Научная статья на тему 'Роль статуса в адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению'

Роль статуса в адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС / АДАПТАЦИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ / УЧАЩИЕСЯ 10-12 ЛЕТ / НАПРЯЖЕННОСТЬ АДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОВНИ АДАПТАЦИИ / THE STATUS / ADAPTATION TO SUBJECT TRAINING / 10-12 YEAR-OLD PUPILS / TENSION OF ADAPTATION / SOCIAL ADAPTATION / LEVEL OF ADAPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Бальжина Базаржаповна

В статье рассматриваются вопросы адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению. Период перехода учащихся из начальной в основную школу является одним из критических этапов в адаптации к образовательной среде. В то время ученик открывает для себя новые знания, нормы, ценности. Происходит изменение условий обучения, требующие согласования собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения. Одним из важнейших факторов успешной адаптации учащихся становится статус, который он занимает среди сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бадмаева Бальжина Базаржаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Status in 10-12 year-old Pupils Adaptation to the Subject Training

The article deals with some issues of 10-12 year-old pupils adaptation to subject training. The transference of children from primary to secondary school is one of the crucial stages in adaptation to educational environment. At that period a pupil discovers new knowledge, standards and values. The changes in the conditions of training require the agreement of a childs own demands and ambitions with real opportunities. One of the important factors of childrens successful adaptation is their status among their class-mates.

Текст научной работы на тему «Роль статуса в адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 152.27 ББК Ю 983.402

Б. Б. Бадмаева

п. Агинское

Роль статуса в адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

В статье рассматриваются вопросы адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению. Период перехода учащихся из начальной в основную школу является одним из критических этапов в адаптации к образовательной среде. В то время ученик открывает для себя новые знания, нормы, ценности. Происходит изменение условий обучения, требующие согласования собственных требований и притязаний с реальными возможностями окружения. Одним из важнейших факторов успешной адаптации учащихся становится статус, который он занимает среди сверстников.

Ключевые слова: статус, адаптация к предметному обучению, учащиеся 10-12 лет, напряженность адаптации, социальная адаптация, уровни адаптации.

B. B. Badmaeva

Aginskoe

The Role of Status in 10-12 year-old Pupils' Adaptation to the Subject Training

The article deals with some issues of 10-12 year-old pupils' adaptation to subject training. The transference of children from primary to secondary school is one of the crucial stages in adaptation to educational environment. At that period a pupil discovers new knowledge, standards and values. The changes in the conditions of training require the agreement of a child's own demands and ambitions with real opportunities. One of the important factors of children's successful adaptation is their status among their class-mates.

Keywords: the status, adaptation to subject training, 10-12 year-old pupils, tension of adaptation, social adaptation, level of adapt.

Поиск и обоснование теоретических основ исследования адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению требует подробного рассмотрения понятия адаптации в социальной психологии.

В социально-психологической литературе личность определяется с точки зрения ее социальной обусловленности. Так,

Д. А. Андреева рассматривает адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества [2, с. 320].

При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. В работе И. К. Кряжевой, напротив, делается вывод, что социализация личности, обусловленная в основном влиянием

со стороны социальной среды, является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе [4, с. 19]. В разных отношениях социальная адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации" [6, с. 214]. Приведенные подходы к определению социальной адаптации говорят о том, что разные авторы употребляют этот термин с различными смысловыми оттенками.

Структура социальной среды может быть представлена совокупностью ролей и статусов, предлагающих человеку совокупность социальных институтов, направленных на формирование социальных качеств, результатом которого является социальный статус [4, с. 522].

По мнению, И. К. Кряжевой, социальная адаптация человека предусматривает активную личностную позицию, способность, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим миром [3, с. 10].

Таким образом, социальная адаптация -сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды, результаты которого могут быть различны:

- собственно приспособление человека к социальной среде жизнедеятельности, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как индивиду и участнику различных социальных ситуаций;

- активное утверждение человека в социальной среде, способствующее личностному развитию в общении и деятельности;

- конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации [2, с. 342].

В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности [1, с. 89].

Основным фактором, способствующим успешной адаптации учащихся 10-12 лет, по нашему мнению, является статус - место личности в системе общественных отношений. Социальный статус - характеристика, отражающая реальную роль каждого члена коллектива, дающая определенное представление об индивидуальных социальнопсихологических особенностях индивида.

Потребность занимать новую позицию во взаимоотношениях тесно связана с изме-

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

Рис. Социометрический статус учащихся 10-12 лет

62%

16,90%

10,50% 11%

"звезды" предпочитаемые пренебрегаемые изолированные

нением в это время отношения младшего подростка к самому себе, обусловленное с нарастающей необходимостью повышения статуса в классе. Характерное для учащихся 10-12 лет равновесие между позитивными и негативными самооценками нарушается, появляется крайнее недовольство своим социальным положением, распространяющееся, главным образом, на сферу учебной деятельности и отношения с окружающими [5, с. 374].

Экспериментальные данные исследований показали, что в возрасте 10-12 лет ведущим интересом становится мотив - завоевать определенный статус внутри школьного коллектива. При этом отношение пятиклассника к учению станет положительным только в том случае, если оно будет способствовать улучшению его статуса в коллективе.

Для выявления взаимосвязи статуса и процесса адаптации учащихся пятого класса было проведено исследование школьников сельской школы Агинского района Забайкальского края (п=19) (табл. 1). Исследование состояло из следующих этапов:

1. Изучение социометрического статуса, которое занимает школьник в системе межличностных отношений (рис.);

2. Определение степени напряженности (табл. 1);

3. Сопоставление данных исследования социометрического статуса младших школьников с уровнем адаптации к предметному обучению (табл. 2).

У школьников первой группы составляющих, так называемых социометрических «звёзд», развита коммуникативная деятельность (10,5 %). Они сами могут организовать совместную деятельность, проявляют активность в общении со сверстниками, следовательно, легче адаптируются.

Во вторую группу вошли учащиеся, «принятые группой», или «предпочитаемые», с некоторыми лидерскими качествами, развитыми у них в достаточной мере (62 %). Процесс адаптации происходит несколько сложнее, чем у детей с высоким статусом.

В третью группу вошли учащиеся «не принятые группой», или «пренебрегаемые» (16,9 %).

Четвертую группу составили «изолированные», которые не получили положительные выборы (11 %).

Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой - внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности, школьная тревожность.

Таблица1

Степень напряженности адаптации школьников

10-12 лет к учебной деятельности

Уровни Число школьников в %

Выше среднего и высокий 26,9

Средний 62,9

Ниже среднего и низкий 10,2

Выше среднего и высокий уровень напряженности имеют 26,9 % школьников, что по определению соответствует напряженности адаптации; средний уровень (62,9 %) получили большинство учащихся 5-го класса, что показывает адекватную адаптацию; ниже среднего и низкий уровни (10,2 %) -отсутствие напряженности.

При высоком уровне адаптации учащийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивается легко. Ученик прилежен, внимательно слушает объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля. В классе занимает благоприятное статусное положение.

При среднем уровне адаптации ученик также положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Школьник понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений взрослого и при его контроле, занимает благоприятное положение в классе.

Низкий уровень адаптации наблюдается в случаях, когда учащийся отрицательно или индифферентно относится к школе. При этом нередки жалобы на состояние здоровья, снижение настроения; нарушение дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивается им фрагментарно; самостоятельная работа затруднена, так как необходим постоянный контроль. Он склонен сохранять работоспособность и внимание при удлиненных паузах, пассивен при выполнении учебной деятельности. Занимает низкое статусное положение в классе.

Таблица 2

Взаимосвязь социометрического статуса и уровня адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению

Статус Число учащихся в % Уровень адаптации Число учащихся в %

"Звёзды" 10,5 Высокий 10,2

"Предпочитае- мые" 62 Средний 62,9

"Пренебрегае- мые"

"Изолирован- ные" 27,5 Низкий 26,9

Обобщая результаты, мы пришли к выводу, что соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий является существенным диагностическим показателем, квалифицируемым как «уровень благополучия взаимоотношений».

Таким образом, исследования позволяют предположить, что одним из путей решения успешной адаптации учащихся 10-12 лет к предметному обучению является повышение статуса школьника. Так как, чем выше социальный статус, тем успешнее протекает адаптация учащегося.

Список литературы

1. Адаптация человека: сб. статей / ред. З. И. Барбашова, И. И. Лихницкая. Л.: Наука, 1972. 267 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Издательство МГУ, 1988. 429 с.

3. Битянова М. Р. Социальная психология: учеб. пособие. 2 изд. перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.: ил..

4. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: М., 1980.

21 с.

5. Социология. Основы общей теории: учеб. /отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 912 с.

6. Психология возрастных кризисов: хрестоматия /сост. К. В. Сельчонок. Харвест; М.: Аст, 2002. 560 с.

УДК 371 ББК Ч 426.21

О. Ю. Баранова

Чита

Специфика изучения художественных произведений русскоязычных бурятских поэтов на уроках литературы

Статья посвящена изучению в школе и вузе художественных текстов авторов, оказавшихся в ситуации культурной двойственности. В результате столкновения в сознании русскоязычных национальных авторов двух культур («своей по крови» и «чужой по языку») создается особый «пограничный» текст. Его анализ на уроках литературы способствует развитию аналитических, исследовательских, интерпретаторских навыков, а методической доминантой при изучении таких текстов должна стать ориентация на формирование межкультурной восприимчивости, бикультурной компетенции, что может стать основой воспитания толерантной, поликультурной личности.

Ключевые слова: метисное сознание, голоса культур, транскультурная зона, культурное жонглирование, пограничный текст, двойственное мироощущение, бикультурность.

O. Y. Baranova

Chita

Peculiarities of Studying Fiction of Russian Speaking Buryat Poets at the Lesson of Literature

The article deals with the study of the fiction by the authors who found themselves in the situation of cultural duality. As a result of the collision of the two cultures (the one «one's own by birth» and «the alien by language») in Russian speaking national poets consciousness a special «boundary» text is created. Its analysis at the lesson of literature contributes to the development of skills of analysis, research and interpretation. Orientation at the forming of intercultural perception, bicultural competence is of major importance. This phenomena may serve as the basis for educating of a tolerant, polycultural personality.

Keywords: half-cast consciousness, voices of culture, transcultural area, cultural juggling, boundary text, dual world feeling, biculturalism.

Сегодня во всем мире активно развивается мультикультурная модель, связанная с идеологией культурной множественности и многообразия. В настоящий момент этот процесс приобрел особый размах, приведя

к распространению так называемых «органических» представлений о мире, как собрании самоценных культур, ни одна из которых не может считаться основной, господствующей, примитивной или высоко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.