Научная статья на тему 'Особенность классификации рисков при управлении стоимостью предприятия в условиях инновационной экономики'

Особенность классификации рисков при управлении стоимостью предприятия в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ / VALUE MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE / РИСК / RISK / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE / ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ / AREA OF MANAGEMENT OF VALUE / МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ НА СТОИМОСТЬ / METHODS OF INFLUENCE ON THE VALUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина И. А.

В статье предложена классификация рисков при управлении стоимостью предприятия, основанная на методах и областях управления стоимостью, характерные для условий инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feature classification of risks in the value management enterprise in the conditions innovation economy

This article proposed a classification of risks in the value management of the enterprise, based on the methods and areas of value management, specific to the conditions ofinnovative economy.

Текст научной работы на тему «Особенность классификации рисков при управлении стоимостью предприятия в условиях инновационной экономики»

Особенность классификации рисков при управлении стоимостью предприятия в условиях инновационной экономики

В статье предложена классификация рисков при управлении стоимостью предприятия, основанная на методах и областях управления стоимостью, характерные для условий инновационной экономики.

Ключевые слова: управление стоимостью предприятия, риск, инновационное развитие предприятия, области управления стоимостью, методы влияния на стоимость.

И. А. Горина,

аспирант, кафедра производственного менеджмента, ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»

[email protected]

ю о

N о N

00

3

£ <

СО

о

В настоящее время отличительной чертой российской экономики можно назвать ориентацию на инновации, позволяющие расширить самостоятельность хозяйствующих субъектов. Поэтому инновационную экономику можно охарактеризовать как систему, в которой эффективно взаимодействуют элементы государственных и негосударственных секторов экономики. Данный факт требует от предприятий поиск решений, которые были бы ориентированы на повышение эффективности их функционирования в долгосрочном периоде. Одним из показателей, отражающий результативность деятельности предприятия является оценка его стоимости.

В современной экономической ситуации оценка стоимости предприятия приобретает большое значение при принятии менеджментом предприятия различного рода решений, так как с ее помощью можно повысить эффективность использования ресурсов и обеспечить высокий уровень контроля над ними. Следует отметить, что управление стоимостью предприятия неразрывно связано с реализацией инвестиционных проектов, поэтому для эффективного их функционирования необходима ориентация на инновации. Реализация инвестиционных проектов в рамках модернизации и внедрения инноваций позволит предприятию увеличить его стоимость, что в перспективе обеспечит его устойчивое развитие и повысит его инвестиционную привлекательность.

Управление стоимостью предприятия на основе классификации рисков

Для оценки стоимости функционирующего предприятия необходимо установить его действительную (т. е. рыночную) стоимость, при этом оценка может включать в себя определение стоимости основных фондов и оборудования.

Оценка стоимости предприятия необходима для выбора направления его реструктуризации, в связи с тем, что в процессе оценки выявляются альтернативные подходы к управлению предприятием, которые позволят определить, какие из них обеспечивают наибольшую эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную стоимость.

Инициаторами оценки стоимости предприятия может быть его менеджмент, а также другие заинтересованные лица, которыми могут выступать акционеры, поставщики, инвесторы и т. п.

Лица, заинтересованные в оценке стоимости предприятия, реализуют свои экономические цели, определяя, тем самым, цели оценки. Основные цели оценки стоимости предприятия могут затрагивать различные сферы его хозяйственной деятельности: от повышения эффективности текущего управления предприятием до реорганизации или ликвидации предприятия.

При оценке стоимости предприятия необходимо учитывать, что на стоимость оказывают влияния различные факторы стоимости. Факторы стоимости представляют собой переменную, влияющую на стоимость. Факторы стоимости можно разделить на условные группы: внутренние (связанные с действиями руководителей и отраслевой спецификой предприятия) и внешние (возникающие независимо от руководителей предприятия). Следует отметить, что управление факторами стоимости требует больших затрат, поэтому на предприятии должны быть определены ключевые и наиболее значимые факторы. Например, на стоимость предприятия могут оказывать влияние такие факторы как: общеэкономическая ситуация в стране, уровень конкуренции в отрасли, издаваемы государством нормативные акты, состояние производственных мощностей и ценовая политика предприятия и т.п. При управлении, ориентированном на стоимость, необходимо выстроить всю систему факторов, воз-

действуя на которые, можно добиться роста стоимости предприятия.

Управление стоимостью предприятия — это комплексный процесс, который можно определить с одной стороны, как реализацию финансовых принципов, необходимых для принятия решений руководителей предприятия на стратегических и оперативных уровнях, с другой стороны, управление стоимостью должно учитывать ожидания акционеров предприятия. В итоге можно сказать, что принципы управления стоимостью играют немаловажную роль при влиянии на стоимость предприятия в краткосрочных и долгосрочных периодах.

Реализация принципов управления возможна с помощью методов, влияющих на стоимость среди которых выделяют: финансовые, организационные и маркетинговые методы (рис. 1).

В основе финансовых методов влияния на стоимость лежит анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, играющий важную роль в повышении экономической эффективности его деятельности, в управлении и в укреплении финансового состояния. Использование финансовых методов зависит от результатов его производственной и коммерческой деятельности, а также от финансового состояния предприятия.

Финансовое состояние предприятия можно охарактеризовать обеспеченностью финансовыми ресурсами, которые необходимы для функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с физическими и юридическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. На основе полученных результатов о финансовом состоянии предприятия необходимо выбрать подходящий финансовый метод, с помощью которого, можно оказать влияние на увеличение стоимости предприятия. Данные методы могут затрагивать производственные аспекты деятельности предприятия, такие как увеличение объемов продаж, а также инвестиционный менеджмент, управление денежными потоками, управление рисками и т. д.

Организационные методы влияния охватывают многие аспекты функционирования предприятия. Одним из них является организационно-правовая форма юридического лица, вносящая соответствующие преимущества и недостатки в оценку стоимости предприятия. Важное влияние на стоимость предприятия оказывает и организационная структура управления, так как она представляет собой совокупность функциональных подразделений, обеспечивающих процесс обо-

снования, выработки, принятия и реализации управленческих решений для функционирования и развития предприятия. Воздействие на стоимость предприятия в рамках организационных методов оказывает также системное управление предприятием, которое с помощью наборов инструментов управления, направленных на достижение не только экономических целей, но иных (например, социальных), удовлетворяет потребности всех групп стейкхолдеров. Немаловажную роль в управлении стоимостью играют система мотивации и отношение к лидерству, а также развитие умений и навыков сотрудников предприятия.

В основу маркетинговых методов влияния на стоимость предприятия положены подробные маркетинговые исследования в области функционирования предприятия, представляющие собой комплекс мероприятий по сбору, анализу и обобщению информации с целью принятия решения по маркетинговой политике предприятия. Воздействие на стоимость предприятия в рамках маркетинга оказывает также управление стратегическими отношениями, связи с общественностью, бренд-менеджмент и т. д.

Следует отметить, что с указанными выше финансовыми, организационными и маркетинговыми методами влияния на стоимость предприятия тесно взаимодействую инновационные процессы. Инновационные процессы обеспечивают предприятиям применение современных подходов и методов управления, которые соответствуют условиям функционирования предприятия.

Таким образом, для эффективного управления стоимостью, инновационная деятельность на предприятии должна стать важным инструментом повышения его конкурентоспособности и прибыльности, а также инвестиционной привлекательности.

В настоящее время важной составляющей в методах управления стоимостью предприятия являются области управления, представленные на рис. 2.

Финансирование как область управления стоимостью предприятия должна быть ориентирована на максимизацию его стоимости, а также на рост благосостояния акционеров. Данную стратегию можно реализовать через привлекаемые инвестиции. Оптимальная структура финансирования и обоснованное соотноше-

ю

о с^

сч о сч

00

<

СО О

Рис. 1. Методы влияния на стоимость предприятия

Рис. 2. Области управления стоимостью предприятия

ю

о с^

о? о N

оо

< со

о

ние собственного и заемного капитала минимизируют совокупную стоимость капитала предприятия, что позволяет привлечь необходимые финансовые ресурсы и сохранить гибкость принятия финансовых решений.

Организация как область управления нацелена на то, чтобы реализовать в деятельности предприятия намеченные планы. Также с помощью организации происходит регулирование экономической, технической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. На предприятии данная область управления должна обеспечить постоянные и временные взаимоотношения между всеми его подразделениями, определение порядка и условий функционирования хозяйственной деятельности. Высокая организация управления подтверждается ее быстрой реакцией на изменения внешней среды, особенная чувствительность к достижениям научно-технического прогресса и к рыночной конъюнктуре. С помощью организации формируется структура предприятия, а также обеспечивается его деятельность финансами, оборудованием, сырьем, материалами и трудовыми ресурсами.

Информационные технологии как область управления стоимостью предприятия представляют собой совокупность информации, экономико-математических моделей и методов, программных, технических и других технологических средств, которые предназначены для обработки информации, что позволяет принять оптимальные управленческие решения. На предприятии информационные системы управления зависят от видов процессов управления, уровня управления и сферы его функционирования.

Система управления стоимостью, основанная на области — маркетинг обеспечивает решение поставленных предприятием задач (производственных, научно-технических и коммерческих) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых и др.). С целью управления стоимостью, маркетинг должен обеспечивать предприятие достоверной информацией о внешних условиях функционирования предприятия, а также о товарном ассортименте и его конкурентных преимуществах.

Инновации, при управлении стоимостью предприятия, ориентированы на удовлетворение перспективных потребностей рынка. Данная область управления включает в себя технологическую, проектную, организационную, материальную и кадровую подготовку производства, а также последующее внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение соответствующих корректировок в эти виды деятельности. В рамках управления инновациями на предприятии главной целью ставят разработку и производство новых видов продукции, которая затрагивает процессы, связанные с взаимоотношением различных служб на предприятии.

Управление человеческими ресурсами с точки зрения управления стоимостью предприятия представляет собой обеспечение использования предприятием человеческих ресурсов, с целью получения максимальной выгоды от их умений и навыков, а работники в свою очередь должны получать максимальное мате-

риальное и психологическое удовлетворение от своего труда. При управлении человеческими ресурсами на предприятии основываются на психологии труда, с использованием соответствующих технологий и процедур, которые включают в себя комплектование штата сотрудников, выявление взаимоотношений между предприятием и сотрудниками и т. д.

Перечисленные выше области и методы управления стоимостью носят под собой рисковый характер, так как любая управленческая деятельность в определенной мере имеет риск, в связи с тем, что управление, внешнее окружение и воздействие человеческого фактора на предприятие, по своей сути, многофакторные. Следует отметить, что понятие «риск» тесно взаимодействует с понятием «неопределенность». Но принципиальное отличие риска от неопределенности заключается в том, что в условиях риска можно определить вероятность наступления события, а в условиях неопределенности — вероятность оценить невозможно.

Управление рисками на предприятии представляет собой многоступенчатый процесс идентификации, оценки, управления, мониторинга и контроля над рисками, который охватывает все организационные процессы на предприятии. В рамках риск-менеджмента, в условиях неопределенности хозяйственной ситуации, на предприятии осуществляется поиск и организация работы по снижению степени риска, а также получение и увеличении прибыли. То есть можно сказать, что целью риск-менеджмента на предприятии является получение наибольшей прибыли при оптимальном и приемлемом соотношении прибыли и риска.

При управлении рисками на предприятии создается соответствующая система, в которой, для эффективного исследования рисков всех направлений деятельности предприятия, тесно взаимодействуют все его подразделения. Основной целью создания на предприятии подобной системы является минимизации негативного воздействия рисков, на основе методов анализа, оценки и управления, использование которых ориентировано на факторы, предопределяющие его возникновение.

Процесс управления риском на предприятии можно разделить на шесть этапов: определение цели, идентификация риска, оценка риска, выбор методов воздействия на риск, применение методов и оценка результатов. На рис. 3 предложена схема взаимосвязи этапов управления риском на предприятии.

По данным рис. 3, можно сказать, что предложенные этапы образуют собой взаимосвязанную систему, а результаты каждого этапа управления риском становятся исходными данными для последующих этапов, тем самым образуя систему принятия решений

Определение цели управления риском Идентификация риска Оценка риска Выбор методов воздействия на риск

Оценка результатов Применение методов

Рис. 3. Схема взаимосвязи этапов управления риском на предприятии

Таблица 1

Взаимосвязь методов и областей управления стоимостью предприятия

\ч Области Маркетинг Организация Информацион- Финансиро- Инновации Управление Группы

управления ные технологии вание человеческими рисков

стои- ресурсами

х^мостью

Методы

влияния

на стоимость

Финансовые Финансовые Финансовые Финансовые Финансовые Финансовые Финансовые Финансо-

риски в обла- риски в обла- риски в области риски в обла- риски в обла- риски в области вые риски

сти маркетинга сти организации информационных технологий сти финансирования сти инноваций управления человеческими ресурсами

Организационные Организаци- Организаци- Организаци- Организаци- Организаци- Организацион- Организа-

онные риски в области марке- онные риски в области онные риски в области ин- онные риски в области онные риски в области ные риски в области управления ционные риски

тинга организации формационных технологий финансирования инноваций человеческими ресурсами

Маркетинговые Маркетинго- Маркетин- Маркетинговые Маркетин- Маркетин- Маркетинговые Марке-

вые риски в области марке- говые риски в области риски в области информацион- говые риски в области говые риски в области риски в области управления тинговые риски

тинга организации ных технологий финансирования инноваций человеческими ресурсами

Группы рисков Маркетинго- Организаци- Информационно- Финансовые Инновацион- Риски управле-

вые риски онные риски технологические риски риски ные риски ния человеческими ресурсами

с обратной связью. В данном случае такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и цель управления риском.

Этап идентификации является базовым этапом, который позволяет сформировать план по управлению рисками на предприятии. На данном этапе используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

В связи с этим, следует отметить, что на предприятиях, ставящие своей целью управление рисками на основе их влияния на стоимость, следует уделить данному этапу особое внимание.

Как было отмечено ранее, управление стоимостью ориентировано на рост рыночной стоимости предприятия и его акций, в связи с этим процесс принятия управленческих решений менеджментом предприятия должен строиться на ключевых факторах стоимости.

По итогам проведенного анализа методов влияния на стоимость и областей управления стоимостью предприятия, а так же влияния на них рисков, можно представить взаимосвязь между данными параметрами в виде табл. 1.

По данным табл. 1 можно сделать вывод о том, что риски, возникающие между методами влияния на стоимость и областью управления стоимостью предприятии, можно разбить на группы, наибольший вес в которой имеют маркетинговые, организационные и финансовые риски.

Для того чтобы в наибольшей мере оценить виды рисков, возникающих в хозяйственной деятельности предприятия, нам необходимо соотнести метод влияния на стоимость с областью управления стоимостью

и на пересечении необходимой строки и столбца будет характерный для данных параметров риск.

Так как в деятельности предприятия наибольший вес имеют риски: маркетинговые, организационные и финансовые, то для представления наибольшего их влияния нам необходимо рассмотреть соответствующую группу рисков по горизонтали и по вертикали приведенной табл. 1.

Приведенные в табл. 1 группы рисков при необходимости могут быть разбиты на ряд частных рисков, характерных для хозяйственной деятельности конкретного предприятия, что позволит в наибольшей степени оценить влияние рисков на стоимость предприятия, а также своевременно прибегнуть к необходимому методу влияния на стоимость с помощью соответствующей области управления.

Заключение

В условиях ориентации предприятий на инновационное развитие ключевое значение менеджмент уделяет показателям его стоимости. Следует отметить, что эффективное управление стоимостью предприятия во многом зависит от выбранных стратегических целей и разработки системы показателей.

Так как на стоимость предприятия оказывают влияние факторы, зависящие от его деятельности, воздействовать на них возможно с помощью финансовых, организационных и маркетинговых методов. Важной составляющей в методах управления стоимостью предприятия являются области управления, среди которых выделяют: маркетинг, организация, информационные технологии, финансирование, инновации и управление человеческими ресурсами.

В связи с тем, что любая управленческая деятельность в определенной мере носит рисковый характер,

ю

о с^

о? о N

оо

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

о

то влияние на него, можно оказывать с помощью перечисленных выше методов и областей управления стоимостью.

В данной статье была разработанная таблица, позволяющая выявить риски, которые оказывают влияние на стоимость, а с помощью, рассмотренных методов и областей управления стоимостью, оказывать на них эффективное воздействие. Данная таблица позволяет наиболее полно оценить виды рисков, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия, а данные полученные в таблице, можно использовать для дальнейшего эффективного управления рисками и последующего выбора для них метода воздействия.

Список использованных источников

1. Бадалова А. Г., Шебаров А. И. Проблемы управления инновационным развитием машиностроительного производства// Вестник МГТУ Станкин. - 2009. № 2. С. 106-109.

2. Бадалова А. Г. Методологический подход к разработке сбалансированной классификации рисков предприятия//Российское предпринимательство. - 2010. № 11-3. С. 92-99.

3. Еленева Ю. Я., Коршунова Е. Д., Пополитова С. В., Бадалова А. Г. и др. Управление предприятием. Библиотека предпринимателя. - М.: МГТУ «Станкин», 2005. - 281 с.

4. Бадалова А. Г., Москвитин К. П. Управленческий инструментарий риск-менеджмента. - М.: МГТУ «СТАНКИН», 2012.

- 110 с.

5. Бадалова А. Г., Еленева Ю. Я., Коршунова Е. Д. Оценка качества менеджмента: теория, методология, риски. - М.: Янус-К, 2003.

- 218 с.

6. Коршунова Е. Д., Николаев П. В. Повышение технологической конкурентоспособности промышленного предприятия на основе использования технологий инвестирования инновационным оборудованием//Вестник МГТУ Станкин. - 2011. № 3. С. 178-181.

7. Еленева Ю. Я., Карпов С. А., Лукашевич Е. В. Управление финансированием инновационного развития промышленных предприятий: концептуальная модель//Вестник МГТУ Стан-кин. - 2012. Т. 2. № 1. С. 128-133.

8. Еленева Ю. Я., Дубовцева Н. Е. Верстина Н. Г., Червяков Л. М. Методы обеспечения соответствия стратегии управления развитием человеческих ресурсов и бизнес-стратегии предприятия// Вестник МГТУ Станкин. - 2012. Т. 2. № 1. С. 110-112.

9. Кириллова Е. А., Бабарицкая Е. В. Роль социального партнерства в формировании трудовых отношений организации// Вестник МГТУ Станкин. - 2012. Т. 1. № 1. С. 116-119.

10. Еленева Ю. Я., Замлелая А. Т., Абросимова О. С. Организационно-методический инструментарий стратегического управления инвестиционной деятельностью промышленных предприятий// Вестник МГТУ Станкин. - 2009. № 3. С. 132-138.

11. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. — 3-е изд., перераб. и доп./Пер. с англ. — М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2005. — 576 с.

12. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). 3-е изд. - М.: 2008. - 153 с.

Feature classification of risks in the value management enterprise in the conditions innovation economy

I. A. Gorina, Postgraduate student of the subdepartment «Production Management» of MSTU «Stankin»

This article proposed a classification of risks in the value management of the enterprise, based on the methods and areas of value management, specific to the conditions of innovative economy.

Keywords: value management of the enterprise, risk, innovation development of the enterprise, area of management of value, methods of influence on the value.

Лаборатория технологий быстрого изготовления деталей из пластмасс центра коллективного пользования МГТУ «СТАНКИН»

Основными направлениями деятельности лаборатории являются: разработка деталей из пластмасс, изготовление прототипов деталей из пластмасс, изготовление методом вакуумного литья в силиконовые формы серий деталей из пластмасс. Лаборатория оснащена 3D-принтерами — Dimension BST 1200es, Objet EDEN350, Z850, вакуумной камерой MK System 1, с помощью которых дизайнер может быстро материализовать компьютерную модель любой сложности.

Материально-техническая база лаборатории позволяет быстро создавать опытные образцы или работающие модели различных систем и устройств для демонстрации заказчику или проверки возможности ю реализации.

о

CN

cï о N

оо

J <

со О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.