Научная статья на тему 'ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ КАК ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ'

ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ КАК ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2566
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ / УБИЙСТВО / ИСТЯЗАНИЕ / ПЫТКА / SPECIAL CRUELTY / MURDER / TORTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Апкаев Дамир Маратович, Зыков Даниил Алексеевич

В статье авторы анализируют проблемы определения понятия «особая жестокость» в уголовном праве. В целях исключения ошибочных толкований понятия особой жестокости, авторы считают, что целесообразно его закрепление в примечании к ст. 105 УК РФ. «Особая жестокость убийства» является совокупностью трех обязательных составляющих и включает в себя: особо жестокий способ совершения, опасные последствия, личность преступника (его чрезмерную безжалостность и бесчеловечность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL CRUELTY AS AN EVALUATION CATEGORY

In the article, the authors analyze the problems of defining the concept of special cruelty in criminal law. In order to avoid erroneous interpretations of the concept of special cruelty, the authors believe that it is advisable to fix it in a note to article 105 of the criminal code. The "particular cruelty of murder" is a combination of three mandatory components and includes: a particularly cruel method of committing, dangerous consequences, the personality of the offender (his excessive ruthlessness and inhumanity).

Текст научной работы на тему «ОСОБАЯ ЖЕСТОКОСТЬ КАК ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЯ»

УДК 340

DOI 10.23672/f4694-6084-9050-q

Апкаев Дамир Маратович

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения [email protected]

Зыков Даниил Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России [email protected]

Damir M. Apkaev

Lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology Faculty of Law, Vladimir Law Institute Federal Execution Service [email protected]

Daniil A. Zykov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Public Law Disciplines, Vladimir Law Institute Federal Service

Enforcement of Penalties in Russia [email protected]

Особая жестокость

как оценочная категория

Special cruelty

as an evaluation category

Аннотация. В статье авторы анализируют проблемы определения понятия «особая жестокость» в уголовном праве. В целях исключения ошибочных толкований понятия особой жестокости, авторы считают, что целесообразно его закрепление в примечании к ст. 105 УК РФ. «Особая жестокость убийства» является совокупностью трех обязательных составляющих и включает в себя: особо жестокий способ совершения, опасные последствия, личность преступника (его чрезмерную безжалостность и бесчеловечность).

Ключевые слова: особая жестокость, убийство, истязание, пытка.

Annotation. In the article, the authors analyze the problems of defining the concept of special cruelty in criminal law. In order to avoid erroneous interpretations of the concept of special cruelty, the authors believe that it is advisable to fix it in a note to article 105 of the criminal code. The "particular cruelty of murder" is a combination of three mandatory components and includes: a particularly cruel method of committing, dangerous consequences, the personality of the offender (his excessive ruthlessness and inhumanity).

Keywords: special cruelty, murder, torture, torture.

В сфере уголовного права оценочные категории имеют огромное значение, так как помогают формировать уголовно-правовые нормы. Благодаря им, закон приобретает динамичность и гибкость при реализации норм.

Прежде чем определять особую жестокость в качестве оценочной категории, необходимо, в целом, обратиться к понятию «категория», которое во многих случаях определяется как «свойство», либо как форма сознания, связанная с отношением человека к окружающему миру, и способная отражать наиболее важные, существенные законы природы, мышления и общества.

Понятие «жестокий» можно определить как безжалостный, беспощадный, суровый и т.д. Непосредственно в уголовно-правовой сфере, жестокость применима к тяжким и особо тяжким преступным деяниям, однако, законодательно понятие «жестокость» нигде не раскрыто. Как следствие, особая жестокость в каждом конкретном случае требует установления. Такая ситуация

вносит путаницу и неопределенность, так как дает возможность и следствию, и суду по своему усмотрению решать вопросы применения норм права на местах.

Вышеизложенное дает основание полагать, что законодатель намеренно не приводит определение особой жестокости, считая, что более точно и верно определить данное понятие можно только в рамках практической деятельности судебных и следственных органов, и только с учетом меняющихся жизненных реалий и при индивидуальном подходе к каждой ситуации, связанной с совершением преступления.

В связи с этим, большую роль в правильном понимании категории «особая жестокость» играет правосознание судьи, следователя с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела. Неправильная трактовка, понимание указанной оценочной категории приводят к противоречиям в практике применения законов.

Для точного понимания особой жестокости, необходимо определить правовую и психологическую природу жестокости, в целом. Как полагают некоторые правоведы, категория «особая жестокость» применяется:

- по отношению к более жесткому способу совершения преступного деяния;

- к преступнику, как к особому психологическому типу;

- для связки этих элементов единую совокупность субъективных и объективных обстоятельств [3].

Как некую компенсацию отсутствия определения в УК РФ можно оценить изложение его в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)». В данном нормативно-правовом акте обращается внимание на связь категории «особая жестокость» со всеми обстоятельствами совершения убийства, указывающими на проявление особой жестокости и, в первую очередь, со способом совершения.

Для того, чтобы с полной уверенностью утверждать, что убийство было совершено с особой жестокостью, необходимо установить, что у преступника был умысел на совершение именно такого вида убийства. Более того, и способ совершения убийства заранее должен быть выбран преступником такой, чтобы при его помощи потерпевшему причинялись сильные нравственные или физические мучения, страдания. В виду того, что в законодательстве не приводится содержания особой жестокости как оценочной категории, вышеуказанное постановление Пленума приводит лишь совокупность внешних критериев проявления особой жестокости, вопрос о смысле, закладываемом законодателем в данную категорию необходимо решать на уровне науки.

Так, некоторые авторы проводят аналогию между понятием «особая жестокость» и «беспощадность», безжалостность, суровость [10]. На наш взгляд, это неверный подход, поскольку является поверхностным и расплывчатым. Следовательно, никак не помогает ни работникам следственных органов, ни работникам судейской системы в решении вопросов квалификации преступлений, совершенных с применением особой жестокости.

Бесспорно, утверждение о том, что любое посягательство на личность, тем более на жизнь, является жестоким по своему проявлению и характеру. Но уголовный закон, с учетом составов конкретных преступлений, вычленяет в отдельную категорию особую жестокость. Особая, то есть, выходящая за рамки, за пределы. Применяя к мучениям и истязаниям, понятия «особая жестокость», законодатель указывает на те мучения и истязания, которые выходят за рамки самих составов преступлений. Ответственность по данному отягчающему обстоятельству предусмотрена не только в убийстве п. «д» ч. 2 ст. 105, но и п. «б» ч. 2 ст. 111, п. «в» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 131, п. «б» ч. 2 ст. 132 УК РФ.

Заметим, что как отягчающее обстоятельство в законе указана не жестокость вообще, а особая жестокость, которая проявляется в способе совершения преступного деяния, и которыми потерпевшему причиняются особые мучения и страдания, в умысле лица, совершающего данное преступление и в других обстоятельствах.

В случае связывания особой жестокости с суровостью, беспощадностью, бессердечностью, можно сказать, что подобные признаки проявляются в любом преступлении, а не только совершенном с особой жестокостью. При таком подходе к оценочной категории нет разграничения между жестокостью и особой жестокостью. Более того, многие авторы склонны полагать, что эти два понятия и не стоит разграничивать [7].

Большинство же авторов, напротив, достаточно подробно разграничивает эти два понятия по социальному статусу и общественному положению лица, совершившего данное преступление, его образованию, мировоззрению и убеждениям, по его моральным признакам. При этом в основе разграничения таких понятий как «жестокость» и «особая жестокость» могут лежать и физические и психические особенности потерпевшего и преступника, окружающая обстановка в момент совершения преступления, общество, в котором живет преступник и т.д. [6].

Следовательно, рассматривая в совокупности, имеющиеся точки зрения, можно сказать, что это выходящая за рамки проявления простой жестокости, исключительная жестокость. Однако такое понимание является весьма расплывчатым и напоминает формулировки «крайняя жестокость», «чудовищная безжалостность» и т.д. Предоставленные определения «особой жестокости» пусты по своему содержанию и ничем не помогают при применении норм уголовного закона. В связи с чем, необходимо сформулировать более узко, четко и конкретно понятие «особая жестокость».

Поскольку понятие «особая жестокость» включает в себя еще и ряд более узких понятий, таких как: мучение, пытка, истязание, садизм и глумление, считаем целесообразным раскрыть их, с помощью толкового словаря русского языка.

Мучение - это действия, причиняющие страдания, вследствие длительного лишения жертвы возможности удовлетворять физиологические потребности организма, необходимые для жизнеобеспечения человека, таких, как пищи, тепла, питья и прочее.

Пытка - причинение сильной физической боли или психического страдания, с целью получения от потерпевшего признаний или какой-либо информации, а также, наказания за определенные поступки.

Истязание - действия, связанные с неоднократным или долгим причинением физической боли.

С ад и зм - есть получение виновным наслаждения от чужих страданий, удовольствия от причинения физической боли другому человеку [8].

Глумление определяется как злобное и оскорбительное издевательство над жертвой.

Г.И. Чечель, в свою очередь, пришел к выводу о том, что в русском языке пытки, мучения и истязания являются однозначными понятиями, которые в уголовном праве целесообразно выражать одним словом - истязание [11].

Таким образом, термин «жестокость» можно понимать как противоправные умышленные действия, направленные на причинение нравственных или физических страданий.

При этом субъект желает того, чтобы жертва мучилась и испытывала боль. Следовательно, в основе особой жестокости лежит именно цель преступника причинить страдание потерпевшему.

Объединяя многочисленные подходы к решению вопроса об определении понятия «особая жестокость», можно отметить, что ее понимают и как способ совершения преступного деяния, и как отягчающее вину обстоятельство, и как квалифицирующий признак преступления, и как признак, характеризующий преступника.

Для того, чтобы разрешить вопрос об оценочных категориях, некоторые специалисты предлагают дополнить УК РФ отдельными статьями, в которых будет приведена вся терминология, употребляемая в законе. Другие авторы выступают против такого нововведения, обосновывая свою позицию тем, что нельзя однобоко определять такие категории как «особая жестокость», «мучение», «безжалостность», «издевательство» и т.д., поскольку только в контексте конкретных обстоятельств уголовного дела, можно прийти к выводу об их наличии [7].

Конкретные определения особой жестокости можно встретить в научной литературе. Например, Ю.М. Антонян определяет как намеренное и осмысленное причинение другому человеку мучений и страданий ради них самих или достижения других целей либо как угрозу такого причинения, а также действия, совершая которые субъект допускал или должен был предвидеть, что подобные последствия наступят [1].

А.П. Закалюк, В.Д. Жарый, В.С. Ковальский под «особой жестокостью» понимают сопровождающее или следующее за насильственным преступлением, не обязательное для его совершения и наступления обычных для него последствий, умышленное действие (бездействие), состоящее

Литература:

1. Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1997. С. 14.

2. Артюшина О.В. Убийство с особой жестокостью: уголовно-правовые и криминологические аспекты : автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 4.

в причинении потерпевшему или его близким дополнительного, как правило, тяжелого, физического или психического страдания [5].

По мнению С.Н. Дружкова, предшествующее убийству или сопровождающее его умышленное действие (бездействие), не обязательное для причинения смерти человеку и состоящее в причинение потерпевшему или его близким дополнительных физических или психологических страданий [4].

0.В. Артюшина под особой жестокостью понимает исключительно тяжкое преступление, совершаемое с причинением мучений и страданий, часто связанных с унижением человеческого достоинства. Оно всегда вызывает широкий общественный резонанс, поскольку при совершении демонстрируется цинизм, нравственная деградация, а в ряде случаев садизм и некрофилия [2].

Н.П. Попова связывает понятие «особая жестокость» с заведомо умышленным причинением жестокости человеку, когда преступник в процессе содеянного осознает, что причиняет жертве излишние мучения. Кроме того, она говорит о том, что при квалификации преступления необходимо учитывать: сознательный выбор орудия, частоту ударов, характер ран, обстановку места происшествия [9].

Таким образом, анализируя позиции авторов, можно сделать вывод о том, что особая жестокость - это заведомо умышленное действие (бездействие) человека, направленное на причинение особого физического и морального вреда, которое влечет за собой смерть потерпевшего.

В свою очередь, «особая жестокость убийства» является совокупностью трех обязательных составляющих и включает в себя: особо жестокий способ совершения, опасные последствия, личность преступника (его чрезмерную безжалостность и бесчеловечность).

Таким образом, в целях исключения ошибочных толкований понятия «особая жестокость» целесообразно его закрепление на законодательном уровне. То есть, изложение в примечании к ст. 105 УК РФ, где под «особой жестокостью» понимать противоправные умышленные действия (бездействия), направленные на причинение особых мучительных страданий, глумление над потерпевшим перед лишением его жизни, либо совершаемые в присутствии близких лиц, с целью причинения потерпевшему и его близким физических или нравственных страданий.

Literature:

1. Antonyan Yu.M. Psychology of murder. M., 1997. P. 14.

2. Artyushina O. V. Murder with special cruelty: criminal-legal and criminological aspects: author's thesis. the faculty of law. nauk. N. Novgorod, 2011. P. 4.

3. Власов B.C. Жестокость как элемент насильственного посягательства // Совершенствование законодательства и правоприменительной деятельности. Тезисы докладов областной научной-практической конференции. Ярославль, 2010. С. 142.

4. Дружков С.Н. Уголовно-правовые функции особой жестокости в составе убийства Вопросы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2002. С. 3.

5. Закалюк А.П. Преступления, совершаемые с особой жестокостью / А.П. Закалюк, В.Д. Жарый,

B.С. Ковальский // Научный обзор результатов исследования. Киев, 1989. С. 8.

6. Кузуб М.В. Понятие особой жестокости как способа совершения убийства // Межрегиональная конференция, посвященная 60-й годовщине празднования Дня прав человека: тезисы докладов. Волгоград : Изд-во Волгогр. акад. МВД России, 2011. Вып. 7. С. 104.

7. Михайлова О.Ю. Жестокость как правовая и нравственно-психологическая категория // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 42. 1985.

C. 9-10.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. С. 369.

9. Попова Н.П. Проблемы квалификации убийства, совершенного с особой жестокостью // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Вып. 4. Братск, 2011. С. 26.

10. Самолюк И.Д. Особая жестокость как элемент состава преступления // Проблемы искоренения преступности в период строительства коммунизма. Ученые записки ДВГУ. 2010. Т. 30. С. 23.

11. Чечель Г.И. Жестокий способ совершения преступлений против личности. Нальчик, 1991. С. 16.

3. Vlasov B.C. Cruelty as an element of violent assault // Improvement of legislation and law enforcement activities. Abstracts of reports of the regional scientific and practical conference. Yaroslavl, 2010. P. 142.

4. Druzhkov S.N. Criminal-legal functions of special cruelty as part of murder Questions of theory and practice : author's abstract. ... cand. the faculty of jurisprudence. Izhevsk, 2002. P. 3.

5. ZakalyukA.P. Crimes committed with special cruelty / A.P. Zakalyuk, V.D. Zhary, V.S. Kovalsky. // Scientific review of research results. Kiev, 1989. P. 8.

6. Kuzub M.V. The Concept of special cruelty as a method of committing murder // Interregional conference dedicated to the 60th anniversary of human rights day: abstracts. Volgograd : publishing house of volgogr. Akad. MVD of Russia, 2011. Iss. 7. P. 104.

7. Mikhailova O.Yu. Cruelty as a legal and moral-psychological category // Issues of fighting crime. Iss. 42. 1985. P. 9-10.

8. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. M., 1990. P. 369.

9. Popova N.P. Problems of qualification of murder committed with special cruelty // Problems of socioeconomic development of Siberia. Iss. 4. Bratsk, 2011. P. 26.

10. Samolyuk I.D. Special cruelty as an element of crime // Problems of crime eradication during the construction of communism. Scientific notes of dvsu, 2010. Vol. 30. P. 23.

11. Chechel G.I. A cruel way of committing crimes against the individual. Nalchik, 1991. P. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.