Научная статья на тему 'Основы управления качеством педагогических технологий системы дистанционного обучения'

Основы управления качеством педагогических технологий системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТРАТЫ / МОНИТОРИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / QUALITY MANAGEMENT / A SYSTEM OF DISTANCE LEARNING / EDUCATIONAL MODEL / STRATA / MONITORING / MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киян Ирина Владимировна

Рассмотрены некоторые актуальные проблемы дистанционного образования в России. Выделены основные структурные элементы системы дистанционного образования и ряд функциональных блоков, которые должны быть задействованы в данной системе. Рассказывается об информационных технологиях, необходимых для эффективного управления образовательным процессом. Также представлена модель так называемого стратирования как эффективный инструмент управления качеством педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights some current problems of distance education and a model of stratum as an effective tool for managing the quality of teaching technology.

Текст научной работы на тему «Основы управления качеством педагогических технологий системы дистанционного обучения»

- Научно-методические проблемы и новые технологии образования ^^ 35 = НАУЧНО-МЕТОАПЧЕСКПЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.134

Основы управления качеством педагогических технологий системы дистанционного обучения

И. В. Киян,

декан факультета управления в энергетике Московского института энергобезопасности и энергосбережения

Рассмотрены некоторые актуальные проблемы дистанционного образования в России. Выделены основные структурные элементы системы дистанционного образования и ряд функциональных блоков, которые должны быть задействованы в данной системе. Рассказывается об информационных технологиях, необходимых для эффективного управления образовательным процессом. Также представлена модель так называемого стратирования как эффективный инструмент управления качеством педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогические технологии, управление качеством, система дистанционного обучения, образовательная модель, страты, мониторинг, эффективность управления.

Развитие энергетики, как и любой другой отрасли, во многом зависит от профессиональной подготовленности специалистов. Подготовка кадров для энергетики - задача специализированного среднего и высшего образования. В настоящее время существует немало проблем, обусловленных имеющимися противоречиями между потребностями общества в качественных образовательных услугах и отсутствием возможности у государства предоставить их в полном объёме. Эти проблемы в рамках традиционных форм обучения решаются путем внедрения системы дистанционного обучения (СДО). СДО позволяет преподавателям проводить занятия с большим количеством слушателей (решается вопрос дефицита аудиторий) с возможностью применения индивидуального педагогического подхода и дифференцированной методики; дистанционное обучение для студентов - это эффективный способ совмещения работы и учебы.

Своё главное назначение - предоставлять образовательные услуги высокого качества - система ДО способна при наличии эффективной системы управления качеством педагогических технологий, органично включенных в общую организационную структуру учебного учреждения.

Для эффективного управления желательно, чтобы комплексная система управления качеством содержала в себе базовые составляющие - стратегическое и оперативное планирование, а также второстепенные, к которым можно отнести проведение мониторинга развития академического и административного персонала; осуществление мониторинга качества учебных материалов (виртуальных учебников, программного обеспечения ДО, качества предоставляемых преподавателями и тьюторами учебных материалов - вебина-ров, конференций, авторских семинаров и т.п.).

Стратегическое планирование может осуществляться при необходимости один или несколько раз в год, в то время как оперативное рекомендуется проводить в соответствии с циклом набора обучаемых на каждый курс. Следующим этапом является объединение представленных данных в расширенные планы направлений ДО и приведение их в соответствие со стратегией учебного заведения на рассматриваемый период времени.

Основными структурными элементами системы управления качеством образования в целом и педагогических технологий в частности можно считать следующие:

- внешний контроль качества образования и качества педагогических технологий (региональные и государственные лицензии, аттестация и аккредитация по ее результатам, заключения внешних экспертов, оценивающих качество основных процессов при осуществлении ДО);

- системы планирования на стратегическом и оперативном уровнях;

- мониторинг развития академического и административного подразделений. Сюда относятся отбор персонала, разработка оценочной шкалы (аттестации) его профессионального роста, а также подготовка, развитие и периодическая аттестация тьюторов (консультантов) и оценка их труда с письменными работами обучаемых);

- мониторинг качества виртуальных учебных материалов и процессов обучения (их соответствие общепринятым в системе образования технологическим процедурам, обуславливающим этапы написания экспертизы, редактирования и апробации);

- мониторинг качества и специфики работы региональных филиалов (инспекторские проверки, различные схемы получения и анализа отзывов

= 36

Энергобезопасность и энергосбережение

обучающихся, работа с жалобами и другие формы контроля);

- мониторинг отношения обучаемых к процессу обучения и их оценки качества предоставляемых учебным заведением образовательных услуг (опрос обучаемых - не менее 50% от общего числа). Обобщенные результаты анализируются и доносятся до руководства учебного заведения и подразделений и учитываются при планировании дальнейшей деятельности;

- оценка качества и результатов учебного процесса. Высокий уровень качества образования подтверждается анкетированием обучаемых и количеством желающих проходить обучение в данном учебном заведении.

Таким образом, система управления качеством педагогических технологий неразрывно связана со всей системой управления учебным заведением.

Одной из ведущих педагогических технологий, служащей показателем эффективного управления качеством, является модель индивидуального подхода к каждому обучаемому по системе ДО. Обучаемый становится центром персонального учебного процесса и имеет доступ к тем дидактическим ресурсам и услугам, которые присутствуют в арсенале самого учебного заведения и всех его партнеров - других образовательных учреждений. Такое сотрудничество - объединение образовательных учреждений в локальные и единые сети - позволяет существенно расширять и библиотечные фонды, и спектр образовательных услуг, и виды взаимодействия, то есть простор для инноваций расширяется.

Дифференцированный подход к выбору методов управления качеством педагогических технологий с учетом предметной специализации учреждения, его бюджетной основы, статуса в региональной системе образования и других ключевых факторов позволит учебному учреждению создать оптимальную структуру управления качеством педагогических технологий.

Модель центрирования образовательного процесса на обучаемом представлена на рис. 1.

Рис. 1. Образовательная модель «Обучаемый в центре»

В центре внимания моделей ДО, рассчитанных на центрированность на обучаемом, находятся четыре главных компонента, ведущих к желаемому результату: гибкость, сотрудничество, персонализация и интерактивность, в том числе и при построении системы управления качеством педагогических технологий.

В эффективной системе управления качеством образования все элементы структуры взаимодействуют по установленным правилам, при этом каждый элемент обладает определёнными полномочиями и несёт ответственность за свой объём работ. Кроме того, управленческие действия целесообразно осуществлять в строгой последовательности с использованием необходимых технологий управления.

Обработка больших массивов данных, поступающих в ходе мониторинга качества образования, требует применения соответствующих информационных технологий, без которых невозможно принятие необходимых решений для эффективного управления образовательным процессом. Существует ряд направлений использования компьютерной техники в сфере образования - компьютер как объект изучения, средство обучения; средство управления и научного исследования. Например, автоматизированные интеллектуальные обучающие системы, появившиеся в результате практического применения методов и средств искусственного интеллекта в сфере автоматизированного обучения, имеют большие перспективы. ИСО может выполнять различные функции преподавателя: решать задачи, определять причину ошибок обучаемого, выбирать оптимальное учебное воздействие и т.д.

Для оптимизации управления качеством педагогических технологий на общесистемном уровне была разработана модель общеобразовательного учреждения [1]. Она включает четыре взаимосвязанных структуры: управляющую, образовательную, вспомогательную и информационно-аналитическую. «Информационно-аналитическая система школы» (ИАС) и «Автоматизированная система обучения и контроля знаний русскому языку» (АСО) составляют программное обеспечение этой модели. Введение ИАС в структуру образовательного учреждения позволило проводить анализ больших объёмов информации, необходимой для управления качеством образования. А позднее опыт практического использования ИАС и АСО позволил создать компьютерную технологию управления качеством образования, которая не требует дополнительных организационных структур и выполняет наиболее трудоёмкую функцию по сбору, накоплению и анализу информации.

Педагогические технологии СДО и связанные с ними процессы находятся в постоянной динамике. Ошибочно рассматривать их только с точки зрения внедрения и использования информационных и компьютерных систем. Существует международное понимание термина, принятое ЮНЕСКО, где под педагогическими технологиями подразумевается системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания усвое-

мшшш

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

37 =

ния знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [2]. Их следует рассматривать, в том числе и применительно к ДО, как системную совокупность и порядок функционирования всех личных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения целей. Исходя из этого, ключевыми признаками педагогических технологий можно считать: диагностичность описания цели; воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); воспроизводимость педагогических результатов.

Текущие измерения управления качеством педагогических технологий в конечном результате можно оценивать обобщённой педагогической полезностью [3].

Информационные технологии, используемые в СДО и являющиеся неотъемлемой частью педагогических технологий, можно разделить на технологии представления образовательной информации, технологии её передачи и технологии её хранения и обработки. Применяя положения [4] к рассматриваемой системе, можно выделить ряд функциональных блоков, которые должны быть задействованы в комплексном управлении качеством педагогических технологий СДО.

1. Системотехнический (педагогический) -состоит в единстве локальных целей, обусловленном согласованностью функций и критериев эффективности всех компонентов подсистемы ДО. При этом должна быть выстроена общая функциональная структура всей системы с возможностью вычленения отдельных компонентов, для каждого из которых установлен ряд характеристик: критерий эффективности, модели функционирования, процедуры обработки данных, род функциональных и информационных взаимосвязей.

2. Информационный - предусматривает единый подход к сбору, представлению, хранению и использованию информации об объекте управления на всех уровнях иерархической системы управления. При этом его задача - создать условия для постоянной передачи информации между всеми участниками.

3. Программный - обеспечивает использование/разработку программных средств, способствующих решению текущих задач и целей. Осуществляет взаимосвязи между всеми программными средствами в процессе осуществления ДО.

4. Технический - отвечает за бесперебойное функционирование автоматизированной системы, объединяя средства компьютерной техники, низовой автоматизации, датчиков, устройств и приспособлений.

5. Организационный - выполняет функции по согласованию деятельности персонала при выполнении образовательных задач, разработке организационно-методической нормативной документации. Включает в себя управленческую деятельность пер-

сонала системы управления в целом и координации действий на уровне всех подсистем.

6. Научно-методический - разрабатывает направления и осуществляет контроль за проведением научных разработок; проводит подготовку, аттестацию кадрового состава учреждения и его интеграцию в единую образовательную систему.

Все вышеперечисленные компоненты систем и подсистем общей структуры образовательного учреждения и осуществляемого им образовательного процесса должны иметь в своих характеристиках ряд значимых аспектов.

• Открытость - требует использования моделей открытой архитектуры, где объекты управления выстраиваются в открытую динамическую систему, в которой активно взаимодействуют между собой, с ней и с внешней средой, проходя совместно все стадии эволюции. Однако чтобы обеспечить открытость архитектуры, необходимо решить ряд задач: определить глобальную цель работы подсистемы и в контексте общесистемной цели; произвести идентификацию внутренних и внешних воздействий; обеспечить создание многоуровневой перестановки структурных и функциональных составляющих подсистемы; создать и внедрить систему управления на основе иерархии математических моделей объектов управления и их эффективного взаимодействия.

• Иерархичность - определяет структуризацию подсистемы ДО как многоуровневую иерархическую систему, в которой каждый уровень иерархии напрямую связан и определён уровнем закрепленного за ним процесса управления тем или иным этапом образовательного процесса. Например, организационная структура ДО может быть отражена в иерархии технических мест - обучаемые объединены в группы, группы - в цикл и т.п.

Существуют сложные иерархические системы, внутри которых различаются иерархии целей и иерархии элементов. Иерархию целей определяет постулат о возможности достижения глобальной цели работы системы путём достижения последовательности подцелей. В итоге достижение конечной цели идентично реализации всего комплекса подцелей.

Структурная концепция взаимной (штатной) подчинённости элементов создаёт иерархию элементов. Чаще всего процесс управления сложными системами демонстрируется на примерах систем с заданной иерархической структурой: метацентры - центры -активные элементы (АЭ).

Деятельность подсистемы любого уровня определяется степенью и характером воздействия вышестоящих уровней, особенно ближайшего. Нижерасположенные уровни оказываются в зависимом положении и отражают приоритет действий и целей более высоких уровней. На рис. 2 отражена иерархия целей и элементов.

= 38

Энергобезопасность и энергосбережение

■й С

Ф ^

К

га х ■й с га О О С

■й

С

ф

Цель

Рис. 2. Иерархия целей и элементов в системе дистанционного обучения

Одной из определяющих особенностей системы, показывающей ее назначение, является специализация. Система, использующая специализацию, должна обладать способностью управлять специализированными операциями, которые в свою очередь тоже должны быть управляемыми. Точный расчёт взаимодействий нижестоящих элементов во многом определяет процесс управления ходом ДО.

Иерархическая структура содержит функциональные блоки, которые способны обработать за заданное время всю относящуюся к ним информацию с учётом всех характеристик конкретной ситуации. Разные уровни иерархии дают возможность убрать противоречия между целым и его элементами.

Системы бывают достаточно сложными, и представить детальное описание такой структуры непросто. Поэтому перед разработчиками стоит задача гармонизации простоты описания с охватом всего комплекса отдельных системных характеристик. Решить эту задачу можно путём создания группы моделей, каждая из которых описывает поведение системы с позиций различных уровней абстрагирования и понимания. Сочетание максимальной самостоятельности таких моделей (именуемых «стратами») в различных системных уровнях со всей системой определяет качество функционирования целого - стратирование системы. Решаемая задача и используемые при этом подходы определяют набор страт. Обычно стратификация находится в тесной взаимозависимости с видом действий, производимых системой. Характеристика страт позволяет использовать их в тех или иных случаях в зависимости от задач, целей и направленности ДО в качестве основных и второстепенных, то есть

выбирать из банка страт нужные в каждом отдельном случае.

Таким образом, система может гибко менять свою «комплектацию» в зависимости от целей и задач при осуществлении ДО. Пониманию этой сложной системы способствуют иерархический подход и стратиро-ванные модели. При создании комплексной системы ДО можно начать с нескольких страт для решения поставленных задач, а по мере их усложнения - либо детализировать свои знания, двигаясь вниз по иерархии, либо, для более глубокого понимания системы, двигаясь вверх по иерархии, одновременно с этим расширяя и образовательные задачи.

В рамках подсистемы ДО тоже существуют иерархии. Наиболее эффективной выглядит структура, состоящая из трёх уровней вертикального подчинения. Однако в такой подсистеме существуют некоторые сложности с выбором варианта стратиро-вания. Здесь можно использовать выявленные выше аспекты с применением нормативов ГОСТ 34.003-90.

Отбор страт напрямую зависит от аспекта. Так, системотехнический аспект должен подтверждаться системной стратой, свидетельствующей о наличии критериев и показателей эффективности функционирования подсистемы как в числовом, так и в качественном выражении. Эти параметры должны объяснять представленный вариант подсистемы как преимущественный.

• Информационный аспект характеризует страту по объёму информации и знаний о предмете, что выражается постоянно обновляющейся и растущей базой данных. Возможность проводить анализ данных для конкретной подсистемы также должна быть обозначена в страте.

мшшш

Научно-методические проблемы и новые технологии образования

39 =

• Программный аспект представляет страту для решения информационных задач, комплектования баз данных, эффективного практического применения IT-продуктов. К примеру, конкретное учебное заведение может применять специально для него разработанную архитектуру программной продукции или же пользоваться распространённым на рынке дистанционных услуг программным обеспечением определённой компании-производителя, структурированным через модули, содержащие пользовательские функции (курьерские услуги, личный диск, чаты и т. д.) и дополнительные приложения (публикации, помощь модуля, программа подготовки каталога, банк мультимедийных ресурсов и др.).

Модули при этом способны выполнять функцию управления внутренними и внешними инструментами передачи данных, а также предоставлять дополнительные услуги пользователям (например, графический интерфейс, осуществлять интеграцию внешних приложений через API, контроль доступа и безопасности).

• Технический аспект показывает страту объёма технических средств и решений для эффективного проведения ДО, например, полный комплекс оборудования для осуществления коммуникаций. Система может включать один или несколько серверов, подключенных к Интернету. Подключение в настоящее время может осуществляться через основную телефонную сеть, ISDN, GSM сотовых телефонов, кабельного телевидения и ADSL и другие трансляционные сети. Такая система может быть доступна в удаленной среде, требуется только подключение к Интернету и браузер.

• Организационный аспект формирует страту присутствия новейшей нормативной и организационно-методической документации и совокупность мероприятий, осуществляемых в соответствии с ней.

• Научно-методический аспект представляет страту, показывающую как уровень научной и тех-

нологической основы ДО, так и уровень компетенций задействованных в практике ДО категорий специалистов.

• Аспект открытости обусловливает страту потенциала для дополнения функций подсистемы на базе существующей структуры, ведущих принципов работы и значимого преобразования перечня и назначения функций, применяемых до их преобразования. Данная страта может опираться на математическую модель функционирования подсистемы.

• Аспект иерархичности определяет страту существования и учёта основополагающих принципов работы на разных иерархических уровнях подсистемы. В этой связи для обеспечения нужного уровня эффективности подсистемы особенности задач ДО, их увязка и подчиненность одной цели должны быть в центре внимания.

Таким образом, рассмотрен вариант комплексного подхода к решению управленческих и образовательных задач ДО на основе стратификации задачи управления основными педагогическими процессами в зависимости от целей и программ обучения, потребностей обучаемых и общего развития конкретной дисциплины на данный момент, а также от профессиональных возможностей преподавателей и технического оснащения учебного заведения. Представленные выше аспекты стратирования высокоэффективны только в комплексе, так как отсутствие какого-либо принципиально важного аспекта или той или иной системной страты (или в некоторых случаях - подсистемной страты) может существенно снизить уровень качества процесса управления ДО. Следует отметить, что оптимальные результаты показывает такая система управления качеством педагогических технологий ДО, которая способна быть гибкой, динамичной, открытой к совершенствованию.

Литература

1. Сайт дистанционного обучения МИЭЭ [Электронный ресурс]. Код доступа: www.edu.mieen.ru/moodle/

2. Каспржак А. Г. Информационное общество и школа. - М., 2008. - 94 с.

3. Киян И. В. К вопросу оценки качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Энергобезопасность и энергосбережение. - 2010. - № 3.- С. 40-45.

4. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Термины и определения // Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. - М.: Комитет стандартизации и метрологии СССР, 1991. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.