УДК 658.386.012:664
Международный опыт
совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы
Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор, В.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств
Глобализация мировой экономики, начавшаяся с середины ХХ века, привела к созданию интегрированных экономических систем, возникновению и бурному развитию информационных и коммуникационных технологий. Эти изменения в экономике развитых стран затронули и систему высшего образования: появилась международная сеть знаний, меняются традиционные методы обучения и оценки знаний, формируются новые специальности и
Благодаря Болонскому процессу проведены реформы высшего образования в Европейском союзе, образованы трехцикловые системы (бакалавриат, магистратура, докторантура).
направления образования, усиливается мобильность студентов и преподавателей, во всем мире увеличивается количество людей, получающих высшее образование. Все более повышается различие между университетами-лидерами, обладающими большими образовательными и научно-исследовательскими ресурсами и занимающими первые места в рейтингах, и остальными вузами, не соответствующими современному уровню знаний.
В 1998 г. состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию, на которой было отмечено несоответствие национальных систем образования во многих странах мировому уровню, большие различия в организации обучения, процессах преподавания и оценках, и, вследствие этого, невозможность взаимного признания дипломов. Сегодня глобализация,
Ключевые слова: специалисты пищевой промышленности; подготовка кадров; международный опыт.
Key words: food industry professionals; personnel training; international experience.
интеграция и растущая мобильность студентов, преподавателей и ученых вызывают необходимость создания единых международных требований в области высшего образования, аккредитации высших учебных заведений и сертификации присуждаемых ими квалификаций.
В мае 1998 г. на праздновании 800-летия Университета Парижа четыре министра образования (Франции, Германии, Италии и Англии) подписали Сорбонскую декларацию, в которой указывалось, что система высшего образования в Европе устарела и требует реформирования в соответствии с реалиями нового времени. В декларации была показана необходимость создания общей рамочной структуры, системы квалификаций и их взаимного международного признания. Кроме того, отмечена необходимость всемерного содействия мобильности студентов и преподавателей, а также их интеграции в европейский рынок труда.
Через год после подписания документа в Сорбонне 29 министров образования Европейских стран опубликовали Болонскую декларацию, в которой были установлены принципы реформы высшего образования, направленные на усиление международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; создание двухцикловой системы высшего образования бакалавр - магистр на основе сравнимых
и сопоставимых степеней; установление системы кредитов и обеспечение качества образования; поддержание мобильности студентов, преподавателей и ученых.
Впоследствии на Пражской (2001 г.) и Берлинской (2003 г.) конференциях Болонский процесс получил свое дальнейшее развитие в сфере определения приоритетов развития, создания концепции обучения в течение всей жизни, разработки рамочной структуры квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Была создана группа по контролю за ходом Болонского процесса кото-
рая осуществляет оперативную деятельность в промежутке между совещаниями министров образования, созываемых раз в два года, а также готовит материалы и создает рабочие группы для решения конкретных проблем. Болонский процесс возглавляет страна, председательствующая в ЕС, которая меняется раз в 6 мес. Помимо рабочей группы создан секретариат, который готовит проект повестки заседаний, докладов, протоколы совещаний министров образования.
Благодаря Болонскому процессу проведены реформы высшего образования в Европейском союзе, образованы трехцикловые системы (бакалавриат, магистратура, докторантура), что позволило повысить совместимость и сравнимость образовательных программ университетов различных стран.
Для присоединения к Болонскому процессу страна должна начать реализацию положений Болонской декларации и состоять в Европейской культурной конвенции. Российская Федерация присоединилась к Бо-лонскому процессу в 2003 г. на Берлинской конференции.
Первоначально реализацию положений Болонской декларации планировалось завершить к 2010 г. К этому времени достигнут большой прогресс в структурировании высшей школы в двухцикловой форме бакалавр - магистр. Осуществляется переход к трехцикловой системе кредитов ЕСТБ. Для бакалаврских программ ряд стран придерживается модели 180 кредитов в течение трех лет, другие страны используют модель 240 кредитов в течение четырех лет. Достигнуто в первом приближении согласование между профессиональным образованием и первой ступенью высшего образования. В Бергене была принята Рамочная структура европейских квалифика-
NEW TECHNOLOGIES IN FORMATION
ции, определены основные стадии по созданию национальных рамок квалификации.
В России на основании соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей разработана национальная рамка квалификаций, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности развития, квалификационных уровней от низшего к высшему, соответствия иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования РФ с учетом мирового опыта.
Болонский процесс оказался успешным благодаря тому, что главная роль в нем отводилась высшим учебным заведениям и их ассоциациям, а также Европейскому Союзу студентов. Однако к 2010 г., как было намечено, поставленные цели и задачи полностью не выполнены вследствие большого различия между странами, вузами, системами высшего образования, базирующимися на многообразии, сотрудничестве и академической свободе.
Несмотря на то, что значительная часть структурных реформ уже проведена, ключевой задачей остается переход парадигмы обучения, концентрированной на преподавателе, к студентам как центру внимания. Кроме того, большой задачей остается разработка и внедрение национальных трехцикловых квалификационных структур, которые должны быть сертифицированы и обеспечивать мобильность и трудоустраиваемость, при этом первоначально запускается механизм самосертификации при постоянной координации с Европейской структурой квалификации.
Основополагающим принципом Болонского процесса на период до 2020 г. остается «Построение интегрированной, имеющей богатые перспективы Европы и особенно укрепление ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала». Однако этот принцип должен применяться с учетом усилившихся в последнее время процессов глобализации и демографических изменений и, соответственно, глобальной интеграции и расширения масштабов предоставления высшего образования. Основные усилия вузов должны быть направлены на расширение их автономии, повышение эффективности сотрудничества с работодателями, обеспечение соответствия квалифи-
каций потребностям рынка труда, внедрение механизмов альтернативного финансирования и совершенствования управления университетами, совершенствование привязки преподавания к последним научным достижениям, разработка новых форм предоставления качественного образования на основе применения информационно-коммуникационных технологий и междисциплинарного подхода.
На Лиссабонском совещании стран ЕС в 2000 г. была сформулирована цель развития Евросоюза на ближайшее десятилетие - сделать экономику ЕС «Самой динамично развивающейся в мире экономикой, основанной на знаниях». Эта цель основывалась на том, что Европа не может конкурировать с быстро развивающимися экономиками таких стран, как Китай, Бразилия и Индия, имеющих низкую заработную плату. Европейский союз должен опираться на имеющуюся интеллектуальную собственность и инновационный потенциал.
Лиссабонская стратегия, базирующаяся на пакете экономических и социальных реформ, направленных на улучшение конкурентоспособности европейских товаров, создание рабочих мест, укрепление социального единства, получила развитие в Копенгагенском процессе, направленном на расширение и сотрудничество в области профессионального образования и начатым 30 ноября 2002 г.
Целями Копенгагенского процесса было улучшение качества и эффективности профессиональной подготовки и системы обучения ЕС, облегчение доступа к образованию и профессиональной подготовке, открытости систем образования в международном плане. В рамках поставленной цели решались задачи: снижение числа людей, бросивших школу, до уровня не более 10 %; завершение среднего образования как минимум для 85 % двадцатидвухлетних людей; увеличение не менее чем на 15 % числа выпускников высших учебных заведений в области математики, естественных наук и технологий, при этом снижение ген-дерного дисбаланса в этих областях; участие не менее 12,5 % взрослого населения в возрасте от 24 до 64 лет в образовании на протяжении всей жизни.
Копенгагенский процесс является профессиональным эквивалентом Болонского процесса в создании Европейской системы пожизненного
обучения с целью получения возможности людям перемещаться между странами и занимать рабочие места, используя полученные квалификации и компетенции.
В Копенгагенской декларации 2002 г. говорится о признании компетенций и квалификаций, содействии в обеспечении качества, повышении прозрачности и информативности системы обучения. Копенгагенская декларация получила развитие в 2004 г. в Маастрихтском коммюнике, Хельсинском коммюнике 2006 г. и коммюнике в Бордо в 2008 г. Страны договорились о совместной работе на общие национальные приоритеты, в том числе содействии привлекательности профессионального образования.
Копенгагенский процесс до 2010 г. состоял из трех этапов: разработка программных документов (20022004 гг.); разработка механизмов и принципов (2005-2007 гг.); согласование рекомендаций (2008-2010 гг.).
Болонский процесс оказался успешным благодаря тому, что главная роль в нем отводилась высшим учебным заведениям и их ассоциациям, а также Европейскому Союзу студентов.
В рамках Копенгагенского процесса разработаны: рамки европейских квалификаций (ЕСК); европейская система кредитов для профессионального образования (Е^ЕТ); европейские рамки обеспечения качества профессионального образования (EQAVET); общие и руководящие принципы.
Копенгагенский процесс послужил основой для европейского сотрудничества в области профессионального образования за период с 2002 по 2010 г. Согласованные концепции, взаимосвязанные инструменты и принципы, поддержка национальных реформ помогли выровнять европейскую и национальные политики, повысить занятость и уменьшить социальную изоляцию некоторых слоев общества. Высокий уровень занятости требует мобильности работников, имеющих определенные навыки, соответствующие рынку труда и требованиям, к которым они могут адаптироваться на протяжении всей своей жизни.
Копенгагенский процесс позволил выработать политику и сформировать организацию «Европейская
структура квалификации для образования в течение всей жизни (EQF)». Цель EQF - систематизировать все квалификации, имеющиеся в системе образования ЕС вне обязательного школьного образования. EQF охватывает сферы интересов -многосторонний Болонский процесс и Копенгагенский процесс.
После совещания министров образования в Лондоне в 2007 г. начата работа по созданию всеобъемлющей структуры квалификаций (ЕПВО). Национальные системы квалификаций, совместимые с ЕПВО, соответствуют и структуре EQF.
Европейская комиссия разработала политику профессионального обучения до 2020 г. Стратегические рамки этой политики включают требования: снижение числа людей, бросивших обучение, до уровня менее 10 %; расширение профессионального образования с целью повышения уровня занятости до уровня 75 % для женщин и мужчин в возрасте от 20 до 64 лет, в том числе боль-
В Российской Федерации работа по постепенному преобразованию системы высшего образования в соответствии с принципами Болонской декларации начата с 2003 г.
шее участие молодежи, пожилых работников и низкоквалифицированных рабочих, а также улучшение интеграции легальных мигрантов.
В Париже 5-8 июля 2005 г. состоялась Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию - «Новая динамика высшего образования и научных исследований для изменения и развития общества». По результатам конференции было опубликовано коммюнике, в котором признавалась актуальность решений Декларации Всемирной конференции по высшему образованию 1998 г. и отмечалось, что последнее десятилетие показало все преимущества высшего образования, несущего социальную ответственность за то, чтобы содействовать устойчивому развитию и прогрессу стран, формировать глобальные знания для решения таких проблем, как продовольственная безопасность, здоровье населения, изменение климата, управление водными ресурсами и др. В коммюнике подчеркивается, что высшее образование должно не
только обеспечивать приобретение требуемых работодателями навыков и умений, но и способствовать развитию критического мышления и активной гражданственности, воспитанию высоконравственных граждан.
Обеспечение качества - одна из важнейших функций современного высшего образования. Необходимо создание систем обеспечения качества, формирование принципов оценки и развитие культуры качества в вузах. Критерии качества должны отражать основные цели высшего образования, стимулировать инновации. Обеспечение качественного высшего образования требует привлечения и сохранения квалифицированных и талантливых преподавателей и научных работников. Чтобы глобализация высшего образования стала преимуществом для всех, необходимо обеспечить равные возможности доступа, содействовать повышению качества, уважать культурное разнообразие и суверенитет. Международные сети университетов и отношения партнерства являются частью решения этой проблемы.
Для обеспечения качества и целостности образования профессорско-преподавательский состав должен иметь возможность для научных исследований и получения знаний. Необходима большая гибкость в организации систем научных исследований, чтобы наука и междисципли-нарность могла лучше служить потребностям общества.
Конференция призвала обеспечить надлежащие инвестиции в высшее образование и научные исследования, создавать и укреплять системы обеспечения качества и регулирующие механизмы, увеличить масштабы подготовки преподавателей, обеспечить достижение целей равенства возможностей, качества и успеха путем развития, более гибких траекторий обучения и признания предшествующего обучения и опыта работы.
В настоящее время практически нет такой национальной или региональной системы высшего и профессионального образования в Европе, которая бы полностью соответствовала Болонским принципам и Копенгагенским требованиям в течение такого времени, чтобы можно было бы считать процесс внедренным. Большинство стран-участников этих процессов остаются на разных стадиях перехода к этим системам. Признание предшествующего обучения не всегда проходит успешно, в ряде стран отсутствует система официального признания неформального обу-
чения, что замедляет результаты внедрения. В 2008 г. «Европейская ассоциация Университетов («EVA») опубликовала хартию европейских университетов об образовании, действующую в рамках Лиссабонской стратегии в течение всей жизни. В хартии подчеркивается необходимость исключения барьеров между болонскими циклами и вне их.
В Российской Федерации работа по постепенному преобразованию системы высшего образования в соответствии с принципами Болонской декларации начата с 2003 г. Однако полномасштабный переход был осуществлен в 2010 г., когда в большинстве вузов страны был открыт прием студентов на обучение бакалавров и магистров, хотя уже задолго до этой даты по ряду специальностей, в том числе пищевого профиля, состоялись выпуски бакалавров и магистров. В этих новых условиях предстоит большая работа по адаптации выпускников бакалавриата и магистратуры к требованиям работодателей. Необходима корректировка учебных программ, создание учебно-методических комплексов, выпуск учебников и учебных пособий.
Московский государственный университет пищевых производств на протяжении многих лет проводит работу в этом направлении. МГУПП является головным Университетом в России по подготовке специалистов пищевой отрасли. В настоящее время ведется обучение бакалавров и магистров по направлениям «Продукты питания из растительного сырья», «Продукты питания из животного сырья».
С 2011 г. МГУПП выступает головной организацией от Российской Федерации по выполнению проекта 517336-TEMPUS-1-2011-1-PL-TEMPUS-SMHES, направленного на разработку рамок квалификации для трех уровней национальных рамок квалификации: бакалавриат, магистратура, аспирантура.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еделев, Д.А. Внедрение в Московском государственном университете пищевых производств новых профилей обучения бакалавров «Технологии обеспечения безопасности и качества продуктов питания» и «Инновационные технологии спортивного питания» по направлению 260100 «Продукты питания из растительного сырья»/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон//Пищевая промышленность. - 2012. - № 8. - С. 10.