УДК [332.1:330.322:338.242.4](477)
Силюкова С.Н.,
Классический приватный университет; аспирант кафедры государственного управления и земельного кадастра
(Украина, г. Запорожье)
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ УКРАИНЫ
Обобщены ключевые проблемы в развитии регионов Украины. Определены первоочередные задачи государственной инвестиционной политики в Украине. Обозначены условия для развития инвестиционного потенциала регионов Украины. По результатам проведенного анализа современного состояния государственного регулирования развития инвестиционного потенциала в Украине определен комплекс согласованных мер по реализации государственной стратегии развития инвестиционного потенциала регионов Украины. Сформулированы также основные направления государственного регулирования развития инвестиционного потенциала регионов Украины.
Ключевые слова: развитие регионов, государственная инвестиционная политика, инвестиционный потенциал регионов, государственное регулирование.
Исследованию государственного регулирования развития инвестиционного потенциала регионов в Украине уделяли внимание: Белая С. [2 — 3], Бондарчук В. [4], Дидковская Л. [8], Головко Л. [8], Фединяк Г. [20], Фединяк Л. [20] и другие. В Российской Федерации этими проблемами занимались: Белоусова А. [1], Гришина И. [5], Громыко И. [6], Доронина Н. [9-10], Лабин Д. [12], Лисица В. [13], Лукинская М. [14], Новоселова Л. [15], Сошников И. [18], Сухарев А. [19] и другие.
Одной из ключевых проблем в развитии регионов Украины, которая определена в Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года и требует поэтапного решения, является низкая их инвестиционно-инновационная активность [17]. Состояние регионального и местного развития характеризуется слабым материальным, финансовым, кадровым и другим ресурсным обеспечением, необходимым для выполнения задач и полномочий местного самоуправления, кризисом жилищно-коммунального хо-
зяиства, систем энерго-, топливо- и водоснабжения, социальной инфраструктуры, нерешенностью неотложных вопросов реформирования системы административно-территориального устройства Украины. Современные вызовы и угрозы ставят перед государством задачи по созданию новых возможностей для развития страны и ее регионов, а также обеспечению повышения качества жизни населения независимо от места его проживания [11].
Такая ситуация сформирована несовершенными экономическими преобразованиями во времена независимости Украины, а именно в государственном регулировании региональных инвестиционных процессов. Отсутствие в прошлом в инвестиционной политике регионального аспекта привело к значительным диспропорциям в территориальной структуре экономики, неэффективному использованию преимуществ территориального разделения труда, природно-ресурсного и научно-производственного потенциала, чрезмерному загрязнению окружающей среды во многих регионах.
Недостаточное инвестирование ведет к потере конкурентоспособности национальной экономики, к старению основных фондов, спаду производства и увеличению себестоимости продукции, что, в свою очередь, обусловливает обострение проблемы инвестиционных ресурсов, следовательно, дальнейшее недоинвестирование.
В этих условиях, не отказываясь от необходимости осуществления стабилизационной политики, следует сместить ее акцент на стабилизацию финансового положения предприятий и содействие аккумуляции инвестиционного потенциала регионов Украины. Потребность в снижении уровня экономических, социальных и экологических угроз национальной безопасности требует обеспечения опережающего роста инвестиций в реальный сектор экономики по сравнению с темпами роста ВВП. Это невозможно без совершенствования государственного регулирования развития инвестиционного потенциала регионов Украины.
Поиск моделей развития инвестиционного потенциала регионов Украины опре-
деляет необходимость использования стратегического планирования на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления для разработки инвестиционных стратегий регионального развития с учетом приоритетов, определенных Законом Украины «О стимулировании развития регионов» и «Государственной стратегией регионального развития Украины на период до 2015 года». Исходя из вышеизложенного, сделаем попытку рассмотреть региональный аспект проблемы привлечения инвестиций.
Известно, что к параметрам инвестиционного климата на макроуровне относят характеристики политического и экономического положения страны и социального климата — государственную политику по инвестициям, традиции соблюдения международных соглашений, склонность к национализации иностранной собственности, участие в системе международных договоров, постоянство государственных институтов и наследственность политической власти, прагматичность экономической политики государства, эффективность работы государственного аппарата и т.д. Особое значение имеют характеристики, которые влияют на уровень неопределенности инвестиционной деятельности, постоянство и непротиворечивость условий хозяйственной деятельности (правовой базы), стабильность экономического развития страны в совокупности его параметров, толерантность социальной составляющей экономики по инвестициям, частной собственности и т.п. В двусторонних отношениях между инвесторами и экономическими субъектами, государственными органами инвестиционный климат конкретизируется на микроуровне.
Сегодня для Украины важно учитывать существующие геополитические интересы ведущих стран и их группировок, противоречия при обосновании своей внешнеэкономической стратегии, заключении соответствующих межгосударственных договоров, в том числе инвестиционных соглашений и соглашений о взаимной защите инвестиций, вступлении в международные союзы. Понятно, что на региональном уровне государственного управления
можно только инициировать их подготовку или заключать межрегиональные соглашения с прилегающими к границе соседними странами в рамках общегосударственной внешнеэкономической политики.
Межрегиональные соглашения играют важную роль в развитии приграничных регионов, поскольку активизируют движение товаров, услуг, людей и капитала в пограничных зонах. В то же время процессы трансграничного сотрудничества иногда оказывают негативное влияние, которое проявляется прежде всего в перемещении за границу ресурсного потенциала, в частности интеллектуального, трудового, инновационного. Поэтому с целью минимизации этих рисков, а также дальнейшей реализации инвестиционного потенциала приграничных регионов Украины необходимо реализовать меры, направленные на совершенствование его институциональной среды и развитие кадрового обеспечения.
Сегодня должны быть четко определены первоочередные задачи правительства, какие должны стать мерами по формированию базовых условий, необходимых для реализации инвестиционного процесса. Без их создания все попытки оживить инвестиционный процесс посредством мер целенаправленного регулирования инвестиций, к которым относятся прямое финансирование инвестиционных проектов, выдача государственных гарантий, льготных кредитов и другие мероприятия, будут неэффективными. В связи с этим государству необходимо реалистично посмотреть на эффективность политики государственного финансирования капиталовложений. Ограниченные государственные средства необходимо сосредоточить в тех сферах, где никто, кроме государства, не будет осуществлять инвестиции. В то же время частные инвестиции следует поощрять созданием благоприятного инвестиционного климата и продуманными налоговыми мерами. При этом действия правительства должны носить строго согласованный характер, а все поставленные цели и задачи должны быть реальными и четко выполняться.
Первоочередные задачи государственной инвестиционной политики заключаются в том, чтобы достичь макроэконо-
мической стабилизации с целью создания благоприятных условий для внедрения инвестиционно-инновационной модели развития регионов, в том числе путем стимулирования внутренних инвесторов и реализации инвестиционных проектов совместно с международными финансовыми организациями. Для этого нужно:
— мобилизовать внебюджетные источники инвестиционного финансирования, за счет которых в развитых странах обеспечивается основная часть капиталовложений в экономику;
— усовершенствовать бюджетную инвестиционную политику;
— разработать государственную стратегию развития инвестиционного потенциала регионов Украины.
Стратегия развития инвестиционного потенциала регионов Украины должна предусматривать:
— обеспечение макроэкономических условий, благоприятных для ведения предпринимательской деятельности в экономическом пространстве Украины, получения приемлемой нормы прибыли, стимулов образования и накопления финансовых ресурсов в стране;
— направление ресурсов кредитно-финансовой сферы на осуществление инвестиций в реальный сектор экономики, согласование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики с задачами инвестиционной стратегии;
— увеличение финансовых ресурсов населения, национальных предприятий и государства и их направление на осуществление инвестиций в реальный сектор экономики;
— внедрение режима жесткой экономии бюджетных средств, повышение их роли как макроэкономического регулятора и составляющей инвестиционного потенциала;
— создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и их использования для осуществления намеченных структурных сдвигов, повышение способности национальной экономики к восприятию этих инвестиций;
— привлечение в открытую экономику капитала, уклоняющегося от налогообложения и вывезенного за границу, перекры-
тие каналов нелегального оттока денег за границу;
— восстановление и развитие мотивации субъектов хозяйствования и населения к инвестированию, направление инвестиций в реальный сектор экономики, на осуществление позитивных структурных сдвигов.
Для оживления производства и повышения его рентабельности нужны деньги на восполнение дефицита оборотных средств и нормализацию платежей, а также на хотя бы начальную модернизацию и освоение конкурентоспособных видов продукции. Условно их можно назвать пусковыми инвестициями. В результате их освоения экономика должна начать функционировать в нормальном режиме эффективности: давать отдачу и тем самым привлекать инвестиции.
Можно сказать, что сейчас экономика Украины с точки зрения инвестиционных процессов находится в пусковой стадии. Пусковая стадия является подготовкой к экономическому подъему после мирового финансового кризиса. Подъем экономики не сводится к росту производства и ВВП. Это рост на основе эффективного инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Под эффективным спросом следует понимать платежеспособный спрос, который обеспечивает финансовую отдачу — эффективность инвестиций.
Для пусковой стадии характерны две основные задачи:
— привлечение пусковых инвестиций в общих условиях инвестиционной непривлекательности;
— организационная подготовка к эффективному восприятию масштабных инвестиций.
Практика показывает, что действующие предприятия не вполне готовы освоить инвестиции. Нужны специальные организационные формы, настраивающие хозяйственный механизм и перестраивающие психологию инженерного состава на работу в условиях рынка и на выявление решающих узлов организации, нуждающихся в модернизации, т.е. нужна также организационная подготовка к результативному принятию инвестиций. Прежде
всего стратегия должна предусматривать активные меры по содействию формированию основных источников инвестиций.
К основным источникам инвестиций относятся: средства государственного и местных бюджетов; собственные средства предприятий и организаций; ресурсы финансово-кредитной сферы; средства иностранных инвесторов; средства инвестиционных фондов; средства населения.
На современном этапе главным субъектом проведения эффективной инвестиционной политики является государство, которое является и главным участником инвестиционных отношений. Поэтому государственная политика должна опираться на меры по обеспечению достаточного наполнения государственного бюджета, гармонизации его расходной части и ориентироваться на повышение эффективности использования государственных средств. Приоритет в выборе направлений государственного инвестирования должен предоставляться отраслям, которые необходимы для обеспечения жизнеспособности экономики и являются малопривлекательными для частных инвесторов, и отраслям, которые создают инфраструктуру для деловой и производственной деятельности. Государственные инвестиции следует использовать также как средство создания первичных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли.
Что касается собственных средств предприятий и организаций, то государственная политика должна опираться на мероприятия по содействию росту объемов производства национальных товаропроизводителей, снижению уровня издержек производства и повышению его эффективности, ориентироваться на активизацию процессов капиталотворення на предприятиях. Приоритет в государственной политике стимулирования инвестиционных процессов должен предоставляться «точкам экономического роста», способным к быстрому развитию производства, формированию финансовых ресурсов, развитие которых будет иметь мультипликационный эффект для других производств и отраслей народного хозяйства. Следует стимули-
ровать реструктуризацию предприятий, которая обеспечит улучшение управления активами, внедрение эффективного финансового планирования, восстановление мотивов к долгосрочной инвестиционной деятельности предприятия.
Относительно ресурсов финансово-кредитной сферы государство должно опираться на приоритетность обеспечения задач инвестиционной и структурной политики при осуществлении мероприятий монетарной, валютной и финансово-кредитной политики, ориентироваться на образование стимулов к направлению аккумулированных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики с учетом определенных структурных ориентиров. Следует обеспечить поддержку институциональных инвесторов - страховых обществ, пенсионных фондов, инвестиционных фондов, фондов рискового страхования и т.п., развитие механизмов повышения их финансовой устойчивости. Нужны укрепление и развитие рынка капиталов с целью постепенного переложения на него функций перераспределения инвестиционных потоков, аккумулирование капиталов и инвестиционного кредитования.
Иностранные инвестиции. Политика государства должна опираться на обеспечение для иностранных инвесторов благоприятных условий для деятельности в экономическом пространстве Украины наравне с украинскими инвесторами, ориентироваться на предоставление правильных преференций долгосрочным инвестиционным проектам, которые рассчитаны на дальнейшее реинвестирование части полученной прибыли и направлены в сферы экономики, определены как приоритетные. Одновременно нужно содействие по повышению эффективности использования иностранных инвестиций, контролю за соблюдением инвестиционных обязательств, разработке инвестиционной политики с учетом интересов потенциальных инвесторов. Перспективной представляется ориентация на реимпорт «теневых» капиталов, ранее вывезенных из страны, на поощрение инвестиций в Украину представителей украинской диаспоры за рубежом. Следует создавать условия для
разработки и реализации совместных инвестиционных проектов на базе регионального сотрудничества совместно с партнерами по СНГ, из стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
Средства населения. Государство должна опираться на мероприятия по повышению уровня доходов населения, индексирование их в соответствии с уровнем инфляции согласно действующему законодательству и ориентироваться на увеличение склонности к сбережению и аккумуляции временно свободных денежных ресурсов населения на нужды инвестирования. Требуется восстановление доверия населения к отечественным кредитно-финансовым учреждениям и ценным бумагам, стимулирование направления средств населения на нужды обеспечения самозанятости, предпринимательской деятельности, образования малых предприятий.
Важным условием экономического роста является обеспечение инновационного развития как на государственном, так и на региональном уровне. Важным фактором развития инновационной деятельности является научное обоснование подходов к выбору инновационных проектов и внедрение эффективных механизмов их инвестиционного обеспечения. Только на этой основе можно обеспечить существенное повышение конкурентоспособности регионов Украины, изменить сырьевой вектор их развития, сформированный на этапе обеспечения макроэкономической стабилизации. Переход к инновационной модели развития региональной экономики позволит стабилизировать и обеспечить устойчивое развитие экономики государства в целом с максимальным учетом и использованием местных природных, сырьевых, других особенностей регионов, эффективно использовать научный, производственный и ресурсный потенциал регионов.
Поэтому государственная инвестиционная политика должна приобрести четко выраженный инновационный характер, обеспечить ускоренное развитие и распространение базовых инноваций, которые составляют технологическое ядро региона, определять конкурентоспособность продукции на современном этапе и подготов-
ку к своевременному освоению перспективных производств в регионах, в которых есть достаточный фундаментальный задел и ресурсно-технологический потенциал. Учитывая это, с нашей точки зрения, нужно ввести комплекс согласованных мер по реализации государственной стратегии развития инвестиционного потенциала регионов Украины, а именно в сферах:
а) инвестиционной политики:
— реализация новых инструментов стимулирования развития регионов с целью: создания условий для стабилизации социально-экономической ситуации в регионах, обеспечения концентрации и повышения эффективности использования государственных и региональных ресурсов; внедрение партнерских отношений между Правительством Украины и регионами, повышение эффективности взаимодействия центральных, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в решении проблем развития территорий;
— развитие государственно-частного партнерства с целью стимулирования инвестиционной деятельности, создания индустриальных (промышленных) парков, восстановление деятельности специальных режимов (СЭЗ и ТПР), усиление государственных гарантий прав концессионеров, привлечение инвесторов на условиях соглашений о разделе продукции;
— создание индустриальных (промышленных) парков;
— восстановление деятельности специальных режимов (СЭЗ и ТПР);
— усиление государственных гарантий прав концессионеров;
— создание условий для развития строительной отрасли;
— совершенствование механизма привлечения инвесторов на условиях соглашений о разделе продукции.
Для этого необходимо разработать и принять необходимые нормативно-правовые акты;
б) институциональной политики:
— реформирование отношений собственности. Для этого необходимо: оптимизировать количество предприятий государственного сектора экономики, не
подлежащих приватизации и имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, увеличить количество предприятий государственного сектора экономики, возобновивших свою платежеспособность в процедурах банкротства; привлекать средства от приватизации государственного имущества, определенные государственным бюджетом, с обеспечением принципов прозрачности; ввести прозрачную процедуру получения прав собственности на землю на конкурентных началах (на земельных торгах), повысить инвестиционную привлекательность экономики Украины путем определения четкой процедуры приобретения прав на землю юридическими лицами, в том числе с иностранными инвестициями, обеспечение гарантирования этих прав;
— повышение эффективности управления объектами государственной собственности и корпоративными правами государства. Для этого необходимо: улучшить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики и уменьшить процент неэффективно работающих государственных предприятий, выполнение показателей по перечислению в Государственный бюджет Украины части чистой прибыли государственными предприятиями и дивидендов на государственную долю акций в уставных капиталах хозяйственных обществ;
— дерегуляция предпринимательской деятельности путем сокращения перечня видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, и процедуры открытия бизнеса, реформирование существующей системы технического регулирования на основе лучшего международного и европейского опыта, содействие привлечению малого предпринимательства к кредитным ресурсам, повышение доверия к органам исполнительной власти;
— обеспечение надлежащего уровня защиты прав потребителей;
— проведение административной реформы и улучшение качества государственного управления, в том числе упрощение и повышение качества предоставления административных услуг;
— содействие деятельности институтов гражданского общества и усилению их влияния на формирование инвестиционного потенциала региона путем привлечения граждан к формированию и реализации стратегии развития инвестиционного потенциала региона, обеспечение открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти, введение государственной коммуникативной политики;
— формирование общественно-политической базы реформ административно-территориального устройства и местного самоуправления с целью создания условий для устойчивого развития территориальных общин, приближения возможностей и качества их деятельности к европейским стандартам; упорядочение административно-территориальных единиц, повышение эффективности использования бюджетных средств, улучшение качества предоставления социальных услуг населению; улучшение управления земельными ресурсами, совершенствование системы управления территориями со стороны центральных органов исполнительной власти;
в) налогово-бюджетной политики:
— организация и оптимизация бюджетного процесса путем внедрения стратегического финансового планирования. Для этого необходимо: обоснование показателей развития государственного и местных бюджетов и их взаимоувязки на среднесрочный период; определение среднесрочных бюджетных приоритетов и в соответствии с ними предельных уровней бюджетных расходов; формирование плана структуры расходов главными распорядителями бюджетных средств на среднесрочную перспективу;
— оптимизация уровня налоговой нагрузки и повышение эффективности администрирования налогов через адаптацию налогового законодательства к законодательству Европейского союза;
— ввести налоговое стимулирование инвестиционных процессов при упрощении доступа к этим стимуляторам за счет обеспечения прозрачности процессов предоставления последних, оказание помощи в получении причитающихся льгот и отсрочек;
— повышение уровня капитальных расходов в консолидированном бюджете;
— освободить от налогов прибыль, которая реинвестируется, и ввести налоговые каникулы на время возврата предприятием инвестиционного кредита;
— ввести контроль за величиной и результатами использования инвестиционных налоговых льгот;
— разработка «бюджета развития региона» как программы концентрации и расходования инвестиционных ресурсов из централизованных (государственный бюджет) и децентрализованных источников и мощного инструмента экономического роста и инвестирования производства;
— ввести конкурсный порядок отбора инвестиционных проектов для государственного финансирования, тендерный принцип обслуживания государственных инвестиционных проектов предоставлением инвестиционных товаров, сырья и материалов, финансовых, инфраструктурных и консультационно-аналитических услуг;
— осуществить эмиссию для продажи населению региона ценных бумаг с гарантированным минимумом доходности или на принципах лотереи, средства от которых направлять на целевое финансирование инвестиционных проектов с быстрым сроком окупаемости;
— концентрация финансовых ресурсов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов социально-экономического развития регионов с целью улучшения развития инфраструктуры, повышения уровня инвестиционной привлекательности регионов, создания условий для привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности территорий;
г) информационного обеспечения:
— сформировать общенациональную информационную сеть специальных учреждений, аудиторских, консалтинговых фирм, которая могла бы выступить источником достоверной информации об инвестиционных возможностях регионов, инвестиционные перспективы условия деятельности иностранных капиталов на территории Украины, положение на рынках, производственный потенциал регионов Украины, макроэкономическую статистику, правовую среду и т.д.;
— обеспечить создание целостной структуры сбора и аналитической обработки информации о состоянии конъюнктуры на внутренних и внешних рынках, прогнозирования перспектив экономической динамики и выработки соответствующих рекомендаций по рациональному поведению органов государственного управления и субъектов хозяйствования;
— обеспечивать создание за счет как государственных, так и частных инвестиций, в том числе иностранных, благоприятных условий для налаживания деловых контактов, должного уровня сервиса, строительство бизнес-центров, в том числе в небольших городах — центрах регионов, развитие которых определено как структурный приоритет;
— обеспечивать с использованием сети государственных высших учебных заведений повышение (бесплатно для предприятия) квалификации руководящих кадров государственных и частных предприятий по основным положениям современной теории и практики менеджмента, бухгалтерского учета, финансового планирования, управления персоналом, маркетинга и т.д.;
— проводить широкую разъяснительную и пропагандистскую работу по формированию идеологии инвестирования в реальный сектор как инвестирования в будущее государства, престижности и выгодности инвестиционной деятельности, пропаганды опыта крупнейших и успешных национальных инвесторов.
Таким образом, общегосударственная политика развития инвестиционного потенциала регионов Украины должна обеспечить согласование интересов государства и инвесторов с учетом существующего соотношения предложения и спроса на рынке капиталов, реальных возможностей страны, создать такие условия хозяйственной деятельности, которые были бы привлекательнее тех, что предлагают другие потенциальные импортеры капиталов.
Учитывая изложенное, сформулируем основные направления государственного регулирования развития инвестиционного потенциала регионов Украины:
1. Усиление протекционизма товарного импорта, прежде всего в части жесткого
соблюдения действующих тарифных барьеров и широкого применения нетарифных ограничений.
2. Обеспечение регионально-отраслевой ориентации инвестиционной активности и стабильных условий хозяйствования в зависимости от потенциала конкурентоспособности производства товаров, оказания услуг, выполнения работ, отдельных территорий на зарубежных рынках.
3. Формирование общегосударственной инвестиционной политики «снизу вверх» через обобщение (синтез) регионально-отраслевых направлений и экономических инструментов.
4. Постепенное и последовательное уменьшение влияния действия факторов, дестимулирующих инвестиционную активность (нестабильность законодательства; неспособность правительства соблюдать обязательства; чрезмерный государственный контроль, отсутствие поддержки со стороны органов исполнительной власти; недостаточное развитие телекоммуникационной и транспортной сети; коррупция).
Библиографический список
1. Белоусова О. Угрозы и риски при формировании инвестиционной политики государства / О. Белоусова // Инвестиции в России. - 2008. - № 8. - С. 22-30.
2. Белая С. Проблемы создания благоприятного инвестиционного климата в процессе структурных преобразований экономики Украины / С. Белая // Вестник УАДУ. - 1999. - № 2. - С. 95- 106.
3. Белая С.А. Региональное измерение социально-экономического развития и основы новой региональной политики / С.А. Белая, А.В. Шевченко, Н.А. Кушнир и др. // Аналитический доклад. - М.: НИСИ 2013. - 82 с.
4. Бондарчук В.Д. Функционирование механизмов государственного управления инвестированием инновационной деятельности региона / В.Д. Бондарчук // Инвестиции: практика и опыт. - 2010. - № 5. -С. 29-32.
5. Гришина И. Региональные приоритеты активизации частного инвестирования в России / И. Гришина // Инвестиции в России. - 2008. - № 7 - С. 3-9.
6. Громыко И. Инвестиционный фонд: новые возможности для регионов / И. Громыко, Е. Зусман // Корпоративный юрист. - 2008. - № 10. - С. 68.
7. Давыдова A.B. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на основе оценки инвестиционных процессов / A.B. Давыдова, C.B. Ильмин-ская // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 1. - С. 17-27.
8. Дидковская Л.И. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. / Л.И. Дидкивская, A.C. Головко. - М.: Пресс, 2000. - 209 с.
9. Доронина Н.Г. Международный договор как источник правового регулирования инвестиций / Н.Г. Доронина // Регулирование инвестиций в международном частном праве. Материалы конференции. Москва, 30 октября 2007 г. - М.: Юриспруденция, 2008. - С. 44-46.
10. Доронина Н.Г. Национальное законодательство и международное право как регуляторы иностранных инвестиций / Н.Г. Доронина // Цивилист. Научно-практический журнал. - М.: AHO Юридические программы, 2009. - № 2. - С. 23-25.
11. Закон Украины «О Государственной программе экономического и социального развития Украины на 2010 год» от 20 мая 2010 № 2278-VI // Официальный вестник Украины. - 2010. - № 49. - С. 7.
12. Лабин Д.К. Правовая природа отношений между иностранным инвестором и государством в соответствии с двусторонними инвестиционными соглашениями / Д.К. Лабин // Международное право. -2008. - № 4 (36). - С. 33-34.
13. Лисица В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Северной и Южной Америки / В. Лисица / Инвестиции в России. - 2007. - № 7. - С. 12-18.
14. Лукинская М.П. Особенности регулирования инвестиционной деятельности в праве ЕС / М.П. Лукинская // Евразийский юридический журнал. - № 5 (36). -2011. - С. 57-61.
15. Новоселова Ж.И. Новейшие проблемы государственного регулирования инвестиционной сферы в КНР / Ж.И. Новоселова // Российский экономический журнал. - 2007. - № 11 - 12. - С. 62-73.
16. Писмаченко Л.Н. Состояние и проблемы развития региональной инвестиционной политики / Л.Н. Письмаченко // Государственное управление: совершенствование и развитие: Электронный научн. профессиональный журнал. — 2010 — № 2.
- Режим доступа: http://www.dy.nayka.com. ua/index.php?operation=1&iid = 96.
17. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года» от 21 июля 2006 № 1001. [Электронный ресурс]: Оф. сайт Верховной Рады Украины. — Режим доступа: http:// zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi
18. Сошников И. В. Классификация инвестиций и формирование инвестиционного рынка в регионах России / И.В. Сошников // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 3. - С. 20-24.
19. Сухарев О. Государственное регулирование экономики: инвестиционные аспекты промышленной и региональной политики / О. Сухарев // Инвестиции в России. - 2006. - № 1. - С. 26-33.
20. Фединяк Г.С. Международное частное право: Учебн. пособ. 2-е изд., допол. / Г.С. Фединяк, Л.С. Фединяк. - К.: Юрин-ком Интер, 2000. - 416 с.
References
1. Belousova O. The threats and risks in the formation of the investment policy of the state / O. Belousova // Investments in Russia.
- 2008. - № 8. - P. 22-30.
2. Belaya S. Problems in creating a favorable investment climate in the process of structural transformation of the Ukrainian economy / S. Belaya // Journal of Ukrainian Academy of Public Administration. - 1999.
- № 2. - P. 95-106.
3. Belaya S.A The regional dimension of social and economical development and the basis of the new regional policy / S.A. Belaya, A.V. Shevchenko, N.A. Kushnir and others // Analytical Report. - Moscow: National institute for strategic studies, 2013. - 82 p.
4. Bondarchuk V.D. The functioning of the mechanisms for regional government investment innovation / V.D. Bondarchuk // Investment: Practice and Experience. - 2010.
- № 5. - P. 29-32.
5. Grishina I. Regional Priorities of the private investment intensification in Russia / I. Grishina // Investment in Russia, 2008. — № 7
- P. 3-9.
6. Gromyko I. Investment Fund: New opportunities for the regions / I. Gromyko, E. Zussman // Corporate lawyer, 2008. — № 10.
- P. 68.
7. Davydova JI.B. Development of the strategy for the investment potential of the region based on the assessment of investment processes / L. Davydov, C.V. Ilminskaya // Regional Economics: Theory and Practice.
2007. — № 1. — P. 17 — 27.
8. Didkovskaya L.I. State regulation of the economy: textbook/ L.I. Didkivskaya, L.S. Golovko. — Moscow: — Press, 2000. — 209 p.
9. Doronina N.G. International Treaty as a source of legal investment regulation/ N.G. Doronin // Regulation of investments in international private law. Proceedings. Moscow, October 30, 2007 — Moscow: Science, 2008.
- P. 44 — 46.
10. Doronina N.G. National legislation and international law as regulators of foreign investment / N.G. Doronina // Civilist. Scientific and practical journal. — Moscow.: Legal Programs, 2009. — № 2. — P. 23 — 25.
11. The Law of Ukraine "On the State Program of economic and social development of Ukraine for 2010" dated on May 20, 2010 № 2278-VI // Official Bulletin of Ukraine. — 2010. — № 49. — P. 7.
12. Labin D.K. The legal nature of the relationship between a foreign investor and a state in accordance with the bilateral investment agreements / D.K. Labin // International law,
2008. — № 4 (36). — P. 33 — 34.
13. Lisitsa V. Legal regulation of foreign investments in the countries of North and South America / V. Lisitsa / Investments in Russia. — 2007. — № 7. — P. 12—18.
14. Lukinskaya M.P. Features of investment activity regulation in the EU law / M.P. Lukinskaya // Eurasian Law Journal. — № 5 (36) — 2011. — P. 57 — 61.
15. Novoselova L. The latest issue of state regulation of investment sector in the PRC / L. Novoselova // Economic Journal. 2007. — № 11 — 12. — P. 62 — 73.
16. Pismachenko L.N. State and problems of regional investment policy / L.N. Pis-machenko // public administration: improvement and development: Digital Scientific professional journal. — 2010. — № 2. — Available at: http://www.dy.nayka.com.ua/index. php?operation=1&iid = 96
17. Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine «On Approval of the National Strategy for Regional Development for the period up to 2015» dated on July 21, 2006, № 1001. — Official site of the Verkhovna Rada of Ukraine. — Available at: http://zakon1.rada. gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi
18. Soshnikov I.V. The classification of investments and the formation of the investment market in the regions of Russia / I.V. Coulter // Regional Economics: Theory and Practice, 2007. — № 3. — P. 20 — 24.
19. Sukharev O. Public regulation of economy: investment aspects of industrial and regional policy / O. Sukharev // Investments in Russia, 2006. — № 1. — P. 26 — 33.
20. Fediniak G.S. Private International Law: textbook, 2nded./ G.S. Fediniak, G.S. Fediniak. — Kyiv, 2000. — 416 p.
Silyukova SM., e-mail: [email protected]
Classic Private University; postgraduate of department of Public administration and Cadastre; (Ukraine, Zaporozhye).
CONCEPTUAL APPROACHES TO STATE REGULATION OF INVESTMENT POTENTIAL
AREAS OF UKRAINE
Key issues of the development of the regions of Ukraine are summarized. The priorities for the public investment policy in Ukraine are identified. Conditions for the development of the investment potential of regions of Ukraine are pointed out. The complex of agreed measures for the implementation of the national strategy of development of investment potential of the regions of Ukraine, based on the analysis of the current condition of public regulation of the investment potential of Ukraine, is identified. The main directions of public regulation of the development of the investment potential of the regions of Ukraine are formulated.
Key words: development of the regions, public investment policy, investment potential of the regions; public regulation.