тельное изменение потерь общества от преступления, следствием которого явился рецидив, по сравнению с базовым преступлением предлагается определять по трем отличиям.
Первое отличие состоит в необходимости учета вероятностного характера потенциала рецидивных преступлений, которые могут быть совершены освобожденным осужденным, избравшим криминальный образ жизни.
Введем следующие обозначения: 5 - вероятность совершения рецидивного преступления с учетом влияния исправительного действия приговора, воспитательной деятельности персонала учреждения УИС и условий жизнедеятельности после освобождения, 0 < 5 < 1;
цр - количество рецидивных преступлений (интенсивность преступной деятельности) осужденного, отбывшего срок наказания, которое может совершить без вовлечения в преступную деятельность новых лиц до его последующего лишения свободы. Поскольку вероятность совершения рецидивного преступления положительна (0 < 5), то цр > 1. Примем, например, цр= 2, учитывая профессиональную подготовку рецидивиста, условия его жизнедеятельности после освобождения и эффективность деятельности правоохранительных органов;
Цгр - количество рецидивных преступлений (интенсивность преступной деятельности) осужденного, отбывшего срок наказания, которые он может совершить в составе организованной им группы;
'0 - экономические потери общества от совершения осужденным предыдущего (базового) преступления, приведенные по средней ставке наращения капитала по кредитам высокого риска за период от момента совершения базового преступления до рецидива;
Ор - относительные значения изменений экономических результатов рецидивного преступления по отношению к предыдущему. В силу вышеизложенного предлагается считать Ор > 1, а конкретное его значение определять в зависимости от изменений личностных характеристик осужденного, прежде всего его ориентации на ресоциализа-цию и вероятности поддержки этой ориентации семьей, государственными и муниципальными структурами.
С учетом этих предпосылок относительное изменение потенциала рецидивных преступлений осужденного, освободившегося из мест лишения свободы, с учетом вероятностных характеристик их совершения равно:
'1о = 5* Ор* Цр . (2)
Второе отличие состоит в росте количества преступлений при вовлечении новых лиц в пре-
ступную деятельность и интенсивности совершения ими преступлений. Обозначим:
% - численность новых лиц, вовлеченных в преступную деятельность освободившимся осужденным, намеренным продолжать свою криминальную деятельность. Обозначим количество преступлений, совершенных каждым из них до их раскрытия и наказания в виде лишения свободы (Цгр). Тогда общее количество преступлений, совершенных новыми членами преступного сообщества, составит %*Цгр. Значения показателей % и цф для определения экономического и социального потенциалов одинаковы.
Менее очевидно, но не менее важно учесть изменение тяжести совершения преступлений новыми членами преступного сообщества. Динамика структуры рецидивной преступности в стране является негативной (рост доли опасных и особо опасных преступлений и экономического ущерба обществу). Распространенное понимание изменения социально-экономических последующих рецидивных преступлений состоит в их росте. Однако эмпирических доказательств этой тенденции на основе репрезентативной выборки нет. Кроме того, можно предположить отсутствие непрерывной тенденции роста тяжести преступлений рецидивистов деморализованного типа по классификации Ю. М. Антоняна и неадекватных рецидивистов по классификации В. Фокса, если исключить рост экономических потерь вследствие инфляции. Но при этом часть преступлений, совершенных созданной рецидивистом преступной группой, может принести обществу большие социально-экономические потери. Если созданная группа будет группой специальных преступлений, то их тяжесть может оказаться неизменной по отношению к тяжести преступлений, совершенных рецидивистом в одиночку. Обозначим тяжесть преступлений, инициированных деятельностью рецидивиста, привлекшего к преступной деятельности новых лиц, Оф, и примем Огр > 1. При этом для упрощения расчетов можно принять равенство относительных изменений тяжести экономических и социальных рецидивных преступлений^^ = Офс).
В итоге ожидаемый рост общественных потерь за счет совершения преступлений вовлеченными в преступную деятельность новыми лицами (неустойчивые, несовершеннолетние и др.) в относительном ('2о) выражении составит:
'2о = 5* Ор* Цр*%*Цгр* Ор. (3)
Соотношение (3) может учитывать также возможность совершения лицами, вовлеченными рецидивистом в преступную деятельность, других преступлений, полностью или частично отвлекаться от производительного легального труда.
Совокупное относительное превышение первого и второго отличия потенциала рецидивиста от экономической оценки потерь предыдущего преступления в статике равно их сумме:
^^ = + (4)
Третье отличие состоит в необходимости учета в стратегическом управлении динамики потенциала, состоящей в потерях от последействия рецидива. Период и сила негативного влияния рецидивных преступлений на последующие социально-экономические потери общества в настоящее время не исследованы, какие-либо количественные оценки отсутствуют. Но не вызывает сомнения различное влияние выявленных и доведенных до судебного приговора рецидивных преступлений, нераскрытых и латентных преступлений. Первая группа рецидивных преступлений может и не быть стимулом вовлечения в преступную деятельность новых лиц или даже стать сдерживающим фактором вследствие предупреждающего влияния тяжести наказания. Нераскрытые и латентные рецидивы, наоборот, стимулируют рост числа вовлекаемых в криминальную деятельность лиц. Можно предположить, что период последействия резонансных преступлений достаточно значителен.
Для упрощения способа учета последействий экономических потерь приняты следующие предпосылки:
- экономические потери, инициируемые будущими преступлениями, наращиваются по средней ставке доходности рынка. Для 2015 г. и ряда последующих лет можно принять ставку равной 0,15;
- уровень и динамика вероятности инициации будущих преступлений должны быть определены на основе социально-экономических прогнозов.
Предполагаемая динамика экономических потерь общества с учетом вероятности ожидаемого рецидива преступления и вовлечения в преступную деятельность новых лиц (динамика экономи-
ческого криминального потенциала преступника) приведена на рисунке (пунктирные линии). Ей предшествует динамика фактических общественных потерь от ранее совершенного преступления (сплошные линии). Типичная ситуация для осужденных состоит в компенсации ими за период лишения свободы части общественных потерь. На графике эти компенсационные взносы представлены ежегодными платежами. Некомпенсированная часть нарастает по некоторой ставке, например по ставке рискованного кредита. Предполагается подготовка и совершение осужденным, отбывшим срок лишения свободы, подготовка нового (рецидивного) преступления в течение времени Т. Для оценки потенциала рецидива некомпенсированные потери могут не учитываться. Но если определять общие потери общества от преступной деятельности рецидивиста, то следует в формулу 4 включить некомпенсированные потери с учетом их роста за период между преступлениями.
Больший потенциал совершения рецидивного преступления определяется возросшей за время лишения свободы «квалификацией» рецидивиста и вероятностью вовлечения новых лиц. Наибольшее значение он может получить при создании организованной преступной группы.
Для аналитического представления третьего отличия учтем дополнительный рост наращения потерь (Аг), учитывающий возможность расширения количества преступников, включая формирование новых (вторичных) рецидивистов и совершаемых ими преступлений. Этот фактор определяет и более высокие темпы наращения потерь рецидивного преступления по сравнению с потерями от преступления без рецидива. Возможный рост эффективности правоохранительной деятельности на рисунке может быть представлен ожидаемым снижением экономических потерь и ставки их наращения во времени.
Некомпенсированные потери при освобождении
//
..........
Динамика экономических потерь от преступления без рецидива
Рост потерь вследствие действия фактора времени и расширения преступности
Потенциал потерь от рецидивного преступления (с учетом вовлечения в преступную деятельность новых лиц)
Наказание по базовому преступлению Освобождение Рецидив
Рис. Динамика экономических потерь от рецидивного преступления с учетом рецидива
В итоге криминальный потенциал осужденного, склонного к рецидивной деятельности, приведенный ко времени освобождения осужденного при условии раскрытия рецидивного преступления и лишения свободы рецидивиста в момент времени X будет равен:
Wрец. = №0*5* Ц* Цр*(1+ х*Цгр* Огр)*(1+г+Аг)(Т+х).
(5)
Аналогично изложенному криминальный потенциал рецидивного преступления может быть определен по социально-экономическим потерям общества. Проблема соизмерения экономических и социальных потерь в этом случае может быть решена на основе введения экспертами бальных оценок тяжести экономических и социальных преступлений.
Пример определения относительного значения (по сравнению с нерецидивным преступлением, совершенным вне группы лиц) криминального потенциала осужденных, освобождаемых после отбытия наказания, приведен ниже. В расчете использованы характеристики 10 осужденных, освобожденных в 2013 г. из учреждений УИС Приморского края [4]. Коэффициенты, введенные для определения потенциала, оценены нами. Естественно, что их следует рассматривать как примерные. Абсолютные значения криминального потенциала рецидивистов не определялись, поскольку не были известны абсолютные значения общественных потерь по базовому преступлению. Было принято: X + Т = 5 лет.
Таблица
Осужденные Статьи УК РФ Количество судимостей Вероятность рецидива, 5 % .д е я н о а А .д е я н о а а .д е .н н о а а X, чел. .д е .н т о а =£ Аг, % Относительное значение криминального потенциала, отн. ед.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
№ 1 319, 131 (ч. 1), 69 (ч. 2), 77 (ч. 1) 2 85 2 2 2 2 2 5 36,3
№ 2 319, 132, (ч. 1), 69 (ч. 2), 69 (ч. 5) 1 75 2 1 0 0 1 5 3,08
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
№ 3 166 (ч. 2), 30 (ч. 3) 2 10 1 1 0 0 1 5 0,158
№ 4 158 (ч. 2), 158 (ч. 3) 1 45 1,5 1.5 1 1 2 5 3,3
№ 5 162 (ч. 2) 1 45 1,5 1,5 1 1 2 5 4,8
№ 6 158 (ч. 2) 4 100 3 2 4 5 3 5 578
№ 7 158 (ч. 2) 1 25 1 1 0 0 1 5 0,4
№ 8 105 (ч. 1) 4 100 3 2 4 5 3 5 578
№ 9 105 (ч. 2) 3 100 3 2 4 5 3 5 578
№ 10 112 (ч. 2) 2 40 2 1,5 1 1 2 5 5,7
Пример показывает значительный рост криминального потенциала преступления, организованного и совершенного осужденным после освобождения. По трем освобожденным он превышал базовые потери в сотни раз. Но одновременно для двух осужденных был меньше единицы, то есть их
общественная опасность незначительна. Следовательно, развитие теории и инструментария определения криминального потенциала осужденных можно рассматривать как возможность получения важнейшей характеристики постпенитенциарной работы с освобожденным из учреждения УИС.
Список литературы
1. Терехин В. И. Эффективность УИС: сущность и методы количественной оценки : монография. Рязань, 2014.
2. Бабаев М. М. Социальные последствия преступности : учеб. пособие. М., 1982.
3. Терехин В. И., Чернышов В. В. Количественная оценка уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2.
4. Хаустов В. В. Совершенствование методов оценки и анализа эффективности деятельности учреждений УИС : магистерская диссертация / науч. рук. В. И. Терехин. Рязань, 2014.
VALERYILYICH TERYOKHIN,
phd in economics, professor, honored scientist of the higher school of the Russian Federation, professor of the management and penal system activity organization department;
VICTOR VALENTINOVICH CHERNYSHOV, phd in law, associate professor, associate professor of the management and penal system activity organization department
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: [email protected].
CRIMINAL POTENTIAL OF RECIDIVISM FROM THE POINT OF VIEW OF ECONOMICS
Annotation: in this article the essence, method and instruments of quantitative estimation of criminal potential of recidivism are described. Criminal potential is the highest possible economic and social loss caused by recidivism. Here the potential is mainly treated from the point of view of economics.
Criminal potential of recidivism and corresponding recidivist's criminal potential are determined by relative growth of public loss compared with the previous (basic) crime. The system overview of the solved crime economic loss and method of its estimation are shown. There exist three groups of factors that help to differentiate criminal potential of an offence and loss caused by recidivist's basic crime:
- probabilities of recidivism, its relative intensity and severity;
- probabilities of involving new members by the recidivist and forming a new criminal group;
- the dynamics of loss from recidivism as a result of loss growth from caused damage.
These differences are shown with the help of expert estimations. At the end analytical expressions of criminal potential are derived. As an example, criminal potential of ten convicts having completed their sentence is estimated. The results have shown that criminal potential of recidivism can surpass loss from the previous crime by a factor of hundreds.
Key words: delinquent's criminal potential, essence, influence and method of quantitative estimation.
References
1. Terehin V. I. Jeffektivnost' UIS: sushhnost' i metody kolichestvennoj ocenki [Effectiveness of the penal system: the nature and methods of quantitative-assessment-governmental]. Ryazan, 2014.
2. Babaev M. M. Social'nye posledstvija prestupnosti [Social consequences of crime]. Moscow, 1982
3. Terehin V. I., Chernyshov V. V. Kolichestvennaja ocenka urovnja resocializacii i social'noj adaptacii osuzhdennyh [Quantify the level of re-socialization and social adaptation of the convicted person]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man : crime and punishment, 2013, no. 2.
4. Haustov V. V. Sovershenstvovanie metodov ocenki i analiza jeffektivnosti dejatel'nosti uchrezhdenij UIS. Magisterskaja dissertacija. Nauchnyj rukovoditel' V. I. Terehin [Improve the assessment and analysis of the effectiveness of the institutions UIS: Master's thesis; scientific director of V. I. Terekhin]. Ryazan, 2014.
УДК 346.548 ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА БУРАНОВА,
ББК 65.291.9-983 кандидат экономических наук, доцент,
Б91 заместитель начальника кафедры экономики и менеджмента
(Академия ФСИН России) Е-шай: [email protected]; ДЕНИС НИКОЛАЕВИЧ РУСАНОВ, старший инженер отдела организации трудовой адаптации осужденных
и внешних заказов
(Управление организации производственной деятельности и трудовой
адаптации осужденных ФСИН России) Е-mail: [email protected].
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье рассматриваются индикаторы экономической безопасности, которые имеют три отличительных свойства: количественно отражают угрозы экономической безопасности, обладают высокой чувствительностью и изменчивостью, взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени.
Ежегодно разрабатываются программы развития приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений, в которых запланировано выполнение восьми показателей, призванных обеспечивать увеличение количества трудоустроенных осужденных, выполнение норм выработки, рост заработной платы, максимальную загрузку производственных мощностей, улучшение экономических показателей приносящей доход деятельности и снижение уровня кредиторской задолженности.
В статье проводится анализ результатов реализации программ по итогам работы за период с 2011 по 2013 год.
По итогам работы за 2013 г. запланированные мероприятия и утвержденные показатели программы в полном объеме выполнены в трех территориальных органах ФСИН России, еще в одиннадцати они выполнены по 7 из 8 показателей.
Анализ результатов реализации программ показал, что в остальных территориальных органах ФСИН России выполнено от 3 до 6 показателей.
Основными причинами невыполнения отдельных показателей программ являются недостаточная загрузка производственных мощностей, низкая квалификация осужденных и мотивация к труду, неэффективная организация производственного процесса, в некоторых территориальных органах - отсутствие работы по оптимизации технологического процесса производимой продукции с целью снижения накладных расходов и себестоимости товаров, выпускаемых исправительными учреждениями.
Предлагается расширить перечень показателей экономической безопасности следующими критериями:
отношение прогнозируемого объема производства к величине его производственных мощностей;
доля инновационной продукции во всей продукции предприятия;
износ основных фондов предприятия;
соотношение численности трудоустроенных осужденных на объектах УИС и численности осужденных, подлежащих привлечению к труду.
По данным показателям планируются и пороговые значения, позволяющие охарактеризовать уровень экономической безопасности учреждений УИС.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, экономика, экономическая безопасность, критерии экономической безопасности, пороговые значения показателей, кредиторская задолженность, норма выработки, производственная мощность, инновационная продукция, износ основных фондов.
Экономика как наиболее сложная система имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние. Только в официальных таблицах прогноза социально-экономического развития России их содержится более 300. Из всей совокупности для анализа безопасности
Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено использовать 150 показателей, которые можно назвать индикаторами исходя из следующих трех их отличительных свойств: они количественно отражают угрозы экономической безопасности; обладают высокой
чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей способностью предупреждать общество, государство и субъекты рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики; взаимодействуют между собой в достаточно сильной степени [1, с. 55].
В целях обеспечения экономической безопасности УИС ФСИН России осуществляется контроль за эффективностью принимаемых мер руководителями территориальных органов ФСИН России [2, с. 14]. Ежегодно разрабатываются программы развития приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений, связанной с привлечением осужденных к труду (далее - программы), в которых установлены 8 показателей. Запланированные показатели программ должны ежегодно обеспечивать увеличение количества трудоуст-
По показателю «доходы от рыночных продаж товаров, работ и услуг» из года в год наблюдается увеличение, которое за трехлетний период составило 1190,5 млн руб. Если проанализировать плановые и фактические значения данного показателя, то наибольшее отклонение достигнуто в 2011 -105,4 %.
роенных осужденных, выполнение норм выработки, рост заработной платы, максимальную загрузку производственных мощностей, улучшение экономических показателей приносящей доход деятельности и снижение уровня кредиторской задолженности.
Программы утверждаются заместителем директора ФСИН России, курирующим вопросы производства. Контроль за их выполнением осуществляется управлением организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России ежеквартально.
Проведенный анализ результатов реализации программ по итогам работы за период с 2011 по 2013 год включительно показал, что с каждым последующим анализируемым периодом показатели в большинстве случаев имеют положительную динамику (табл.).
По критерию «расходы» наибольшее отклонение планового значения от фактического достигнуто в 2013 г. (104,4 %), причем темп роста расходов опередил темп роста доходов на 0,9 %.
Разница между вышеперечисленными показателями определяет значение превышения доходов над расходами. В 2012 г. наблюдается недовыпол-
Анализ результатов выполнения программ развития приносящей доход деятельности
за 2011-2013 гг.
№ п/п Показатели Годы Отклонение фактических значений 2011-2013 гг.
2011 2012 2013
план факт план факт план факт
1 Доходы от рыночных продаж товаров, работ и услуг, млн руб. 26 862,0 28 329,6 28 482,3 28 818,2 28 509,8 29 520,1 1190,5
2 Расходы, млн руб. 25 404,3 - 26 626,4 27 098,8 26 850,8 28 040,1 -
3 Превышение доходов над расходами, млн руб. 1457,7 - 1855,9 1719,4 1638,0 1480 -
4 Дебиторская задолженность, млн руб. 859,7 859,6 880,0 737,5 792,8 753,9 - 105,7
5 Кредиторская задолженность, млн руб. 2658,5 2437,8 2358,8 2634,9 2334,0 2632,9 195,1
6 Среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду на оплачиваемых работах, чел. 157 865 158 427 175 647 158 947 166 857 158 431 4
7 Выполнение установленных норм выработки, % 59,87 55,18 62,17 57,01 65,53 63,98 8,8
8 Среднедневная заработная плата осужденных (без начислений), руб. 170,21 175,73 185,11 176,35 188,78 196,2 20,47