Научная статья на тему 'Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы'

Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / FOOD INDUSTRY PROFESSIONALS / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PERSONNEL TRAINING / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еделев Д. А., Кантере В. М., Матисон В. А.

В статье рассмотрены история принятия Болонской декларации, а также реализация положений этого документа, в том числе в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Experience in Improving Professional Training for Food Industry: Reforms and Prospects

. The article covers the history of signing the Bologna Declaration and implementation of its provisions worldwide and in our country.

Текст научной работы на тему «Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы»

УДК 658.386.012:664

Международный опыт

совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы

Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, В.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

Глобализация мировой экономики, начавшаяся с середины ХХ века, привела к созданию интегрированных экономических систем, возникновению и бурному развитию информационных и коммуникационных технологий. Эти изменения в экономике развитых стран затронули и систему высшего образования: появилась международная сеть знаний, меняются традиционные методы обучения и оценки знаний, формируются новые специальности и

Благодаря Болонскому процессу проведены реформы высшего образования в Европейском союзе, образованы трехцикловые системы (бакалавриат, магистратура, докторантура).

направления образования, усиливается мобильность студентов и преподавателей, во всем мире увеличивается количество людей, получающих высшее образование. Все более повышается различие между университетами-лидерами, обладающими большими образовательными и научно-исследовательскими ресурсами и занимающими первые места в рейтингах, и остальными вузами, не соответствующими современному уровню знаний.

В 1998 г. состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию, на которой было отмечено несоответствие национальных систем образования во многих странах мировому уровню, большие различия в организации обучения, процессах преподавания и оценках, и, вследствие этого, невозможность взаимного признания дипломов. Сегодня глобализация,

Ключевые слова: специалисты пищевой промышленности; подготовка кадров; международный опыт.

Key words: food industry professionals; personnel training; international experience.

интеграция и растущая мобильность студентов, преподавателей и ученых вызывают необходимость создания единых международных требований в области высшего образования, аккредитации высших учебных заведений и сертификации присуждаемых ими квалификаций.

В мае 1998 г. на праздновании 800-летия Университета Парижа четыре министра образования (Франции, Германии, Италии и Англии) подписали Сорбонскую декларацию, в которой указывалось, что система высшего образования в Европе устарела и требует реформирования в соответствии с реалиями нового времени. В декларации была показана необходимость создания общей рамочной структуры, системы квалификаций и их взаимного международного признания. Кроме того, отмечена необходимость всемерного содействия мобильности студентов и преподавателей, а также их интеграции в европейский рынок труда.

Через год после подписания документа в Сорбонне 29 министров образования Европейских стран опубликовали Болонскую декларацию, в которой были установлены принципы реформы высшего образования, направленные на усиление международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; создание двухцикловой системы высшего образования бакалавр - магистр на основе сравнимых

и сопоставимых степеней; установление системы кредитов и обеспечение качества образования; поддержание мобильности студентов, преподавателей и ученых.

Впоследствии на Пражской (2001 г.) и Берлинской (2003 г.) конференциях Болонский процесс получил свое дальнейшее развитие в сфере определения приоритетов развития, создания концепции обучения в течение всей жизни, разработки рамочной структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Была создана группа по контролю за ходом Болонского процесса кото-

рая осуществляет оперативную деятельность в промежутке между совещаниями министров образования, созываемых раз в два года, а также готовит материалы и создает рабочие группы для решения конкретных проблем. Болонский процесс возглавляет страна, председательствующая в ЕС, которая меняется раз в 6 мес. Помимо рабочей группы создан секретариат, который готовит проект повестки заседаний, докладов, протоколы совещаний министров образования.

Благодаря Болонскому процессу проведены реформы высшего образования в Европейском союзе, образованы трехцикловые системы (бакалавриат, магистратура, докторантура), что позволило повысить совместимость и сравнимость образовательных программ университетов различных стран.

Для присоединения к Болонскому процессу страна должна начать реализацию положений Болонской декларации и состоять в Европейской культурной конвенции. Российская Федерация присоединилась к Бо-лонскому процессу в 2003 г. на Берлинской конференции.

Первоначально реализацию положений Болонской декларации планировалось завершить к 2010 г. К этому времени достигнут большой прогресс в структурировании высшей школы в двухцикловой форме бакалавр - магистр. Осуществляется переход к трехцикловой системе кредитов ЕСТБ. Для бакалаврских программ ряд стран придерживается модели 180 кредитов в течение трех лет, другие страны используют модель 240 кредитов в течение четырех лет. Достигнуто в первом приближении согласование между профессиональным образованием и первой ступенью высшего образования. В Бергене была принята Рамочная структура европейских квалифика-

NEW TECHNOLOGIES IN FORMATION

ции, определены основные стадии по созданию национальных рамок квалификации.

В России на основании соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей разработана национальная рамка квалификаций, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности развития, квалификационных уровней от низшего к высшему, соответствия иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования РФ с учетом мирового опыта.

Болонский процесс оказался успешным благодаря тому, что главная роль в нем отводилась высшим учебным заведениям и их ассоциациям, а также Европейскому Союзу студентов. Однако к 2010 г., как было намечено, поставленные цели и задачи полностью не выполнены вследствие большого различия между странами, вузами, системами высшего образования, базирующимися на многообразии, сотрудничестве и академической свободе.

Несмотря на то, что значительная часть структурных реформ уже проведена, ключевой задачей остается переход парадигмы обучения, концентрированной на преподавателе, к студентам как центру внимания. Кроме того, большой задачей остается разработка и внедрение национальных трехцикловых квалификационных структур, которые должны быть сертифицированы и обеспечивать мобильность и трудоустраиваемость, при этом первоначально запускается механизм самосертификации при постоянной координации с Европейской структурой квалификации.

Основополагающим принципом Болонского процесса на период до 2020 г. остается «Построение интегрированной, имеющей богатые перспективы Европы и особенно укрепление ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала». Однако этот принцип должен применяться с учетом усилившихся в последнее время процессов глобализации и демографических изменений и, соответственно, глобальной интеграции и расширения масштабов предоставления высшего образования. Основные усилия вузов должны быть направлены на расширение их автономии, повышение эффективности сотрудничества с работодателями, обеспечение соответствия квалифи-

каций потребностям рынка труда, внедрение механизмов альтернативного финансирования и совершенствования управления университетами, совершенствование привязки преподавания к последним научным достижениям, разработка новых форм предоставления качественного образования на основе применения информационно-коммуникационных технологий и междисциплинарного подхода.

На Лиссабонском совещании стран ЕС в 2000 г. была сформулирована цель развития Евросоюза на ближайшее десятилетие - сделать экономику ЕС «Самой динамично развивающейся в мире экономикой, основанной на знаниях». Эта цель основывалась на том, что Европа не может конкурировать с быстро развивающимися экономиками таких стран, как Китай, Бразилия и Индия, имеющих низкую заработную плату. Европейский союз должен опираться на имеющуюся интеллектуальную собственность и инновационный потенциал.

Лиссабонская стратегия, базирующаяся на пакете экономических и социальных реформ, направленных на улучшение конкурентоспособности европейских товаров, создание рабочих мест, укрепление социального единства, получила развитие в Копенгагенском процессе, направленном на расширение и сотрудничество в области профессионального образования и начатым 30 ноября 2002 г.

Целями Копенгагенского процесса было улучшение качества и эффективности профессиональной подготовки и системы обучения ЕС, облегчение доступа к образованию и профессиональной подготовке, открытости систем образования в международном плане. В рамках поставленной цели решались задачи: снижение числа людей, бросивших школу, до уровня не более 10 %; завершение среднего образования как минимум для 85 % двадцатидвухлетних людей; увеличение не менее чем на 15 % числа выпускников высших учебных заведений в области математики, естественных наук и технологий, при этом снижение ген-дерного дисбаланса в этих областях; участие не менее 12,5 % взрослого населения в возрасте от 24 до 64 лет в образовании на протяжении всей жизни.

Копенгагенский процесс является профессиональным эквивалентом Болонского процесса в создании Европейской системы пожизненного

обучения с целью получения возможности людям перемещаться между странами и занимать рабочие места, используя полученные квалификации и компетенции.

В Копенгагенской декларации 2002 г. говорится о признании компетенций и квалификаций, содействии в обеспечении качества, повышении прозрачности и информативности системы обучения. Копенгагенская декларация получила развитие в 2004 г. в Маастрихтском коммюнике, Хельсинском коммюнике 2006 г. и коммюнике в Бордо в 2008 г. Страны договорились о совместной работе на общие национальные приоритеты, в том числе содействии привлекательности профессионального образования.

Копенгагенский процесс до 2010 г. состоял из трех этапов: разработка программных документов (20022004 гг.); разработка механизмов и принципов (2005-2007 гг.); согласование рекомендаций (2008-2010 гг.).

Болонский процесс оказался успешным благодаря тому, что главная роль в нем отводилась высшим учебным заведениям и их ассоциациям, а также Европейскому Союзу студентов.

В рамках Копенгагенского процесса разработаны: рамки европейских квалификаций (ЕСК); европейская система кредитов для профессионального образования (Е^ЕТ); европейские рамки обеспечения качества профессионального образования (EQAVET); общие и руководящие принципы.

Копенгагенский процесс послужил основой для европейского сотрудничества в области профессионального образования за период с 2002 по 2010 г. Согласованные концепции, взаимосвязанные инструменты и принципы, поддержка национальных реформ помогли выровнять европейскую и национальные политики, повысить занятость и уменьшить социальную изоляцию некоторых слоев общества. Высокий уровень занятости требует мобильности работников, имеющих определенные навыки, соответствующие рынку труда и требованиям, к которым они могут адаптироваться на протяжении всей своей жизни.

Копенгагенский процесс позволил выработать политику и сформировать организацию «Европейская

структура квалификации для образования в течение всей жизни (EQF)». Цель EQF - систематизировать все квалификации, имеющиеся в системе образования ЕС вне обязательного школьного образования. EQF охватывает сферы интересов -многосторонний Болонский процесс и Копенгагенский процесс.

После совещания министров образования в Лондоне в 2007 г. начата работа по созданию всеобъемлющей структуры квалификаций (ЕПВО). Национальные системы квалификаций, совместимые с ЕПВО, соответствуют и структуре EQF.

Европейская комиссия разработала политику профессионального обучения до 2020 г. Стратегические рамки этой политики включают требования: снижение числа людей, бросивших обучение, до уровня менее 10 %; расширение профессионального образования с целью повышения уровня занятости до уровня 75 % для женщин и мужчин в возрасте от 20 до 64 лет, в том числе боль-

В Российской Федерации работа по постепенному преобразованию системы высшего образования в соответствии с принципами Болонской декларации начата с 2003 г.

шее участие молодежи, пожилых работников и низкоквалифицированных рабочих, а также улучшение интеграции легальных мигрантов.

В Париже 5-8 июля 2005 г. состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию - «Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества». По результатам конференции было опубликовано коммюнике, в котором признавалась актуальность решений Декларации Всемирной конференции по высшему образованию 1998 г. и отмечалось, что последнее десятилетие показало все преимущества высшего образования, несущего социальную ответственность за то, чтобы содействовать устойчивому развитию и прогрессу стран, формировать глобальные знания для решения таких проблем, как продовольственная безопасность, здоровье населения, изменение климата, управление водными ресурсами и др. В коммюнике подчеркивается, что высшее образование должно не

только обеспечивать приобретение требуемых работодателями навыков и умений, но и способствовать развитию критического мышления и активной гражданственности, воспитанию высоконравственных граждан.

Обеспечение качества - одна из важнейших функций современного высшего образования. Необходимо создание систем обеспечения качества, формирование принципов оценки и развитие культуры качества в вузах. Критерии качества должны отражать основные цели высшего образования, стимулировать инновации. Обеспечение качественного высшего образования требует привлечения и сохранения квалифицированных и талантливых преподавателей и научных работников. Чтобы глобализация высшего образования стала преимуществом для всех, необходимо обеспечить равные возможности доступа, содействовать повышению качества, уважать культурное разнообразие и суверенитет. Международные сети университетов и отношения партнерства являются частью решения этой проблемы.

Для обеспечения качества и целостности образования профессорско-преподавательский состав должен иметь возможность для научных исследований и получения знаний. Необходима большая гибкость в организации систем научных исследований, чтобы наука и междисципли-нарность могла лучше служить потребностям общества.

Конференция призвала обеспечить надлежащие инвестиции в высшее образование и научные исследования, создавать и укреплять системы обеспечения качества и регулирующие механизмы, увеличить масштабы подготовки преподавателей, обеспечить достижение целей равенства возможностей, качества и успеха путем развития, более гибких траекторий обучения и признания предшествующего обучения и опыта работы.

В настоящее время практически нет такой национальной или региональной системы высшего и профессионального образования в Европе, которая бы полностью соответствовала Болонским принципам и Копенгагенским требованиям в течение такого времени, чтобы можно было бы считать процесс внедренным. Большинство стран-участников этих процессов остаются на разных стадиях перехода к этим системам. Признание предшествующего обучения не всегда проходит успешно, в ряде стран отсутствует система официального признания неформального обу-

чения, что замедляет результаты внедрения. В 2008 г. «Европейская ассоциация Университетов («EVA») опубликовала хартию европейских университетов об образовании, действующую в рамках Лиссабонской стратегии в течение всей жизни. В хартии подчеркивается необходимость исключения барьеров между болонскими циклами и вне их.

В Российской Федерации работа по постепенному преобразованию системы высшего образования в соответствии с принципами Болонской декларации начата с 2003 г. Однако полномасштабный переход был осуществлен в 2010 г., когда в большинстве вузов страны был открыт прием студентов на обучение бакалавров и магистров, хотя уже задолго до этой даты по ряду специальностей, в том числе пищевого профиля, состоялись выпуски бакалавров и магистров. В этих новых условиях предстоит большая работа по адаптации выпускников бакалавриата и магистратуры к требованиям работодателей. Необходима корректировка учебных программ, создание учебно-методических комплексов, выпуск учебников и учебных пособий.

Московский государственный университет пищевых производств на протяжении многих лет проводит работу в этом направлении. МГУПП является головным Университетом в России по подготовке специалистов пищевой отрасли. В настоящее время ведется обучение бакалавров и магистров по направлениям «Продукты питания из растительного сырья», «Продукты питания из животного сырья».

С 2011 г. МГУПП выступает головной организацией от Российской Федерации по выполнению проекта 517336-TEMPUS-1-2011-1-PL-TEMPUS-SMHES, направленного на разработку рамок квалификации для трех уровней национальных рамок квалификации: бакалавриат, магистратура, аспирантура.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еделев, Д.А. Внедрение в Московском государственном университете пищевых производств новых профилей обучения бакалавров «Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов питания» и «Инновационные технологии спортивного питания» по направлению 260100 «Продукты питания из растительного сырья»/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон//Пищевая промышленность. - 2012. - № 8. - С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.