Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Экономика
УДК 332 (470.41)
Влияние особых экономических зон на развитие региона (на примере ОЭЗ ППТ «АЛАБУГА»)
Евстафьева А.Х.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Туйчина Ю.А.
Соискатель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Приведена структура развития особых экономических зон на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга». Рассмотрены применяемые налоговые и таможенные льготы. Особая экономическая зона «Алабуга» является наиболее подготовленной площадкой на территории РФ для реализации крупнейших промышленно-инвестиционных проектов. В статье отмечены проблемы, решение которых поможет вывести особую экономическую зону «Алабуга» на принципиально новый уровень развития.
Ключевые слова: особая экономическая зона «Алабуга», налоговые и таможенные льготы, инвесторы, проблемы особой экономической зоны.
Особые экономические зоны - это «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности» [1].
На территории России ОЭЗ создаются в целях укрепления инвестиционной и инновационной составляющей экономики. Насчитывается более 10 особых экономических зон (ОЭЗ), подразделенных исходя из территориальной и отраслевой принадлежности (табл. 1).
Представителем ОЭЗ промышленно-производственного типа является «Алабуга». Она была основана в 1998 г. на базе недостроенного Елабужского автомобильного завода. Необходимо заметить, что основной целью создания экономической зоны в Елабуге было не только привлечение инвестиций, но и оздоровление экономики, так как экономи-
ческое и социальное положение в регионе было катастрофическим. Это было связано с тем, что строительство ЕлАЗа было прекращено с развалом СССР, регион, базировавшийся вокруг огромного строительства, оказался на грани банкротства. Население, приехавшее для возведения «Автограда», осталось без работы (уровень безработицы в 1998 г. составил почти 8 % из числа официально вставших на биржу труда). Оставшиеся без внимания отрасли пришли в упадок.
Именно это время стало моментом пересмотра территориальных, производственных и человеческих возможностей. Помимо ОАО «ПО ЕлАЗ» были созданы порядка 20-ти предприятий, так или иначе связанных с автомобилестроением, среди них ООО «Соллерс-Елабуга» ООО «Д Пласт-Эфтек РТ», ООО «НЭК», ООО «Ансан Алабуга», ООО «Автомастер», ООО «ЗАСС Алабуга». Доля автомобилес-
33
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Экономика
Таблица 1
Структура ОЭЗ на территории РФ
Тип ОЭЗ Территориальная принадлежность Направление деятельности
Промышленно производственная (срок действия 20 лет) Липецкая область, Республика Татарстан Производство автомобилей, химическая и нефтехимическая промышленность, обрабатывающая промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство электрооборудования, мебели и бытовой техники
Техниковнедренческая (срок действия 20 лет) Санкт-Петербург, г Зеленоград, г. Дубна, Томск Инновационные технологии, аналитическое приборостроение, микроэлектроника, ядерные и нанотехнологии
Туристскорекреационная (срок действия 20 лет) Калининградская область, Алтайский край, Республика Алтай, Краснодарский край, Ставропольский край, Иркутская область, Республика Бурятия Услуги в сфере туризма и развитие смежных с туризмом отраслей
Портовая (срок действия 49 лет) Не определена Погрузочно-разгрузочные работы; складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг; снабжение и снаряжение судов; переработка водных биологических ресурсов; операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке
троительной отрасли в общем объеме производства составила 55,5 %, доля занятых в данном секторе экономики составила 25,4 %, доля налоговых поступлений отрасли составила 27 %. Таким образом, отрасль автомобилестроения стала градообразующей, сформировались предпосылки создания ОЭЗ промышленно-производственного типа.
Федеральный центр и руководство Республики Татарстан отдавало себе отчет, что полагаться лишь на одну отрасль нельзя, необходимо повышать доли прочих отраслей путем создания новых и повышения эффективности действующих производств. В 2006 г. началось активное формирование инфраструктуры ОЭЗ, предназначенной не только для развития автомобилестроения, но и для развития других отраслей. Началось строительство таможенных и складских терминалов, железнодорожных и автомобильных дорог, деловых центров и т.д. Благодаря на-
Таблица 2
Налоговые и таможенные льготы
ОЭЗ Вид налога Ставка
«Алабуга» Налог на прибыль 15,5%
Налог на имущество организаций 0%
Транспортный налог на первые 10 лет 0%
Земельный налог на первые 10 лет 0%
НДС 0%
Таможенные пошлины 0%
логовым и таможенным преференциям (табл. 2) в регион пришли первые иностранные инвесторы ZASS (Турция), NALKO (США), HYUNDAI Motor Company (Корея) и многие другие.
Свободный таможенный режим зоны позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий (табл. 3).
После прихода иностранных и отечественных инвесторов целью развития ОЭЗ «Алабуга» стало создание благоприятных условий для осуществления российскими и иностранными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
Основные показатели деятельности ОЭЗ ППТ «Алабуга» представленны в табл. 4 и на рис. 1.
Кроме того, факторами развития ОЭЗ являются:
• географическое положение (северо-восточная часть РТ);
• богатые природные ресурсы (ПГС, известняк, песчано-гравийные породы, кирпичные глины), потребителями которых являются промышленные предприятия г. Елабуга и ОЭЗ «Алабуга»;
• благодаря своему богатому культурному наследию и обладая всеми условиями для развития многих видов туризма, Елабужский муниципальный округ может войти в туристско-рекреационный тип ОЭЗ, что будет, несомненно, служить дополнительным фактором повышения конкурентоспособности ОЭЗ ППТ «Алабуга»;
• применение новейших технологий и внедрение инноваций.
Таким образом, можно сказать, что по темпам развития ОЭЗ ППТ «Алабуга» находится на достаточно высоком уровне и является подготовленной площадкой на территории РФ для реализации крупнейших промышленно-инвестиционных проектов.
Однако, несмотря на большой потенциал ОЭЗ ППТ «Алабуга», нельзя не заметить и очевидных проблем:
1. Внедрение инновационных технологий. Эффективное развитие ОЭЗ невозможно без внедрения и применения новейших технологий и производств.
34
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Экономика
Таблица 3
Льготы «Свободного таможенного режима» [2]
1. Зарубежное оборудование Зарубежное оборудование и продукция размещены и используются на территории ОЭЗ «Алабуга», без таможенных пошлин (10 %) и Налога на Добавленную Стоимость (18 %).
2. Продукция отечественного производства Продукция отечественного производства размещается и используется на сроках и условиях, применяемых к экспортированию в соответствии с таможенным режимом экспорта, включая оплату акцизного сбора и без оплаты экспортных таможенных пошлин. (Вопрос о применении/неприменении свободного таможенного режима зоны решается самим инвестором).
К сожалению, ОЭЗ не являются центрами инновационного развития страны. Поэтому необходимо сделать акцент на инновационный путь развития как в производстве, так и в управлении им.
2. Инвестиционные и финансовые риски, связанные с нестабильной экономической ситуацией, что препятствует притоку иностранных инвесторов.
3. Отсутствие примеров достаточно и стабильно функционирующих ОЭЗ, с которыми можно было обменяться опытом, что в свою очередь позволило бы решить ряд существующих проблем.
4. Отсутствие стратегических программ развития ОЭЗ, которые помогли бы в выборе инвестиционных проектов развития с высокой нормой рентабельности, а также обеспечили бы ОЭЗ квалифицированными кадрами в соответствии с тенденциями современного развития.
5. Отсутствие сбалансированного сочетания предприятий крупного, малого и среднего бизнеса (примерное соотношение 20 % / 30 % / 50 %). Ненужно пренебрегать представителями малого бизнеса, так как и они могут стать полноправными субъектами ОЭЗ, например, в сфере обслуживания. Кроме того, по мнению специалистов, не малый и крупный бизнес может стать двигателем в развитии ОЭЗ, а средний.
Полагаем, что решение вышеперечисленных проблем поможет вывести ОЭЗ ППТ «Алабуга» на принципиально новый уровень развития.
Таблица 4
Показатели деятельности ОЭЗ [3]
Период Показатели
Количество резидентов (ед.) Объем инвестиций (млрд. руб.) Количество рабочих мест (ед.)
2006 1 - 65
2007 5 4,8 709
2008 8 7,8 2500
2009 18 9,5 4300
12
10 -
8 -
6 -
4
2 _
0 -
2003 2004 2005 2006 2007 2008
млрд.руб. 1,44 3,1 5,69 7,04 9,95 9,98
Рис.1. Динамика объема выпускаемой продукции в ОЭЗ «Алабуга» [4]
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». - Ст. 2.
2. www.elabuga-city.ru/printarticles71 .htm
3. Королев Ю.А. Совершенствование институциональных форм управления инновационным развитием региона на базе особой экономической зоны: автореф. ... канд. экон. наук. - Казань, 2010.-28 с.
4. Стратегия развития Елабужского муниципального района и его поселений до 2015 г. и на перспективу до 2025 г. - URL: http://www.elabugacity. ru/i_pic/palata_pcer/strategyEMR.pdf
35
Вестник экономики, права и социологии, 2011, № 1
Экономика
The Impact of Special Economic Zone on Region Development (As Exemplified by Industrial Production Special Economic Zone “ALABUGA”)
A. Evstafieva, Yu. Tuychina
Kazan State University of Architecture and Engineering
The article presents the structure of development of special economic zones on the territory of the Russian Federation. The authors ’ focus is on the business activities of industrial production special economic zone “ALABUGA”. The authors analyze tax and customs privileges. Special economic zone “ALABUGA” is the most developed ground for implementation of large-scale industrial investment projects on the territory of the Russian Federation. The article summarizes the problems solving of which may provide new level of development of special economic zone “ALABUGA”.
Key words: special economic zone “ALABUGA”, tax and customs privileges, investors, problems of special economic zone.
36