Научная статья на тему 'Болонский процесс в построении новой методологии управления качеством подготовки специалистов'

Болонский процесс в построении новой методологии управления качеством подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ВУЗ / МЕТОДОЛОГИЯ / КАЧЕСТВО / THE BOLONSKY DECLARATION / THE EXPERT / HIGH SCHOOL / METHODOLOGY / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шогенова Фатимат Амедовна

В статье рассматриваются основные направления модернизации процесса подготовки специалиста в соответствии с реализацией основных положений Болонской декларации, анализируются подходы к управлению качеством высшего профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic directions of modernization of process of preparation of the expert according to realization of substantive provisions of the Bolonsky declaration are considered, approaches to quality management of the higher vocational training are analyzed.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс в построении новой методологии управления качеством подготовки специалистов»

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В ПОСТРОЕНИИ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ШОГЕНОВА Ф.А.

В статье рассматриваются основные направления модернизации процесса подготовки специалиста в соответствии с реализацией основных положений Болонской декларации, анализируются подходы к управлению качеством высшего профессионального образования.

In article the basic directions of modernization of process of preparation of the expert according to realization of substantive provisions of the Bolonsky declaration are considered, approaches to quality management of the higher vocational training are analyzed.

Глобальные изменения в системе высшего образовании Европы продиктованы стремлением обеспечить общее пространство высшего образования к 2010 г. Основной движущей силой в этом направлении является Болонский процесс, начавшийся в октябре 1999 г. на конференции европейских министров образования. Этот процесс рассматривают в качестве составляющей движения к европейской цели - стать динамичной, основанной на знаниях экономикой, участвующей в мировом соревновании, способной к постоянному развитию и улучшению социальных условий. Ключевыми позициями Болонской декларации являются: гармонизация структур и организаций: два цикла степеней - бакалавра и магистра, оценка качества в образовании, стимулирование мобильности студентов, прозрачность учебных планов: европейская система кредитов или трансфертов (ECTS) и дополнений к дипломам, развитие программ международного обучения.

Все эти меры направлены на усиление привлекательности системы высшего образования в Европе, расширения ее возможностей. В этом же ключе прошли конференции в Праге (2001), Берлине (2003), в Бергене (2005).

Болонская Декларация вызвала к жизни серию реформ, направленных на то, чтобы сделать высшее образование в Европе более сравнимым и совместимым, более соревновательным и привлекательным. Важным этапом в реализации Болонского процесса стало принятие в марте 2000 г. Лиссабонской стратегии. В ней в качестве стратегической цели провозглашено превращение Евросоюза в конкурентоспособный и наиболее динамичный экономический регион мира, базирующийся на знаниях, в экономический регион, в котором будет достигнут стабильный экономический рост, сопровождающийся увеличением количества и улучшением качества рабочих мест и большей социальной сплоченностью. Вместе с тем, в Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европе, заявлено, что многообразие высшего образования Европы является исключительным достоянием, которое требует всемерного уважения [1, с.43]. Это разнообразие очень важно сохранить как для эффективности системы высшего образования, так и в социальном отношении, чтобы отвечать возможностям максимально большего числа потенциальных студентов.

В Брюсселе в 2005 г. главы государств и правительств пересмотрели Лиссабонскую стратегию и подтвердили центральную роль знаний для роста и развития занятости. С точки зрения перспектив ЕС, существует очевидная связь между Болонским процессом и Копенгагенским процессом по усилению кооперации в Европе в области профессионального образования. В 2002 г. Комиссия ЕС предприняла шаги по укреплению преемственности между этими процессами в таких важных областях, как прозрачность квалификаций (EUROPASS), перенос кредитов (Credit Transfer), оценка качества (Quality Assurance), а также модель оценки квалификаций (European Qualifications Framework or EQF).

Комиссия ЕС поддерживает большинство из намеченных в Болонье направлений. Таких, например, как: инициатива ранжирования по уровням ECST (обеспечение прозрачности ква-

лификации), Программа "Erasmus Mundus" (призваная усилить привлекательность европейского высшего образования на международной арене).

Заявленная цель превратить Европейский Союз в наиболее конкурентоспособную, динамичную, основанную на знаниях экономику в мире может быть достигнута в том случае, если будут реформированы базовые условия Европейского бизнес-сообщества, а образовательные системы модернизированы и приспособлены к требованиям глобализации. Для достижения этих целей министры образования стран ЕС согласовали "Рабочую программу по образованию и подготовке 2010", которая должна быть реализована к 2010 г. Данная программа предусматривает решение комплекса задач по нескольким важнейшим направлениям.

Программа обучения в течение жизни. В задачи обучения в течение жизни входит стимулирование и ускорение развития Европейского сообщества в прогрессивное общество, основанное на знаниях, пользующееся преимуществами постоянного экономического роста, наличием рабочих мест и сильной социальной защитой [2, с.24]. Внимание сфокусировано на оптимизации кооперации между странами в разных областях обучения в течение жизни и на обеспечении мобильности обучения.

Европейская программа качества и мобильность. Обеспечение мобильности является приоритетной задачей для политиков в сфере образования. Мобильность призвана помочь лучше познать разнообразие культур и языков и стимулировать эволюцию граждан Европы и порождать чувство европейской общности (идентичности). Граждане должны рассматривать мобильность как фактор поддержки их персонального развития, а также повышения их шансов на рынке труда. Именно поэтому рекомендации Программы качества для мобильности (the Quality Charter for Mobility) охватывают все типы образовательной мобильности: формальное и неформальное учение, кратко- и долгосрочную мобильность, обучение в школах, университетах, на рабочем месте; мобильность для молодежи и для взрослых обучающихся и пр. Программа качества для мобильности включает десять направлений, адресованных организациям, ответственным за посылку и прием обучающихся, и нацелена на получение максимальных преимуществ гражданами Европы при обучении за рубежом.

Европейская модель квалификации. Приоритетом Европейского Союза является стремление сделать так, чтобы образовательные свидетельства и квалификации, полученные гражданами европейских стран за рубежом, были признаны как в их родной стране, так и в Европейском Союзе. Исходя из этого, Европейская Комиссия совместно со странами - участниками работает над Европейской моделью квалификации (European Qualification Framework - EQF). Эта модель представляет собой инструмент, позволяющий сравнить квалификацию и компетенции во всей Европе. Ядро модели состоит из восьми уровней, отражающих весь набор квалификаций от средних общеобразовательных школ до наиболее продвинутого профессионального уровня.

Ключевые компетенции обучения в течение жизни. Глобализация ведет к возникновению новых проблем, новых вызовов. Усиление ключевых компетенций означает поддержку граждан при столкновении с новыми направлениями развития конструктивной партиципации. Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому для социальной и профессиональной интеграции и для присвоения навыков предпринимательства является приоритетом в сфере образования. Ключевые компетенции, усвоенные молодыми людьми к концу их первоначального обучения, должны подготовить их к жизни в современном обществе. Соответственно, ключевые компетенции должны развиваться, поддерживаться и модернизироваться в ходе обучения в течение жизни.

Постоянное развитие. Образование для постоянного развития - еще один приоритет. Образование - это больше, чем занятость на рабочем месте, оно предполагает развитие ценностей и социальных умений, необходимых гражданам для активного участия в жизни демократического общества. Жизненно важным для подрастающего поколения является восприятие всей сложности взаимозависимостей в современном мире, а также умение нести ответственность за свои поступки.

Международные программы Европейского союза. Международные программы дают возможности работы в разных странах в условиях многонациональных европейских образовательных проектов, профессиональной подготовки, работы с молодежью по всему миру. Участники проектов - это уча-

щиеся, педагоги, работодатели, студенты, молодые рабочие, учителя и директора школ. Проекты предполагают сотрудничество с образовательными учреждениями в других странах, обучение за рубежом, обмен передовым опытом.

К международным программам Евросоюза относятся Сократ (Socrates) (образование), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (профессиональная подготовка), Молодежь (Youth) (работа с молодежью). В них вовлечены 31 стран - участниц.

Важной тенденцией в высшем образовании является интернационализация колледжей и университетов. Колледжи и университеты видят необходимость интернационализации - как интеграции различных традиций в преподавании, исследовании и обслуживающей функции университета [3, с.51]. Интернационализация явилась ответом колледжей и университетов на потребности своих выпускников получать компетенции, которые позволят им занять место в мире глобализации. Это происходит разными путями: через изменения в учебных планах, посредством кооперативных связей между институтами для обмена исследовательским опытом, через обучение иностранных студентов и через организацию факультетов и отделений за рубежом.

Учреждения высшего образования в Европейских странах стоят на пороге значительных перемен. В частности, ожидается появление новых провайдеров высшего образования, создающих более сложную и более соревновательную окружающую среду для университетов, колледжей и институтов; развитие новых способов распространения высшего образования с возможностями повышения качества и количества учебного материала, представляемыми информационными и коммуникационными технологиями; развитие сферы образовательных служб в качестве растущего бизнес - сектора, движимого процессами глобализации, распространением знаний и технологическими изменениями. Образование теперь может рассматриваться (позиция ВТО) как область труда, и как сфера бизнеса, и как источник интеллектуального капитала, который дает новые возможности в условиях соревнования. Отдельные лица и общество в целом также рассматривают образование как общественное благо; экономические, социальные и политические программы будут делать упор на обучении в течение жизни, на доступности, региональном развитии и социальной сплоченности. Правительства и государственные агентства во все большей степени будут рассматривать университеты в качестве инструментов публичной политики для достижения своих целей; усиление мобильности индивидов; стирание национальных границ, развитие региональной политики, альянсов и зон: политическая карта Европы находится в состоянии постоянного изменения.

Эти тенденции оказывают воздействие на существующие структуры и формы высшего образования и ведут к возникновению вопросов о целях, результатах и финансировании существующих институтов.

Библиографический список:

1. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2006. - № 1.

2. Бордовский Г. А. Управление качеством образовательного процесса в вузе / Г. А. Бордовский // Ценности современного образования : регион. аспект / Сев.-зап. отд-ние РАО, ПГУ. - Архангельск, 2004.

3. Розова Т . Современная стратегия управления качеством в вузе / Т. Розова, В. Ивашова // Высшее образование в России. - 2006. - № 2.

4. Стратегический менеджмент вуза: учеб. пособие / Федер. агенство по образованию ; под ред. А.Л. Гаврикова. - М.: Новый учебник, 2004.

5. Субетто А.И., Селезнева Н.А. Теоретико-методологические основы качества высшего образования.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

Ключевые слова: Болонская декларация, специалист, вуз, методология, качество.

Keywords: the Bolonsky declaration, the expert, high school, methodology, quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.