Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
muammo va yechimlar
ОСОБЕННОСТЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Лола Анваровна Абдурахимова, Барно Турдиходжаевна Халматова
Ташкентский международный университет Кимё
АННОТАЦИЯ:
В статье представлена информация об особенностях медицинского образования, об особенностях модульного обучения, использование инновационных технологий. А также, данные по внедрению учебного курса по модульному обучению.
Ключевые слова: медицинское образование, методы, курс, инновационные технологиии, модульное обучение.
ТИББИЙ ТАЪЛИМДА МОДУЛЛИ УЦИТИШНИНГ УЗИГА ХОС
ХУСУСИЯТЛАРИ
Абдурахимова Лола Анваровна, Халматова Барно Турдиходжаевна
Тошкент Кимё халкаро университети
АННОТАЦИЯ
Маколада тиббий таълининг узига хос томонлари, модулли таълимни ривожлантириш масалалари, инновацион технологияларни куллашга доир, шу билан бирга модулли укитиш курсини татбик этиш буйича маълумотлар ёритилган.
Калит сузлар: тиббий таълим, усуллар, курс, инновацион технологиялар, модулли укитиш.
FEATURES OF MODULAR TRAINING IN MEDICAL EDUCATION
Lola Anvarovna Abdurakhimova, Barno Turdixodjaevna Khalmatova
Kimyo international university in Tashkent
ABSTRACT
15
April 26, 2024
The article provides information about the features of medical education, the features of modular training, and the use of innovative technologies. And also, data on the implementation of a training course on modular training.
Keywords: medical education, methods, course, innovative technologies, modular training.
Актуальность. Важнейшей задачей современного медицинского образования является - подготовка квалифицированного медицинского работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Повышение качества образования зависит от многих причин: наличия высококвалифицированного научно-педагогического состава, материально-технического и лабораторного обеспечения вузов, а также определяется тем, как преподаются дисциплины.
Повсеместно в отрасли ощущается острый дефицит специалистов высокой квалификации, поэтому, закономерно, что одним из главных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей, при сохранении должного уровня теоретических знаний.
Слабый уровень подготовки врачей и специалистов является одной из актуальных проблем повышения качества оказания квалифицированной медицинской помощи населению. Для укрепления кадров ведется работа как внутри республики, так и за ее пределами.
С целью решения подобных задач во многих странах произошли глобальные изменения приоритетов в медицинском образовании: от структуры к процессу, а последнее десятилетие - к образовательному результату. Это охарактеризовалось активным внедрением новых технологий обучения, таких как проблемное, электронное, смешанное, командное, модульное и другие. Однако необходимо не просто использовать инновационные обучающие технологии, а добиваться благодаря им конкретных измеримых результатов, которые могут быть продемонстрированы студентами [2,4].
16
April 26, 2024
Внедрение инновационных образовательных технологий определяет спрос на высококвалифицированных специалистов, способных повысить конкурентоспособность здравоохранения Республики Узбекистан. Интенсивное развитие современного общества, внедрение высоких технологий в производство ставят новые задачи перед высшими образовательными учреждениями при подготовке специалистов. Оптимальным решением данной проблемы является использование модульного подхода, для повышения качество преподавания [1,6].
В процессе обучения отрабатываться не только отдельные практические навыки и манипуляции, но и будут осуществляться учебно-методическая работа, научный поиск, экспериментирование в технологиях преподавания с выходом на клинические базы и параклинические кафедры. [4]. В настоящее время происходит активное внедрение в сферу высшего образования информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий, предусматривающих модификацию способов организации учебного материала, коммуникации преподаватель - студент, всей структуры образовательного процесса [3,5,].
Особую практическую значимость приобретают умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал [2,8].
В данном процессе основными стратегиями являются: вертикальная и горизонтальная интеграция и внедрение современных инновационных образовательных технологий в действующую систему профессионального медицинского образования на всех уровнях в соответствие с передовой международной практикой; модернизация учебных программ и планов для обеспечения эффективного использования модульного обучение и повышения потенциала профессорско-преподавательского состава в процессе реализации проекта с участием ведущих международных специалистов; разработка и внедрение единой системы оценки результатов модульного обучения на всех клинических кафедрах, объективных методов контроля и аттестации на основе утвержденных Национальных стандартов [3,7,10].
17
April 26, 2024
Модуль — это часть образовательной программы, в которой изучается несколько предметов и курсов. Часто модулем называют часть программы курса по конкретной дисциплине, комплекс предметов или программу учебного курса. Главным отличием модульной формы обучения от традиционной является самостоятельная работа студента. Будущий специалист изучает медицинскую дисциплину, а преподаватель координирует и контролирует его деятельность, организовывая учебный процесс, консультируя и мотивируя студента. Новая информация преподаётся в виде блоков, при изучении которых и достигается конкретная педагогическая цель.
Форма общения между преподавателем и студентом тоже отличается от традиционной формы обучения: обучающийся имеет индивидуальную траекторию обучения.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать организационно-педагогическую модель модульного обучения подготовки семейных врачей и профессиональной переподготовке медико-педагогических кадров, позволяющую реализовывать основные положения професионально ориентированного обучения. Реализация данного процесса будет способствовать улучшению освоения практических навыков, умений и компетенций на различных уровнях профессиональной подготовки специалистов, а также для дальнейшего совершенствования системы модульного обучения.
Объект исследования - система профессионального образования студентов на современном этапе развития медицины. Предмет исследования -модульное обучение в системе дополнительного профессионального образования медиков-педагогов. Задачи исследования: изучить степень разработанности теории и технологии модульного обучения в системе медицинского образования; разработать организационно-педагогическую модель модульного обучения при подготовке будущих врачей общей практики и профессиональной переподготовке медиков-педагогов; выявить возможности модульного обучения в развитии научно-творческого потенциала обучаемых; спроектировать педагогические условия эффективного внедрения модульного обучения в систему медицинского образования.
Материалы и методы исследования: В исследовании используются теоретические, эмпирические и общенаучные методы исследования: системный анализ литературы по проблеме модульного обучения, существующих концепций модульного обучения, индукция, дедукция, сравнение, аналогия,
18
April 26, 2024
системно-структурный подход. Теоретические методы - абстрагирование и моделирование. Эмпирические методы - наблюдение и анализ деятельности педагогов медицинского образовательного учреждения, обучающихся на факультете лечебное дело, экспертные опросы, тестирование, анкетирование, интервьюирование.
Результаты исследования и их обсуждение.
В начальном этапе исследования изучалась научная литература и анализировалось состояние проблемы модульного обучения в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике. На втором проводился эксперимент по установлению потребности и возможности внедрения модульного обучения в систему медицинского образования; уточнялись основные концептуальные положения модульного обучения; проводился системный анализ профессиональной деятельности медика-педагога. На следующим этапе проведено обобщение результатов констатирующего эксперимента; разработана модель модульного обучения семейных врачей и профессиональной переподготовки, основу которой составили модульные образовательные программы для разных категорий медиков-педагогических кадров.
Курс «Модульное обучение» создан с применением модульной технологии и проблемного обучения. Получившая широкое применение в учебном процессе модульная технология позволяет более широко реализовать возможности самостоятельной работы студентов с модулями. Студенту дается возможность самому освоить теоретическую основу практических навыков, самому контролировать уровень усвоения знаний, производить самооценку и анализировать ситуации.
Главной особенностью модели модульного обучения является ее выход на базу данных, который создается, пополняется и обновляется в процессе модульного обучения и обеспечивает модели открытость и развитие. Другой отличительной особенностью разработанной нами модели модульного обучения является ее профессиональная и личностная ориентация. На всех этапах модульного обучения учитываются индивидуальные цели, возможности, потребности и способности обучающихся.
Педагогические условия внедрения модульного обучения в систему медицинского образования включает следующие критерии: подготовка педагогического коллектива к внедрению модульного обучения в систему повышения квалификации преподавателей, который взаимосвязан с созданием
19
April 26, 2024
творческого коллектива по разработке учебно-программной документации, дидактического и методического обеспечения. Цели внедрения в систему медицинского образования является актуальной и включают нижеперечисленные задачи: реализация парадигмы личностно-ориентированного обучения; расширение возможностей системы повышения квалификации; выявление резерва для докторантуры; воспитание нового педагогического мышления; повышение эффективности обучения. Такие условия как, разработка модульной учебно-программной документации, разработка пакета учебных элементов и обеспечение обучающихся комплексом дидактических средств а также, разработка и внедрение в содержание обучения пропедевтического курса "Основы модульного обучения" для медиков-педагогов являются неотъемлемой частью внедрения модульного обучения.
Заключение: опыт создания обучения по курсу «Модульное обучение» свидетельствует о том, что данный формат преподавания способствует достижению поставленных целей по освоению теоретических знаний и практических навыков, формированию компетенций, связанных со знаниями и умениями использования современных международных и правовых документов, а также принципов, правил, подходов для решения актуальных проблем в области медицины.
При усовершенствовании методик модульного обучения необходимо также предвидеть те проблемы, которые могут возникнуть в связи с обеспечением процесса полноценной реализации будущего специалиста.
Проблемами внедрения и модернизации учебного курса является: сложности создания комплексного подхода обеспечивающего системное улучшение качества медицинского образования; психологические барьеры в эксплуатации инновационных образовательных технологий со стороны профессорско-преподавательского состава; необходимость изменения традиционных образовательных процессов (программ) к необходимым условиям. Внедрение модульного обучения в практику профессионального образования теоретически обосновано и обладает широкими возможностями в реализации личностно ориентированного образования медицинских кадров.
В результате исследования выявлено, что ценность и эффективность модульного обучения зависят от содержания модулей и базы данных, их практической направленности, оформления, комплексности в реализации принципов модульного обучения, от того, как студенты и педагоги постигают содержание модулей.
20
April 26, 2024
Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,
Pedagogy: a Problem and Solutions
Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:
muammo va yechimlar
REFERENCES:
1. Авдеева В.Г. Инновационные технологии в системе непрерывного медицинского образования. Опыт подготовки специалистов службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи. Медицинское образование и профессиональное развитие, №1, 2010
2. Булатов С.А. Преподавание практических умений: российский и международный опыт. Медицинское образование и профессиональное развитие, №1, 2010.
3. Гадаев А.Г. Абдурахимова Л.А., Использование этапов симуляционного обучения в рамках преподавания клинических дисциплин // Тошкент тиббиёт академияси ахборотномаси. Тошкент. - 2021 - №4. 8-10 б.
4. Гафурова, Н.М. (2022). Психолого-педагогический подход к преподаванию социальных и гуманитарных наук в медицинских вузах. In Colloquium-journal (No. 2 (125), pp. 35-39). Голопристанський мюькрайонний центр зайнятосп.
5. Мирзаева Н.А., Мирзаева Ш.Р. Истоки гуманистического направления в образовании //Теория и практика современной науки. - 2016. - №. 6-1. - С. 892895
6. Организация модульного обучения по дисциплинам естест- венно-научного цикла. URL: http://alldisser.com/part/ref-12647. html (дата обращения 10.12.2012).
7. Осин А.Я., Крукович Е.В., Лучанинова В.Н. и др. Балльно-рей- тинговая оценка учебных достижений студентов при модуль- но-блочном обучении в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 2. С. 88-92.
8. Okuda Y., Bond W., Bonfante G. et a. National growth in simulation training within emergency medicine residency programs, 2003-2008. Acad. Emerg. Med. 2008; 15: 1113-6.
9. Абдурахимова, Л. (2022). РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИИ: Абдурахимова Лола Анваровна Тошкент тиббиёт академияси симуляцион укитиш кафедраси доценти. Образование и инновационные исследования международный научно-методический журнал, (1), 112-116.
10.Абдурахимова, Л. А. (2021). Симуляционное обучение: особенности учебного курса в медицинском образовании. Современное образование (Узбекистан), (9 (106)), 56-64.
21
April 26, 2024