобщенных данных свидетельствует об ощутимом воздействии этнического фактора на политические предпочтения, стоит только сравнить показатели голосования за партии в разных этнических группах. В этой связи интересно сравнение с результатами голосования по выборам депутатов в ГД СФ РФ по Удмуртской Республике: «Единая Россия» — 60,57%, КПРФ — 10,61%, ЛДПР — 10,97%, и «Справедливая Россия» — 8,62% [12]. Политические предпочтения молодежи демонстрируют существенные отличия, что позволяет делать выводы о существовании своеобразной молодежной политической субкультуры.
Таким образом, можно сделать ряд выводов об особенностях адаптации современной молодежи:
1) следует сказать о том, что в России в настоящее время оформились две ключевые модели адаптации — «стихийно-общественная», проявляющаяся в выборе населением жизненного пути, обеспечивающего материальное и социальное благополучие (потребительское отношение к жизни и обществу), и «государственная», направленная на удовлетворение государственных интересов. Как показывают материалы исследований, общество крайне неоднозначно относится к инициативам политэлиты в тех или иных сферах жизни;
2) на региональном уровне значительную роль продолжает играть этнический фактор. Все этнические группы демонстрируют существенные отличия в выборе стратегии и тактики адаптации;
3) как убедительно продемонстрировали результаты исследования, молодежная среда в основной своей массе не верит в возможность вертикальной мобильности через участие в политической жизни. Это приводит к инертности молодежи, которая мало интересуется политической жизнью, слабо представлена в деятельности общественно-политических организаций. Фактически можно говорить о формировании своеобразной молодежной политической субкультуры со своей системой утилитарных ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
(1) Аврамова Е.М., Логинов Д.М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность (ОНС). — 2002. — № 5. — С. 24.
(2) Быканова А.А. Формальные общественные организации и партии как агенты политической социализации современной российской молодежи // Политическая психология, культура и коммуникации. — М., 2008. — С. 50.
(3) Бюссе С. Социальный капитал и неформальная экономика в России // Мир России. — 2002. — № 2. — С. 97.
(4) Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология. — 2000. — № 12. — С. 11.
(5) Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // ОНС. — 2001. — № 3. — С. 129, 132.
(6) Левинсон А.Г. Армия как институт социализации // ОНС. — 2004. — № 4. — С. 63, 67.
(7) Логинов Д.М. Высшее образование как ресурс адаптации населения к социально-экономическим изменениям в современной России: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2004. — С. 9.
(8) Научно-отраслевой архив Удмуртского института истории, языка и литературы (НОА УИИЯЛ) УрО РАН, Рукописный фонд РФ. — Оп. 2Н. — Д. 1531. — С. 104—110.
(9) НОА УИИЯЛ УрО РАН, Рукописный фонд РФ. — Оп. 2Н. — Д. 1531. — С. 20, 24.
(10) Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? (Доклад Общественной палаты Российской Федерации). — М., 2007. — С. 5.
(11) Особенности весеннего призыва — 2008: ижевчане проходили в армию по конкурсу // Центр. — 2008. — № 29. — С. 5.
(12) Удмуртская правда. — № 142 от 07.12.2007. — С. 5.
(13) Фролова Ю. Образование и региональные молодежные ценности // Высшее образование в России. — 2007. — № 7. — С. 174—175.
FEATURES OF ADAPTATION OF MODERN YOUTH (on the example of the Udmurt Republic)
A.A. Bobkov, I.L. Pozdeev
Izhevsk State Technical University Studencheskya Str.,7, Izhevsk, Russia, 426000
On the basis of sociological researches and ethnographic materials the problems of youth's choice of ways of adaptation in modern conditions are considered. Authors notice that at regional level in the course of adaptation the ethnic factor plays the considerable role. It is necessary to be considered at formation of principles of a youth policy. While choosing the trajectories of vital development young men often start with the models offered by a society.