DO, 10.37523/SUI.2023.52.1.013 УДК 343.911
Чернышев Виктор Валентинович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры управления и организации деятельности УИС, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 24в, e-mail: [email protected]
Viktor V. Chernyshov
Candidate of Law, Associate Professor, Assistant Professor of Management and Organization in the Penal System,
Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 1, Sennaya str., Ryazan, Russia, 390000, e-mail: [email protected]
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕЦИДИВНОИ НРЕСТУННОСТИ
Аннотация. В настоящей научной статье преступность рассматривается как система, определяющаяся совокупностью социально-экономических характеристик страны и регионов, традициями населения, результативностью деятельности правоохранительных органов и другими факторами. Методы моделирования позволяют выделить факторы, изменения которых оказывают наибольшее влияние на преступность. Системный подход к анализу и моделированию преступности предполагает использование системы методов и моделей. В настоящей работе обращено особое внимание на полноту использования и сочетание методов экспертиз и математической статистики.
В статье рассматривается факторный анализ преступности как значимое, но малоизученное направление повышения результативности управления правоохранительной деятельностью. Отмечается, что результаты постпенитенциарной преступности должны оцениваться социально-экономическими потерями общества и государства от преступности.
На основе теории эффективности инвестиций обоснована типичная динамика потерь государства от постпенитенциарных преступлений.
Предложен алгоритм системного моделирования взаимосвязи причин и условий преступлений как итеративный процесс, включающий совокупность этапов от обоснования целей до верификации факторных моделей и принятия решений об их использовании в управлении.
Ключевые слова: преступность, моделирование факторов преступности, рецидивная преступность, показатели преступности, оценка общественных потерь от преступности.
Summary. In this scientific article, crime is considered as a system determined by the totality of socioeconomic characteristics of the country and regions, traditions of the population, the effectiveness of law enforcement agencies and other factors. Modeling methods allow us to identify the factors whose changes have the greatest impact on productivity. A systematic approach to the analysis and modeling of crime involves the use of a system of methods and models. In this paper, special attention is paid to the completeness of the use and combination of methods of expertise and mathematical statistics.
The article considers factor analysis of crime as a significant, but little-studied direction of improving the effectiveness of law enforcement management. It is noted that the results of post-penitentiary crime should be assessed by the socio-economic losses of society and the state from crime.
On the basis of the theory of investment efficiency, the typical dynamics of state losses from post-penitentiary crimes is substantiated.
An algorithm for system modeling of the relationship between the causes and conditions of crimes is proposed as an iterative process that includes a set of stages from substantiating goals to verifying factor models and making decisions about their use in management.
Keywords: crime, modeling of crime factors, recidivism, crime indicators, assessment of public losses from crime.
Сущность факторного анализа состоит в том, что любая система, в частности, совокупность рецидивных преступлений, описывается множеством величин, каждая из которых влияет на другие и сама зависит от них. Каждая величина рассматривается как результат действия (функция) других величин (факторов). Модель факторных взаимосвязей определяет изменения состояния системы вследствие изменений отдельных факторов.
FUNDAMENTALS OF THE THEORY OF FACTOR ANALYSIS OF RECIDIVISM
© 2023 Чернышов В. В.
В настоящей статье преступность рассматривается как система, определяющаяся совокупностью социально-экономических характеристик страны и регионов, традициями населения, результативностью деятельности правоохранительных органов и другими факторами. Статические факторные зависимости преступности определяются единовременными различиями факторных признаков отдельных элементов. Если учитывать изменения отдельных факторов или факторных моделей во времени, то можно прогнозировать изменения системы в целом. Это основной принцип любого метода прогнозирования любой социально -экономической системы, включая преступность.
Основными методами анализа взаимосвязи и влияния этих факторов на преступность являются экспертные оценки и методы математической статистики [1, с. 26]. Методы моделирования позволяют выделить факторы, изменения которых оказывают наибольшее влияние на преступность. Это потенциально целесообразные инструменты управления правоохранительной деятельностью. Перечень ключевых факторов преступности изменяется вследствие различий в темпах и глубине изменений характеристик общества, государственных законов и населения. Многие из факторов являются и причинами, и следствием преступности. При этом влияние отдельных факторов всегда происходит с различными лагами влияния на преступность.
Анализ статистических данных количества и динамики изменения количества, уровня и структуры рецидивной преступности является первым этапом изучения закономерностей ее изменения. Общая характеристика и динамика рецидивистов последних лет приведена в таблице 1.
Основные тенденции изменения постпенитенциарной преступности: доля лиц, содержащихся в ИУ, начиная 2017 г. постепенно снижается. Аналогичная закономерность характерна для лиц, осужденных впервые. Значительное снижение отмечалось в 2017 г. по сравнению с 2020 (с 32 до 34 %), в 2021 г. вновь наблюдалось снижение и достигло 31 %. Практически стабильной оставалась доля лиц, отбывающих лишение свободы второй и большее количество раз [2, с. 2]. Основные причины снижения эффекта совершенствования нормативно-правовых норм, достигнутого к 2021 г., видятся, во-первых, в снижении реальных доходов населения в последующие годы, во-вторых, в принятии более жестких норм наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; в-третьих, частично за преступления небольшой и средней тяжести наказания предусмотрены, не связанные с лишением свободы.
Таблица 1
Общая характеристика и динамика рецидивистов 2017-2021 гг.
Показатели 2017 2018 2019 2020 2021
1. Всего содержалось осужденных в ИУ, тыс. чел. 602,1 563,7 523,9 423,9 433,0
Из них - доля лиц, ранее отбывавших лишение свободы, % 46 45 43,5 54,5 49,6
- доля осужденных впервые, % 32 37 37,3 34,1 31,7
- доля лиц, осужденных второй раз, % 20 20 14,3 19,2 17,1
- доля лиц, осужденных три раза и более, % 33 33 29,1 35,2 32,4
2. Зарегистрировано всего преступлений, тыс. ед. 2058 1992 1015 2044 2004
3. Выявлено лиц, совершивших преступления, тыс. чел. 967 931 685 852,5 848,3
Из них - доля лиц, ранее совершивших преступления, % 56 56 57 57,7 64,1
- доля ранее судимых лиц, % 28 29 29 51,9 51,7
- доля лиц, совершивших преступления в составе группы, % 14 14 15 12,8 12,4
4. Всего освобождено из ИУ, тыс. чел. 264,1 270,6 259,1 186,7 168,4
Из них - оказана помощь в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ 73,3 74,8 74,8 78,1 71,2
Отмечавшийся ранее значительный рост преступности в 2017 г. был ликвидирован в последующие годы. В 2018 г. снижение количества зарегистрированных преступлений снизилось относительно 2021 г. на 139,8 тысяч, по сравнению с 2017 г. - на 54 тысяч [3, с. 34]. Ключевыми факторами снижения постпенитенциарных преступлений являются неудовлетворительные условия
проживания и трудоустройства освободившихся осужденных. Приведенные в таблице данные свидетельствуют об относительной малой и снижающейся доле освобождаемых из ИУ (с 217,5 до 168,4 тысяч). При этом общеизвестным является факт нерезультативности помощи освобождающимся осужденных вследствие отсутствия обязанностей и финансовых ресурсов региональных и муниципальных органов управления.
Основным условием объективности факторного анализа и разрабатываемых и на его основе факторных моделей преступности является системный подход к выявлению значимых и регулируемых факторов социально-экономических потерь от преступности. Системный подход предполагает учет факторов следующих классификационных групп:
- представление объекта преступной деятельности как подсистемы преступности в стране. В настоящей работе использован региональный подход к анализу и управлению преступности. Соответственно система факторов включает характеристики страны и регионов. Представительная выборка регионов (80 из 85) обеспечивает системность по этой характеристике;
- динамический подход к изменению преступности как следствие изменений социально -экономической ситуации в стране и регионах. В работе учтены изменения преступности, инициированные изменениями ситуации в 2010-2019 гг.;
- учет неопределенности оценок вследствие неограниченного множества факторных признаков и их стохастичности. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых предложены различные классификации факторов по их содержанию и влиянию на преступность. В настоящей работе использованы факторы, систематизированные:
по времени их формирования (предпенитенциарная, пенитенциарная, постпенитенциарная);
по генезису (влияние общества, правоохранительных органов, семьи и др.);
по личностным характеристикам преступности;
по причинам и условиям совершения преступлений, по их видам.
Выделены особенности моделирования региональной, экономической, рецидивной и особо тяжкой преступности [4, с. 16].
Системный подход к анализу и моделированию преступности предполагает использование системы методов и моделей. В настоящей работе обращено особое внимание на полноту использования и сочетание методов экспертиз и математической статистики.
Наиболее сложной проблемой объективности анализа, моделей и прогнозов преступности является проблема качества информационного учета постпенитенциарных рецидивов. Методы и инструментарий оценивания наносимых ими общественных потерь не разработаны. Аксиоматичным является положение о том, что экономический и социальный ущерб от постпенитенциарных преступлений несравнимо выше, чем пенитенциарных. Доказательные расчеты потерь от постпенитенциарной преступлений отсутствуют, их состав определяются лишь экспертными оценками отдельных специалистов.
В таблице 2 приведена общая схема результатов лиц, непосредственно или косвенно связанных с преступлениями по этапам жизненного цикла преступности, расширяющая схему (рис. 1). Из схемы следует целесообразность учета не только прямых потерь, нанесенных преступлением в момент его совершения, но и его последействия, включая потери от роста постпенитенциарных преступлений.
Высокая (в последние годы - более половины) доля лиц, отбывших лишение свободы, сохраняет и усиливает мотивы и профессиональные навыки постпенитенциарных преступлений. Предложенный В. И. Терехиным и В. В. Чернышовым подход [5, с. 187] обеспечивает более полный охват возможных потерь общества от постпенитенциарных преступлений. Принцип их оценки основан на инструментарии факторного анализа и может быть использован при изучении профессиональных рецидивистов. Гипотеза, положенная в его основу, состоит в том, что потери от последующих (рецидивных) преступлений выше предыдущих вследствие возможностей, формируемых ростом криминального потенциала рецидивиста:
- привлечение к криминальной деятельности других лиц;
- интенсивность рецидивов;
- высокая степень общественной опасности рецидивов и возможность ее роста при их повторении;
- более высокие затраты правоохранительных органов на расследование преступлений и др.
Таблица 2
Социально-экономические результаты по этапам цикла рациональной преступности
Этапы цикла Возможные и реальные результаты преступления
Для общества, государства, граждан и бизнеса Для преступника
1. Подготовка преступления. Незавершенное преступление Косвенные потери общества и бизнеса вследствие формирования рисков потерь. Рост имиджа правоохранительных органов Практическое отсутствие потерь Социально-экономические потери в социуме
2. Совершение преступления и его раскрытие. Приговор Прямые социально-экономические потери от преступления. Снижение риска рецидивов Рост имиджа в криминальной среде. Экономический результат (доход) от преступления
3. Нераскрытое или латентное преступление Прямые и косвенные социально-экономические потери от преступления. Рост риска рецидивов. Рост социальной напряженности в обществе Рост или снижение криминального потенциала (вероятность постпенитенциарных рецидивов)
4. Лишение свободы (пребывание в учреждениях УИС) Экономические потери государства вследствие частичного отвлечения осужденных от производственной деятельности. Дополнительные издержки на содержание УИС. Снижение социального имиджа страны Ресоциализация и адаптация к жизни в социуме, или подготовка и совершение нового преступления
5. Постпенитенциарная деятельность преступника Положительные социально-экономические результаты при ресоциализации и дальнейшем исправлении преступника. Социально-экономические потери при подготовке и совершении постпенитенциарных преступлений
Экономическая оценка общественных потерь базового (предшествующего оцениваемому рецидивному) преступления определяется как сумма интегральных (прямых и косвенных) экономических потерь, включая экономический эквивалент социальных потерь [6, с. 87].
Управление правоохранительной деятельностью и правоохранительная политика в стране обязаны быть стратегически направленными. Необходимым условием оценивания стратегических результатов правоохранительной деятельности является учет динамики изменений субъекта и объекта управления, последействия преступлений, тенденции изменения структуры преступности. Это означает необходимость учета потерь от последействия совершенных ранее преступлений. Учет последействия рецидивной преступности в настоящее время представляется вербальными оценками ожидаемых и достигнутых результатов и косвенными ведомственными оценками. Адаптация по аналогии с оценками стратегических результатов макроэкономических бизнес проектов позволяет представить ожидаемую динамику экономических потерь общества от постпенитенциарных преступлений в виде схемы, приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Динамика потерь от рецидивных преступлений
Факторный анализ преступности рассматривается далее как значимое, но малоизученное направление повышения результативности правоохранительной деятельности. Процедура (алгоритм) системного факторного анализа включает три стадии, в составе которых выделены шесть видов процедур, обеспечивающих возможность получения объективных, приемлемых для целей практики исследования преступности и личностей преступников факторных моделей (рис. 2).
Рис. 2. Процедура формирования факторных моделей преступности
Стадия 1 . Организация факторного анализа, обеспечение целей, методики, методов анализа и информационного обеспечения
Процедура 1.1. Формирование рабочей комиссии по проведению факторного анализа. В органах ФСИН России комиссии целесообразно организовать в территориальных органах. Руководитель комиссии - начальник территориального органа или его заместитель. Работа в комиссии должна учитываться в должностной инструкции специалиста. Принятие положения о процедуре проведения и сферах применения факторного анализа.
Процедура 1.2. Обоснование цели факторного анализа. Цель факторного анализа состоит в выявлении совокупности факторов, определяющих характеристики преступности в прогнозном периоде. На этом этапе цель рассматривается как проблема, имеющая высокий уровень неопределенности, но имеющая определенные доказательства возможности ее решения при приемлемом для практического использования уровне неопределенности.
Процедура 1.3. Предварительная характеристика методов исследований, планируемых для достижения целей факторного анализа. Системный подход к проведению факторного анализа преступности предполагает использование методов экспертного, статистического и математического анализа и моделирования на основе характеристик прошедшего периода и ожидаемых изменений в перспективе.
Процедура 1.4. Информационное обеспечение методов экспертного и статистического анализа. Информация должна быть репрезентативной (представительной) и объективной, учитывающей возможное влияние отдельных факторов на преступления и региональную преступность, их взаимосвязи. Условием объективности и полноты информации является максимально широкий состав источников, содержащих достоверную информацию по характеристикам преступности и преступлений. Эмпирическая информация должна исследоваться на однородность выборки (наличие аномальных точек, обоснованность объекта анализа и др.).
Стадия 2. Формирование и работа экспертных групп с целью формирования состава и оценивания значимости отдельных факторов
Процедура 2.1. Формирование экспертной группы и планирование ее работы. Процедура 2.2. Цель - формирование наиболее полного состава факторов преступности и преступлений. Формирование экспертных групп, проведение многотурового экспертного анализа, использование совокупности методов. Построение дерева целей преступлений и преступности. Анализ уровня неопределенности и взаимосвязи отдельных факторов.
Стадия 3. Статистический анализ информации и способов ее представления
Процедура 3.1. Статистический анализ факторов по всей накопленной информации. Обоснование способов количественного представления факторов (абсолютные, относительные или нормированные значения переменных, обоснование целесообразности включения в выборку каждого отдельного наблюдения). Оценки факторов по коэффициентам взаимной корреляции факторных признаков и коэффициентам парной корреляции результирующего показателя (преступности) и факторных признаков. При необходимости обоснование типа регрессии (линейная, нелинейная и т. п.).
Процедура 3.2. Обоснование коррекции исходной выборки (аномальные точки, кластеры).
Процедура 3.3. Обоснование вида многофакторных корреляционно-регрессионной моделей. Расчет совокупности моделей при последовательном изменении состава факторов. Коэффициенты многофакторной корреляции. Статистический анализ достоверности моделей.
Процедура 3.4. Системная верификация (экспертно-модельный анализ объективности и достоверности) модели как инструмента прогнозирования преступности и отдельных преступлений [7, с. 88].
Подводя итоги, отметим следующее:
1. Постпенитенциарная преступность относится к числу наиболее опасных криминальных деяний, приносящих максимальные социально-экономические потери обществу и государству. Системное оценивание криминального потенциала рецидивов позволяет более точно оценить состав и силу факторов преступности и на этой основе повысить результативность предупреждения рецидивных преступлений. Это положение определяет ключевую роль факторного анализа в криминологическом исследовании преступлений, актуальность развития теории, методов и моделей анализа постпенитенциарной преступности.
2. На основе данных официальной статистики выявлены основные тенденции изменения постпенитенциарной преступности, определяющие актуальность мер по повышению результативности ее снижения:
- высокая, имеющая тенденцию к росту, доля рецедивистов в составе лиц, совершивших преступление;
- рост доли рецидивистов в составе отбывающих лишение свободы;
- рост доли рецидивистов, совершающих преступления в составе организованных преступных групп и др.
3. Факторный анализ преступности рассматривается в работе как значимое, но малоизученное направление повышения результативности управления правоохранительной деятельностью. Результаты постпенитенциарной преступности должны оцениваться социально-экономическими потерями общества и государства от преступности. Теория и методика системной оценки потерь не разработаны, оценки по отдельным преступлениям, как правило, включают только прямые потери.
На основе теории эффективности инвестиций обоснована типичная динамика потерь государства от постпенитенциарных преступлений.
4. Предложен алгоритм системного моделирования взаимосвязи причин и условий преступлений как итеративный процесс, включающий совокупность этапов от обоснования целей до верификации факторных моделей и принятия решений об их использовании в управлении. Преступность при отсутствии потерь как наиболее общих ее итогов измеряется уровнем преступности (количеством преступлений на 100 тысяч человек населения).
Библиографический список
1. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития / Ю. М. Антонян [и др.]. М., 2018.
2. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы с 2017 по 2021 годы [Электронный ресурс]. URL: https://fsin.gov.ru (дата обращения: 27.02.2023).
3. Состояние преступности в России. Сборник федерального статистического наблюдения Генеральной прокуратуры 2017-2021 [Электронный ресурс] // СПС ©Консультант Плюс» (дата обращения: 12.02.2023).
4. Терехин В. И., Чернышов В. В. Статистический анализ и прогнозирование рецидивных преступлений // Человек: преступление и наказание. 2016. № 2 (93). С. 16-21.
5. Терехин В. И., Чернышов В. В. Эффективность и результативность уголовно-исполнительной системы России: оценивание и планирование: монография. Рязань, 2019. 211 с.
6. Мацкевич И. М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М.: Проспект, 2017. 272 с.
7. Терехин В. И., Чернышов В. В. Факторный (корреляционно-регрессионный) анализ региональной преступности // Финансовая экономика. 2019. № 2. С. 84-88.
References
1. Kompleksnyj analiz sostojanija prestupnosti v Rossijskoj Federacii i raschetnye varianty ее razvitija [Comprehensive analysis of the state of crime in the Russian Federation and estimated options for its development. All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Moscow, 2018 [in Russian].
2. Itogi dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s 2017 po 2021 gody [Results of the activities of the penal enforcement system from 2017 to 2021]. URL: https://fsin.gov.ru (Accessed: 20.11.2022) [in Russian].
3. Sostojanie prestupnosti v Rossii. Sbornik federal'nogo statisticheskogo nabljudenija General'noj prokuratury 2017-2021 [The state of crime in Russia. Collection of federal statistical observations of the Prosecutor General's Office 2017-2021]. SPS «Konsul'tant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 20.11.2022) [in Russian].
4. Terekhin V. I., Chernyshov V. V. Chernyshov V. V. Statisticheskij analiz i prognozirovanie recidivnyh prestuplenij [Statistical analysis and forecasting of recidivist crimes]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie [Man: crime and punishment], 2016, no. 2 (93), pp. 16-21 [in Russian].
5. Terekhin V. I., Chernyshov V. V. Jeffektivnost' i rezul'tativnost' ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii: ocenivanie i planirovanie: monografija [Efficiency and effectiveness of the penal enforcement system of Russia: evaluation and planning]. Ryazan, 2019, 211 p. [in Russian].
6. Matskevich I. M. Prichiny jekonomicheskoj prestupnosti: uchebnoe posobie [The causes of economic crime]. Moscow, 2017, 272. p. [in Russian].
7. Terekhin V. I., Chernyshov V. V. Faktornyj (korreljacionno-regressionnyj) analiz regional'noj prestupnosti [Factorial (correlation and regression) analysis of regional crime]. Finansovaja jekonomika. [Finance economical], 2019, no. 2, рр. 84-88 [in Russian].