НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 33
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Лимарева Дарья Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» НОУ ВПО «Ростовский социально-экономический институт» г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
УДК 330.3, 338.1
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «АЛАБУГА»
Аннотация: Функционирование большинства отечественных особых экономических зон связано с рядом проблем: неэффективное взаимодействие органов власти и потенциальных резидентов; неосвоение государственных средств; дефицит квалифицированных кадров. В статье внимание уделено ключевым аспектам эффективности функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (коллаборация органов власти и потенциальных резидентов зоны, наличие развитой инфраструктуры, преференций и льгот) и эффективности управления данной зоны ( формирование кадрового ландшафта). Одним из инструментов формирования кадрового ландшафта исследуемой особой экономической зоны выступает действующий с 2015 г. Корпоративный университет «Алабуга», - единственный в России профессиональный бесплатный акселератор в сфере промышленного менеджмента.
Ключевые слова: особая экономическая зона; ОЭЗ «Алабуга»; промышленно-производственный тип ОЭЗ; корпоративный университет «Алабуга»; кадровый ландшафт.
KEY ASPECTS OF THE MANAGEMENT EFFICIENCY AND FUNCTIONING OF SPECIAL ECONOMIC ZONE «ALABUGA»
Abstract: Functioning of the majority of domestic special economic zones is connected with a number of problems: inefficient interaction of authorities and potential residents; not development of public funds; deficit of qualified personnel. In article the attention is paid to key aspects of efficiency of functioning of the special economic zone of the industrial and production Alabuga type (collaboration of authorities and potential residents of a zone, availability of the developed infrastructure, preferences and privileges) and management efficiency of this zone (availability of a personnel landscape). Acts as one of instruments of forming of a personnel landscape of the researched special economic zone acting since 2015. Corporate university «Alabuga» - the unique professional free accelerator in Russia in the sphere of industrial management.
Keywords: special economic zone; Alabuga SEZ; industrial and production type of the SEZ; corporate university «Alabuga»; personnel landscape.
Функционирование большинства отечественных особых экономических зон (ОЭЗ) связано с рядом проблем: неэффективное взаимодействие органов власти и потенциальных резидентов; неосвоение государственных средств; дефицит квалифицированных кадров. Решению обозначенных проблем будет способствовать оптимизация управления ОЭЗ. Примером эффективного управления и соответственно функционирования особых экономических зон выступает ОЭЗ «Алабуга». Цель статьи - выявить особенности управления и функционирования ОЭЗ «Алабуга». Информационно-эмпирической базой исследования выступили материалы Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) - http://www.economy. gov.ru/, данные сайта Российские особые экономические зоны - http://www.rosez.ru/, материалы официальных сайтов ОЭЗ «Алабуга» - http://alabuga.ru/ru/ и Корпоративного университета «Алабуга»
34
Д.А. Лимарева
- http://uni.alabuga.ru/.
Нормативно-правовую основу составили Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа», Постановление Правительства Российской Федерации от 7.07.2016 г. № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2016 г. № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон», нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование ОЭЗ на региональном уровне.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1]. Основные цели создания подобных зон сводятся к развитию высокотехнологичных и обрабатывающих отраслей экономики, развитию транспортной и портовой инфраструктур, туризма, санаторно-курортной сферы, производства новых видов продукции, разработке технологий и коммерциализации их результатов.
Особые экономические зоны формируются на базе территории с уникальными преимуществами (налоговыми преференциями, таможенными льготами и т.д.) в привлекательных для инвесторов регионах. Срок создания составляет 49 лет и продлению не подлежит.
В России с 2005 г. было создано 33 ОЭЗ: 15 туристско-рекреационных, 9 промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих и 3 портовых. Но, в силу неэффективного функционирования в 2016 г. прекращается деятельность 8 ОЭЗ: туристко-рекреационного типа - в Ставропольском и Краснодарском краях, Республиках Алтай, Адыгея и Северная Осетия - Алания, и портового типа - в Хабаровском и Приморском краях, Мурманской области [3]. Таким образом, по состоянию на 1 ноября 2016 г. в ряде регионов России функционируют следующие особые экономические зоны:
- промышленно-производственного типа: ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Владивосток», ОЭЗ «Калуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Лотос», ОЭЗ «Моглино», ОЭЗ «Титановая долина», ОЭЗ «Ступино Квадрат», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Узловая»;
- технико-внедренческого типа: ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Иннополис», ОЭЗ «Исток», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск»;
- портового типа: ОЭЗ «Ульяновск»;
- туристско-рекреационного типа: ОЭЗ «Байкальская гавань», ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала», ОЭЗ «Завидово», ОЭЗ «Северо-Кавказский туристический кластер».
На 1 января 2016 г. на территориях ОЭЗ всех типов зарегистрировано 435 резидентов (в том числе 70 резидентов с участием иностранного капитала из 29 стран мира); объем инвестиций, осуществленных резидентами ОЭЗ, за 2015 г. составил 25 млрд рублей, а объем товаров (услуг), произведенных (оказанных) резидентами за рассматриваемый период составил более 35 млрд рублей [5].
Остановимся подробнее на рассмотрении особенностей крупнейшей отечественной особой экономической зоны промышленно-производсвенного типа «Алабуга» (ОЭЗ ППТ «Алабуга»), созданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа» [2].
По данным официального сайта ОЭЗ «Алабуга», на 1 ноября 2016 г. в «Алабу ге» зарегистрировано 48 резидентов [6]. Действующими резидентами являются 21 компания:
1. ООО «Форд Соллерс Елабуга» - производство легковых коммерческих автомобилей и внедорожников, бензиновых двигателей Ford;
2. ЗАО «Полиматиз» - производство нетканого полотна и других полимерных изделий;
3. ООО «Роквул-Волга» - производство негорючих теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты;
4. ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» - производство стекловолокна и продукции на его основе;
5. ООО «Эр Ликид Алабуга» - производство технических газов;
6. ООО «Белая Дача Алабуга» - производство салатной и овощной продукции;
7. ООО «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» - производство плит МДФ, напольных покрытий и иной продукции на основе МДФ;
8. ЗАО «Тракья Гласс Рус» - производство листового стекла, зеркал, стекол с покрытием;
9. ООО «САРИЯ Био-Индастрис Волга» - производство мясокостной муки и жира животного технического (кормового);
10. ЗАО «Аутомотив Гласс Альянс Рус» - производство автомобильных стекол (лобовые, боковые, заднего вида);
11. ООО «Хаят Кимья» - производство санитарно-гигиенической бумажной продукции;
12. ООО «Алабуга-Волокно» - производство углеродного волокна;
13. ООО «Вертикаль-Алабуга» - производство бетона;
14. ООО «РМА Рус» - производство шаровых кранов для нужд газодобывающей промышленности;
15. ООО «Джошкуноз Алабуга» - штамповка крупноузловых деталей автомобилей;
16. ЗАО «Интерскол-Алабуга» - производство электроинструментов;
17. ООО «Армстронг Билдинг Продактс» - производство подвесных потолочных плит;
18. ООО «Хави Логистикс Елабуга» - производственно-распределительный центр;
19. ООО «3М» - производство средств антикоррозионной защиты, клейких лент, промышленных клеев, абразивных материалов, стеклянных микросфер;
20. ООО «Дизайн Рус» - производство пластиковых труб;
21. ООО «Хухтамаки Фудсервис Алабуга» - производство одноразовой посуды.
На стадии строительства находятся 3 компании резидента: ООО «Драйлок Текнолоджиз» -производство санитарно-гигиенических впитывающих изделий для женщин, детей и маломобильных групп населения; ООО «Барс Технолоджи» - производство автомобильных аккумуляторных батарей; комбинат энергосберегающих материалов «Уоллсейвинг» - производство энергосберегающих стеновых сендвич-панелей. На стадии проектирования - 24 компании резидента:
1. ООО «Акульчев-Алабуга» - производство кондитерских и хлебобулочных изделий;
2. ООО «СОЛЛЕРС-Штамп» - производства деталей кузова и шасси;
3. ООО «Мир упаковки Алабуга» - производство полимерной упаковки и пластиковых автокомпонентов;
4. ООО ЗПК «Кристалл» - производство поликристаллического кремния;
5. ООО «Алабуга-Моторс» - производство надстроек для спецтехники, автобусов, легковых автомобилей;
6. ООО «Кессель-Алабуга» - производство газовых настенных водонагревательных котлов;
7. ООО «НТЦ МСП» - производство систем очистки отработавших газов автомобилей (глушителей);
8. ООО «КамГеоТекс» - производство высокопрочных тканных георешеток на основе
36
Д. А. Лимарева
полиэфирных технических нитей;
9. ООО «Инжиниринговый центр «ИНТЕРСКОЛ» - инженерно-испытательный центр по разработке экспериментальных и опытных образцов изделий электроинструментов и средств малой механизации строительства;
10. ООО «НЦК-Алабуга» - производство изделий из полимерных композиционных материалов;
11. ООО «ККТ-Синтез» - производство особочистого оксида алюминия;
12. ООО «ИТАЛТЕКС» - производство полиамидных нитей ПА-6,6 и женских колготок;
13. ООО «Торговый дом КМЗ» - производство дизель-гидравлических маневровых и магистральных локомотивов нового поколения;
14. ООО «Амитек» - производство стеклопластиковых труб;
15. ООО «Ист Болт Алабуга» - производство хлебобулочных изделий;
16. ООО «АйДжиЭс Агро» - выращивание грибов шампиньонов и производство компоста и гумуса;
17. ООО «Татпластик» - производство изделий хозяйственно-бытового назначения из пластмасс;
18. ООО «ЭкоТехнологии-Алабуга» - переработка изношенных шин в резиновую крошку;
19. ООО «Септал» - производство оборудования для локальных канализационных систем;
20. Грибная компания «Шампиньоны Татарстана» - производство компоста, выращивание грибов шампиньонов;
21. ООО «Гелиотехника Сириус» - производство солнечных панелей;
22. ООО «А-Стар» - производство крахмалопродуктов из пшеничного сырья;
23. ООО «АВС Сталь» - производство оцинкованной стали и оцинкованной стали с полимерным покрытием;
24. ООО «КаМАтех» - производство малеинового ангидрида.
В соответствии со стратегией развития ОЭЗ «Алабуга» к 2020 г. планируется привлечение порядка 120 резидентов, занимающихся автомобилестроением, приборостроением, производством нефтехимии, композитных и строительных материалов, товаров массового потребления.
Перейдем к анализу системы формирования кадрового ландшафта ОЭЗ. Отметим, что кадровый ландшафт представляет собой целостную, территориально-локализованною совокупность демографических, экономических, политических, научно-технических, природно-климатических и социально-культурных факторов, формирующих основу кадрового потенциала [4].
Одним из инструментов формирования кадрового ландшафта исследуемой особой экономической зоны выступает действующий с 2015 г. Корпоративный университет «Алабуга» (КУ «Алабуга»), - единственный в России профессиональный бесплатный акселератор в сфере промышленного менеджмента.
По данным официального сайта Корпоративного университета, отбор студентов проводится в несколько этапов: оценка резюме и мотивационных писем, онлайн-тестирование, скайп-интервью, ассейссмент-центр непосредственно в ОЭЗ «Алабуга», по результатам которого отбираются 25 лучших специалистов, которым предстоит 3 месяца интенсивного обучения и практики по программе «Производственный менеджмент». Данная программа включает 6 блоков:
- первый блок - теоретический (планирование реализации промышленных проектов, бюджетирование, строительство, эксплуатация, логистика, управление персоналом и бережливое производство);
- второй - практический (посещение 20 предприятий-резидентов ОЭЗ и решение практических кейсов с руководителями предприятий);
- третий - интерактивный (участие в семинарах);
- четвертый - лидерство (тренинги по развитию лидерских качеств);
- пятый - бизнес-игры (имитация рабочего процесса, упрощенное воспроизведение реальной
производственной ситуации);
- шестой - самостоятельная работа (проведение исследования, разработка проекта, и его презентация).
По данным официального сайта КУ «Алабуга», в 2015 г. было подано 1700 резюме, из них 1100 претендентов были приглашены на онлайн-тестирование, на скайп-интервью - 250 человек, на ассейссмент-центр - 50, из них студентами стали только 25 [7]. Из 25 прошедших обучение студентов в ОЭЗ смогли трудоустроиться 12 человек. В настоящее время ведется отбор для обучения в феврале-апреле 2017 г.
Таким образом, проведенный анализ деятельности особой экономической зоны «Алабуга» позволил выявить основные аспекты эффективности функционирования (коллаборация органов власти и потенциальных резидентов зоны, наличие развитой инфраструктуры, преференций и льгот) и эффективности управления данной зоны (формирование кадрового ландшафта, которым занимается Корпоративный университет).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». - Информационно-правовое обеспечение «Гарант». [Электрон. ресурс] -Режим доступа: http://iv2.garant.ru/ SESSЮN/PILOT/main.htm
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 784 «О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа». - «Консультант плюс». [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57592
3. Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 г. № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон». [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://government.ru/media/files/ Tq2rM pxuJ3YAh0lRm4AFV0rArSLlDMTp.pdf
4. Акперов И.Г., Брюханова Н.В. Целевое управление формированием кадрового ландшафта территории и развитием кадрового потенциала / И.Г. Акперов, Н.В. Брюханова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=14035
5. Особые экономические зоны: некоторые важные результаты и показатели 2015 года. - Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://govemment. т/тй/22711/
6. Официальный сайт ОЭЗ «Алабуга». [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://alabuga.ru/ru/
7. Официальный сайт Корпоративного университета «Алабуга». [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://uni.alabuga.ru/