Научная статья на тему 'ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА АЛАБУГА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА АЛАБУГА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА "АЛАБУГА"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваславская И.Ю., Титова Е.И.

Особые экономические зоны являются важной формой реализации государственно-частного партнерства в промышленности. Одним из примеров такого сотрудничества стала особая экономическая зона «Алабуга», для которой характерны ряд достижений и еще не решенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONE ALABUGA AS AN EXAMPLE OF EXECUTION OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN INDUSTRY

Special economic zones are an important form of execution of state-private partnership in industry. One example of such partnership is Special Economic Zone Alabuga, which is characterized by achievements and outstanding problems.

Текст научной работы на тему «ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА АЛАБУГА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

уменьшению величины совокупного продукта.

Использованные источники:

1. РОЛЬ КУРСА ВАЛЮТЫ В СТАБИЛИЗАЦИИ МАКРОЭКОНОМИКИ Васильев В.Л., Мельникова М.И. NovaUm.Ru. 2018. № 11. С. 66-68.

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Мустафина А.Р., Васильев В.Л. Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2017. № 2 (36). С. 65-67.

3. МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ Шарипов Р.Р., Васильев В.Л. В сборнике: Открытая инспекция труда. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 24-28.

УДК 338.2

Ваславская И.Ю., д.э.н.

профессор Титова Е.И.

Набережночелнинский институт (филиал) ГАОУВО «Казанский

(Приволжский) Федеральный Университет»

РФ, г. Набережные Челны ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА АЛАБУГА КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО

ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Аннотация: особые экономические зоны являются важной формой реализации государственно-частного партнерства в промышленности. Одним из примеров такого сотрудничества стала особая экономическая зона «Алабуга», для которой характерны ряд достижений и еще не решенных проблем.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, особые экономические зоны, особая экономическая зона «Алабуга», эффективность особых экономических зон.

Vaslavskaya I. Yu., doctor of economic Sciences, Professor Naberezhnye Chelny institute (branch) of KFU

Titova E.I.

Naberezhnye Chelny institute (branch) of KFU

RF, Naberezhnye Chelny SPECIAL ECONOMIC ZONE ALABUGA AS AN EXAMPLE OF EXECUTION OF STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN INDUSTRY

Abstract: special economic zones are an important form of execution of state-private partnership in industry. One example of such partnership is Special Economic Zone Alabuga, which is characterized by achievements and outstanding problems.

Key words: state-private partnership, special economic zones, Special

Economic Zone Alabuga, efficiency of special economic zones.

Одной из форм государственно-частного партнерства в промышленности является создание особых экономических зон. С момента принятия закона 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (22 июля 2005г.) прошло почти 13 лет, и за этот период в России было организовано 33 свободные экономические зоны.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

• промышленно-производственные ОЭЗ;

• технико-внедренческие зоны;

• портовые зоны;

• туристические ОЭЗ.

В рамках данной статьи нас будут интересовать промышленно-производственные особые экономические зоны, являющиеся важным примером сотрудничества государства и частного сектора в промышленности. Для создания промышленных особых экономических зон выбираются, как правило, территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны, поскольку важными критериями их создания ОЭЗ являются близость к ресурсной базе для производства, доступ к функционирующим автомобильным дорогам, железнодорожным путям, и к уже сформированной инфраструктуре. Такие преимущества позволяют повысить эффективность создания ОЭЗ за счет снижения издержек.

Общая цель создания особых экономических зон - это привлечение иностранного капитала, направленного на создание производства в данном регионе; в дальнейшем предполагается экспорт созданных товаров (услуг). Иностранным инвесторам создаются выгодные условия для работы в регионе, в свою очередь государство окупает свои вложения посредством поступления налогов в бюджет. Кроме этого, оно проводит серьезную социальную политику в регионе через создание новых рабочих мест, развитие инфраструктуры и повышение общей значимости региона. Несмотря на то, что, как было отмечено в докладе Счетной палаты РФ, существенной роли в обеспечении занятости населения созданные ОЭЗ пока не сыграли, регионы, в которых они были созданы, в частности моногорода, получили возможность выйти из экономического кризиса, в котором пребывали значительный период времени.

Режим ОЭЗ является весьма привлекательным для предприятий частного сектора, поскольку являет собой пример государственно-частного партнерства, где со стороны государства предоставляются существенные льготы и значительная помощь в подготовке и организации производства:

• отсутствие в течение определенного периода (10 лет) начисления и уплаты налогов на имущество, землю и транспортные средства;

• резиденты ОЭЗ освобождаются от ввозных таможенных пошлин и/или налогов на иностранное оборудование в случае использования процедуры свободной таможенной зоны на период нахождения данного

оборудования на территории ОЭЗ до окончания сроков действия соглашения о ведении деятельности;

• создание всей необходимой инфраструктуры: подведение ко всем участкам коммуникаций, строительство автомобильных дорог

и инженерных сетей.

Согласно заключению начальника контрольно-счетного управления К.А.Чуйченко, опубликованному в 2016 году, особые экономические зоны в своем большинстве малоэффективны. С 2006 года по январь 2016 года на создание 33 особых экономических зон направлено 122 миллиарда рублей из федерального бюджета, а поступления из зон в виде таможенных и налоговых платежей составили 40 миллиардов рублей. В них были созданы 18 тысяч рабочих мест (вместо 25 тысяч запланированных). На 1 января 2016 года по данным Счетной палаты ОЭЗ не успели освоить 84,4 тысяч гектар из 214 тысяч гектар отведенных им земель. Впрочем, невысокая эффективность ОЭЗ возможно носит временный характер и связана с невыполнением региональными властями своих обязательств по их финансированию. Регионы недофинансировали ОЭЗ на сумму в 45,7 миллиардов рублей. Счетная палата Российской Федерации в апреле 2017 года признала относительно эффективной деятельность только тех особых экономических зон, которые расположены на территории следующих регионов: в Татарстане («Алабуга»), Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных особых экономических зон была признана Счетной палатой либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся [1]. В ряде ОЭЗ отмечается медленное привлечение резидентов, которые не спешат работать в экономической зоне. Виной тому может быть не налаженный процесс привлечения и заключения соглашений с резидентами, которые не готовы пока доверять данному механизму государственно-частного партнерства [2 с.54].

Одним из примеров взаимодействия государства и частного сектора в формате создания особых экономических зон является особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (далее ОЭЗ ППТ «Алабуга»).

22 апреля 1998 года депутаты Государственного Совета Татарстана приняли закон «О свободной экономической зоне «Алабуга»», который был отменен 23 апреля 2003 года ввиду существенного несоответствия федеральному законодательству. 21 декабря 2005 года Правительством РФ было принято постановление №784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно -производственного типа». 18 января 2006 года было заключено соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа». Цель создания ОЭЗ «Алабуга» - обеспечить приток иностранных инвестиций для создания предприятий самых

разнообразных видов деятельности, чтобы обеспечить развитие региона и преодоление имеющихся социальных проблем. При этом со стороны государства были приняты обязательства по финансированию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. 24 июля 2006 года учреждено ОАО «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» (далее ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»»), официальное открытие прошло 20 ноября 2007 года. Деятельность ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»» включает в себя создание и управление объектами инфраструктуры и иными объектами, предназначенными для обеспечения функционирования особой экономической зоны, привлечение компаний-резидентов и инвесторов.

Для ОЭЗ «Алабуга» была выбрана территория в 20 квадратных километров в Елабужском муниципальном районе с удобной транспортной развязкой. В конце 1980-х - начале 1990-х годов в этом районе был построен Елабужский Автомобильный завод (ЕлАЗ) по производству малолитражных легковых автомобилей с основным подразделением - станко-инструментальным заводом (СИЗ).

С момента создания особой экономической зоны «Алабуга» государством была проведена серьезная работа по созданию и развитию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры:

• обеспечено бесперебойное электроснабжение, водоснабжение и очистка сточных вод, тепло- и газоснабжение предприятий;

• организована доступность автомобильного транспорта, речное и авиационное сообщения, построена железная дорога для нужд компаний-резидентов;

• открыты 2 индустриальных парка «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» с производственными, складскими и офисными площадями;

• построены коттеджный поселок со всей необходимой инфраструктурой, международная школа, детский сад для сотрудников компаний-резидентов;

• планируется строительство микрорайона «Северный» с жилыми домами, общеобразовательными школами и детскими садами, культурными учреждениями;

• для повышения уровня квалификации руководителей высшего звена для предприятий ОЭЗ «Алабуга» создан и успешно функционирует Корпоративный университет.

По состоянию на начало 2018 года в особой экономической зоне Алабуга зарегистрированы и действуют 23 предприятия («Форд Соллерс Елабуга», «Роквул-Волга», «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», «Армстронг Билдинг Продактс», «Алабуга-Волокно», «Интерскол-Алабуга», «Тракья Гласс Рус», «Хаят Кимья», «Белая Дача Алабуга», «Хави Логистикс Елабуга», «Драйлок Технолоджиз», «3М», «Эр Ликид Алабуга», «Джошкуноз-Алабуга», «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», «РМА Рус», «Аутоматив Гласс Альянс Рус», «Полиматиз», «Хухтамаки Фудсервис

Алабуга», «Сария Био-Индастрис Волга», «Вертикаль Алабуга», «Дизайн Рус», «Барс Технолоджи»), строятся и готовятся к эксплуатации 10 новый предприятий («Данафлекс-Алабуга», «ММК-Джошкуноз-Алабуга»,

«Август-Алабуга», «КНТ-Пласт», «АйДжиЭс Агро», «ТН-Алабуга», «Транснефть-Синтез», «Аллайд Минерал Продактс Рус», «СТ Алабуга», «СМИТ»), на стадии проектирования находятся 23 компании («Комбинат энергосберегающих материалов «Уоллсейвинг»», «ИПГ Технологии», «Татцемент», «Медицинские системы «Ангел»», «Ростонер», «НЦК-Алабуга», «Ист Болт Елабуга», «Агрусхим-Алабуга», «СТиМ-Алабуга», «ИНКО-ТЭК Агро Алабуга», «Интэко Тюбинг», «Грибная компания «Шампиньоны Татарстана»», «КаМАтех», «АВС Сталь», «Амитек», «А-Стар», «Алабуга-Моторс», «КамГеоТекс», «Италтекс», «Татпластик», «Септал», «Торговый дом «КМЗ»», «Завод поликристаллического кремния «Кристалл»»).

«Алабуга» — крупнейшая, наиболее успешная особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России: она приносит 68% совокупной выручки всех ОЭЗ страны (на 2017 год), вложения частного капитала в «Алабугу» составляют 54% от всех средств, вложенных в ОЭЗ в России (на 2016 год). На 2017 год «Алабуга» подписала контракты на инвестиции общим объёмом 155,8 миллиардов рублей, из них были освоены 100,2 миллиардов рублей, крупнейшие зарубежные инвесторы — Нидерланды и Турция. В совокупности компании-резиденты создали на территории «Алабуги» более 5,6 тысяч рабочих мест. На 2016 год на «Алабугу» приходилось 42% налоговых отчислений (без учёта НДС) всех особых экономических зон России. С момента создания по 2016 год её резиденты выплатили 9,7 миллиардов рублей налогов (в том числе, 2,6 миллиардов в 2015 году). Свидетельством эффективности «Алабуги» служит то, что рост налоговых поступлений резидентов превосходит налоговые расходы — совокупность предоставленных им налоговых льгот. По оценке президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, к 2019 году налоговые поступления полностью окупят 25,7 миллиардов рублей государственных вложений в инфраструктуру «Алабуги». По плану к 2023 году число резидентов должно достичь 120, объём годовых налоговых отчислений — 32 миллиардов рублей в год. В глобальных рейтингах за 2015, 2016 и 2017 годы «Алабуга» была названа лучшей в Европе особой экономической зоной для крупного бизнеса. В 2016 и 2017 годах она также получила почётное упоминание в глобальном рейтинге ОЭЗ для крупных компаний [3].

Однако, несмотря на ряд достижений, государственно-частное партнерство в форме создания особой экономической зоны в настоящий момент имеет достаточно широкий круг проблем:

1) из-за действия санкций, принятых Евросоюзом и США, приостановлены инвестиции, в том числе вопреки желаниям компаний-инвесторов. Данные компании отказались от строительства заводов. Для

того, чтобы действие санкций ощутимо не сказалось на деятельности ОЭЗ, необходимо привлекать компании из дружественных для России стран.

2) несовершенство российского законодательства, сложность бюрократических процедур, приводящих к росту косвенных издержек.

3) существенные риски: во многих современных отраслях проработанность темы прогнозирования и управления рисками отстаёт от быстро меняющихся экономических реалий. Как правило, инициатор несёт повышенную ответственность, то есть, если непредусмотренные угрозы реализуются в проекте, в который государство привлекало частных партнеров, основная ответственность ложится на государство [4 с.144].

4) сложности в применение методов оценки эффективности проектов потенциальных компаний-резидентов. При оценке эффективности проектов ГЧП следует изначально учитывать различные цели у партнеров его создающих. Если для частного партнера в подавляющем большинстве случаев, приоритетной является финансовая эффективность проекта, что упрощает ее оценку ввиду существования достаточного числа методик, то для государственного партнера, кроме финансовой эффективности, зачастую более важными показателями являются: социальная, экологическая, инфраструктурная, инновационная, бюджетная (как по направлению повышения поступлений в бюджет, так и снижения бюджетных расходов) оценка [5].

5) высокий «порог вхождения» в ОЭЗ - объем инвестиций должен составлять минимально 120 миллионов рублей. Не все компании могут себе позволить обеспечить такой уровень, и, возможно, некоторое его снижение обеспечило бы ОЭЗ дополнительный приток инвесторов.

Таким образом, для развития государственно-частного партнерства в России в сфере промышленного производства требуется дальнейшее совершенствование законодательной базы, методологии оценки эффективности проектов, упрощение процессов рассмотрения и согласования инвестиционных проектов на всех уровнях, налаживание крепких связей со странами - партнерами РФ.

Использованные источники:

1. Свободная энциклопедия Википедия, статья "Особая экономическая зона" https://ru.wikipedia.org/wiki/Особая_экономическая_зона

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. В2-х томах. Том 2- с.54

3. Свободная энциклопедия Википедия, статья "Алабуга (особая экономическая зона" https: //ru.wikipedia.org/wiki/Алабуга (особая_экономическая_зона)#cite_note-2017.ria-41

4. Ваславская И.Ю., Фаттахова А.Р., Хакимова С.Д. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российская практика: монография / под ред. д-ра экон. наук И.Ю.Ваславской. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017-С. 144

5. Ваславская И.Ю., Хакимова С.Д., Кузнецова Т.В. Методы оценки

эффективности проектов государственно- частного партнерства российская практика // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №2 (2016). - С. 18.

УДК 005-022. 532

Вельшикаев Д.Р. студент 5 курса

факультет экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт

(филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова

РФ, г. Саратов

СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ

НЕДОСТАТКИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает основные формы страхования банковских вкладов, выделяет проблемы и подчеркивает необходимость их решения.

Ключевые слова: страхование, основные недостатки, направления развития, система.

Velshikayev D.R.

Saratov Social and Economic Institute (branch) of the RGU. GV Plekhanova 5th year student of the faculty economic security and customs Saratov, the Russian Federation INSURANCE INSURANCE SYSTEM IN RUSSIA: MAJOR DISADVANTAGES OF DEVELOPMENT

Annotation. In this article, the author reviews the main forms of bank deposit insurance, identifies problems and emphasizes the need to address them.

Key words: insurance, main shortcomings, directions of development, system.

В современном мире банковская система страхования России испытывает не самые лучшие времена. Финансовый кризис затронул банкиров и простых вкладчиков. Благодаря существующей системе страхования вкладов удалось избежать большого оттока депозитов из банков. Тем самым, вкладчики доверяют банкам гораздо больше, чем 10 лет назад.

Организация системы обязательного страхования банковских вкладов населения в России является государственной программой, которая реализуется в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[1].

Основными функциями системы страхования вкладов являются:

1. Финансовая поддержка кредитных учреждений, которые оказались

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.