Научная статья на тему 'Priority of region policy under conditions of economy instability'

Priority of region policy under conditions of economy instability Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КОРРЕКТИРОВКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ECONOMY INSTABILITY / REGION POLICY / ADJUSTMENT OF REGION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мешкова Л. Л.

В статье рассмотрены основные проблемы развития региона в условиях экономической нестабильности. В качестве теоретической основы исследования рассмотрено содержание понятия «стабилизация» экономики и методологические аспекты ее достижения. В практическом аспекте предложены направления разработки и реализации региональной политики в условиях нестабильности, которые соответствуют разработанной Концепции развития регионов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Priority of region policy under conditions of economy instability»

ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Л. Л. МЕШКОВА

В статье рассмотрены основные проблемы развития региона в условиях экономической нестабильности. В качестве теоретической основы исследования рассмотрено содержание понятия «стабилизация» экономики и методологические аспекты ее достижения. В практическом аспекте предложены направления разработки и реализации региональной политики в условиях нестабильности, которые соответствуют разработанной Концепции развития регионов РФ.

Ключевые слова: экономическая нестабильность, региональная политика, корректировка региональной политики.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния населения Россия и ее регионы столкнулись с серьезнейшими экономическими вызовами, обусловленными экономическим кризисом.

Возникновение экономического кризиса привело к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В сложившихся условиях стала необходимостью разработка мер и направлений выхода России и ее регионов из кризиса. Решением данных задач занимается экономика региона, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования хозяйства региона с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, природно-ресурсных особенностей и места региона в общероссийском и международном разделении труда.

Прежде чем приступить к разработке конкретного инструментария и направлений выхода российских регионов из кризиса, рассмотрим теоретические аспекты данного вопроса.

Основная проблема российской экономики -до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов [5].

В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключе -вую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

Третья проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков [8]. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными [5].

Таким образом, надежды на то, что рынок все сам отрегулирует и расставит по оптимальным местам, не оправдались. Рынок нужно конструировать. И главная роль должна принадлежать государству. Данные обстоятельства обусловливают необходимость разработки системы мер по стабилизации социально-экономической ситуации в регионе.

Процесс стабилизации экономики региона связан с общим содержанием проводимых в стране экономических реформ и с объективной экономической реальностью региона. Это означает, что процесс стабилизации экономики региона, с одной стороны, должен быть адекватен основному идеологическому содержанию проводимых реформ, с другой - должен базиро-

ваться на региональной экономической реальности, учитывать его социально-экономическую специфику.

Содержание процесса стабилизации экономики различными экономистами трактуется по-разному. В дефинитивном аспекте «стабилизацию экономики» можно определить как:

- процесс приведения экономики в устойчиво-равновесное состояние, выражающийся в снижении темпов падения производства, фиксации его на определенном уровне, наращивании объемов производства на новой технической, технологической основе с учетом реальных потребностей общества [1];

- целенаправленную экономическую политику, ставящую задачей ограничение и подавление высокой инфляции, насыщение рынка, обеспечение соответствующего спроса и предложения [2];

- функцию государства, обеспечивающую полную занятость и стабильный уровень цен [3];

- процесс, характеризующийся быстрым снижением высокой инфляции, резким сокращением бюджетного дефицита, прекращением увеличения денежной массы и повышением конкурентоспособности национальной валюты [4];

- государственную политику по поддержанию объемов производства и занятости на естественном уровне [7].

В анализе проблем стабилизации важное значение имеет исследование вопросов управления. На наш взгляд, методологические основы управления стабилизацией экономики региона в современных условиях должны включать в себя:

- формирование системы целей, определяющих содержание управления стабилизацией экономики региона (преодоление тенденций дезинтеграции экономики региона; активизация производственного и кадрового потенциала; создание условий и предпосылок значительного повышения эффективности развития регионального хозяйственного комплекса);

- выявление принципов управления процессом стабилизации экономики региона (разграничение функций управления между региональными органами власти, с одной стороны, и муниципальными органами власти и субъектами хозяйствования - с другой; децентрализация управления и развитие партнерства субъектов управления; опора на собственные силы и развитие взаимодействия с федеральными структурами управления);

- обоснование путей реализации поставленных целей (расширение и развитие собственных источников и ресурсов социально-экономической стабилизации в регионе; коренная реконструкция и модернизация существующего производственного потенциала; разработка и реализация региональной финансовой стратегии как важнейшего рычага управления стабилизацией экономики региона; интеграция в региональные, межрегиональные и мирохозяйственные связи);

- формирование механизмов сдерживания и локализации факторов неопределенности и нестабильности развития экономики региона (своевременное предупреждение возникновения возможных кризисных ситуаций из-за отрицательных внешних и внутренних воздействий; недопущение резкого изменения функций региональной экономической системы; создание дублирующих производственных мощностей в регионе; обеспечение сбалансированного и пропорционального развития экономики региона; реализация конкурентных преимуществ региональной экономики на внешних рынках) [6].

В сложившихся условиях приоритетными направлениями разработки и реализации региональной политики в условиях экономической нестабильности должны стать:

1. Формирование из регионов - «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны. Концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем окружающих регионов. Принцип поляризованного развития эффективен только тогда, когда на территории страны появляется сеть полюсов роста разного уровня. «Опорные регионы» выделены Генеральной схемой пространственного развития Российской Федерации с указанием их функций, а также национальных задач развития.

2. Формирование региональных модулей Национальной инновационной системы Российской Федерации. Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же клю-

чевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому - плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений.

3. Создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров. Основными задачами развития промышленности в регионах РФ являются:

- наращивание потенциала расширенного воспроизводства в отраслях промышленности;

- повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции на внутренних и внешних рынках;

- диверсификация промышленности, опережающее развитие отраслей промышленности, производящих продукцию с более высокой долей добавленной стоимости;

- ускоренная модернизация российской промышленности;

- приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей, значительное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленного производства;

- наращивание темпов импортозамещения;

- создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства в сфере материального производства;

- эффективная внешнеэкономическая политика, учитывающая присоединение России к ВТО.

4. Создание системы управления человеческими ресурсами. В стране в условиях неминуемого естественного роста мобильности населения должна быть сформирована новая система управления человеческими ресурсами как один из главных инструментов регионального развития. Для этого необходимо:

- составление модели региональных прогнозных балансов трудовых ресурсов как отражение ситуации с воспроизводством и развитием кадрового потенциала территорий, демографических процессов;

- ведение мониторинга состояния данных балансов;

- совершенствование институциональноправовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ Российской Федерации;

- реализация программ повышения мобильности населения;

- реорганизация системы профессионального образования, включая разработку новых принципов финансирования профессионального образования;

- формирование институциональных и организационных механизмов предотвращения эт-но-конфессиональных конфликтов;

- определение институциональных требований к среде жизни в российских поселениях, закрепленных механизмами технического регулирования градостроительной деятельности;

- осуществление природоохранных мероприятий, направленных на сокращение антропогенной нагрузки на природные комплексы и т. д.

- реализация мероприятий, направленных на улучшение демографического потенциала регионов;

- совершенствование миграционной политики Российской Федерации.

5. Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов. Достижение целей регионального развития, обеспечение эффективного взаимодействия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при реализации программ социально-экономического развития территорий предполагает в качестве необходимого условия улучшение качества государственного управления и повышение эффективности использования общественных финансов на субфедеральном уровне. Поэтому проведение на данном уровне административной реформы, внедрение программно-целевого бюджетирования (ПЦБ) и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства на региональном и местном уровнях становится одним из приоритетов стратегии регионального развития Российской Федерации [8].

Литература

1. Добрынина Л. А. Кризисные территории России: проблемы управления и перспективы развития. М., 2003.

2. Матвеева Е. Н. Стратегия развития регионов России в условиях возрождения национальной экономики: межвуз. сб. науч. тр. М., 2003.

3. Парсаданов Г. А. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие. М., 2003.

4. Попов В. А. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие. М., 2003.

5. Поршнев А. Г. Модернизация российской экономики и государственное управление. М., 2006.

6. Раевский С. В. Концептуальные основы управления процессом стабилизации и развития экономики крупного региона. М., 2008.

7. Русинов Ф. М., Магамедов М. М. Основы государственного регулирования смешанной экономики в системе рыночных отношений России: учеб. пособие. М., 2002.

8. Шутилина С. Ю. Методологические аспекты обеспечения стабилизации регионального развития // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 3 (71). 2009. Тамбов, 2009.

* * *

PRIORITY OF REGION POLICY UNDER CONDITIONS OF ECONOMY INSTABILITY

L. L. Meshkova

In this paper, the main problems of the region development under the conditions of economy instability are considered. As a theoretical basis of the study, the notion of economy stabilization and methodological aspects to achieve it is examined. In a practical aspect, lines of development and implementation of the region policy under the conditions of instability are suggested, that meet the developed concept of growth of the regions of the Russian Federation.

Key words: economy instability, region policy, adjustment of region policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.