Научная статья на тему 'ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ'

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
21
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / РАЗМЕЩЕНИЕ / МАЛАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ЗОНА / ТОРГОВЫЕ ЗОНЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хидиралиев К. Э., Ахунбабаев М. М., Товбаев Г. З., Эгамкулов Х. Э.

На эффективное размещение и организацию производства, наряду с географическими законами, сильное влияние имеют рыночные законы и требования. Роль свободных экономических зон в этом процессе велика. В статье подробно рассматриваются основы, требования и законодательство для создания свободных экономических зон на территории Узбекистана и его территориальных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS FOR ESTABLISHING FREE ECONOMIC ZONES AND ORGANIZATIONAL MATTERS

The effective location and organization of production, along with geographical laws, are strongly influenced by market laws and requirements. The role of free economic zones in this process is great. The article discusses in detail the foundations, requirements and legislation for the creation of free economic zones on the territory of Uzbekistan and its territorial units.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 355.43

Хидиралиев К.Э.

доцент

Гулистанский государственный университет

Ахунбабаев М.М. старший преподаватель Гулистанский государственный университет

Товбаев Г.З. преподаватель

Гулистанский государственный университет

Эгамкулов Х.Э. преподаватель

Гулистанский государственный университет

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация: На эффективное размещение и организацию производства, наряду с географическими законами, сильное влияние имеют рыночные законы и требования. Роль свободных экономических зон в этом процессе велика. В статье подробно рассматриваются основы, требования и законодательство для создания свободных экономических зон на территории Узбекистана и его территориальных единиц.

Ключевые слова: производство, свободная экономическая зона, глобализация, инвестиции, размещение, малая промышленная зона, торговые зоны, территориальная единица.

Khidiraliyev K.E. associate professor Gulistan State University Akhunbabayev M.M. senior lecturer Gulistan State University Tovbayev G.Z. lecturer

Gulistan State University Egamkulov Kh.E.

lecturer

Gulistan State University

FUNDAMENTALS FOR ESTABLISHING FREE ECONOMIC ZONES AND ORGANIZATIONAL MATTERS

Abstract: The effective location and organization of production, along with geographical laws, are strongly influenced by market laws and requirements. The role of free economic zones in this process is great. The article discusses in detail the foundations, requirements and legislation for the creation of free economic zones on the territory of Uzbekistan and its territorial units.

Key words: production, free economic zone, globalization, investment, placement, small industrial zone, trade zones, territorial unit.

Введение. Учет рыночных принципов при эффективной организации производства-требование времени. На основе этого процесса формирующиеся сегодня свободные экономические зоны входят в их число. Свободные экономические зоны обеспечивают рациональное использование природных и социально-экономических ресурсов, которые являются основой социально-экономического развития каждого региона. Действительно, свободная экономическая зона-это специально отведенная территория с четко определенными административными границами и отдельным правовым режимом, созданная для привлечения отечественного и иностранного капитала, передовых технологий и управленческого опыта для быстрого социально-экономического развития региона.

Действительно, в результате активизации процессов глобализации, растущего спроса на инвестиции среди развитых и развивающихся стран проводятся целевые научные исследования по научным решениям ряда проблем. В частности, особое внимание уделяется исследованиям, направленным на повышение качества экономического роста за счет формирования правовых норм для прямых иностранных инвестиций в соответствии с международными стандартами, привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны, структурных изменений в экономике, создания новых технологии, продукты и услуги.

«Мы добьемся быстрого развития нашей экономики за счет активного привлечения инвестиций, запуска новых производств. Если мы сможем тщательно сформулировать инвестиционные проекты по регионам и секторам для инвесторов, стремящихся инвестировать в нашу экономику, мы сможем добиться положительного результата». В связи с этим необходимо организовать и законодательно урегулировать размещение хозяйствующих субъектов в свободных экономических зонах (СЭЗ) и малых промишленних зонах, предоставление им льгот и преференций. Прежде всего, необходимо создать такую возможность для предпринимателей и иностранных инвесторов, которые экспортируют, производят инновационную и высокотехнологичную продукцию»[1].

Основная часть. Сегодня в мире насчитывается более тысячи проявлений СЭЗ по размеру ее территории, открытости для участников внешнеэкономической деятельности, ее значимости и форме, и эти зоны являются уникальным мультипликатором экономического развития. Мы

знаем, что у свободных экономических зон есть свои особенности. Эти особенности легли в основу формирования зон разного уровня.

-зоны свободной торговли;

-свободные производственные зоны;

-могут быть созданы в виде свободных научно-технических и иных

зон.

Зоны свободной торговли включают товарные склады, свободные таможенные зоны, а также зоны обработки, упаковки, сортировки и хранения товаров. Зоны свободной торговли создаются в пунктах пропуска через границу, аэропортах, железнодорожных узлах или других местах таможенной территории Республики Узбекистан.

Свободные производственные зоны-это территории, на которых вводится особый порядок хозяйственной и финансовой деятельности с целью стимулирования предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, внедрения перспективных технологий. К свободным производственным зонам относятся экспортно -ориентированные производственные зоны, агрозоны, бизнес-зоны, промышленно-экономические зоны и другие зоны.

Свободные научно-технические зоны состоят из отдельных территорий, на которых сосредоточены научно -производственные и учебные центры, и для них установлен специальный правовой режим, направленный на развитие научного и производственного потенциала. Свободные научно-технические зоны организованы в виде высокотехнологичных зон, технопарков, региональных инновационных центров-технополисов.

В Узбекистане Закон «О свободных экономических зонах» был принят в 1996 году. Однако большинство свободных экономических зон (СЭЗ) было создано за последние 5 лет. Конечно, есть аспекты СЭЗ, которые отличают ее от других территориальных единиц. К особенностям СЭЗ можно отнести:

-Возможны бесплатные таможенные, валютные, налоговые процедуры, а также особые процедуры въезда, выезда и пребывания граждан, трудовые отношения, финансово-кредитная деятельность и другие процедуры, направленные на привлечение инвестиций, стимулирование предпринимательства и социально-экономическое развитие зоны;

-В первую очередь будут привлечены местные трудовые ресурсы для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях свободной экономической зоны, а также физических лиц, проживающих в других регионах Республики Узбекистан, и иностранных граждан. Привлечение трудовых ресурсов в свободную экономическую зону осуществляется в соответствии с законодательством;

-может быть введен упрощенный порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в свободной экономической зоне, установленный законодательством;

-В соответствии с Положением «О порядке применения налоговых и таможенных льгот на территории свободных экономических зон» для участников СЭЗ создан ряд льгот и преференций. Участники СЭЗ освобождаются от следующих сборов:

а). Земельный налог, налог на прибыль, налог на имущество для юридических лиц, единый налог для микро-и малых предприятий и обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Фонд развития материально -технической базы внебюджетных источников. Образовательные и медицинские учреждения при Министерстве финансов;

б). Таможенные пошлины (кроме сборов за таможенное оформление) на оборудование, сырье, материалы и комплектующие, ввозимые для собственных производственных нужд. Следует отметить освобождение от уплаты таможенных пошлин (кроме сборов за таможенное оформление) строительных материалов, которые не производятся в республике и ввозятся по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Республики Узбекистан в рамках проектов.

СЭЗ имеет привилегии по сравнению с другими регионами. Предоставление льгот, то есть продолжительность льгот зависит от суммы инвестиций:

-для инвестиций от 300 тысяч долларов США до 3 миллионов долларов США - сроком на 3 года;

-для инвестиций от 3 миллионов до 5 миллионов долларов США -сроком на 5 лет;

-от 5 миллионов долларов США до 10 миллионов долларов США -сроком на 7 лет;

-При инвестировании 10 миллионов долларов и более на период 10 лет ставки подоходного налога и единого налога на следующие 5 лет применяются по ставке на 50% ниже, чем текущие ставки.

Положение о порядке предоставления земли участникам свободных экономических зон предусматривает продажу земельных участков, государственных простаивающих предприятий и пустующего имущества участникам свободных экономических зон и малых промишленних зон по «нулевой» цене покупки с учетом инвестиционных обязательств.

Участники СЭЗ будут размещаться преимущественно в нефункционирующих, пустующих зданиях, в том числе в государственных объектах и базах с существующей инженерной инфраструктурой, с целью проведения строительных работ в запланированных масштабах.

Во второй половине ХХ века «свободные экономические зоны» стали важным государством в мировой экономике. Свободные экономические

зоны широко распространены во многих странах мира. К середине 1990-х годов в мире насчитывалось более 4000 различных СЭЗ. Международные корпорации ищут льготные условия для своей деятельности и рассматривают СЭЗ как место, где они могут получить много преимуществ. Крупные международные корпорации рассматривают организацию своего производства в свободных экономических зонах как важное направление своей экспансии.

Свободные экономические зоны являются частью национальной экономической районы, где применяется особая система льгот и стимулов, которая не используется в других частях страны. Обычно СЭЗ - это в той или иной степени географически обособленная территория. В научных статьях и отчетах международных организаций различные регионы называют «свободными экономическими зонами». Однако этот термин не полностью объясняет суть ситуации. Например, во многих из них экономические правила, специальные административные законы не освобождают от определенных правовых и экономических режимов. Он только предоставляет стимулы, которые поощряют предпринимательство и облегчают его. На практике государство лишь снижает вмешательство в экономические процессы.

На практике свободные экономические зоны являются ловушкой для движения капитала в мировой капитальной экономике. Помимо привлечения иностранного капитала для активизации внутренних экономических процессов, определены три функции свободных экономических зон:

-стимулирование экспорта и тем самым привлечение иностранной валюты;

-повышение занятости;

-Превращение регионов в полигон новых способов ведения бизнеса, полюс экономического развития страны.

На основании Указа Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон» от 26 октября 2016 года № УП-4853 на территориях республики Узбекистана создаются и организуются СЭЗ.

Наряду со свободными экономическими зонами «Навои», «Джизак» и «Ангрен», созданы свободные экономические зоны Ургут, Гиждуван, Коканд и Хазорасп, в Ургутском районе Самаркандской области, Гиждуванский район Бухарской области, город Коканд Ферганской области и Хазораспский район Хорезмской области. Основная цель -создание свободных экономических зон в четырех регионах, является создания благоприятных условий для привлечения иностранных и внутренних инвестиций для создания современных предприятий по глубокой переработке полезных ископаемых и сельскохозяйственной продукции, а

также комплексного и эффективного использования производственного и ресурсного потенциала.

Срок службы этих зон составляет 30 лет и может быть продлен позже, в течение которого здесь действуют отдельные налоговые и таможенные льготы. Вновь созданные предприятия занимаются глубокой переработкой, хранением и упаковкой фруктов и овощей и сельскохозяйственной продукции, текстиля, ковров, обуви и кожаных изделий, экологически чистых химикатов, фармацевтики, пищевой, электротехнической промышленности, машиностроения и автомобилестроения, строительных материалов и принадлежащих других отраслей промышленности [3].

Например, в целях комплексного и рационального использования производственного и ресурсного потенциала Сырдарьинской области, тем самым создавая новые рабочие места и увеличивая доходы местного населения. Постановлением Президента Республики Узбекистан 12 апреля 2018 года «О мерах по созданию Сырдарья СЭЗ» № 5412 и Постановлением Хакима Сырдарьинской области № 299 от 13 апреля 2018 года образовано «Дирекция СЭЗ «Сырдарья», общей площадью 897,2 га. Основными задачами СЭЗ являются:

-Глубокая переработка местных минеральных ресурсов и расширение производства конкурентоспособной, импортозаменающей продукции с высокой добавленной стоимостью, эффективно используя производственный и ресурсный потенциал Сырдарьинской области;

-глубокой переработке, хранении и упаковке фруктов и овощей, сельскохозяйственной продукции, текстиля, обуви и кожгалантереи, экологически чистых химикатов, фармацевтических препаратов, продуктов питания, электротехники, машиностроения и автомобилестроения, строительных материалов и других сферах активное привлечение прямых частных инвестиций, а также иностранные инвестиции для организации производства;

-углубление процесса локализации производства

высокотехнологичной продукции из местного сырья на основе установления и развития прочных кооперационных отношений между предприятиями СЭЗ и другими местными предприятиями;

-ускоренное развитие производства, инженерных коммуникаций, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры в свободной экономической зоне «Сырдарья», а также формирование современной инфраструктуры для оказания качественных логистических услуг в этой сфере;

-участвовать в организации подготовки высококвалифицированных специалистов с учетом текущих и будущих потребностей сотрудников СЭЗ в отрасли и их стажировок на предприятиях, расположенных в СЭЗ.

В течение 2018-2019 гг. В свободной экономической зоне «Сырдарья» было реализовано 20 инвестиционных проектов, в результате которых было

создано около 1600 новых рабочих мест, а экспорт товаров и услуг составил около 18 млн долларов США [2].

Выводы и предложения. В заключение следует отметить, что обеспечение СЭЗ необходимой инфраструктурой, их эффективное функционирование и привлечение новых инвесторов и предпринимателей для реализации проектов в своих регионах является ключевым фактором. В связи с этим в 2021 году на подключение действующих СЭЗ к инженерным сетям и сетям связи планируется направить 890 млрд сумов.

В частности, это связано с позитивными прогнозами инвестиционной активности в СЭЗ. В 2021 году в свободных экономических зонах республики планируется реализовать 443 новых инвестиционных проекта на сумму 2,9 миллиарда долларов, из которых 1,4 миллиарда долларов составляют прямые иностранные инвестиции. В результате реализации этих проектов будет запущено производство 552 новых видов промышленной продукции и создано 41,6 тысячи новых рабочих мест.

Кроме того, в 2022 году планируется расширение ОЭЗ «Бухара-агро», ОЭЗ «Гиждуван» и ОЭЗ «Ургут», а также создание новой свободной экономической зоны в Республике Каракалпакстан - «Каракалпакстан-агро» и две особые свободные экономические зоны в Ферганской области-«Андижан-текстиль» и «Наманган-текстиль».

Использованные источники:

1. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису. - Ташкент.// Народное слова, 29 декабря 2018 г.

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 12 апреля 2018 г. № УП-5412 «О мерах по созданию свободной экономической зоны «Сырдарья».

3. Вахабов А.В., Таджибаева Д.А., Хаджибакиев Ш.Х. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. -Ташкент: Бактрия прес, 2015.-583 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.