ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ПРОФИЛЬНЫХ школ К МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Цели российского образования, социальный заказ на образование, профильное обучение, проблемы адаптации, коэффициент адаптации, ценности, профессиональная картина мира, возрастные психологические особенности.
Модернизация российского образования, включающая в себя как одно из приоритетных направлений переход на профильное обучение, поставила перед психо-лого-педагогическим сообществом школы задачу создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» [Концепция профильного..., 2006]. В рамках традиционной школы это сделать невозможно. Она изначально была ориентирована на массовое обучение работников индустриального общества. Национальная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу подготовки успешных работников складывающегося в России постиндустриального общества с приоритетным развитием инновационного сектора экономики, и в ней должны быть реализованы другие задачи обучения и воспитания нового поколения.
Педагогами профильных школ должны быть усвоены установки педагогической деятельности формирующегося «инновационного общества», в котором на первый план выходят ценности, знания и компетентности, позволяющие каждому гражданину «жить в условиях быстрых перемен» [Образование...], «стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, — активным инициатором и производителем этих изменений» [Стратегия..., с. 30].
Объективно в настоящее время педагоги и психологи школ в реальной практике сталкиваются с двумя принципиально разными социальными заказами на образование. Первый из них — традиционный для педагогического сообщества — социальный заказ на образование индустриального общества, ориентированный на усвоение учащимися большого объема знаний и приобретение умений и навыков решения предметных задач. Второй заказ заявлен совсем недавно и является принципиально новым для российского образования [Концепция модернизации...; Концепция профильного..., 2006; Национальная...; Образование...; Современная...; Стратегия...]. Он направлен на массовую подготовку универсальных работников новой, ещё только формирующейся в России «умной» экономики с большим, чем прежде, набором знаний и гибких практических умений (компетентностей), позволяющих им успешно адаптироваться к изменяющемуся рынку труда и к переменам в обществе.
Процесс освоения нововведений (инноваций) в сфере образования происходит непросто. По сути модернизация образования сама по себе является значительным социальным нововведением и по этой причине требует существенного изменения профессиональной картины мира, жизненных установок, моделей поведения, «которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и обществен-
ной жизни, либо препятствуют ему» [Стратегия..., с. 10]. Для этого необходимо осознание «личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий» [Социальная...]. Процесс адаптации, таким образом, может рассматриваться как процесс отказа педагогами от некоторых прежних целевых ценностных установок и принятия принципиально важных новых.
Успешная модернизация школьного образования в значительной степени определяется скоростью и достигнутой эффективностью адаптации школьных педагогов и психологов к новым видам педагогической деятельности и её новым базовым ценностям.
Целью данной работы является исследование реальных процессов адаптации ключевых групп школьного образовательного процесса (педагогов и психологов) к новым целям, требованиям и условиям школьного образования, новым видам педагогической деятельности, которые позволили бы выявить основные психологические проблемы и сформировать подходы к их преодолению.
В данной работе проводится исследование процессов степени восприятия и психологической адаптации школьного педагогического сообщества к условиям формирующегося в Красноярском крае профильного обучения в зависимости от возраста и профессиональной картины мира. В качестве основных методов исследования использовались методы социологического опроса, глубинного интервью и анализ образовательных программ в профильных и непрофильных школах.
Опрос проводился в период с сентября 2008 по февраль 2009 гг. Было опрошено 83 психолога и 82 педагога профильных и непрофильных школ городов Красноярска, Канска, Норильска и Емельяновского района.
Анализ полученных результатов исследования проводился с учетом возрастных психологических отличий педагогов и психологов [Москвич, Коломейцева, 2008, с. 37]. В данном анализе использовалась международная возрастная периодизация, принятая в 1965 г.: до 35 лет, от 35 и до 54 лет и от 55 лет и старше [Гамезо и др., 2009, с. 221]. В большинстве случаев респонденты имели возможность выбирать несколько вариантов ответов на вопрос анкеты.
Результаты опроса показывают, что подавляющее большинство психологов (81,93 %) и педагогов (82,93 %) не удовлетворены состоянием школьного образования и поддерживают необходимость проведения его модернизации, что достаточно сильно расходится с бытующим мнением о глубоком консерватизме школьных педагогических сообществ. Большинство педагогов и психологов (79,52 и 73,17 % соответственно) полагают, что новый вид образования — профильное обучение — позволит повысить качество школьного образования. Число пессимистически настроенных по отношению к позитивной роли профильного обучения педагогов (25,61 %) заметно выше, чем психологов (16,87 %). Этот факт можно рассматривать, с нашей точки зрения, как важный барьер на пути реформирования школьного образования.
Желаемыми для педагогов и школьных психологов целями образования являются, прежде всего, развитие личности учащихся и самого образования безотносительно к развитию страны, региона и нового востребованного типа умной экономики — «экономики знаний». С точки зрения большинства опрошенных педагогов и психологов, приоритетными направлениями модернизации российского образования являются подготовка конкурентоспособных людей, умеющих жить в современ-
ном обществе (58,54 и 63,86 % соответственно), и обеспечение высокого уровня качества образования (56,10 и 55,42 %). Следует отметить при этом, что число таких педагогов и психологов чуть более половины опрошенных и не составляет абсолютного большинства, что является, по нашему мнению, важным психологическим барьером для позитивного восприятия целевых установок профильного образования.
Необходимость формирования у учащихся ключевых (базовых) компетентностей, как того требует «Современная модель образования» [Современная...] считают важной целью модернизации образования лишь чуть более трети педагогов и психологов (39,02 и 40,96 % соответственно). Таким образом, можно с уверенностью отметить, что у школьного педагогического сообщества нет общезначимых, признаваемых подавляющим большинством приоритетов.
Позиции анкеты «увеличение человеческого потенциала региона, страны» и «подготовка специалистов для «экономики знаний» получили поддержку у менее 10 % опрошенных. Данный результат в принципе не может способствовать появлению у психологов и педагогов осознанной целевой установки на «формирование человека-труженика, человека-предпринимателя, человека-патриота, человека-творца и человека-организатора, т. е. людей, которые являются главными творцами и созидателями будущего страны» [Москвич, 2009, с. 6]. Данный вывод еще в большей степени подтверждается результатами опроса, представленными в табл.
1. Из табл. 1 видно, что как педагоги, так и психологи еще не определились с тем, какая из задач современного российского образования для них является главной. Их картина мира мозаична, в ней нет единой общепринятой целевой задачи.
Таблица 1
Распределение мнений психологов и педагогов при ответе на вопрос: «Какова, с вашей точки зрения, должна быть главная задача современного российского образования?»
Главные задачи образования Психологи, % Педагоги, %
1. С точки зрения традиционного образования
1.1. Сохранение традиций российского образования 27,71 36,59
1.2. Подготовка учащихся к получению высшего профессионального образования 25,3 18,29
1.3. Подготовка учащихся к получению среднего профессионального образования 9,64 9,76
1.4. Воспитание нравственных, социально ответственных людей 51,81 51,22
1.5. Подготовка учащихся к взрослой жизни 36,14 32,93
2. С точки зрения нового (про-инновационного) образования
2.1. Подготовка учащихся к жизни в новом обществе XXI в. — «обществе знаний» 34,94 36,59
2.3. Воспитание и подготовка конкурентоспособного человека 40,96 39,02
2.4. Обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства 57,83 48,78
Всего чуть более половины из них выбирают из предложенных вариантов ответа наиболее общие ответы, такие как «обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, об-
щества и государства» и «воспитание нравственных, социально ответственных людей». Фактически налицо сосуществование двух разных картин мира — привычной и новой. Более четверти психологов (27,71 %) и более трети педагогов (36,59 %) обеспокоены сохранением традиций российского образования. Примерно столько же (34,94 и 36,59 % соответственно) считают, что главной задачей образования является подготовка учащихся к жизни в новом обществе XXI в. — «обществе знаний» — и необходимость «подготовки конкурентоспособного человека» (данная позиция получила поддержку среди 40,96 % психологов и 39,02 % педагогов).
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что общий фон, на котором происходит становление профильного обучения, является психологически сложным, с отчетливо выраженной конкуренцией двух целеполаганий и, соответственно, двух различных профессиональных картин мира. Очевидно, что в этом случае неизбежно усложнение процессов адаптации школьного педагогического сообщества к новым целевым установкам и ценностям, сопровождающимся, прежде всего, когнитивным диссонансом, агрессивным или безразличным ответом на естественным образом возникающие фрустрируюшие ситуации и т. д. [Налчаджян, 1988, с. 11]. Кроме того, важнейшей психологической проблемой, на наш взгляд, являются и сами процессы понимания и принятия новых ценностных установок, существенным образом влияющих на готовность к осознанной успешной деятельности в новом педагогическом пространстве.
Согласно «Концепции профильного обучения», профильное обучение — это «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [Концепция профильного..., 2006]. В табл. 2. представлены все заявленные в данной Концепции цели профильного обучения и соответствующее отношение респондентов к ним. Проведенный анализ показал, что их отношение к тем или иным целям профильного обучения зависит как от профессиональной картины мира психологов и педагогов, так и от их возраста. Возрастной эффект был обнаружен нами ранее в [Москвич, 2008, с. 32]. Данный эффект, как видно из нижеприведенных таблиц, очень существенен. Мнения представителей одной и той же профессиональной группы в зависимости от возраста в некоторых случаях отличаются в несколько раз. Традиционное использование усредненных результатов опросов по всей группе педагогов или психологов может привести к существенным искажениям реальной ситуации. По этой причине анализ полученных результатов в данной работе проводится в несколько этапов: вначале проводится анализ различий мнений педагогов и психологов, а затем анализируются их возрастные отличия.
Приоритетной (около и более 50 % поддержки) (табл. 2.) целью профильного образования для педагогов являются профориентация школьников, учет индивидуальных психологических особенностей учащихся и формирование у школьников ключевых и предметных компетентностей. Наибольшее значение эти цели имеют для II возрастной группы педагогов от 35 до 54 лет. Различия мнений по первой и последней цели в этих группах превышает 20 %. Для психологов приоритетны другие цели профильного образования: подготовка к получению профессионального образования и создание среды для развития способности принимать самостоятельные и ответственные решения в условиях выбора. Первая цель наиболее важна для психологов I возрастной группы (до 35 лет), вторая — для второй возрастной группы.
Таблица 2
Возрастное распределение мнений психологов и педагогов
при ответе на вопрос:
«Каковы, на ваш взгляд, цели профильного обучения?»
Психологи Педагоги
всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % 55 лет и старше, %
Профориентация школьников 30,12 32,50 27,91 47,56 44,44 55,56 20,00
Индивидуализация и дифференциация обучения 37,35 37,50 37,21 28,05 29,63 31,11 10,00
Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся 32,53 27,50 37,21 46,34 48,15 46,67 40,00
Подготовка к получению профессионального образования 65,06 77,50 53,49 28,05 25,93 28,89 30,00
Повышение конкурентоспособности личности 36,14 20,00 51,16 21,95 22,22 22,22 20,00
Развитие способностей 22,89 22,50 23,26 20,73 14,81 22,22 30,00
Создание среды для развития способности принимать самостоятельные и ответственные решения в условиях выбора 49,40 45,00 53,49 29,27 14,81 40,00 20,00
Формирование у школьников ключевых и предметных компетентностей 39,76 27,50 51,16 47,56 44,44 55,56 20,00
Коэффициент адаптации 0,39 0,36 0,42 0,34 0,31 0,38 0,24
Для общей оценки адаптации психологов и педагогов к новым целевым установкам профессиональной деятельности целесообразно ввести интегральный коэффициент адаптации той или иной группы респондентов по всем позициям новых целевых задач профильного обучения, предлагаемых в анкете. Его можно представить как отношение суммарного процента ответов на вопросы, предполагающие несколько вариантов ответа, к максимально возможному (по 100 %) для всех т позиций вопроса:
тг_ (пд + ГП2 + ГПз + ■■■+ ГПп) %
М х 100 %
Данный коэффициент адаптации отражает, с нашей точки зрения, степень принятия педагогами новых для них целей и задач профильного обучения и готовность работать на их достижение. Проведенная таким образом оценка адаптации исследуемых групп показывает, что наиболее адаптированы к заявленным целям профильного обучения психологи второй возрастной группы (& = 0,42), наименее — педагоги третьей возрастной группы (& = 0,24).
Таблица 3
Возрастное распределение мнений психологов и педагогов при ответе на вопрос: «Как вы думаете, чем принципиально профильная школа должна отличаться от традиционных 10-11 классов?»
Отличительные особенности профильного обучения Психологи Педагоги
всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % 55 лет и старше, %
Формирование компетентностей, полезных для будущего 78,31 77,50 79,07 4,88 7,41 2,22 10,00
Переход к новой системе оценивания: от знаний, умений и навыков к ценностям, умениям и знаниям 36,14 30,00 41,86 42,68 37,04 46,67 40,00
Формы и методы обучения и воспитания 45,78 40,00 51,16 50,00 48,15 48,89 60,00
Формы оценивания полученных знаний, умений и навыков 10,84 7,50 13,95 20,73 25,93 20,00 10,00
Подготовка учащихся непосредственно к поступлению в вуз 38,55 40,00 37,21 35,37 48,15 31,11 20,00
Коэффициент адаптации 0,42 0,39 0,45 0,31 0,33 0,30 0,28
Отмечается единство мнений психологов II возрастной группы о принципиальных отличиях новой профильной школы от традиционных 10—11 классов (табл. 3). Около 80 % из них видят это отличие в формировании компетентностей, полезных для будущего учащихся. Лишь небольшая часть (10 %) педагогов считают данную цель обучения значимой. Наиболее важной отличительной особенностью нового вида образования для них является «изменение форм и методов обучения и воспитания старшеклассников» (данную позицию отметили около 50 % педагогов двух первых возрастных групп и 60 % педагогов III возрастной группы). Из табл. 3. также видно, что наиболее эффективно в данном направлении готовы работать только психологи II возрастной группы.
Для определения возрастных различий мнений педагогов и психологов профильных и непрофильных школ к заявленной в «Концепции модернизации российского образования» новой цели образования — развитию личности учащегося — позиции анкеты в основном были взяты из ключевой установки данного документа, которая гласит: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [Концепция модернизации...]. Нами добавлены лишь позиции об ответственности за свою жизнь и семью.
Табл. 4 представляет распределение мнений психологов и педагогов профильных школ, активно осваивающих реальную практику нового вида образования. Из
нее видно, что целевая установка на развитие новых, востребованных личностных качеств учащихся имеет приоритетное значение для психологов. Для педагогического сообщества данная установка не является доминантной: максимальное число отметивших ту или иную позицию данного вопроса не превышает 50 %.
Анализ возрастных отличий восприятия нового социального заказа на обучение и воспитание учащихся в профильных школах показывает, что наиболее активно данную целевую установку поддерживают психологи II возрастной группы.
Таблица 4
Возрастное распределение мнений психологов и педагогов профильных школ при ответе на вопрос:
«Какие из перечисленных ниже качеств личности учащегося крайне необходимы для успешной жизни в XXI в.?»
Психологи Педагоги
всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % всех возрастов, % ДО 35 лет, % 35-54 года, % 55 лет и старше, %
Современно образованный 66,67 50,00 76,19 26,53 15,38 23,08 50,00
Нравственный 57,58 50,00 61,90 26,53 15,38 26,92 40,00
Предприимчивый 18,18 16,67 19,05 32,65 23,08 34,62 40,00
Способный к сотрудничеству 66,67 50,00 76,19 38,78 30,77 34,62 60,00
Мобильный 66,67 58,33 71,43 44,90 30,77 42,31 70,00
Конструктивный 27,27 33,33 23,81 24,49 0,00 34,62 30,00
Самостоятельный в принятии решений 51,52 16,67 71,43 32,65 23,08 34,62 40,00
Умеющий прогнозировать последствия своих решений 72,73 58,33 80,95 38,78 30,77 34,62 60,00
Ответственный за свою жизнь 33,33 25,00 38,10 26,53 15,38 30,77 30,00
Ответственный за свою семью 27,27 25,00 28,57 22,45 15,38 26,92 20,00
Ответственный за судьбу страны 12,12 8,33 14,29 24,49 7,69 30,77 30,00
Коэффициент адаптации 0,45 0,36 0,51 0,31 0,19 0,32 0,43
Из табл. 4 отчетливо виден возрастной эффект выбора приоритетных направлений воспитания: при их преимущественном совпадении у специалистов I и II возрастной групп; значительные различия в распределении мнений (более 10 %) указывают на различную степень восприятия и осознанности социальной реальности и готовности активно воздействовать на ее изменение. Так, например, наибольшее отличие мнений двух данных возрастных групп респондентов зафиксировано в позициях, касающихся необходимости и важности ориентации учащихся на получение современного образования и развития у них способности к сотрудничеству как ценностной установки умения жить вместе (50,00 и 76,19 % соответственно по двум позициям).
Среди педагогов новые направления воспитательного процесса поддерживают только педагоги самой старшей возрастной группы, правда, с некоторыми предпочтениями. В большинстве своём они высказывают готовность целенаправленно работать с учащимися только по развитию мобильности (70 %), способности к сотрудничеству (60 %) и умению прогнозировать последствия принимаемых решений (60 %).
Коэффициент адаптации различных возрастных групп психологов и педагогов профильных школ позволяет установить взаимосвязь восприятия ими новых целей воспитания с готовностью профессионально работать в новом пространстве образования. Имеющийся у них (приобретенный ранее) положительный профессиональный опыт позволяет решать ряд принципиально новых практических задач с различной степенью эффективности.
Таким образом, наиболее гибкими к изменениям пространства воспитания в старшей школе являются психологи II возрастной группы (коэффициент адаптации равен 0,51), причем педагогическая поддержка их воспитательной деятельности, как показывают результаты опроса, может быть успешно реализована лишь в ограниченном масштабе и в основном педагогами III возрастной группы (коэффициент адаптации равен 0,43).
В целом проведенное исследование демонстрирует во-первых, неоднозначность восприятия нового пространства образования школьными педагогами и психологами, во-вторых, адаптацию педагогов и психологов профильного обучения, которая находится в начальной стадии и происходит с большим числом психологических проблем. У педагогов и психологов существуют различные картины мира и образы востребованного временем человека, в большей степени адекватные у психологов, чем у педагогов школ, а образ желаемых перемен своеобразен и не всегда соответствует заявленным целевым и ценностным установкам профильного обучения. Состояние среды, поощряющей инновационную деятельность, также находится в начальной фазе.
Полученные данные также отчетливо фиксируют факт, что в профильном обучении важную роль играют не только профессиональные картины мира, но и возрастные психологические особенности психологов и педагогов.
Тем не менее начальная критическая масса реальных изменений в профильных школах уже формируется и заметная часть специалистов (до 33 % у психологов и до 31 % у педагогов) уже разделяют цели и ценности нового образования.
Зафиксированные исследованием результаты адаптации педагогов и психологов в профильных школах могут стать основой практических рекомендаций для преодоления имеющихся проблем адаптации школьного педагогического сообщества к новым требованиям к школьному образованию, включая профильное обучение, и способствовать эффективной деятельности учителей и школьных психологов, направленной на повышение качества современного школьного образования.
Автор благодарит Ю.Н. Москвича, Г.С. Саволайнен, Е.И. Титенкову и К.Д. Михайлова за полезные советы и обсуждения.
Библиографический список
1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, иIIЬ: Ы,1,р: Пжчгщ. е с1и. га/(1Ь/то/1) а! а/ с1_02/393. Ыт]
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Профильное обучение: нормативные правовые документы. М.: Сфера, 2006. 96 с.
4. Москвич Ю.Н. Психологическая безопасность человека глобального мира. Психологическая наука и практика образования: психологическая безопасность и развивающий характер образовательной среды: материалы III Всерос. науч.-практич. конф. Красноярск, 16-17 апреля 2009 года / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 165 с.
5. Москвич Ю.Н., Коломейцева И.В. Становление профильного обучения. Школа № 27 г. Красноярска накануне перехода на профильное обучение: анализ результатов опроса учителей, учащихся 8 и 9 классов и их родителей / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008. 84 с.
6. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 263 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: www.kremlin. ru/news/6683
8. Образование для инновационных обществ в XXI веке. URL: http://www.g8ms-sia.ru/docs/
9. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики. URL: www.mon.gov.ru/files/materials/4674/avgust08.doc
10. Социальная адаптация: социологический словарь. URL: http://enc-dic.com/print/soci-ology/8663/
11. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия 2020» Проект. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/con-nect/economylib4/designelements/search