Научная статья на тему 'Модернизация системы высшего образования в России. Подготовка кадров для предприятий пищевой промышленности'

Модернизация системы высшего образования в России. Подготовка кадров для предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А., Игнар С.

Рассмотрены стратегические задачи высшего образования, влияние демографических процессов на развитие системы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еделев Д.А., Кантере В.М., Матисон В.А., Игнар С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Higher Education in Russia. Training for the Food Industry

Considers the strategic objectives of higher education, the impact of demographic processes on the development of higher education.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы высшего образования в России. Подготовка кадров для предприятий пищевой промышленности»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 658.386:664

Модернизация системы высшего образования в России.

Подготовка кадров для предприятий пищевой промышленности

Д.А. Еделев, д-р мед. наук, д-р экон. наук, профессор,

B.М. Кантере, д-р техн. наук, профессор, В.А. Матисон, д-р техн. наук, профессор Московский государственный университет пищевых производств

C. Игнар, д-р, профессор Варшавский университет наук о жизни

Модернизация высшего образования в Российской Федерации привела к изменению уровней подготовки. Практически заканчивается подготовка инженеров пищевой индустрии. Им на смену приходят бакалавры и магистры. Изменяется парадигма высшего образования, в которой

В Российской Федерации осуществляется модернизация высшего образования. В связи с этим большие перемены ожидаются в области подготовки кадров для пищевой промышленности.

Ключевые слова: высшее образование; модернизация; предприятия пищевой промышленности; подготовка кадров.

Key words: higher education, modernization, food processing companies, training.

акцент делается на результат обучения, соответствующий приобретенным компетенциям.

Болонский процесс был вызван интернационализацией, необходимостью создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Растущая мобильность населения, повсеместное использование информационно-коммуникативных систем привело к академической революции, что потребовало определенных изменений единого пространства высшего образования. При этом необходимо решить стратегические задачи в областях социальной ответственности, трудоустраиваемости и процесса обучения в течение всей жизни (рис. 1).

Рис. 1. Стратегические задачи высшего образования

Высшее учебное заведение несет социальную ответственность за расширение возможностей различных слоев населения по получению высшего образования, а также успешного обучения и его завершения. Подготовка в вузах должна отвечать потребностям общества, отличаться многообразием с ориентацией на разные типы учащихся. Должны решаться проблемы недостаточности педагогических кадров высшей квалификации, применения дистанционного обучения и информационно-коммуникационных технологий. Социальная ответственность вузов должна строиться путем сближения системы высшего профессионального образования в разных странах на базисе критериев качества. Пространство высшего образования должно быть привлекательным для студентов и преподавателей местом учебы и научных исследований, благодаря качеству приобретаемых знаний и определенным карьерным траекториям.

Трудоустраиваемость студентов, окончивших высшие учебные заведения, зависит от полученных ими профессиональных знаний, навыков и компетенций, так как изменяющийся рынок труда рассчитывает на высокую квалификацию и ее постоянное поддержание и обновление. В связи с этим помимо постоянного совершенствования образовательных программ на основе изучения спроса на услуги высшего образования и потребностей работодателей необходимо встраивать в учебные программы стажировки и обучения на рабочих местах, развивать партнерские отношения с промышленностью.

Новой парадигмой становится обучение в течение всей жизни, базирующееся на внедрении национальных рамок квалификации, прошедших самосертификацию на соответствие Европейской рамке квалификаций для ЕПВО. Образование в

Рис. 2. Влияние демографических процессов на развитие системы высшего образования

NEW SOLUTIONS FOR MAINTENANCE OF FOOD SAFETY

Рис. 3. Совершенствование системы высшего образования в ответ на развитие глобализационных процессов

Интегриро ванн ость процессов обучения в системе высшего образования Создание национальных и отраслевых рамок квалификаций

Перенос акцента с процесса обучения на его результаты на основе кредитов ЕСТ8

Осуществление обучения населения в течение всей жизни

Признание предшествующих результатов обучения

Рис. 4. Интеграционные процессы высшего образования

течение жизни означает постоянное расширение знаний, приобретение новых навыков и компетенций, получение квалификаций с помощью гибких траекторий, в том числе обучения на рабочем месте, использование заочных и дистанционных форм и т. д. Обучение в течение всей жизни требует разработки дополнительных образовательных программ, соответствующих запросам экономики завтрашнего дня и интересам работодателей.

Трехцикловая система - основа Болонского процесса, однако национальные системы высшего образования имеют возможность создавать промежуточные квалификации в рамках первого цикла, обеспечивающих надлежащее продвижение от одного цикла к другому.

Первоначально внедрение принципов Болонской декларации было связано с большим противостоянием. Например, немецкие студенты и Союз вузов считали, что экономиза-ция процесса обучения, введение платы за обучение как минимум на уровне магистра, сокращение продолжительности обучения, не сопровождаемое повышением качества, ухудшат роль высшей школы в экономике страны и социальное положение студентов и преподавателей. Кроме того, положение Лиссабонской стратегии внесло некоторые противоречия в осуществление Болонской стратегии. К 2010 г. большинство противоречий было успешно разрешено, однако постепенно развиваются и требуют решения две важные проблемы: демография и

Рис. 5. Модель диверсификации системы высшего образования

Цель: наращивание научного интеллектуального и культурного потенциала

глобализация. Развитие демографических процессов в Европейских странах привело к тому, что к 2020 г. количество молодежи от 15 до 29 лет может уменьшиться на 10 %. В то же время миграционные процессы и высокий уровень деторождения у приехавших в Европу из других стран изменяют демографический состав, что влияет на традиционный состав студентов во многих университетах Европы.

Вследствие этих проблем до сих пор не обеспечен равный доступ к высшему образованию учащихся, относящихся к нижним по уровню культурно-экономических критериев слоям населения. Демографические процессы привели к тому, что значительное повышение спроса на услуги высшего образования столкнулось с недостатком бюджетных средств для его обеспечения. Эти проблемы могут быть решены внедрением программы «обучение в течение жизни» и новых коммуникационных информационных технологий, способствующих использованию новых форм образования: дистанционного, заочного, неформального и т. д. (рис. 2).

Глобализация мировой экономики не может быть в стороне от развития высшего образования. Ответом на глобальные процессы являются модернизация, диверсификация и

Концептуальные прпнципы: совместимость и сопоставимость системы на основе разнообразия структур; обеспечение качества образования;

привлекательность высшего образования для международного сообщества

Модернизация

образования

Повышение совместимости и сравнимости систем высшего образования в разных ст ранах

Всеобщее принятие трехцикловой системы высшего образования с дополнительной подсистемой промежуточных квалификаций

Рис. 6. Модель процесса модернизации системы

высшего

образования

БАЗИС: институциональная автономия вузов;

обеспечение качества на основе подотчетности; устойчивость финансирования;

современная оснащенность вузов

Совершенствование и повсеместное внедрение системы ЕСТБ. Создание Европейского регистра агентств по обеспечению качества и принятие соглашения о введении квалификационных структур по результатам обучения

структурирование системы высшего образования (рис. 3).

Для того, чтобы повысить эффективность высшего образования в соответствии с потребностями глобализации экономики, необходимо интегрировать процессы обучения (рис. 4).

Интеграция высших учебных заведений в мировое пространство высшего образования неразрывно связана с диверсификацией миссии и профилей вузов, а также форм предоставления образовательных услуг на основе трехцикловой системы степеней: бакалавр - магистр - доктор и согласованных с национальными рамками квалификаций процедур накопления и переноса кредитов в системе ЕСТБ.

ТЕМА НОМЕРА

Таким образом, общая методология обучения основывается на подходе к самооценке результатов на основе дескрипторов при решении ключевого вопроса - перехода к разработке дескрипторов для профессионально-специализированных знаний, навыков и компетенций и использованием структуры Европейских дескрипторов.

На модели диверсификации системы высшего образования, приведенной на рис. 5, показаны цель и область ЕПВО в глобальном обществе знаний, а также направления развития.

На модели модернизации, приведенной на рис. 6, показаны основные элементы процесса и их взаимосвязи. Модернизация является ответом Европейского сообщества на вызовы глобальной мировой экономики в области Европейского пространства высшего образования.

В Российской Федерации осуществляется модернизация высшего образования. В связи с этим большие перемены ожидаются в области подготовки кадров для пищевой промышленности. Московский государственный университет пищевых производств участвует в реформе

высшего образования и перешел на полномасштабную подготовку бакалавров и магистров для пищевой отрасли в области продуктов питания из растительного и животного сырья. Университет участвует в проекте 517336-ТЕМРи5-1-2011-1-Р1_-ТЕМР115-БМНЕБ, в рамках которого создаются образовательные программы для отдельных профилей бакалавриата и программ для магистратуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еделев, Д.А. Международный опыт совершенствования подготовки специалистов пищевой промышленности: реформы и перспективы/Д.А. Еделев, В.М. Кантере, В.А. Матисон// Пищевая промышленность. - 2012. -№ 7. - С. 34-36.

2. Модернизация высшего образования. Болонский и Копенгагенский процессы. Рамки квалификаций. Проблемы и перспективы: Методическое пос./Д.А. Еделев [и др.] - М.: ИК МГУПП, 2012. - 64 с.

3. Блинов, В.И. Национальная рамка квалификаций и качество профессионального образования/ В.И. Блинов//Вестник ТГПУ.-

2006. - № 10 (61). - Сер. «Педагогика». - С. 10-13.

4. Болонский процесс. Результаты обучения и компетентностный подход (Книга-приложение 1)/Под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. -536 с.

5. Болонский процесс. Европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2)/ Под науч. ред. В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 220 с.

6. Олейникова, О.Н. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынкетруда/О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, М. Коулз. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. - 115 с.

7. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: Методическое пос./М.В. Привезенцев [и др.] -М.: Альфа-М, 2007. - 160 с.

8. Kohler, J. Beitrag D1.4-Europaischer Qualifikationenrahmen (European Qualification Framework). In: W. Benz (Ed.), Handbuch Qualitat in Stadium und Lehre. - 2004.

prodtechi

10-12 апреля 2013

BK Аенэкспо • Санкт-Петербург

ST. PETERSBURG

Международная выставка ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ И УПАКОВКА ДЛЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

■реаэк' А pnmexpo ß

Выставенное объединение ~

Тел./факс: (812) 320-04-02, E-mail: foodind@restec.ru

www.restec.ru/prodtech

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.