Научная статья на тему 'Основы устойчивого развития Российской Федерации: региональный аспект'

Основы устойчивого развития Российской Федерации: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
261
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INNOVATIONS / COMPETITIVENESS / TERRITORIAL ORGANIZATION / REGIONAL TYPOLOGY / TERRITORIAL STRUCTURE / TERRITORIES OF INNOVATION DEVELOPMENT / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Александрова А. В.

В статье рассматриваются концептуальные основы стабильного развития регионов России. Показано, что для устойчивого развития экономики необходимо целенаправленное формирование конкурентных преимуществ регионов. При этом конкурентоспособность одна из основных стратегических целей регионов. Показаны «опорные регионы», которые должны лечь в основу новой каркасной структуры пространственной организации страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grounds for the stable development of The Russian Federation: regional aspect

The article considers the conceptual issues of Russian regions stable development. The author underlines the essence of the strategic forming of competitive advantages of regions aimed at stable economic development. The competitiveness is viewed upon as the one of the strategic aims of regions. The article shows the basis regions that are supposed to form up the background of the new carcass structure of the countrys territorial organization.

Текст научной работы на тему «Основы устойчивого развития Российской Федерации: региональный аспект»

Defects and problems of the mechanism of taxation of property and variants of construction of rates and establishment of privileges are substantiated. Parameters on which the effective system of differentiation to the personal tax of the property should be formed are offered. Account of tax load is carried out at a new variant of construction of

rates. Necessity of updating of the principles underlying formation of system of tax benefits under the property tax is substantiated.

Key words: fiscal regulation; tax rate; tax benefits; personal tax of the property; “tax safety lock”.

УДК 35

ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© А.В. Александрова

В статье рассматриваются концептуальные основы стабильного развития регионов России. Показано, что для устойчивого развития экономики необходимо целенаправленное формирование конкурентных преимуществ регионов. При этом конкурентоспособность - одна из основных стратегических целей регионов. Показаны «опорные регионы», которые должны лечь в основу новой каркасной структуры пространственной организации страны.

Ключевые слова: инновации; конкурентоспособность; пространственная организация; региональная типология; территориальная структура; территории инновационного развития; экономический рост.

Решение задач устойчивого развития РФ требует перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, к определению и поддержке стабильных динамично развивающихся регионов - «локомотивов роста» [1-5].

Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем.

Помимо смены ведущих центров роста в длительной перспективе, идет диффузия (расширение) зон роста вокруг существующих центров, особенно от крупных агломераций на соседние территории.

В России это наиболее явно проявляется в расширении зоны роста Московской столичной агломерации. В то же время влияние богатых ресурсодобывающих регионов на своих соседей, как правило, слабее.

В современной России в явном виде «работают» три преимущества. Первое - агломерационный эффект, который дает экономию на масштабе, обеспечивая широкий выбор работников и рабочих мест на рынке труда, снижая транспортные расходы, позволяя более интенсивно использовать инфраструктуру и тем самым снижая издержки бизнеса (правда, до определенного предела.

ведь земля, недвижимость и работники в агломерациях стоят дороже).

Второе - обеспеченность сырьевыми ресурсами, востребованными мировым рынком; в годы кризиса оно смягчило экономический спад, а в период роста обеспечивало более высокие доходы бюджетам экспортносырьевых регионов и занятым в этих отраслях. Проблема регионов и стран, обладающих этим преимуществом, - зависимость от конъюнктуры мировых цен на сырье и полуфабрикаты (нефть, газ, металлы).

Третье преимущество, проявившееся только в годы экономического роста - выгодное положение на основных путях мировой торговли, особенно приморское, поскольку большая часть экспортно-импортных грузов перевозится морем. В советское время, за «железным занавесом», это преимущество не могло проявиться в полную силу, а в годы кризиса и ослабевших институтов государства препятствием стала криминализация портовых регионов.

В менее явном виде крупные города и небольшие наукограды обладают преимуществом более высокого человеческого капитала, но условий для его реализации, особенно в наукоградах, пока недостаточно.

Как и вся страна, регионы не отличаются хорошими институтами (нормами и прави-

лами, снижающими транзакционные издержки деятельности экономических агентов).

Явные преимущества проявляются в опережающем росте обладающих ими территорий: крупнейших агломераций - в первую очередь федеральных городов с прилегающими областями, нефтегазовых и металлургических регионов, а с 2000-х гг. - западных и южных приморских регионов, на востоке все еще велики барьеры криминализации и удаленности.

Бизнес активней всего инвестирует в территории, имеющие конкурентные преимущества, поскольку это позволяет снижать издержки и повышать доходы. В результате экономическое неравенство регионов растет вследствие объективных факторов.

На наш взгляд, в целях обеспечения качественного экономического роста необходимо целенаправленное развитие регионов, которые обладают конкурентными преимуществами.

Одной из главных тенденций мирового развития является переход высокоразвитых стран к постиндустриальному обществу.

Россия в настоящее время проходит переходный период к информационной стадии экономического развития - фактор, который существенно модифицирует парадигму экономического роста, делая акцент на информатизацию инноваций регионов как основного ресурса конкурентоспособности страны.

При этом конкурентоспособность регио-на1 становится одной из основных стратегических целей его развития и решающим условием становления инновационной экономики в России на основе совершенствования производственных процессов организаций различных сфер бизнеса и предпринимательских структур.

Конкурентоспособность региона является сложным, многогранным понятием, явлением и может рассматриваться в различных теоретических аспектах, зачастую переплетающихся между собой:

- по элементам экономической системы: ресурсная, факторная, результативная и др.;

1 Конкурентоспособность региона - это реальная и потенциальная способность региона, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и не ценовым характеристикам в комплексе при диагностической оценке являются более привлекательными для потребителей, чем товары у регионов-конкурентов.

- по функциям системы: экономическая, социальная, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и др.;

- по уровням экономической системы: макро-, мезо-; микроконкурентоспособность;

- по отношению к стране пребывания: внутренняя и внешняя;

- по фактору времени: текущая, перспективная;

- по типу поведения: оперативная, тактическая, стратегическая;

- по способу оценки: интегральная,

конгломератная, единичная.

Конкурентоспособность региона является оценочным показателем, критериями которой могут выступать следующие группы показателей:

1) факторные, характеризующие процесс создания конкурентоспособности региона (детерминанты национального ромба);

2) результирующие, характеризующие результат процесса создания конкурентоспособности региона (положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства и др.);

3) смешанные, характеризующие смешанный стиль выбора критериальных показателей конкурентоспособности региона.

Отсюда выбор способов, критериев показателей и методик оценки конкурентоспособности региона несет субъективно-объективный характер в силу того, что зависит от субъекта и целей (задач) оценки и объективного определения функционального содержания объекта конкурентоспособности.

В свою очередь, задача оценки конкурентоспособности региона имеет возможность решаться на основе интегрального показателя (коэффициента) или на основе сбалансированной системы частных показателей, характеризующих отдельные ее составляющие.

Первым шагом при разработке типологии, на наш взгляд, должно быть обоснование выбора компонентов и выделение приоритетов.

Выбор компонентов может осуществляться в соответствии со следующей структурой: оценивается состояние экономики, рынок труда, положение домашних хозяйств, особенности расселения, миграционная и социально-демографическая ситуация. Типология

строится иерархически, с выделением базовых дифференцирующих признаков. Их выбор, безусловно, субъективен, он сделан на основе экспертного и аналитического опыта.

Таких компонентов два:

1) уровень экономического развития региона - главный дифференцирующий признак в России, причем его индикаторы (душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности) должны рассматриваться как триединый компонент, чтобы оценить совокупно производство дохода, его потребление и неравенство по доходу;

2) освоенность территории оценивается через плотность населения и отражает степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой и многое другое.

Для огромной и разнообразной территории России учет территориального фактора чрезвычайно значим.

Типология строится в системе координат, позволяющей выделить четыре «крайние точки», которыми являются субъекты РФ:

- «богатые» и освоенные;

- «богатые» и слабоосвоенные;

- «бедные» и освоенные;

- «бедные» и слабоосвоенные.

Имея систему координат, несколько легче структурировать и другие социально-экономические и социально-демографические характеристики регионов. Они накладываются на базовые различия и дополняют типоло-

гию, хотя вполне понятно, что полной синхронности изменений всех компонентов по типам быть не может.

Реальное количество типов отличается от логической схемы. Диспропорции регионального развития в России настолько сильны, что в качестве «богатых» субъектов -экономических лидеров - можно выделить только Москву и два автономных округа Тюменской области. К «богатым» тюменских округам приближается нефтедобывающий Ненецкий АО, но пока только по показателю ВРП.

Следующая группа регионов отстает от лидеров существенно, она названа относительно развитой. Наиболее велика и размыта «середина», т. е. медианная группа. Группа аутсайдеров также разнородна.

Помимо базового разделения по доходу и освоенности, две последние группы разделены по географическому местоположению с учетом уровня урбанизации как дополнительного фактора.

Данная типология показывает, что для России нужна социальная политика, адаптированная с учетом особенностей разных типов регионов.

Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем окружающих регионов.

Таблица 1

Общая схема региональной типологии в РФ

Экономика и положение Освоенность

региона Более высокая Низкая

1. Лидеры Федеральная столица - 1 «Богатые» нефтегазодобывающие округа - 2

2. Стабильно развивающиеся Более развитые регионы освоенной зоны - 11 Ресурсные регионы слабоосвоенной

или опережающие по доходу Освоенная зона - 33 В том числе: зоны с более высокими доходами - 10

более урбанизированные регионы Центра, Слабоосвоенная зона Сибири

3. «Середина» Северо-Запада, Поволжья; и Дальнего Востока, регионы

более аграрные регионы Черноземья и Юга; Европейского Севера - 12

переходная зона юга Поволжья, Урала

и Сибири

4. Аутсайдеры Депрессивные области и наиболее бедные Наиболее бедные республики и авто-

республики - 7 номные округа востока страны - 7

1 Цифрами в таблице указано число регионов в каждом подтипе.

Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня (международного - пока на это роль претендуют только Москва и Санкт-Петербург, федерального, окружного).

Регион можно считать стабильно развивающимся, если он соответствует следующим условиям:

- в данном регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;

- наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;

- в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;

- данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал,

- регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;

- в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;

- в перспективе 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

Специфика геостратегического окружения России требует, чтобы при определении опорных регионов учитывались не только экономические и геоэкономические факторы, но и фактор национальной безопасности.

В настоящее время в РФ четко обозначилась группа стабильно развивающихся регионов, по сути, определяющих место современной России в системе международного разделения труда и в значительной степени формирующих доходы федерального бюджета.

К этим регионам прежде всего относятся: крупнейшие экономические центры страны - г. Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов Федерации с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Ярославская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области); а также группа пре-

имущественно сырьевых регионов, специализированных на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан, Белгородская, Липецкая и Вологодская области).

Именно совокупность регионов - «локомотивов роста» - должна составить новую каркасную структуру пространственной организации России. Данная структура может быть образована не только субъектами Федерации, но и городами и городскими агломерациями, связанными общностью хозяйственной и социальной жизни, имеющими общую систему транспортных коммуникаций.

На наш взгляд, «опорные регионы» должны быть выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития. Новая каркасная структура пространственной организации страны должна:

- обеспечить наиболее эффективную с точки зрения капитализации страны интеграцию в глобальный рынок, сосредотачивая на своей территории центры управления потоками товаров, финансов, информации и людей, центры разработки и обращения инноваций;

- за счет формирования нескольких территориально закрепленных «локомотивов роста» способствовать ускоренному социально-экономическому развитию РФ, становясь источником нововведений для других регионов, размещая в них заказы для своих предприятий, передавая выполнение отдельных производственных функций на аутсорсинг;

- обеспечить инфраструктурную, производственно-технологическую и социальнокультурную связанность страны, открывающую доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

- реализовать в стране пилотные проекты социально-экономического развития.

Опорные регионы (центры роста) могут поддерживаться за счет:

- формирования узлов инфраструктур;

Таблица 2

Отличия между политикой «выравнивания» и «фокусирования» социально-экономического развития регионов РФ

Г осударственная политика Политика выравнивания уровней развития регионов Поляризованное (сфокусированное) развитие регионов

Основные параметры Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного по стране) социально-экономического потенциала Создание регионов - «локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административно- территориальное деление Выделение географически сопряженных территорий, сохранение существующей административнотерриториальной структуры Укрупнение юрисдикции для выделения системы «опорных регионов» внутри страны, возможность признания за ними другого статуса, чем у обычных административно-территориальных единиц

Базовый механизм управления Равномерное («диффузионное») распределение государственных капвложений между территориями, нуждающимися в поддержке Направление государственных капвложений на развитие связанности «опорных регионов» с глобальной экономикой и другими регионами страны, снятие барьеров для распространения инноваций

- размещения в опорных регионах территориальных органов федеральных органов государственной власти; придания данным регионам специального экономического статуса в Российской Федерации;

- поддержки пилотных экономических проектов и имеющих федеральное значение культурных инициатив данных регионов;

- формирования системы межбюджет-ных отношений, учитывающих роль и функции опорных регионов в стране.

Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому -плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений.

Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в т. ч. необходимы:

- разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 г.;

- государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

- определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования в рамках приоритетных для государства направлений развития науки и технологий и обеспечивающих интеграцию научной и образовательной деятельности.

Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;

- определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов);

- создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных).

Исходя из этого, определим российскую инновационную систему как федеральнорегиональную экономическую систему, представляющую собой совокупность хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания, направления деятельности которой определяются проводимой государственной экономической политикой и регламентируются соответствующей нормативной правовой базой.

При этом основная цель создания российской инновационной системы может быть определена как обеспечение условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний.

Таким образом, в приведенных выше ситуациях должно быть обеспечено не только достижение каких-либо научно-технологических результатов, но и комплексное развитие территории за счет активизации инновационной деятельности. Это может быть достигнуто в рамках реализации концепции территории инновационного развития.

Определим территорию инновационного развития (ТИР) как территорию, находящуюся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу экономического развития которой составляет создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а также оказание услуг по ее созданию.

Основной целью формирования территории инновационного развития является не только технологическое развитие, но и социально-экономическое развитие территории на основе результатов инновационной деятельности.

Индикаторами успешности такого социально-экономического развития служат, в первую очередь:

- увеличение налоговых поступлений в бюджет территории;

- повышение занятости и доходов населения территории;

- повышение в составе населения территории доли лиц, занимающихся более квалифицированным трудом и получающих, соответственно, более высокие доходы.

Первоначальной задачей формирования территории инновационного развития является создание адекватного возможностям и потребностям территории научно-производственного комплекса, обладающего рыночной конкурентоспособностью и возможностями дальнейшего саморазвития.

Научно-производственный комплекс

ТИР должен состоять из научных организаций, обеспечивающих разработку современных технологий, промышленных предприятий, способных воспринять эти технологии и осуществить выпуск конкурентоспособной продукции, и инфраструктуры, обеспечивающей процесс кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами, а также оказывающими услуги при работе на рынках.

На наш взгляд, формирование ТИР должно исходить из следующих принципов:

- индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы;

- государственная поддержка функционирования ТИР;

- преимущественное создание ТИР на базе научно-технологических кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию;

- создание на базе ТИР новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, снижение нагрузки на бюджеты различных уровней;

- развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов;

- выбор направлений развития исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ экономики территории;

- учет превалирующих тенденций технологического развития;

- учет требований рынка сбыта продукции и реальных объемов платежеспособного спроса;

- необходимый уровень развития инфраструктуры территории;

- развитие территориальных инновационных сетей.

Полнота и гармоничное сочетание необходимых различных элементов научнопроизводственного комплекса при целена-

правленной информационной, организационной и экономической поддержке позволяют добиться интенсивного сетевого взаимодействия участников инновационного процесса на территории, что обеспечивает ощутимый синергетический эффект инновационной деятельности и служит важным фактором дальнейшего саморазвития научно -производственного комплекса региона.

В связи с чем, базируясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод, что основные направления деятельности ТИР должны реализовываться в рамках специально разработанной программы, обеспечивающей безусловный приоритет развитию тех направлений, которые смогут обеспечить быстрое развитие конкурентоспособных производств.

1. Киселева Н.Н. Устойчивое развитие социально-экономической системы региона: методология исследования, модели, управление. Ростов н/Д, 2007.

2. Клейменова А. С. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая пара-

дигма // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (54).

3. Куракова Л.В. Стабильно-динамичные регионы в контексте стратегии инновационного прорыва: концепция формирования и проблемы развития. Тамбов, 2008.

4. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2004.

5. Научно-технологическая безопасность регионов России: методологические подходы и результаты диагностирования / Татаркин А.И. [и др.]. Екатеринбург, 2008.

Поступила в редакцию 1.09.2009 г.

Alexandrova A.V. Grounds for the stable development of The Russian Federation: regional aspect. The article considers the conceptual issues of Russian regions’ stable development. The author underlines the essence of the strategic forming of competitive advantages of regions aimed at stable economic development. The competitiveness is viewed upon as the one of the strategic aims of regions. The article shows the “basis regions” that are supposed to form up the background of the new carcass structure of the country’s territorial organization.

Key words: innovations; competitiveness; territorial organization; regional typology; territorial structure; territories of innovation development; economic growth.

УДК 65V.26+336.1

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА ДЛЯ БЕЗРИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Т.И. Овчинникова, Э.С. Фараджева

В статье рассмотрен ресурсный потенциал региона в целях экономического развития предприятий. Ключевые слова: региональная политика; ресурсный потенциал региона; социально-экономическое развитие региона; модель общего экономического равновесия.

Региональная политика является весомым инструментом регулирования социально-экономического развития страны. Посредством механизмов региональной политики можно активизировать внутренний потенциал регионов в целях социально-экономического развития территорий. Наиболее важным показателем развития региона является его ресурсный потенциал. Под ресурсным потенциалом имеем в виду понятие, объединяющее все существующие ресурсы конкретного региона, включая природные компоненты. Природно-ресурсный, производственно-технический, демографический,

финансовый, научно-технический, интеллектуальный, информационный потенциалы, а также собственно территория с определенным типом ее организации являются ресурсным потенциалом региона (РПР). Это понятие отражает также современную структуру ресурсов развития территории, именно поэтому РПР может использоваться как интегральный показатель деятельности региона.

Количественное измерение ресурсного потенциала математически может быть выражено посредством модели общего экономического равновесия, которое обеспечива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.