Научная статья на тему 'Совершенствование системы высшего образования в европейских странах'

Совершенствование системы высшего образования в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А., Игнар С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы высшего образования в европейских странах»

УДК 658.3 - 057.87:664

Совершенствование системы высшего образования

в европейских странах

Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор,

В.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств Стефан Игнар, доктор, профессор Варшавский университет Наук о жизни

Для облегчения мобильности внутри Европейского союза создана система накопления и переноса кредитов, согласно которой кредиты присуждаются студентам при успешном завершении этапа учебной деятельности с целью дальнейшего формального перехода на следующую ступень.

Европейская система накопления и переноса кредитов (ЕСТБ) неразрывно связана с качеством образования и результатами обучения, выраженных в форме компетенций. Кредиты присваиваются студенту, когда он дости-

Созданы общие рекомендательные рамки, обеспечивающие взаимосвязь между различными системами квалификаций и их уровнями для общего высшего и профессионального образования.

гает определенных результатов. Время, необходимое студенту для достижения ожидаемого результата, определяет число кредитов, которое зависит от национальной специфики обучения, организации обучения в вузе, методик и программ обучения и т. п.

Со временем выяснилось, что идея единого развития ЕСТБ как системы кредитов для всего Европейского пространства высшего образования (ЕНЕА) оказалась ошибочной вследствие значительного расхождения в национальных интерпретациях ЕСТБ. Имеется большая вероятность того, что расхождения будут возрастать на институциональном уровне. Несмотря на это процесс внедрения ЕСТБ к настоящему времени завершен почти во всех европейских странах. Однако в большей степени этот процесс относится к способу измерения нагрузки студентов в ЕНЕА.

Кредит - это способ измерения учебной нагрузки студента полной

Ключевые слова: высшее образование; система накопления и переноса кредитов; обучение в течение всей жизни.

Key words: higher education, the system of accumulation and transfer of credits, learning throughout life.

формы обучения в течение учебного года. В терминах ЕСТБ 60 кредитов соответствуют стандартной учебной нагрузке в течение учебного года при полной форме обучения. Кредиты только описывают учебную нагрузку в рамках учебного плана, а базовым элементом являются компетенции, определяющие знания, умения и навыки студента.

В европейской практике 1 кредит равен приблизительно 25-30 ч работы студента. В ряде стран система ЕСТБ начинает использоваться для накопления и переноса кредитов. До принятия ЕСТБ во многих странах существовала и до сих пор функционирует схема последовательности курсов. На основе традиционных, жестко построенных образовательных программ и учебных планов к студентам предъявляются определенные требования, выполнив которые учащийся переходит на следующий курс. В учебном плане заложена последовательность изучения дисциплин и набор соответствующих экзаменов. Прослушав определенные курсы в течение семестра и успешно сдав зачеты и экзамены, студент переходит на следующий семестр и учится в соответствии с требованиями жесткого учебного плана. При переводе студента из одного учебного заведения в другое даже на аналогичную специальность он сталкивается со сложной системой перезачетов.

В системе ЕСТБ действуют правила накопления и переноса кредитов. В кредитах измеряется только объем учебной нагрузки, но не успевае-

мость студентов и не содержание преподаваемых дисциплин. Объем учебной нагрузки, выполненной студентом, выраженный в кредитах, вносится в академическую справку или в иной документ. Однако если ECTS не принята официально, то соответствующие кредиты присваиваются студенту на основе учебной нагрузки, т. е. кредиты имеют относительное значение. Если система ECTS является официальной, то кредиты имеют не относительное, а абсолютное значение, и вычисляются уже не пропорционально учебной нагрузке, а на основе принятых на официальном уровне критериев. В этом случае национальные системы накопления и переноса кредитов позволяют не только признавать оценку в рамках национальной системы образования, но и засчитывать дисциплины, прослушанные в других, в том числе зарубежных учебных заведениях, на основе прозрачности, заложенной в системе ECTS.

Кредиты не являются самостоятельными величинами, а всегда описывают работу, соответствующую учебным планам, и отражают определенный объем выполненной работы с целью перехода на следующий уровень получения степени или квалификации. С помощью ECTS осуществляется корректный перенос кредитов, позволяющий избежать длительного и трудоемкого сравнения учебных программ, выяснения соответствия, так как ECTS основывается на понятии контекстно-обусловленных кредитов и их признании вузом.

Буквально ECTS - это система переноса кредитов. На практике процессы накопления и переноса кредитов взаимозаменяемы. Методы ECTS предусматривают как перенос, так и накопление кредитов на основе начисления кредитов по всем дисциплинам в рамках всех образовательных программ. Механизм ECTS основан не на тщательном сравнении учебных программ, а на базе идентифицированных уровней образовательного процесса, соответствующих периодам обучения.

Разные уровни подготовки для перехода на Болонские требования в различных странах ЕС привели к пониманию необходимости обеспечения сопоставимости образовательных программ на основе автономии вузов и разнообразия подходов к процессу обучения.

Проект Tuning, или настройка образовательных структур в Европе, был начат в 2000 г. при поддержке Европейской комиссии и охватывает большинство стран Европы, включая Россию. Он направлен на реализа-

NEW TECHNOLOGIES IN FORMATION

цию задач Болонского процесса и Лиссабонской стратегии на университетском уровне и предлагает методологию разработки и оценки образовательных программ для каждого из уровней: бакалавр, магистр, доктор.

Основные направления проекта Tuning:

общие компетенции и переносимые навыки;

профессионально-специфические компетенции для предметных областей;

роль Европейской системы переноса и накопления кредитов ECTS;

повышение качества образовательных процессов на основе системы внутри-институциональной культуры качества;

реализация третьего уровня образования, докторской степени;

разработка академических и профессиональных «профилей» с учетом запросов общества в целом;

разработка стратегии внедрения методологии и принципов проекта Tuning в образовательные структуры и предметные области на основе сопоставимости учебных программ.

Название проекта Tuning, или «настройка», связано с тем, что в основе его идеологии заложена не стандартизация и единообразие образовательных программ и учебных планов, одинаковых для всех Европейских университетов, а наоборот, многообразие образования, согласование и сближение учебных программ без ограничений независимости национальных систем и университетских структур.

Болонский процесс и реформа высшего образования в Европе не закончились в 2010 г., а продолжают развиваться на основе совершенствования сопоставимости учебных программ в контексте структур, набора дисциплин и учебного процесса.

В рамках проекта Tuning была создана модель процесса разработки и реализации образовательных программ и учебных планов.

Образовательная программа должна соответствовать базовым требованиям с определением необходимости ее создания на региональном, национальном или европейском уровне, причем должна быть ссылка на консультации с работодателями, профессиональными объединениями, социальными партнерами.

Кроме того, при создании программы необходимо оценить ресурсы: достаточность и качество профессорско-преподавательского состава, информационной составляющей и инфраструктуры.

При разработке программы необходимо:

описать профиль программы и определить ее цель;

описать результаты программы в терминах знаний, умений и компетенций;

идентифицировать общие и профессионально-специфические компетенции;

сформировать академическое содержание и структуру программы: модули и кредиты;

разработать учебный план;

определить методы и технологии обучения, создать учебно-методическое обеспечение, направленные на получение согласованных результатов;

создать соответствующую систему оценки, обеспечивающую повышение качества образовательного процесса.

В рамках проекта Tuning были рассмотрены вопросы, связанные с эффективными методами преподавания, обучения и оценки, обсуждены подходы к преподаванию на основе необходимости повышения уровня качества образования. Это связано с ужесточением требований к квалификации выпускников со стороны работодателей и осознанием студентами того, что в современном мире диплом об университетском образовании уже не является гарантией трудоустройства на всю жизнь. Работодатели требуют не только знаний, но и умений, навыков и компетенций. Образование, являющееся стимулом развития общества, должно отвечать опережающим потребностям общества и непрерывно совершенствовать учебные программы, адекватно соответствующие будущим потребностям развивающегося общественного сознания.

При формировании Лиссабонской стратегии Европейский совет пришел к выводу, что важной составляющей согласования систем общего и профессионального образования с требованиями общества знаний является прозрачность свидетельств о квалификации. Позднее, в июне 2002 г., была принята резолюция о разработке рамки для признания квалификаций в сфере общего и профессионального образования на основе результатов Болонского процесса.

15 декабря 2004 г. было принято решение № 2241/2004/ЕG Европейского парламента и Совета о единой совместной рамочной концепции содействия прозрачности квалификации и компетенций (так называемый «Европейский паспорт»). 18 декабря 2006 г. Европейским парламентом и Советом были приняты Рекоменда-

ции 2006/962/EG относительно ключевых компетенций для образования в течение всей жизни. Рекомендации согласуются с Директивой 2005/36/EG о признании профессиональных квалификаций, рамкой квалификаций для европейского пространства высшего образования и Дублинскими дескрипторами циклов.

Таким образом, созданы общие рекомендательные рамки, обеспечивающие взаимосвязь между различными системами квалификаций и их уровнями для общего высшего и профессионального образования, что способствует прозрачности, сопоставимости и переносимости свидетельств о квалификации, выдаваемых в различных странах Евросоюза. Это позволяет в будущем достичь главной цели: содействовать образованию в течение всей жизни, улучшить трудоустраиваемость, мобильность и социальную интеграцию рабочей силы и учащихся.

Обучение в течение всей жизни служит для совершенствования знаний и компетенций в рамках личностных и социальных перспектив на основе признания компетенций либо формального путем выдачи документа о соответствии зачетных единиц или неформального общественного признания ценности компетенций.

Все страны, поддержавшие документ 2006/962/EG, должны:

содействовать как образованию в течение всей жизни и равенству шансов в обществе, базирующемся на знаниях, так и дальнейшей интеграции европейского рынка труда;

соотносить национальные уровни квалификаций с EQF на основе прозрачности, сравнения и транспарент-ной привязки к европейским уровням при согласовании с национальным законодательством и практикой при базировании на многообразии систем образования;

определять и описывать квалификации в национальных рамках на базе модели образования в течение жизни при применении подхода, основанного на результатах обучения с целью зачета и аккумуляции результатов образования;

устранять преграды между образовательными учреждениями общего и профессионального образования с целью недопущения повторения программ предшествующего обучения;

поддерживать работников сферы труда, обладающих большим профессиональным опытом в различных областях деятельности и обеспечивать упрощенное признание резуль-

татов их информального, то есть не организованного и не структурированного в отношении времени и целей обучения;

способствовать продолжению обучения после завершения первичного образования или после перехода к трудовой деятельности для усовершенствования или актуализирования знаний и компетенций, приобретения новых компетенций, необходимых для профессионального роста, переподготовки и развития личности в профессиональном ракурсе;

совершенствовать методологию сопоставимости квалификаций и сертификации компетенций на основе установления соответствия между ступенями образования и содержанием формальной квалификации путем подтверждения признания действительности знаний, умений и/ или компетенций посредством стандартизованной оценки.

Реализация программы «обучение в течение всей жизни» позволит повысить уровень трудоустраиваемос-ти и мобильности трудовых ресурсов, обеспечить глобальные, европейские и национальные рынки труда высококвалифицированными работниками.

Первый этап модернизации системы высшего образования в Европе завершился в 2010 г. Несмотря на то, что в целом реформа принята с одобрением в большинстве Европейских стран, цель Болонского процесса не была в достаточной степени разъяснена, особенно на уровне высших учебных заведений и профессорско-преподавательского состава. В настоящее время практически нет такой национальной или региональной системы высшего образования, которая бы полностью соответствовала Болонским принципам, так чтобы можно было бы счи-

тать процесс полностью внедренным. Системы находятся на разных стадиях процесса перехода.

Новая парадигма не требует абсолютного следования всем рекомендациям Болонского процесса. Например, в Ирландии рамка квалификаций предусматривает присуждение на седьмом уровне степени бакалавра, а на восьмом - степени бакалавра с отличием.

В России Национальная рамка квалификаций (НРК) предусматривает два уровня вузовского образования: бакалавр (6 уровень) и магистр (7 уровень), и два уровня послевузовского образования: кандидат наук (8 уровень) и доктор наук (9 уровень).

Болонский процесс совершенствуется, добавляются новые направления развития: накопление и перенос кредитов, образование в течение всей жизни и т.д. Формирование национальной системы квалификаций в России - процесс сложный и долговременный, требующий изменений в законодательной сфере, формирования институциональных механизмов, классификации видов профессиональной деятельности и образовательных программ, связанных с важнейшими задачами модернизации системы высшего образования Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еделев, Д.А. Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон// Пищевая промышленность. - 2012. -№ 7.

2. Еделев, Д.А. Модернизация системы высшего образования в России. Подготовка кадров для пред-

приятий пищевой промышленности/ Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон, С. Игнар//Пищевая промышленность. - 2012. - № 12.

3. Еделев, Д.А. Система подготовки кадров высшей квалификации для пищевой отрасли на основе рамок квалификаций/Д.А. Еделев,

B.М. Кантере, В.А. Матисон, С. Иг-нар//Пищевая промышленность. -2013. - № 1.

4. Еделев, Д.А. Системное обеспечение качества образовательного процесса при подготовке кадров для пищевой промышленности/Д .А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон,

C. Игнар//Пищевая промышленность. - 2013. - № 2.

5. Болонский процесс. Результаты обучения и компетентность^ подход (Книга-приложение 1)/Под на-учн. ред. д.п.н., профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.- 536 с.

6. Болонский процесс. Европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2)/ Под научн. ред. д.п.н., профессора В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

7. Болонский процесс в России -

2008. http://www.twirpx.com/file/ 59823

8. Олейникова, О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, М. Ко-улз. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева,

2009. - 115 с.

9. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пособие/М.В. Привезенцев [и др.]. - М.: Альфа-М, 2007. - 160 с.

10. http://www.hrk.de/de/projekte_ und_initiativen/121_4647.php

Продукция АПК «Стойленская Нива» отмечена наградами на выставке «Продэкспо-2013»

«Стойленская нива» регулярно принимает участие в выставках «Продэкспо», которые служат ведущей площадкой для презентации новых видов продукции и проведения переговоров с партнерами и клиентами. На «Продэкспо-2013» выставочный стенд холдинга был разделен на две тематические зоны. Центральное место в композиции стенда заняла продукция кондитерского бренда «Улыбка». На выставке «Продэкспо-2013» компания представила 26 БКи

кондитерских изделий «Улыбка». Также посетители выставки первыми смогли увидеть новое рекламное видео, посвященное муке торговой марки «Хозяюшка». Ролик о муке «Стойленской Нивы» еще не появлялся в сети интернет и на каналах ТВ.

По итогам международного конкурса «Лучший продукт - 2013», состоявшегося в рамках выставки «Продэкспо», дипломом лауреата и серебряной медалью награждены вафли жировые с начинками «Клюк-

венные. Улыбка» производства ОАО «Пензенский хлебозавод № 4». Кроме того, дипломы лауреатов получили: хлеб мультизерновой «Минус лишний вес» (ЗАО «Переславский хлебозавод»), печенье сахарное «Улыбка в глазури» и «Улыбка медовое» (ОАО «Пензенский хлебозавод № 2»), мука пшеничная хлебопекарная первого сорта и мука ржаная хлебопекарная обдирная (ЗАО «Комбинат хлебопродуктов Старооскольс-кий»).

:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.