Научная статья на тему 'Особая экономическая зона как инструмент развития территории'

Особая экономическая зона как инструмент развития территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1117
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНСТРУМЕНТ / РАЗВИТИЕ / ЛОКАЦИЯ / REGION / INSTRUMENT / DEVELOPMENT / LOCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Кравченко Николай Петрович

Развитие региональных экономических систем современной России детерминирует формирование особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Кравченко Николай Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESPECIAL ECONOMIC LOCATION AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The development of regional economic systems of contemporary Russia determinate the formation of especial territory locations

Текст научной работы на тему «Особая экономическая зона как инструмент развития территории»

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Прохорова Виктория Владимировна, к.э.н., доцент. Место работы: КубГТУ.

Контакты автора: 8-918-355-08-80

Кравченко Николай Петрович, к.э.н., доцент.

Место работы: КубГТУ.

Контакты автора: 8-918-444-70-70

Аннотация. Развитие региональных экономических систем современной России детерминирует формирование особых экономических зон.

Ключевые слова: регион, инструмент, развитие, локация.

THE ESPECIAL ECONOMIC LOCATION AS AN INSTRUMENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

Prohorova Viktoria Vladimirovna, The candidate of economy, docent.

Place of employment: CubGTU.

Contacts of the author: 8-918-355-08-80

Kravchenko Nickolai Petrovich, The candidate of economy, docent.

Place of employment: CubGTU.

Contacts of the author: 8-918-444-70-70

Annotation. The development of regional economic systems of contemporary Russia determinate the formation of especial territory locations.

Keywords: region, instrument, development, location.

В современной России зоны с особыми условиями хозяйствования рассматриваются как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру, стимулирования экономического сотрудничества, развития новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства.

Разные цели создания таких зон и различные правила ведения предпринимательской деятельности обуславливают многообразие терминов для обозначения зон. Наиболее общим и самым распространенным в мировой практике является словосочетание «свободные экономические зоны», которое используется как родовое понятие. Именно это словосочетание используется в законодательстве многих европейских стран, в том числе и наших соседей (Республики Беларусь, Литвы, Латвии). Применяются также в качестве общего понятия названия: «свободная зона» (Сербия, Македония), «экономическая зона» (Нидерланды), «предпринимательская зона» (Великобритания, Франция, Венгрия), «промышленная зона» (Чехия, Словакия).

Иногда, название зоны, зависит от ее специфики - зона свободной торговли, свободный порт, свободный склад, промышленный парк, научный парк и др.

По данным ООН, к началу 2009 года в 120 странах мира насчитывалось порядка 3 тысяч особых экономических зон, обеспечивающих рабочими местами около 50 миллионов человек. Объем произведенной экспортной продукции оценивается в 600 миллиардов долларов. В настоящее время функционируют около

1500 предпринимательских зон, более 700 экспортнопроизводственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 научно-промышленных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.).

Словосочетание «свободные экономические зоны» использовалось в России в первоначальной редакции проекта федерального закона о зонах с особым режимом ведения предпринимательства. Но потом, без конкретного обоснования оно было заменено на словосочетание «особые экономические зоны», которое стало рассматриваться в качестве синонима понятия «свободные экономические зоны».

Статьей 2 ФЗ РФ № 116-ФЗ от 2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ» введено следующее определение: «Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Что касается целей ОЭЗ, то они создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры [2]. К указанным целям можно также отнести привлечение дополнительных инвестиций.

Любая ОЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Это означает то, что ОЭЗ — хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления. Управление особыми экономическими зонами осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации, которое формирует нормативноправовую базу и определяет стратегическое развитие особых экономических зон, проводит конкурсы по созданию ОЭЗ и определяет те регионы, где сегодня наиболее целесообразно создавать особые экономические зоны. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами - орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за практическую работу.

В зарубежных странах ОЭЗ используются как инструмент развития проблемных, депрессивных и отсталых регионов [1]. В России, наоборот, создание ОЭЗ ориентировано на перспективные в инвестиционном отношении и наиболее благополучные регионы. Поэтому, существенные преимущества получают наиболее развитые и благополучные субъекты Российской Федерации, которые не оставляют никаких шансов победить в конкурсном отборе на создание ОЭЗ депрессивным и экономически отсталым регионам.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные; технико-

внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

В настоящий момент в РФ существуют 13 особых экономических зон, а именно:

- 2 зоны промышленно-производственного типа -«Липецк» Липецкая область, «Алабуга» Республика Татарстан;

- 4 зоны технико-внедренческого типа - «Москва» Зеленоградский АО, «Дубна» Московской области, «Санкт-Петербург», «Томск» Томская область;

З22

- 7 зон туристско-рекреационного типа - «Куршская коса» Калининградская область, «Новая Анапа» Краснодарский край, «Гранд спа юца» Ставропольский край, «Бирюзовая Катунь» Алтайской край, «Алтайская долина» Республика Алтай, «Байкальская гавань» Республика Бурятия, «Ворота Байкала» Иркутская область.

Следует отметить, что действующее законодательство не допускает возможности создания комплексных зон. Хотя, ОЭЗ в Калининградской области, по сути, является комплексной, т.к. правовой режим ее существования объединяет элементы различных типов ОЭЗ.

Для создания ОЭЗ требуется наличие ряда факторов, и, в первую очередь:

- выгодное экономико-географическое положение (близость к международным торговым центрам и рынкам сбыта);

- привлекательность для иностранного инвестора; связь с международными рынками (транспортные и телекоммуникационные возможности);

- соответствующая степень развития инфраструктуры, в том числе, деловой инфраструктуры (банковского и страхового обслуживания, экспедиторских, информационных и других служб, бирж и т.п.);

- определенный уровень развития промышленности в регионе, позволяющий устанавливать субподрядные отношения, использовать квалифицированный персонал;

- обеспеченность рабочей силой и наличие развитой социально-производственной структуры, жилого фонда;

- обеспеченность кадрами специалистов в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества внутри страны и за ее пределами.

В целях снижения сырьевой зависимости национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности в России проводится активная политика по стимулированию развития отраслей экономики с высоким потенциалом роста [2]. Одной из таких отраслей, не получивших к настоящему времени достаточного развития в нашей стране, является туризм.

Ключевыми критериями при выборе территории для создания туристско-рекреационной зоны являются, с одной стороны, потенциал роста туристического сектора и его влияние на экономику региона в целом, а с другой, - реализуемость планируемых мер, способность территории успешно реализовать этот потенциал, рационально распорядившись уникальными природно-рекреационными ресурсами. В настоящее время, как сказано выше, определено семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

- в Калининграде - эксклюзивный отдых в гармонии с природой, так как зона по плану будет расположена на Куршской косе, а это национальный парк, объект находится под охраной ЮНЕСКО;

- Краснодарский край - это пляжный туризм, развлечения, гольф. Здесь также будет построен порт и причал для яхт;

- Ставропольский край - это spa - курорт мирового класса, на основе минеральных вод, которыми богат этот регион, предусмотрено строительство современного гольф-клуба;

- Алтайский край - это экстремальный туризм, приключения, отдых, ориентированный больше на моло-

дежь и средний возраст. Это горнолыжный спорт, рафтинг, скалолазание, спелео- туризм;

- Республика Алтай - это семейный отдых на природе и отдых для людей старшего возраста. Эти две зоны находятся недалеко друг от друга, поэтому их позиционирование четко разграничено, но, с другой стороны, не исключает друг друга;

- Республика Бурятия - это также экологический туризм, потому что зона находится на берегу Байкала. Поскольку Байкал - это объект, который находится под защитой ЮНЕСКО и особо охраняемая зона, здесь было решено развивать экологический туризм. В этом регионе будет построена рыбацкая деревня и порт, то есть предполагается еще и яхтинг- туризм;

- Иркутская область - активный отдых, деловой туризм, СПА, а также круизный туризм.

Анализ международного опыта развития курортных территорий позволяет выделить шесть наиболее важных факторов, играющих ключевую роль в формировании туристско-курортной территории [3]:

- наличие природных ресурсов, благоприятных для отдыха и рекреации;

- богатое историко-культурное наследие;

- наличие спортивно-развлекательного комплекса, способного разнообразить и дополнить отдых туристов;

- развитая туристическая инфраструктура, включающая средства размещения и общественного питания, и транспорт;

- санаторно-оздоровительная инфраструктура;

- высокая квалификация управленческого и обслуживающего персонала.

Анализ этих важных для туризма составляющих, сочетание теплого моря, горных ландшафтов,

бальнеологических ресурсов, богатого культурноисторического наследия на территории Краснодарского края создает предпосылки для развития многопрофильного, всесезонного и конкурентоспособного туристического продукта для широких слоев россиян и иностранных граждан в данном территориальном образовании.

Туристическая отрасль, составляющая существенную часть экономики Краснодарского края, играет ключевую роль в развитии региона. Сегодня Черноморское побережье принимает более 90% всех отдыхающих в Краснодарском крае. На территории муниципальных образований Геленджика, Анапы, Туапсинского района и Сочи проживает около 13% всего населения Краснодарского края, уровень жизни которых во многом зависит от уровня развития туризма.

Экономика всего Краснодарского края в большой степени зависит от уровня развития индустрии туризма в регионе. Оценка вклада туризма в экономику края показывает, что с учетом мультипликативного эффекта туризм формирует около 18% ВРП, занимая 1-е место среди отраслей экономики по величине валовой добавленной стоимости, и демонстрирует более высокие темпы роста, чем в целом экономика края. Благодаря туризму в туристическом секторе и смежных отраслях заняты более 300 тыс. человек или около 14% всех занятых в экономике края. Помимо этого, в последние годы сильно выросла доля туристического сектора в наполнении регионального бюджета.

Прогноз роста числа туристических прибытий на курорты Черноморского побережья и располагаемых доходов местного населения до 2015 года, проведенный для двух сценариев развития туристической отрасли

Черноморского побережья, показывает, насколько сильно влияет развитие туризма на уровень благосостояния населения. В случае базового сценария развития отрасли, в котором предполагается сохранение доли курортов края в каждом рыночном сегменте туристов, среднегодовые темпы роста располагаемых доходов местного населения оцениваются на уровне 7%. При успешном развитии туризма на побережье, предполагающем увеличение долей в рыночных сегментах за счет зарубежных направлений, ожидается, что темпы роста располагаемых доходов составят около 11% в год. Разница в располагаемых доходах на душу населения к 2015 году для двух сценариев составит около 40% или 7,5 тыс. рублей в месяц.

Согласно оценкам, туризм в регионе обеспечивает около 14% всех рабочих мест, из которых 6% создаются в туристическом секторе, и 8% в смежных отраслях. По количеству занятых в гостиничном хозяйстве и организациях отдыха на 10 тысяч занятых в экономике Краснодарский край находится на первом месте среди всех регионов России, опережая по этому показателю Москву и Санкт-Петербург, которые находятся на втором и третьем месте, в полтора и два раза соответственно.

В настоящее время в Краснодарском крае ведется активная работа по развитию необходимой инфраструктуры для туристско-рекреационного сектора. Часть проектов финансируется за счет государственных источников, в том числе в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)». Кроме того, для реализации инфраструктурных проектов привлечены негосударственные источники финансирования. С одной стороны, это свидетельствует об интересе частных компаний к созданию в Краснодарском крае бизнеса туристско-рекреационной направленности, с другой - говорит о наличии необходимых ресурсов, а также достаточного опыта реализации проектов в данной сфере.

Общий объем инвестиций, необходимых для реализации запланированных проектов, составит более 135 млрд. руб.. Более 88% средств предполагается направить на развитие транспортной инфраструктуры, что обусловлено высокой степенью важности транспорта в жизни края. Значительные средства (12% от общих вложений) предполагается инвестировать в ЖКХ и энергетику.

Мировой опыт показывает, что для регионов с туристической специализацией оказывается крайне важным участие государства в развитии отрасли. Традиционно роль государства сводится к реализации наиболее важных инфраструктурных проектов, предоставлению льгот компаниям, участвующим в туристическом бизнесе, а также к содействию в централизованном позиционировании курортных территорий. Пример таких стран, как Турция, Марокко, Египет, Португалия, Бразилия и т. д., позволяет сделать вывод о том, что активная поддержка туристической индустрии со стороны государства приводит к росту частных инвестиций в туризм, улучшению имиджа курортных территорий среди туристов, развитию туристической инфраструктуры и транспортного сообщения [4].

Необходимость формирования и развития особых экономических зон существует именно потому, что они, как показывает жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития. Данный инструмент наиболее востребован на региональном уровне, т.к. сеть особых экономических зон уско-

ряет интеграцию России в мирохозяйственные связи и притягивает потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран.

В силу эффективности свободных экономических зон, а также их способности содействовать привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской активности, обеспечивать занятость, увеличивать в соответствии с этим бюджетные поступления, улучшать торговый и платежный балансы, нужно признать целесообразным формирование зон на уровне субрегиональных образований. Локальные особые экономические зоны должны стать территориями новой экономики - точками роста, обеспечивающими реализацию задач стратегии инновационного развития современной России. Создание ОЭЗ служит «полюсом» роста территории, оказывающим положительное воздействие на сопредельные территориальные образования и экономику всей страны, а также является «воротами» страны в мировой финансовый и товарный рынок.

В современной научной литературе предлагаются различные виды инструментов, регулирующих взаимодействие сложных системных субъектов хозяйственных отношений, в том числе:

- инструменты мониторинга сложившейся ситуации;

- инструменты анализа и оценки происходящих изменений;

- инструменты оперативного характера, позволяющие обеспечить реализацию избранной стратегии взаимодействия или коррекцию полученных в ходе ее реализации результатов;

- инструменты контроля.

Можно следующим образом определить специфические характеристики ОЭЗ рекреационнотуристического типа как субрегиональных систем, локализующихся в пространстве регионов современной России:

- односторонняя ориентация на эксплуатацию уникальных природно-климатических и рекреационных ресурсов, обусловливающая неустойчивость развития;

- высокий уровень монополизации хозяйственных отношений;

- зависимость воспроизводственного процесса от имиджа курорта;

- потребность в опережающем государственном участии в инвестировании развития специальной инфраструктуры;

- асимметрия воспроизводственного и инвестиционного процессов во времени [5].

Отметим, что практически все приведенные выше характеристики тормозят развитие ОЭЗ и снижают их позитивное воздействие на эволюционный процесс территории.

Список литературы:

1. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов - на - Дону: СКНЦ Вш, 2005.

2. Дейнега В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов - на - Дону: СКНЦ ВШ, 2004.

3. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: Советская Кубань, 2000.

4. Федоренко Н.П. Россия. Уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2004.

5. Человек институциональный / Под ред. О.В. Инша-кова. Волгоград: ВолГУ, 2005.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензируемая статья написана на весьма актуальную тему. Авторам удалось обеспечить оригинальную постановку проблемы исследования, что обеспечило получение интересных результатов. В статье исследованы приоритетные аспекты проблемы активизации развития территорий. Авторы привлекли к исследованию представительную выборку теоретических ресурсов и эмпирических материалов, раскрыв ряд существенных характеристик особых экономических зон современной России.

Среди полученных в статье научных результатов необходимо выделить ограничение развития, присущие ОЭЗ современной России. Все основные научные результаты статьи представляются обоснованными. Представленные в статье научные результаты обладают необходимой новизной.

Статья написана логически последовательно, хорошим литературным языком, содержит необходимую аргументацию, ссылки на источники. Считаю, что она может быть опубликована в научном журнале, рекомендованном ВАК для публикации материалов диссертационных исследований.

Заведующий кафедрой экономики НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента»

д.э.н., профессор Ермоленко А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.