Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белякова Н.В., Кажарская О.Н.

В данной статье раскрываются особенности адаптации к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве испытуемых выступили 2 группы детей г. Москвы: дети с различными проблемами по здоровью в количестве 20 человек и 20 детей без ограниченных возможностей здоровья. По результатам исследования было определено, что между детьми с ОВЗ и детьми без ограничений по здоровью существуют различия в уровне адаптации. Дети с ОВЗ в большей мере испытывают трудности в восприятие школьных требований, усвоении учебного материала, в эмоциональной сфере, коммуникабельности. Данные исследования определяют необходимость разработки программы по психолого-педагогическому сопровождению для данной категории детей, основанной на выполнении следующих социально-психологических условий: формирование положительной мотивации к учебно-познавательному процессу и личностному развитию, создание ситуации успеха, сохранение психического здоровья и стимулирование активности ребенка; создание опоры на положительные характеристики личности с ориентацией на гармонизацию развития; активное внедрение рефлексивных процедур в организацию учебно-познавательной и игровой деятельности, позитивное стимулирование и авансирование достижений ребенка с развернутой оценкой результатов его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белякова Н.В., Кажарская О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTATION TO SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

This article reveals the features of adaptation to school for children with disabilities. The subjects were 2 groups of children from Moscow: children with various health problems in the number of 20 people and 20 children without disabilities. According to the results of the study, it was determined that there are differences in the level of adaptation between children with disabilities and children without health restrictions. Children with disabilities have more difficulties in perceiving school requirements, mastering educational material, in the emotional sphere, and communication skills. These studies determine the need to develop a program for psychological and pedagogical support for this category of children, based on the following socio-psychological conditions: the formation of positive motivation for the educational and cognitive process and personal development, creating a situation of success, maintaining mental health and stimulating the activity of the child; the creation of reliance on positive personality characteristics with a focus on the harmonization of development; active implementation of reflexive procedures in the organization of educational, cognitive and play activities, positive stimulation and advance of the child's achievements with a detailed assessment of the results of his activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Образование

УДК 376.2

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Белякова Наталья Владиславовна, магистрант (e-mail:bekue@list.ru.)

Кажарская Ольга Николаевна, к.психол.н., доцент (e-mail:sevkon@mail.ru) Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия

В данной статье раскрываются особенности адаптации к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве испытуемых выступили 2 группы детей г. Москвы: дети с различными проблемами по здоровью в количестве 20 человек и 20 детей без ограниченных возможностей здоровья. По результатам исследования было определено, что между детьми с ОВЗ и детьми без ограничений по здоровью существуют различия в уровне адаптации. Дети с ОВЗ в большей мере испытывают трудности в восприятие школьных требований, усвоении учебного материала, в эмоциональной сфере, коммуникабельности. Данные исследования определяют необходимость разработки программы по психолого-педагогическому сопровождению для данной категории детей, основанной на выполнении следующих социально-психологических условий: формирование положительной мотивации к учебно-познавательному процессу и личностному развитию, создание ситуации успеха, сохранение психического здоровья и стимулирование активности ребенка; создание опоры на положительные характеристики личности с ориентацией на гармонизацию развития; активное внедрение рефлексивных процедур в организацию учебно-познавательной и игровой деятельности, позитивное стимулирование и авансирование достижений ребенка с развернутой оценкой результатов его деятельности.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, школьная адаптация, показатели адаптации.

В психологическом и педагогическом научном кругу остро встает вопрос создания оптимальных условий для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря введению инклюзивного образования в России, у детей с особыми потребностями появилась возможность обучаться в общеобразовательной школе, наблюдается положительная тенденция по переводу детей с ОВЗ в обычные школьные классы. Но процесс взаимодействия учащихся с ОВЗ со своими сверстниками и педагогами дается нелегко. Многие дети испытывают трудно-

сти на этапе адаптации к школе, что зачастую связано с ограниченными возможностями здоровья и психическими особенностями.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет ряд специфических особенностей, которые усложняют процесс адаптации к школе и усложняют его взаимодействие со сверстниками и взрослыми, а эффективность процесса адаптации и взаимодействия во многом определяет дальнейшее психическое и социальное развитие ребенка.

Проблема социально-психологической адаптации к школе детей с ОВЗ в настоящее время является чрезвычайно актуальной. В первую очередь, это обусловлено тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет. Актуальность темы исследования так же обусловлена государственной политикой РФ по отношению к обучению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Российская Федерация провозглашена демократическим государством, обеспечивающим равенство прав и свобод гражданина.

Огромный вклад в решение проблемы практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья внесли многие отечественные ученые, такие как: Н.П. Вайзман, Л.С. Выготский, А.Г. Литвак, И.И. Ма-майчук, М.И. Никитина, С.Я. Рубенштейн, Е.И. Холостова. Однако проблема психологических особенностей адаптации к обучению в школе детей с ОВЗ не изучена в полном объеме, социально-педагогическая помощь при адаптации к школе детей с ОВЗ реализуется недостаточно.

В связи с актуальностью проблемы цель исследования: изучение психологических особенностей адаптации к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психологические особенности адаптации к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются в отсутствии мотивации к познавательной деятельности; повышенной тревожности; нарушении координации движений; повышенной утомляемости или возбудимости; низком темпе выполнения заданий; необходимости постоянной помощи взрослого; низком уровне развития речи, мышления; возникновении трудностей в понимании инструкций; установлении контакта с учащимися, учителями; низком уровне развития мелкой и крупной моторики.

В результате нарушения функций организма у человека (ребенка) могут возникнуть трудности в общении и обучении. Способность к общению -это способность к установлению контактов между людьми путем передачи, восприятия, переработки информации. Трудности в общении у людей с ОВЗ характеризуются снижением темпа и объема получения и передачи информации, иногда общение возможно только при регулярной или частичной помощи других лиц.

Л.С. Выготский основной причиной изменения личности детей с ограниченными возможностями здоровья называл их «ассоциализирован-ность», «невключенность» в жизнь общества и отсутствие социального

воспитания. С этой позиции изменения личности не есть отсутствие какого-либо органа или нарушение его функции, а есть нарушение «социальной функции» человека. Л.С. Выготский полагал, что «социальное воспитание победит дефективность» [2].

К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения М. В. Мещерякова относит следующие показатели:

- слабая работоспособность;

- трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;

- отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);

- нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины: выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);

- реакции оппозиции;

- страх и запредельная напряженность;

- невротические симптомы;

- неуверенность в своих способностях [3].

Т. М. Ташина отмечает, что проявления школьной дезадаптации у детей с ОВЗ различны, к ним относят неумение контролировать свое поведение, неуспешность в овладении учебных программ, нарушения взаимоотношений со сверстниками и педагогическим коллективом [5].

Е. В. Панфилова считает, что, согласно классификации категорий детей с ОВЗ, к наиболее распространенным проблемам адаптации детей с ОВЗ к школьному обучению относятся: проблема социальной адаптации; низкий уровень интеллекта; нарушение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; повышенная утомляемость [4].

Н. В. Тюрина отмечает, что у детей с ОВЗ в период адаптации к условиям школы часто наблюдается проявление таких эмоциональных состояний, как чувство страха, обиды, боязни, стыда, большинство данных детей имеют заниженную самооценку [6].

Исследователь С. С. Боровик пишет, что «у детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции от общества. Раньше этому содействовало раздельное от здоровых детей воспитание в специальных школах и заведениях» [1].

Период адаптации является сложным для ребенка, для учителей и для родителей, так как в этот период возникает много проблем, связанных не только с учебным процессом, но и с организацией школьной жизни в целом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются со следующими проблемами в процессе обучения: низкой самооценкой, отсутствием мотивации, повышенной утомляемостью, возбудимостью, тревожно-

стью, обособленностью и замкнутостью, низкой социальной приспособленностью, эмоциональной устойчивостью.

В качестве диагностического инструментария для определения показателей адаптации были использованы следующие методы исследования: методика «Положительное отношение к школе», анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова). Умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его изучалось методика «Микропрактикум «Мой класс» (А. А. Лескова). Адекватное восприятие школьных требований - методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (Р.С. Немов). Легкое усвоение учебного материала - методика «Запомни и расставь точки» (Р. С. Немов). Благоприятное статусное положение в классе - методика «Лесенка» (В .Г. Щур).

Эмпирическое исследование проводилось на базе СКОШИ №17 г. Москва и ГБОУ «Школа Глория» г. Москва. Выборка представлена первоклассниками с ограниченными возможностями здоровья, в количестве 20 человек, из них 10 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 10 детей слабовидящие; а также первоклассниками, в количестве 20 человек, из общеобразовательной школы без ограниченных возможностей здоровья. Возраст испытуемых 7-8 лет.

Описание методов исследования: Анкета по оценке уровня школьной мотивации (автор - Н.Г. Лусканова). Цель: изучение отношения детей к школе и выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Форма: анкета Методика микропрактикум «Мой класс» (автор - А.А. Лескова). Цель: выявление мотивов обучения в школе, определение умения входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Форма: листок с рисунком класса. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» (автор -Р.С. Немов). Цель: определение исходной мотивации учения у детей, выявление адекватного восприятия школьных требований. Форма: анкета. Методика «Запомни и расставь точки» (автор - Р.С. Немов). Цель: с помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка, определяется, насколько легко ребенок усваивает учебный материал. Форма: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Методика «Лесенка» (автор - В.Г. Щур). Цель: выявление уровня развития самооценки и выявление статусного положения ребенка в классе. Форма: фронтальный письменный опрос.

Диагностики по изучению психологических особенностей адаптации к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограниченных возможностей здоровья проводились в два этапа: первичная диагностика - в сентябре и повторная - в декабре. Результаты

диагностики представлены в сводной таблице 1 и распределены по уровням адаптации.

Таблица 1 - Особенности адаптации к обучению в школе детей с ОВЗ и без _ОВЗ по уровням проявления показателей адаптации_

Показатели Сравнительный анализ данных по адаптации детей с ОВЗ

1 срез (сентябрь) 2 срез(декабрь)

низкий средний высокий низкий средний высокий

кол -во % кол -во % кол -во % кол -во % кол -во % кол -во %

Мотивация 18 90 2 10 - - 10 50 8 40 2 10

Коммуникабельность 12 60 8 40 - - 8 40 10 50 2 10

Восприятие школьных требований 16 80 4 20 5 25 13 65 2 10

Усвоение учебного материала 9 45 8 40 3 15 2 10 5 25 13 65

Благоприятное положение в классе 9 45 6 30 5 25 3 15 8 40 9 45

Итого: 64 64 % 28 28 % 8 8% 28 28 % 44 44 % 28 28 %

Сравнительный анализ данных по адаптации детей без нозологии

1 срез (сентябрь) 2 срез(декабрь)

низкий средний высокий низкий средний высокий

кол -во % кол -во % кол -во % кол -во % кол -во % кол -во %

Мотивация 15 75 3 15 2 10 5 25 8 40 7 35

Коммуникабельность 12 60 6 30 2 10 2 10 7 35 11 55

Восприятие школьных требований 7 35 10 50 3 15 1 5 11 55 8 40

Усвоение учебного материала 4 20 8 40 8 40 1 5 4 20 15 75

Благоприятное положение в классе 5 25 6 30 9 45 2 10 5 25 13 65

Итого: 43 43 % 33 33 % 24 24 % 11 11 % 35 35 % 54 54 %

По результатам анализа школьной мотивации отмечается, что количество детей с ОВЗ находящихся на низком уровне (18 человек, что составляет 90% при 1 срезе, и 10 человек, что соответствует 50% при 2 срезе) по данному показателю больше, чем без ограничений.

С помощью методики «Мой класс» изучался вопрос коммуникации у детей. Из данных таблицы видно, что количество детей с ОВЗ со средней и с высокой коммуникацией (8 человек со средней коммуникацией, что соответствует 40%, и 0 человек с высокой коммуникацией) значительно ниже, чем у детей без ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья более замкнуты, тревожны и обидчивы, что затрудняет коммуникацию со сверстниками, с учителями.

Анализ результатов диагностики «Отношение ребенка к обучению в школе» показал, что восприятие школьных требований у детей с ОВЗ имеет положительную динамику, и количество детей с низким уровнем восприятия школьных требований уменьшилось во время повторной диагностики (16 человек, что соответствует 80% при 1 срезе, и 5 человек, что соответствует 25% при 2 срезе). Однако количество детей без ОВЗ с низким уровнем восприятия школьных требований меньше, чем количество детей с ОВЗ с таким же уровнем.

С помощью методики «Запомни и расставь точки» оценивается уровень усвоения учебного материала. Диагностика показала, что значительных различий в уровне усвоения учебного материала между детьми с ОВЗ и детьми без ОВЗ нет. Низкий уровень - 2 человека 10% дети с ОВЗ и 1 человек 5% дети без ОВЗ, средний уровень - 5 человек 25% дети с ОВЗ и 4 человека 20% дети без ОВЗ, высокий уровень - 13 человек 65% дети с ОВЗ и 15 человек 75% дети без ОВЗ.

Анализ уровня благоприятного положения в классе детей с ОВЗ и детей без ОВЗ выявил, что дети без ОВЗ (13 человек, что соответствует 65%) быстрее адаптируются к учебным условиям, чем дети с ОВЗ (9 человек, что соответствует 45%). Данные диагностики показали, что количество детей без ОВЗ, которые чувствуют себя комфортно и благоприятно в классе, больше, чем детей с ОВЗ.

Выводы: по результатам исследования было определено, что между детьми с ОВЗ и детьми без ОВЗ существуют различия в уровне адаптации. Дети с ОВЗ в большей мере испытывают трудности в восприятие школьных требований, усвоении учебного материала, в эмоциональной сфере, коммуникабельности. Полученные результаты определяют необходимость разработки программы по психолого-педагогическому сопровождению данной категории детей, основанной на выполнении следующих социально-психологических условий: формирование положительной мотивации к учебно-познавательному процессу и личностному развитию для создания ситуации успеха, сохранение психического здоровья и стимулирование активности ребенка; создание опоры на положительные характеристики личности первоклассника; с ориентацией на гармонизацию его развития; активное внедрение рефлексивных процедур в организацию учебно-познавательной и игровой деятельности, обеспечивающее процесс осозна-

ния трудностей в общении; позитивное стимулирование и авансирование достижений ребенка, с развернутой оценкой результатов его деятельности.

Список литературы

1. Боровик, С. С. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях / С. С. Боровик // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 12831285.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

3. Мещерякова, М.В. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Мещерякова // Психология, социология и педагогика. - 2016. - №8.

4. Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации.- Челябинск, 2012. - С. 141- 143.

5. Ташина, Т. М. Адаптация первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению / Т. М. Ташина // Ученые записки СПбГИПСР. - 2014. - № 1. - С. 116-120.

6. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2016. - № 1. -С. 89-93.

Belyakova Natalia Vladislavovna, master's student (e-mail:bekue@list.ru.)

Kazharskaya Olga Nikolaevna, Candidate of Psychology, associate professor

(e-mail:sevkon@mail.ru )

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

FEATURES OF ADAPTATION TO SCHOOL FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. This article reveals the features of adaptation to school for children with disabilities. The subjects were 2 groups of children from Moscow: children with various health problems in the number of 20 people and 20 children without disabilities. According to the results of the study, it was determined that there are differences in the level of adaptation between children with disabilities and children without health restrictions. Children with disabilities have more difficulties in perceiving school requirements, mastering educational material, in the emotional sphere, and communication skills. These studies determine the need to develop a program for psychological and pedagogical support for this category of children, based on the following socio-psychological conditions: the formation of positive motivation for the educational and cognitive process and personal development, creating a situation of success, maintaining mental health and stimulating the activity of the child; the creation of reliance on positive personality characteristics with a focus on the harmonization of development; active implementation of reflexive procedures in the organization of educational, cognitive and play activities, positive stimulation and advance of the child's achievements with a detailed assessment of the results of his activities.

Keywords: children with disabilities, school adaptation, adaptation indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.