Научная статья на тему 'Основы стратегического управления качеством в вузе'

Основы стратегического управления качеством в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бонюшко Наталья Анатольевна, Туманов Константин Михайлович

Рассмотрены основные тенденции и проблемы в области стратегического управления с целью повышения качества образовательных услуг. Обосновываются основные тенденции развития управления качеством в российской системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic tendencies and problems in the field of strategic management with the purpose of improvement of quality of educational services are considered. The basic tendencies of development of quality management prove in the Russian system of the maximum vocational training.

Текст научной работы на тему «Основы стратегического управления качеством в вузе»

превратиться в более дорогую форму "гранта". Во избежание таких проблем необходимо продумать формы страхования займов, возможности частичного (либо полного) погашения кредита для женщин, не работающих в связи с рождением детей, возможности "отработки" образовательного кредита по направлению государства.

Одним из способов обеспечения возвратности кредита может служить система налогообложения лиц с высшим образованием. Оно может быть в форме установления как специального налога на доходы лиц с высшим образованием [graduate tax], так и более высоких ставок подоходного или единого социального налога для таких лиц. Налог может взиматься в течение определенного периода или всей жизни индивидуума, процентная ставка может

изменяться в зависимости от стоимости той или иной программы обучения. На практике такое налогообложение применяется в Австралии и Новой Зеландии. Ставка налога составляет от 2 до 4 % от доходов лиц, закончивших вузы. После выплаты полной суммы долга налог на лиц с высшим образованием не взимается [4].

Система высшего образования нуждается как в бюджетной поддержке, так и во внебюджетных средствах. Поиск новых источников доходов, возможность сочетания различных схем финансирования высшего образования приводит к необходимости разрабатывать новые инновационные подходы к вопросам финансирования вузов. К ним можно отнести и развитие системы грантовой поддержки молодежи, и становление системы образовательных кредитов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. Под ред. С.Л. За-рецкой, Л.Д. Капранова. М. 1999. С. 8.

2. Education at a clance: OECD indicators -2005 edition - ISBN-92-64-011900 @ OECD 2005.

3. Глухов В.В., Карахотин С.Н. "Многоканальная система финансирования учреждений высшего образования": Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Поли-техн. ун-та. 2007. С. 263, 264.

4. Модернизация механизмов приема в вузы и их финансирования // Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. коллектив: А.С. Забо-ровская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.). М.: Независимый институт социальной политики. 2004. С. 50-111.

Бонюшко Н.А., Туманов К.М.

Основы стратегического управления качеством в вузе

Управление качеством является общей и единой задачей для любой области человеческой деятельности (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура и др.). Само понятие управления качеством является комплексным, содержащим два аспекта: качество, специфичное для каждой отрасли человеческой деятельности и управление качеством, также обладающее своей спецификой. Управление качеством

можно рассматривать как непрерывную задачу обеспечения конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования производственного объекта, так и обеспечения достижения долгосрочных стратегических целей. Управление качеством в системе стратегического управления организации можно рассматривать с двух позиций: во-первых, какое место занимает стратегия качества в системе стратегий организации; во-вторых, как

концепция всеобщего управления качеством воздействует на сам процесс стратегического управления. В свою очередь роль стратегии качества в системе стратегического управления предприятием, на наш взгляд, будет предопределяться жизненным циклом.

Таким образом, применительно к деятельности организации, высшего учебного заведения качество может рассматриваться как объект стратегического, так и тактического, оперативного управления. Соответственно необходимо уточнение самого объекта исследования данного раздела — категории качества, а также возможности и целесообразности управления этим объектом с позиций стратегического управления.

Стратегическое управление получило развитие в ряде концепций управления качеством. Среди таких концепций, следует прежде всего, назвать концепции американских специалистов — А.Фейгенбаума, Э. Деминга, Дж. Джу-рана. Эти концепции имеют принципиальное значение для исследования и применения позитивного опыта, который накоплен за рубежом и сегодня является основой современных моделей менеджмента качества, прежде всего, с позиций их стратегической направленности.

В этой связи научный интерес представляет именно не описание самих концепций управления качеством как таковых, а изучение стратегических подходов, элементов, содержащихся в концептуальных разработках ученых и специалистов в области качества, и прежде всего тех, которые предопределили современные тенденции развития экономической науки в данной области.

А. Фейгенбаум в 1951 г. в книге "Quality Control: Practices and Administration" ("Управление качеством: практика и администрирование") впервые обосновывает необходимость всеобъемлющего подхода к качеству, требующего внимания ко всем функциям предприятия, а не только к производству. Идея состояла в том, чтобы управлять качеством на всех этапах производства продукции, а не контролировать его на финальном этапе. В следующей своей книге "Total Quality Control" ("Всеобщее управление качеством"), А. Фейгенбаум обосновывает переход от технических методов контроля качества, считавшихся в то время приоритетными, к менеджменту качества как методу ведения бизнеса. Менеджмент качества рассматривается им как вмешательство во все фазы промышленного

производственного процесса — от спецификаций потребителя и проектирования узлов до доставки продукции потребителю — для его полного удовлетворения. Потребность в "ориентированности на качество" на всех уровнях подчеркивается как необходимость вовлечения в программу всей организации при полной поддержке высшего руководства. По мнению А.Фейгенбаума, качество, по существу, является способом управления организацией и, так же как финансы и маркетинг, является существенным элементом современного менеджмента. То есть в данном контексте А.Фейгенбаум ведет речь уже о качестве как функциональном менеджменте предприятия. В развитии этого функционального направления менеджмента в начале 1980-х гг. в США стали активно внедряться методы планирования качества.

Элементы стратегического менеджмента содержатся и в работах другого известного американского специалиста в области качества Э.Деминга. Прежде всего, к ним следует отнести две монографии Э. Деминга: "Качество, производительность и конкурентоспособность" и "Выход из кризиса", в которых изложены основные принципы TQM:

1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным; Ваша конечная цель - стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

2. Применяйте новую философию предпринимательства (философию качества), чтобы добиться стабильности деятельности предприятия.

3. Поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле, и нет и зависимости качества от него. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь, сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.

4. Прекратите попытки строить долговременную стратегию бизнеса на основе демпинговых цен. Сведите к минимуму совокупные затраты и старайтесь иметь одного поставщика для каждого из комплектующих. Работа с таким поставщиком должна строиться на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности.

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах. Используйте современные методы тренировки и повторной тренировки непосредственно на рабочих местах и при выполнении производственных заданий.

7. Создайте систему эффективного руководства. Проверки и инспекции должны быть направлены на то, чтобы помочь людям лучше выполнять их работу.

8. Используйте эффективные методы общения между людьми, которые ликвидируют атмосферу страха и недоверия на предприятиях.

9. Уничтожайте разобщенность подразделений вашего предприятия друг от друга. Работники должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем, как при производстве, так и при эксплуатации продуктов и услуг.

10. Прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс", призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности.

11. Прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких норм затрат.

Ряд принципов Э.Деминга определяют процесс целеполагания стратегического управления качеством, включающий определение миссии предприятия (например, принципы 1 и 2) и ценностей высшего руководства предприятия (например: 7, 9, 14).

Наряду с принципами TQM не менее важное значение в области стратегического менеджмента имеет разработанный Э.Демингом "цикл Деминга", или PDCA (Plan, Do, Check, Action) — "план, осуществление, проверка, действие".

По мнению Дж.Джурана, стратегическое планирование актуально как в период нестабильности, неопределенности и необходимости выбора, так и при благоприятных экономических условиях. Оно связывает каждый элемент в организации с одной всеобъемлющей целью: функционирование компании с максимальной эффективностью и прибыльностью, при исключении всех работ и затрат, не нужных для существования всецело сфокусированного, скоординированного и реагирующего предприятия. Организации любых размеров могут и должны определять и выполнять только те начинания, которые поддерживают стратегический план. Задачи подразделений исследований и разработок, производства, управления трудовыми

ресурсами, маркетинга, послепродажного обслуживания объединяются в стратегическом плане, содержащем ясные цели, разворачиваемые затем по всей компании.

Несомненным достоинством подхода к стратегическому планированию качества, предложенного Дж. Джураном, является определение ответственности высшего руководства компании, руководителей среднего и линейного звеньев, а также непосредственных работников. Это обстоятельство значительно облегчает внедрение предложенного подхода на конкретных предприятиях.

Таким образом, стратегическое планирование качества позволяет направить ресурсы на выполнение деятельности, необходимой для ежегодной реализации планов организации, результаты которых могут проявиться в повышении удовлетворенности потребителя, сокращении не связанных с деятельностью организации и бесполезных затрат, а также в повышении ее ценности.

Кроме того, реализация принципов стратегического планирования качества формирует гибкую систему планирования и выполнения работ, быстро реагирующую на изменения, поддерживающую взаимодействие между подразделениями. Это в свою очередь дает возможность исключить расточительную деятельность из стратегических планов; устранить возможность появления потенциально противоречивых планов финансов, маркетинга, технологии и производства. В месте с тем это предполагает наделить руководителей и работников соответствующими полномочиями, необходимыми для выполнения запланированной деятельности.

Одной из важных позиций является понимание необходимости и безотлагательности внесения изменений в существующую практику менеджмента качества с точки зрения оценки достоинства и возрастающей ценности стратегического планирования.

В дальнейшем стратегические подходы в области качества находят свое развитие в концепциях японских специалистов К. Исикава (Kaom Ishikava) как "Company-Wide Quality Control (CWQC)", т. е. "управление качеством в масштабах компании".

Японский подход к решению проблемы качества имеет ряд особенностей. Среди них:

• ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

• ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции; ориентация на предотвращение возможности допущения дефектов;

• тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т. е. от последующей операции к предыдущей; полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

• активное использование человеческого фактора, развитие творческого потенциала рабочих и служащих.

Важнейшей предпосылкой успешной работы по повышению качества в японских компаниях являются подготовка и обучение персонала. Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности). Лидерство во внедрении и распространении концепции комплексного управления качеством должно принадлежать высшему руководству компании. Это правило становится единой и универсальной основой успеха.

К современной тенденции развития стратегических подходов в области управления качеством можно отнести предложенный профессором Shoji Shiba [3,115] метод "хошин планирование (hoshin planning)", под которой понимается политика распределения сил и средств, системный подход к управлению изменениями, происходящими в критичных бизнес-процессах [4,87]. Этот метод, который стал известен в Европе уже более 10 лет назад, в области управления качеством реализуется как принцип стратегического единства развития организации в рамках QFD (Quality Function Deployment). По мнению Shoji Shiba, этот метод позволяет предприятию сформулировать и достичь главных целей, обеспечивая последовательность реализации целей и согласованность усилий различных людей по их достижению, а также создает предпосылки для формирования общего видения стратегического развития предприятия.

В данных концепциях прослеживаются попытка использования элементов стратегического управления на уровне предприятия и формируется система тактического управления качеством, направленная на принятие оперативных управленческих решений, на основе

использования различных методов управления качеством, технологий и инструментов их реализации.

Что касается практических аспектов управления качеством, то рассмотрим их на примере сферы высшего образования.

В настоящее время идут процессы формирования свободного рынка образовательных услуг, которые предопределяют необходимость выработки образовательным учреждением конкурентной стратегии, направленной на получение и эффективное использование конкурентных преимуществ на внутрироссийском и межгосударственном уровнях.

В настоящее время Минобрнауки России совместное Евросоюзом формирует "Общее пространство Россия — ЕС в области науки и образования". Начавшийся с присоединения России к Болонской декларации процесс интеграции российской и европейской систем образования является одним из важных элементов формируемого пространства.

Для полноценного участия в Болонском процесс российской высшей школе предстоит до 2010 года предпринять ряд мер, среди которых создание условий для функционирования:

—двухуровневой системы высшего профессионального образования;

— системы зачетных единиц (кредитов) для признания результатов обучения;

— системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов сопоставимой с требованиями европейского сообщества;

— внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для ведения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей.

Следует отметить, что, на наш взгляд, проводимые в рамках Болонского процесса мероприятия имеют далеко идущие последствия в перспективе, затрагивая все, без исключения, национальные образовательные системы.

Постоянно инициируемая и поддерживаемая на институциональном уровне прозрачность, сопоставимость и условия взаимной приемлемости образовательных программ и их отдельных модулей (при условии сохранения ответствен-

ности базового образовательного учреждения за качество полученного образования в целом) постепенно трансформирует конвергентные процессы и явления в национальных образовательных системах, вызванные и регламентированные болонским процессом, в общеевропейские унифицированные образовательные системы (учебные планы, образовательные программы процессы, критерии качества и др.).

Одним из основополагающих моментов болонской декларации является обеспечение качества образования (гарантии качества). Поскольку, как свидетельствует мировой опыт, внешней оценки качества образования в настоящее время оказывается не достаточно, возникает необходимость введения внутренних механизмов гарантии качества образования, обеспечиваемых самими образовательными учреждениями. При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства. Можно выделить следующие основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества:

• Необходимость разработки единых критериев и стандартов обеспечения и гарантии качества образования стран участниц Болонс-кого процесса.

• Необходимость создания, развития и гармонизации национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

• Необходимость создания и внедрения систем качества высших учебных заведений на основе различных моделей управления качеством, на принципах менеджмента качества, но при этом без непосредственной привязки к какой-то конкретной модели.

Таким образом, в связи с ужесточением конкуренции среди образовательных учреждений и повышением потребительских предпочтений к предоставляемым образовательным услугам, качество выходит на первый план, и стратегия качества рассматривается как основная действующая стратегия. По мере завоевания рынка образовательных услуг у ВУЗов появляется стремление к формированию дополнительных конкурентных преимуществ на основе формирования и реализации стратегии качества

с целью повышения конкурентоспособности и соответствия современным мировым требования. С понятием стратегии качества тесно связано определение политики в области качества. Под политикой в области качества понимаются общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные руководством [МС ИСО 9000:2000]. Таким образом, политика в области качества конкретизирует намерения и направления деятельности образовательного учреждения по достижению критериев целепо-лагания в области качества, которые лежат в основе формирования стратегического выбора ВУЗа в области качества. То есть, стратегическое управление в области качества ВУЗа должно включать в себя стратегию качества, как определенные критерии целеполагания в области качества, а также правила и приемы по их достижению, и политику как направления и намерения достижения этих целей. Фактически на основе политики в области качества руководство образовательного учреждения устанавливает конкретные цели в области качества. Тогда как сама политика в области качества определяется критериями целеполагания стратегии качества предприятия.

По нашему мнению, главным критерием целеполагания стратегии качества ВУЗа будет обеспечение баланса удовлетворенности всех заинтересованных сторон, который может быть достигнут путем формирования "корпоративной культуры качества образовательного учреждения", содержанием которой является ориентация на человеческий фактор, обеспечивающая понимание того, что качество — забота каждого.

Формирование "корпоративной культуры качества образовательного учреждения" может быть осуществлено на основе реализации принципов и философии TQM. Оперативное же управление качеством в ВУЗе может быть организовано на базе системы управления качеством, построенной с использованием различных моделей, методов и средств (технологий и инструментов) управления качеством, которые должны выбираться исходя из особенностей образовательного учреждения и его стратегии качества.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

• Управление качеством является общей и единой задачей для любой области человечес-

кой деятельности (промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение, культура и др.).

• Управление качеством можно рассматривать как непрерывную задачу обеспечения конкурентоспособности, эффективности и как устойчивости функционирования объекта, так и обеспечения достижения долгосрочных стратегических целей.

• Применительно к деятельности организации, высшего учебного заведения качество может рассматриваться как объект стратегического, так и тактического, оперативного управления.

• Обеспечение устойчивости образовательного учреждения может осуществляться путем целенаправленной комплексной деятельности по формированию стабильных стратегических целей, обеспечению реализуемости их распола-

гаемым потенциалам, менеджментом образовательного учреждения, а также функционированием системы непрерывного стратегического планирования.

• Реализация принципов стратегического планирования качества формирует гибкую систему планирования и выполнения работ, быстро реагирующую на изменения, поддерживающую взаимодействие между подразделениями.

• Стратегическое планирование качества позволяет направить ресурсы на выполнение деятельности, необходимой для ежегодной реализации планов компании, результаты которых могут проявиться в повышении удовлетворенности потребителя, сокращении не связанных с деятельностью компании и бесполезных затрат, а также в повышении ценности компании для инвесторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ. 2005.

2. Розова Н.К. Менеджмент качества. СПб.: Вектор. 2005.

3. Shoji Shiba. La management par регейе -miïthode Hoshin. -Editions INSEP. 1996.

4. Эванс, Джеймс Р. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" / Джеймс Р.Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М.Короткова; предисловие Э.М. Короткова. М.: ЮТИТИ-ДАНА. 2007.

Козлова Н.А.

Проблемы применения терминологии

в индустрии международного образовательного туризма

Образовательный туризм представляет собой быстро развивающийся сектор экономики туризма, завоевывающий признание во всем мире. Многие исследователи относят его к числу ведущих и наиболее перспективных суботраслей туризма. Специфические особенности образовательного туризма, проявляющиеся в особом характере спроса, выраженных сезонных колебаниях, диверсификации туристского продукта и услуг гостеприимства,

низкой подверженности кризисам и социально-политическим потрясениям, динамично развивающимися потребностями клиентов требуют детального изучения и разработки теоретических, методологических и системных подходов к совершенствованию взаимодействия всех его участников.

Сущность любого явления отражается в его понятии. Основополагающими понятиями в сфере туризма являются понятия "туризм" и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.