Научная статья на тему 'Основы современной государственной экономической политики'

Основы современной государственной экономической политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2702
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / STATE ECONOMIC POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION / GOVERNMENT STRATEGY / ECONOMY MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молькова Анастасия Алексеевна

В статье проанализированы основы государственной экономической политики, определена ее сущность. Обозначена роль государства в обеспечении поступательного экономического развития в долгосрочной перспективе, которое достигается за счет стимулирования трех компонентов: развития реального сектора, доступности инвестиций и инноваций. Определено, что государственная экономическая политика преимущественно должна быть направлена на реализацию задач трех определяющих блоков: финансового, связанного с обеспечением достаточного количества денежных ресурсов в экономике, а также их доступности для субъектов экономических отношений; экономического, направленного на обеспечение благоприятных инфраструктурных условий; социального, направленного на реализацию общественных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Foundations of a Modern State Economic Policy

The article analyzes the fundamentals of a state economic policy and defines its essence. The role of the state in ensuring long-term sustainable economic development is recognized. This development is achieved through the stimulation of three components: development of the real sector, access to investment and innovation. It is determined that the state economic policy should be mainly focused on the implementation of the objectives of the three defining blocks: financial, related to the provision of sufficient amount of monetary resources in the economy, as well as their accessibility to the subjects of economic relations; Economic, aimed at providing favorable infrastructure conditions; Social, aimed at upholding the interests of the public.

Текст научной работы на тему «Основы современной государственной экономической политики»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2017. № 3

А.А. Молькова

ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье проанализированы основы государственной экономической политики, определена ее сущность. Обозначена роль государства в обеспечении поступательного экономического развития в долгосрочной перспективе, которое достигается за счет стимулирования трех компонентов: развития реального сектора, доступности инвестиций и инноваций. Определено, что государственная экономическая политика преимущественно должна быть направлена на реализацию задач трех определяющих блоков: финансового, связанного с обеспечением достаточного количества денежных ресурсов в экономике, а также их доступности для субъектов экономических отношений; экономического, направленного на обеспечение благоприятных инфраструктурных условий; социального, направленного на реализацию общественных интересов.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, государственное управление, государственная стратегия, модель экономики.

The article analyzes the fundamentals of a state economic policy and defines its essence. The role of the state in ensuring long-term sustainable economic development is recognized. This development is achieved through the stimulation of three components: development of the real sector, access to investment and innovation. It is determined that the state economic policy should be mainly focused on the implementation of the objectives of the three defining blocks: financial, related to the provision of sufficient amount of monetary resources in the economy, as well as their accessibility to the subjects of economic relations; Economic, aimed at providing favorable infrastructure conditions; Social, aimed at upholding the interests of the public.

Keywords: state economic policy, public administration, government strategy, economy model.

Модернизация экономики России и преодоление ее сырьевой направленности невозможны без активного вмешательства государства. Мы примем за основу вариант ряда экономистов, которые под экономической политикой понимают «совокупность ценностных целей, государственно-управленческих мер, решений и

Молькова Анастасия Алексеевна — аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: Molkova.a.a@mail.ru

действий и порядка реализации государственно-политических решений»1. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что экономическая политика современного российского государства в очень малой степени обеспечивает реализацию этой важной задачи. И связано это не только с тем, что в течение последних 15 лет в экономической науке широкое распространение получили либеральные концепции, но и с тем, какие на сегодняшний день существуют представления относительно места и роли государства в процессе формирования национальной модели экономики.

Очевидно, что государственная экономическая политика представляет собой некий национальный план долгосрочного экономического развития государства, целью которого является обеспечение перманентного экономического развития в долгосрочной перспективе.

Национальная стратегия долгосрочного развития представляет комплекс согласованных и обоснованных действий, направленных на достижение социально-экономических целей на сбалансированной и интегрированной основе2. Национальная стратегия основывается на долгосрочном и среднесрочном планировании и прогнозировании. Соответственно, от качества (обоснованности, реалистичности) этих двух составляющих зависит степень реализации закрепленных в национальной стратегии целей и задач.

Государственная политика реализуется посредством государственного управления. В соответствии с ФЗ от 28 июня № 172-ФЗ государственное управление понимается как «деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»3.

Ю.В. Кузнецов дает следующее определение государственного управления — это «управленческая деятельность государственных органов и должностных лиц»4.

1 Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Бюджет и налоги в экономической политике России. М.: Научный эксперт, 2008. С. 15.

2 Swaziland: A Framework for National Development Strategy (NDS) Review / Ministry of Economic Planning and Development (MEPD). January 2013. P. 3. URL: http://www.sz.undp.org/content/dam/swaziland/docs/publications/UNDP_SZ_ Poverty_NationalDevelopmentStratedgyReview2013.pdf (accessed: 14.02.2017).

3 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 19.01.2017).

4 Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление. СПб.: Питер, 2014. С. 22.

Таким образом, стратегические цели и задачи, реализуемые посредством государственной политики, осуществляются через государственное управление, которое является механизмом государственной политики. В этой связи становится очевидным, что реализация государственной политики напрямую зависит от эффективности государственного управления на разных уровнях власти. В свою очередь, государственное управление воплощается в жизнь непосредственно через государственное регулирование.

Государственное регулирование представляет «комплекс мер и контрольных функций законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях повышения социально-экономического развития страны и стабилизации существующей социально-политической системы»5.

И.С. Пакулина отмечает, что под государственным регулированием следует понимать «постоянное воздействие государства на самостоятельно хозяйствующие субъекты в целях обеспечения экономического роста и нормальных условий хозяйствования, эффективной реализации государственной и региональной социально-экономической политики, обеспечения стабильности, национальной безопасности»6.

Как правило, государственное управление осуществляется через применение различных механизмов государственного регулирования, в числе которых можно выделить: налоговые ставки, антимонопольное и тарифное регулирование, льготирование, санкции, страхование рисков, валютный курс, нормирование расходов и др. Под механизмом государственного регулирования принято понимать комплекс методов и средств воздействия на экономические процессы7.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что государственная политика основывается на национальной стратегии долгосрочного развития, которая формируется на основе планирования и прогнозирования. Государственное управление является непосредственным механизмом реализации государственной политики через применение различных методов государственного регулирования.

5 Ручкина Г.Ф. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: РУСАЙНС, 2015. С. 8.

6 Пакулина И.С. Государственное регулирование развития социальной сферы: приоритеты и экономические механизмы. Орел: РАНХиГС, 2014. С. 15.

7 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011.

Как свидетельствует опыт реформирования экономики в нашей стране, учет специфики российской модели экономики, которая в наибольшей степени отвечала бы национальным интересам России, никогда не занимал должного места в системе мер государственного управления. А вместе с тем, выбор той или иной национальной модели экономики и определение мер по ее реализации, имеют важное значение. Поэтому мы решили показать, какую роль может сыграть российское государство в формировании такой модели экономики, которая могла бы вывести Россию на совершенно иную траекторию развития.

Если говорить в самом общем плане, то следует выделить четыре основные задачи государственной экономической политики:

— обеспечение устойчивости экономической системы;

— обеспечение благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности;

— обеспечение контроля деятельности хозяйствующих субъектов;

— представление и защита национальных интересов во внешнеэкономической деятельности.

Реализуя эти задачи, государство выступает в различных ипостасях, а именно: организатора, устанавливая нормы и правила; регулятора, сглаживая провалы или стимулируя отечественные рынки; контролера, осуществляя контроль и надзор; защитника, отстаивая национальные интересы на международной арене. При этом не следует забывать, что государство само является субъектом хозяйственной деятельности, пусть и привилегированным.

Известный историк Ф. Бродель отметил, что «...в центре мир-экономики всегда располагалось незаурядное государство — сильное, агрессивное, привилегированное, динамичное, внушавшее всем одновременно и страх и уважение»8.

Прежде всего в общих чертах определим цель и задачи национальной экономики и национальной модели экономического развития, исходя из которых проанализируем роль государства в их достижении.

Н.М. Розанова определяет национальную экономику как хозяйственную жизнь отдельного государства, которая включает в себя природные, технологические, научно-технические, организационные и др. компоненты жизнедеятельности конкретного сообщества9.

8 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV— XVIII вв. / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1992. Т. 3. Время мира. С. 45.

9 Розанова Н.М. Национальная экономика: В 2 ч. М.: Юрайт, 2016. Ч. 1. С. 13.

В.М. Кульков, С.В. Кайманаков и И.М. Теняков сходятся во мнении, что национальная экономическая модель — это «система экономических отношений в единстве с присущими стране национально-специфическими факторами, отражающая воздействие всех этих факторов на экономику страны, обеспечивающая ее устойчивое функционирование и развитие, поддержание жизнедеятельности и расширенного воспроизводства на национальной территории и реализующая стоящие перед страной долгосрочные цели и интересы»10.

Государство должно способствовать экономическому развитию в долгосрочной перспективе. Отметим, что под экономическим развитием мы подразумеваем качественные улучшения, направленные на повышение условий жизни населения страны, и структурные улучшения экономической системы, целью которых является создание новых экономических кластеров в экономике, а также усовершенствование прежних. Обратим внимание, что в национально-ориентированных государствах экономическое развитие способствует приумножению именно общественного благосостояния всего населения страны, а не отдельной его части, в отличие, например, от экономического роста, который не может в полной мере свидетельствовать об улучшении качества жизни всего населения страны, так как может обеспечиваться за счет его узкой прослойки.

Поэтому становится очевидным, что если национальная экономика призвана обеспечивать благоприятные экономические условия для жизнедеятельности граждан, выражающиеся, прежде всего, в приумножении благосостояния населения, то модель экономического развития является механизмом реализации поставленной цели. От правильности выбора модели экономики зависит состояние народного хозяйства страны, так как неправильный выбор модели экономики может привести к экономическому спаду. В этой связи следует осторожно подходить к выбору модели экономического развития, которая зависит от целого ряда исторически сложившихся факторов, среди них можно выделить следующие: культурные и традиционные ценности, уровень социально-экономического развития, национальная ориентированность государства, наличие конкурентных преимуществ, мировая конъюнктура и другие.

10 Кульков В.М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. С. 10.

Национальная модель экономики должна обеспечивать:

— национальную экономическую безопасность, которая в условиях жесткой борьбы за мировой рынок, а также с учетом турбулентности мировой экономики приобретает особое значение;

— инновационное развитие экономики, которое повышает уровень конкурентоспособности отечественной продукции, а также стимулирует развитие всех секторов экономики;

— структурную диверсификацию экономики, которая снижает зависимость экономического развития от одного сектора экономики, придавая устойчивость всей экономической системе страны;

— развитие приоритетных отраслей экономики с учетом национальных интересов, которое должно базироваться на имеющемся экономическом потенциале и исходить из реализации стратегических государственных задач.

Основными компонентами национальной экономической модели являются следующие: реальный сектор, инвестиции и инновации, которые, на наш взгляд, должны стать основой национальной модели экономики для достижения обозначенных задач.

Реальный сектор является фундаментом народного хозяйства любой страны, который обеспечивает национальную экономическую безопасность и структурную диверсификацию экономики, преимущественно за счет развития промышленного сектора экономики.

В современных условиях инновации являются необходимым условием для осуществления экономического развития. Этот компонент обеспечивает решение сразу двух задач национальной модели экономики, а именно: экономической безопасности и инновационного развития, так как военно-техническое развитие напрямую сопряжено с инновационным развитием. При этом и эффективность реального сектора зависит от способности страны к внедрению наукоемких и высоко- и среднетехнологичных продуктов.

Известно, что без достаточного уровня инвестиций невозможно даже поддерживать реальный сектор экономики, который необходимо и развивать, не говоря уже об обеспечении инновационного развития. Академик А.Г. Аганбегян сформулировал роль инвестиций в национальной экономике следующим образом: «Капитал — это кровь экономики. Представьте себе, что у вас выкачали 2 литра крови из 5, которые у вас есть. Живы останетесь, но даже ходить будете с трудом, а о том, чтобы бегать, и речи нет»11.

11 Марченко В. Абел Аганбегян: «Мы сами залезли в яму. Крым, Украина, западные санкции — это не главное...» // Бизнес Online [Сайт]. 02.02.2015. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/124749 (дата обращения: 18.01.2017).

Государственная политика в развитии обозначенных трех компонентов, на наш взгляд, должна заключаться в стимулировании реального сектора экономики, прежде всего через государственную финансовую политику. Для интенсификации реального сектора необходим достаточный уровень финансирования, который бы позволял своевременно осуществлять модернизацию производственных мощностей, а также внедрять новые технологии и разработки. В этой связи государственная экономическая политика должна включать целый комплекс мероприятий, который должен быть направлен на обеспечение доступности финансовых ресурсов, создание институтов развития, необходимого уровня инвестиционной привлекательности, как для отечественных инвесторов, так и для зарубежных и т.д.

Однако не следует забывать о том, что государство должно учитывать свой экономический потенциал. Например, развивающиеся страны должны развивать и традиционные отрасли экономики, но уже на принципиально другом технологическом уровне.

Обозначив основные компоненты, за счет которых преимущественно достигается цель национальной модели экономики, выделим три больших блока компонентов, которые призваны, на наш взгляд, обеспечить благоприятные условия развития структурообразующих компонентов (рис. 1).

Мы уже ранее отмечали, что государственная экономическая политика формируется исходя из целей и задач, определенных в национальной стратегии долгосрочного развития. Отметим, что каждое государство формирует свои цели и задачи, исходя из сложившихся экономических условий в стране, а также с учетом быстроменяющейся мировой конъюнктуры. Соответственно, основные направления бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик должны обеспечивать достижение закрепленных стратегических целей и задач.

Финансовая государственная политика создает комплекс мер, направленных на рациональное применение финансовых ресурсов при формировании и реализации экономической политики государства12. Очевидно, что основной задачей представленного блока является обеспечение эффективного перераспределения финансовых ресурсов, а также обеспечения их достаточности.

12 Владимирова О.Н. Финансовая политика в сфере инноваций: проблемы формирования и реализации. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 5.

ВНЕШНИЙ РЫНОК

Инвестиционная п ри вл екател ь н ость Конкурентная среда

Институты развития Деловой климат

Налоговая политика

Демографическая политика Экологическая политика

Образование Зд равоохранение

Рис. 1. Роль государства в национальной модели экономики13

Бюджетная политика представляет «процесс аккумулирования и расходования финансовых средств, в целях обеспечения реализации государством своих функций»14. Из определения следует, что бюджетная политика, реализуемая посредством рационального аккумулирования и распределения финансовых ресурсов, имеющая отражение в федеральном (региональном, местном) бюджете, который представляет собой финансовый план страны. В этой связи бюджетная политика должна предусматривать развитие приоритетных отраслей экономики, их поддержание и стимулирование, преимущественно это касается тех отраслей, которые имеют национально-стратегическое значение (РЖД, ЖКХ).

13 Источник: составлено автором.

14 Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе. М.: ИМЭМО РАН, 2012. С. 9.

При этом в развивающихся странах, где только проводятся экономические преобразования, государство, являясь субъектом экономических отношений и будучи социально-ориентированным институтом, на наш взгляд, должно взять на себя обязанность обеспечивать те сектора экономики, от которых напрямую зависит благосостояние всего народа страны. Известно, что частные собственники своей целью преследуют максимальное извлечение прибыли в краткосрочной перспективе, а модернизация производства требует крупных финансовых вложений, прибыль от которых возможно получить только в средне- и долгосрочной перспективе, поэтому государство должно выступить в качестве сильного монополиста в обозначенных секторах для обеспечения развития этих секторов в долгосрочной перспективе.

Налоговая политика рассматривается как «совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов, с целью воздействия на макроэкономические показатели»15. Отметим, что к налоговой политике следует подходить очень осторожно, так как необходимо учитывать интересы всех субъектов хозяйственной деятельности, которые, по сути, крайне противоречивы. Так, с одной стороны, налоговая политика должна обеспечивать необходимый уровень налоговых поступлений, с другой — не провоцировать снижения деловой активности в стране.

Денежно-кредитная политика представляет «комплекс мер, направленных на регулирование количества денег в экономике»16. Сущность денежно-кредитной политики выражается в обеспечении необходимого количества денежной массы в экономике и ее доступности. Для развивающихся стран особую актуальность приобретает доступность «длинных денег» в экономике, потому как зачастую именно их отсутствие выступает главным барьером в развитии народного хозяйства. Важным условием являются и условия предоставления кредитных ресурсов, в частности процентные ставки. В этой связи политика Центральных банков должна быть адаптивной к быстро изменяющимся условиям функционирования отечественной экономики.

Таким образом, можно предположить, что в основе этого финансового блока, базирующегося, как правило, на стратегическом планировании и прогнозировании, должен лежать четко сформулированный финансовый план страны, т.е. федеральный бюджет,

15 Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2004. С. 55.

16 Абдул-Кадырова Ф.Р. Денежно-кредитная политика Банка России: понятие, основные элементы // ScienceTime. 2015. № 12. С. 13.

отвечающий национальным интересам государства. Как показало время, недавние ошибки Центрального банка России дорого обошлись национальной экономике17. При этом не следует забывать о том, что Россия относится к развивающимся странам с сырьевой моделью экономики, соответственно, для обеспечения структурной диверсификации, достижение которой обозначено практически во всех стратегических документах, крайне важно обеспечить доступность финансовых ресурсов, в частности, это касается долгосрочных кредитов и инвестиций. На сегодняшний день доступность финансовых ресурсов катастрофически ограниченна, что существенно тормозит развитие импортозамещения в стране, на которое в условиях санкций многие рассчитывали.

Следующий блок государственной экономической политики включает ряд компонентов, направленных на создание благоприятных конъюнктурных условий, делового климата, совокупности «характеристик развития макро- и микроэкономических систем»18, инвестиционной привлекательности, которая определяется как «интегральная характеристика среды инвестирования, формирующаяся на основании субъективной оценки инвестором инвестиционного потенциала и инвестиционного риска»19.

Деловой климат и инвестиционная привлекательность формируется исходя из совокупности макроэкономических показателей, в число которых включаются ставка ссудного процента, норма прибыли, уровень инфляции, ставка налогообложения и др. Государственная экономическая политика в этом направлении формирует комплекс управленческих мер, решений и действий, направленных на создание благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности. В этой связи среди механизмов государственного регулирования выделяются создание рыночных институтов, снижение бюрократических барьеров, применение стандартов и требований, соответствующих международным нормам и др.

Конкурентная среда представлена совокупностью рыночных субъектов и факторов, определяющих характер взаимоотношений между производителями и потребителями»20. Известно, что

17 Симонов В.В. Антикризисные санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 54—62.

18 Хотинская Г.И. Деловая активность бизнеса как фактор экономического роста (оценочные модели и финансовые инструменты). М.: РУСАЙНС, 2015. С. 15.

19 Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона. М.: Финансовый университет, 2013. С. 15.

20 Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Полушкина Т.М., Рябова С.Г., Якимова О.Ю. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008. С. 65.

конкуренция способствует снижению стоимости и повышению качества производимой продукции (услуг). При этом отметим, что, с одной стороны, государство должно следить за соблюдением антимонопольного законодательства, создавая равные условия для всех субъектов экономики согласно рыночной модели экономики. Однако, с другой стороны, государство должно поддерживать развитие приоритетных направлений, т.е. их субсидировать, предоставлять им льготы и т.д., что нарушает принцип равенства всех субъектов экономических отношений. Кроме того, эти действия способствуют созданию монополий, образующих олигархическую модель экономики, которая, в конечном счете, приводит к экономической стагнации. В этой связи государству необходимо четко разграничивать целевое назначение государственной поддержки, стимулируя отечественных производителей и развитие отраслей национально-стратегического значения.

Институты развития представляют «организации, осуществляющие аккумулирование и перераспределение трудовых, финансовых, интеллектуальных и прочих ресурсов для решения социально-экономических проблем»21. Как правило, этот компонент особенно актуален для развивающихся стран и направлен на проведение экономических преобразований, в целях обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса. Для развития российской экономики эти институты также имеют большое значение. К данному компоненту можно отнести деятельность публичных образований, развитие институциональной среды, снижение уровня коррумпированности и др. Отметим, что институты развития должны обладать гибкостью и адаптивностью, в противном случае их деятельность может привести к снижению деловой активности в стране.

Следует отметить, что в этом блоке особое значение имеет стабильность (долгосрочность) государственной политики, ее приоритетов, а также законодательное обеспечение. Это обусловлено тем, что зачастую для инвесторов Россия выступает в качестве некоторого «транзитного пункта», в котором можно быстро «сколотить» капитал, с дальнейшей целью вывода ее за территорию страны. По некоторым оценкам отток капитала в России за первые семь месяцев 2015 г. составил более 53,3 млрд долл.22 Безус-

21 Бухвальд Е.М. Приоритеты модернизации и усиление роли субфедерального звена управления. М.: Институт экономики РАН, 2015. С. 100.

22 Отток капитала из России сократился в 5 раз из-за снижения внешнего долга // РБК [Сайт]. 09.08.2016. URL: http://www.rbc.ru/fmances/09/08/2016/57a9 e47b9a79471518baaee5 (дата обращения: 14.02.2017).

ловно, говорить о притоке инвестиций в период турбулентности не приходится, но отечественные производители должны быть уверены в долгосрочных государственных намерениях для того, чтобы ставить и решать свои (локальные) задачи. Только при наличии такой уверенности производитель может быть мотивирован в развитии (вкладывать средства в производство, брать кредиты и др.). С другой стороны, в стране должна быть развитая судебная система, потому что там, где нет законов, порядка быть априори не может. Следует отметить, что Россия в 2016 г. по индексу восприятия коррупции заняла 131 место из 176 23.

Третий блок компонентов имеет социальную направленность и заключается в реализации общественных интересов. На наш взгляд, национально-ориентированное государство, прежде всего, должно исходить из интересов общества. Именно для повышения благосостояния населения, которое заключается не только в экономической составляющей, но реализуется и в духовной сфере, должна состоять деятельность государственного сектора. В связи с этим все действия государства должны быть направлены на обеспечение сильного, здорового, образованного населения. Этот блок компонентов наиболее актуален для развивающихся стран. Безусловно, говорить о современном технико-экономическом укладе, имея малочисленное, необразованное и больное население смысла не имеет, поэтому в приоритете должно стоять приумножение и развитие населения страны. Только сильное и здоровое общество способно производить нововведения и инновационные технологии.

Из всего вышеизложенного можно констатировать, что в современных условиях роль государства в национальной экономике не может сводиться только к роли наблюдателя. В условиях жесткой конкуренции за мировой рынок национально-ориентированное государство должно выступать и в качестве главного регулятора, так как только посредством наличия сильной государственной позиции возможно преодолеть отставание от развитых стран и занять свою достойную нишу на мировой арене.

Как видно из проведенного анализа, государство играет ключевую роль во всех обозначенных блоках, что, конечно, проявляется по-разному. В финансовом блоке в России, к сожалению,

23 Индекс восприятия коррупции — 2016: положение России не изменилось // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интер-нешнл-Р» [Сайт]. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/ indeks-vospriiatiia-korruptcii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos (дата обращения: 14.02.2017).

сегодня наибольшую доступность к финансовым ресурсам получает «сырьевой» сектор, что существенно усиливает структурную деформацию экономики, усугубляя зависимость от мировых цен на минерально-сырьевую продукцию. При этом «сырьевая рента» утекает за границу вместе с учеными и высококвалифицированными работниками, которые не находят должного применения в собственной стране. В блоке создания конъюнктурных условий роль государства, прежде всего, заключается в обеспечении соблюдения законодательных норм, в установлении «правил игры» для различных институтов развития, в снижении бюрократических барьеров для отечественных производителей и др. Но и здесь были и существуют болевые точки России, в частности, слабость судебной системы и сила коррупционной составляющей. Это не позволяет России не то чтобы перейти к шестому технологическому укладу, но и выйти из экономической рецессии, так как зажатые в тесные финансовые рамки потенциальные отечественные производители, просто не в силах преодолеть все возрастающие бюрократическо-коррупционные препятствия на пути к производству. Что касается социального блока, то для его развития существенным препятствием являются структурная деформация экономики, создание олигархической прослойки, отсутствие закона о введении прогрессивной налоговой шкалы, который так и не был принят, несмотря на неоднократные попытки его рассмотрения в парламенте страны.

Список литературы и источников

Абдул-Кадырова Ф.Р. Денежно-кредитная политика Банка России: понятие, основные элементы // Science Time. 2015. № 12. С. 13—17.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / Пер. с фр. Л.Е. Куббеля. М.: Прогресс, 1992. Т. 3. Время мира.

Бухвальд Е.М. Приоритеты модернизации и усиление роли субфедерального звена управления. М.: Институт экономики РАН, 2015.

Владимирова О.Н. Финансовая политика в сфере инноваций: проблемы формирования и реализации. М.: ИНФРА-М, 2013.

Индекс восприятия коррупции — 2016: положение России не изменилось // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Транс-перенси Интернешнл-Р» [Сайт]. URL: http://transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii-indeks-vospriiatiia-korruptcii-2016-polozhenie-rossii-ne-izmenilos

Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М., Кочеткова С.А., Маслова С.И., Полуш-кина Т.М., Рябова С.Г., Якимова О.Ю. Региональная экономика и управление. СПб.: Питер, 2008.

Кузнецов Ю.В. Государственное стратегическое управление. СПб.: Питер, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кульков В.М., Кайманаков С.В., Теняков И.М. Экономический рост в России: национальная модель, качество и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 38. С. 9—19.

Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона. М.: Финансовый университет, 2013.

Марченко В. Абел Аганбегян: «Мы сами залезли в яму. Крым, Украина, западные санкции — это не главное...» // Бизнес Online [Сайт]. 02.02.2015. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/124749

Отток капитала из России сократился в 5 раз из-за снижения внешнего долга // РБК[Сайт].09.08.2016. URL: http://www.rbc.ru/finances/09/ 08/2016/57a9e47b9a79471518baaee5

Пакулина И.С. Государственное регулирование развития социальной сферы: приоритеты и экономические механизмы. Орел: РАНХиГС, 2014.

Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палео-тип, 2004.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011.

Розанова Н.М. Национальная экономика: В 2 ч. М.: Юрайт, 2016. Ч. 1.

Ручкина Г.Ф. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: РУСАЙНС, 2015.

Сидорова Е.А. Особенности бюджетной политики в Европейском союзе. М.: ИМЭМО РАН, 2012.

Симонов В.В. Антикризисные санкции и системный кризис мировой экономики //Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 49—68.

Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Бюджет и налоги в экономической политике России. М.: Научный эксперт, 2008.

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_ LAW_164841/

Хотинская Г.И. Деловая активность бизнеса как фактор экономического роста (оценочные модели и финансовые инструменты). М.: РУСАЙНС, 2015.

Swaziland: A Framework for National Development Strategy (NDS) Review / Ministry of Economic Planning and Development (MEPD). January 2013. URL: http ://www.sz.undp. org/content/dam/swaziland/docs/publications/ UNDP_SZ_Poverty_NationalDevelopmentStratedgyReview2013.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.