СЛОЖНОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ С ОСОБОЙ ЖЕСТОКОСТЬЮ
Е.В. Серегина, канд. юрид. наук, доцент Т.А. Казанова, магистр
Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Ростов-на-Дону)
Аннотация. Данная статья содержит обобщения научных представлений о понимании сущности и содержания преступлений, совершенных с особой жестокостью, на основе которых сформулированы такие понятия, как «особая жестокость», «преступления, совершаемые с особой жестокостью». В результате проведенного исследования обобщены подходы к совершенствованию законодательной регламентации норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, совершенные с особой жестокостью, сформулированы рекомендации, способствующие правильной юридической оценке особой жестокости.
Ключевые слова: особая жестокость, преступления, совершаемые с особой жестокостью, издевательства, мучения, истязания, причинение физических страданий, правоприменитель.
Рассуждения на уровне обыденного сознания приводят к суждению о том, что всякая жестокость, выраженная по отношению к человеку, в своей морально-этической основе жестока, так как приводит к нравственным переживаниям, чаще всего протекающим в форме длительных душевных страданий. Но у жестокости существует и другая сторона - она сочетает в себе не только психическую, но и физическую боль. Последняя обычно имеет место в случае совершения преступлений с применением насилия [1, с. 3].
В ходе становления и развития российского уголовного законодательства термин «особая жестокость» приобретал все более широкое содержание, трансформируясь из признака определенного состава преступления, посягающего на жизнь и здоровье, в обстоятельство, отягчающее вину. При этом законодателем в нормативных правовых актах как дореволюционного, так и послереволюционного периода не определялось понятие «особая жестокость», что не способствовало его единообразному применению и толкованию.
Справедливо мнение Т.В. Гриценко о том, что «преступления, совершаемые с особой жестокостью, имеют тенденцию
к выделению их в качестве отдельного, самостоятельного предмета криминологического изучения. Ведущая мотивация совершения подобного преступления исключительно насильственная. Лица, их совершающие, выделяются особенностями психического статуса и условий личностного формирования в иерархии преступников, но, несмотря на малый их процент в общей массе, занимают главенствующее положение» [2, с. 4].
Повышенная общественная опасность данных преступлений позволила отнести особую жестокость к квалифицирующему признаку совершения преступлений против личности. В связи с тем, что особая жестокость свойственна всем тяжким и особо тяжким преступлениям, общественно опасные последствия, наступившие в результате их совершения, необходимо отнести к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Например, в таких преступлениях как убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, последствия которых очевидны, присутствует такой квалифицирующий признак как «особая жестокость» [3, с. 97].
Убийство, совершенное с особой жестокостью, в соответствии с действующим законодательством, относится к преступлению, которому сложно дать четкое определение, и вызывает большие проблемы в доказывании его уголовно-правовых признаков. Об особой жестокости свидетельствует как способ совершения данного преступления, так и специфические черты личности преступника, совершающего убийство таким способом. Кроме того, признак «особая жестокость» тесно взаимосвязан с иными обстоятельствами, которые подчеркивают особую изощренность личности преступника в ходе лишения жизни человека. Личность преступника причиняет особые страдания и мучения как самой жертве, так и близким для потерпевшего лицам, участь которых ему не безразлична.
Несмотря на то, что в УК РФ сформулирован расширенный, по сравнению с предшествующим уголовным законодательством, состав убийства с особой жестокостью, четкие критерии для квалификации действий виновного лица отсутствуют. Полагаем, что сочетание объективно особо жестокого способа совершения преступления с субъективными признаками личности виновного и с мотивационными особенностями влияет на увеличение степени общественной опасности.
Такие признаки как особая жестокость, издевательство или мучения для потерпевшего отнесены к квалифицирующему признаку, который характеризует умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, так как способ или обстановка совершения преступления подтверждают особую безжалостность виновного лица. В судебной практике встречаются множественные примеры, связанные с оценкой множественности нанесенных повреждений как основного критерия особой жестокости.
Пункт «б» ч. 2 ст. 131 и ст. 132 УК РФ предусматривает повышенную уголовную ответственность за «изнасилование, иные насильственные действия сексуального характера, совершенные с особой жестокостью по отношению к
потерпевшей или к другим лицам». О повышенной общественной опасности названных противоправных деяний свидетельствует как особо варварский способ их совершения, так и безжалостные признаки личности виновного.
Р.М. Раджабов отмечает, что «уголовный закон, признавая особую жестокость обстоятельством, оказывающим влияние на содержание и объем ответственности, а также на меру и срок наказания, не назвал критериев, на основании которых особая жестокость может приобрести уголовно-правовой статус, что породило на страницах юридической печати ряд суждений по поводу ее содержания» [4, с. 14].
В конкретных составах преступлений отсутствуют такие понятия как «жестокость» и «особая жестокость», но подразумевается жестокий и особо жестокий способ совершения преступления. Одновременно с терминами «жестокость» и «особая жестокость» законодателем используются смежные с ними категории «издевательство» или «мучения для потерпевшего». Часто перечисление рассматриваемых понятий чередуется с помощью разделительного союза или знака препинания, без указания их основной характеристики, что приводит к выводу о том, что, не раскрывая содержание и основные признаки подобных терминов, законодатель отделяет их по содержанию.
Кроме того, анализ правоприменительной практики показал, что в настоящее время при совершении преступлений, диспозиции составов которых не содержат указания на особую жестокость, используется данный специфический способ.
Преступления, сопряженные при своем совершении с особой жестокостью, издевательствами, мучениями, истязаниями, причинением физических страданий, надругательством, террори-зацией, в итоге сводятся к единому признаку, унифицированному для указанных способов совершения преступления, - жестокости - одной из проявлений социальной или биопсихической патологий.
Толкование оценочной категории «особая жестокость», ничего не дающее правоприменительной практике, вредно своей расплывчатостью. Перечисленные в уголовном законодательстве различные формы жестокости не способствуют правильной квалификации деяния. Причина прежде всего заключается в том, что как наукой, так и практикой, как правило, не учитывается, что способ, указанный в уголовном законе,-«особая жестокость», в отличие от простой жестокости, заключается в проявлении более негативных признаков личности.
Вторая причина заключается в игнорировании или недостаточной оценке значения умысла виновного. Внимание правоприменителя сосредоточено исключительно на доказывании объективных признаков преступлений, совершенных с особой жестокостью, а субъективное отношение к особой жестокости избранного виновным способа преступления судами учитывается не всегда.
Третья причина состоит в неправильном уголовно-правовом восприятии особых страданий, причиненных действиями, которые образуют особо жестокий способ совершения преступления. Такое понятие, как «страдание», его «особые» характеристики не всегда правильно толкуется правоприменителем, ориентирующимся, как уже отмечалось, на объективные признаки способа преступления.
Особая жестокость подтверждает повышенную общественную опасность и способ деяния с его последствиями, заключающимися в предсмертных страданиях и мучениях потерпевшего, и личности преступника. Подходы законодателя, правоприменителя и теоретиков к толкованию преступлений, совершенных с особой жестокостью, свидетельствуют о том, что они вкладывают в их смысл нравственные, психологические, филологические, правовые, уголовно-правовые, медицинские и обыденные положения, отвечающие реалиям современного времени. В тоже
время категория «особая жестокость» неизменно несет на себе печать вечности, так как имеет непреходящий характер. Уголовное законодательство, относя особую жестокость к квалифицирующим признакам убийства, не назвало критериев, которые бы позволили признать его совершенным с особой жестокостью. Поэтому юридическая литература содержит суждения относительно понятия «особая жестокость». Данное понятие комментируется следующим образом, как: «бессердечность», «бесчеловечность», «беспощадность», «безжалостность», «крайняя суровость», «поразительная суровость», «необычайная безжалостность», «чудовищная бессердечность», «чрезвычайная беспощадность». Признание законодателем особой жестокости квалифицирующим признаком свидетельствует не только о наличии признаков совершенного деяния, но и о внутренних побуждениях субъекта [5, с. 10].
Таким образом, изучение различных точек зрения на природу особой жестокости позволило сделать вывод о том, что проявление особой жестокости при совершении преступлений состоит в действиях, причиняющих потерпевшему особые физические и нравственные страдания.
Особая жестокость относится к категориям оценочным, и определение ее характерных черт - компетенция правоохранительных и правоприменительных органов, что не способствует единообразной практике ее применения и требует пояснения.
Поэтому необходима унификация оценочного понятия «особая жестокость» путем разъяснения в специальном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации его содержания, не только в отношении убийства, но и в отношении преступлений против здоровья, преступлений половой неприкосновенности и половой свободы, а также путем дополнения УК РФ разъяснением содержания этого признака как обстоятельства, отягчающего наказание.
Под особой жестокостью понимается Под преступлениям, совершаемым с
взаимодействие совершенного деяния с особой жестокостью, понимаются сознательным причинением потерпев- умышленные, общественно-опасные шему, а также его близким сильных, деяния, сознательно причиняющие по-достаточно продолжительных, одно- терпевшему, а также его близким, силь-кратных или многократных физических ные, достаточно продолжительные, од-и психических страданий, влекущих нократные или многократные физиче-смерть или вред, опасный для жизни и ские и психические страдания, влеку-здоровья. щие смерть или вред, опасный для жиз-
ни и здоровья.
Библиографический список
1. Дружков С.Н. Уголовно-правовые функции особой жестокости в составе убийства: вопросы теории и практики: Автореферат дисс. ... к.ю.н. - Екатеринбург, 2002.
- 30 с.
2. Гриценко Т.В. Преступления, совершаемые с особой жестокостью, как объект криминологического исследования (по материалам Южного федерального округа): Диссертация ... к.ю.н. - Ростов-на-Дону, 2016. - 297 с.
3. Чапурко Т.М., Картавченко В.В. Проблемы определения общественной опасности насилия и жестокости в посягательствах на малолетних // Общество и право. -2008. - №2. - С. 97-101.
4. Раджабов Р.М. Соотношение понятия «особая жестокость» со смежными категориями // Российский следователь. - 2008. - №13. - С. 13-15.
5. Дружков С.Н. Уголовно-правовые функции особой жестокости в составе убийства: вопросы теории и практики: Автореферат дисс. ... к.ю.н. - Екатеринбург, 2002.
- 168 с.
DIFFICULTIES OF THE CRIMINAL-LEGAL ESTIMATION OF THE CHARACTERS OF CRIMES, COMPLETED WITH SPECIAL CRUELINESS
E.V. Seregina, candidate of legal sciences, associate professor T.A. Casanova, graduate student
Rostov branch of the Russian state university of justice (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. This article contains generalizations of scientific ideas about the understanding of the essence and content of crimes committed with particular cruelty, on the basis of which such concepts as "special cruelty", "crimes committed with special cruelty" are formulated. As a result of the study, approaches to improving the legislative regulation of norms providing for criminal liability for crimes committed with particular cruelty are summarized, recommendations are formulated that contribute to a proper legal assessment of particular cruelty.
Keywords: special cruelty, crimes committed with special cruelty, bullying, torturing, torturing, causing physical suffering, law enforcement.