Научная статья на тему 'Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой'

Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
407
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ / ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / CHILDREN WITH ASTHMA / DYSFUNCTIONAL FAMILY / FAMILY THERAPY AND PSYCHO-CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Билецкая Марина Петровна, Шендрик Маргарита Игоревна

Авторами проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой для разработки программ семейной психотерапии. В работе «Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой» выделены мишени психотерапии, в результате разработаны модель семейной психотерапии и программа семейной психокоррекции. Данные модели способствуют увеличению периодов ремиссии заболевания, снижению семейной тревоги и оптимизации внутрисемейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Билецкая Марина Петровна, Шендрик Маргарита Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamentals of family therapy in children with asthma

A study by authors have been conducted to examine the psychological characteristics of families of children with asthma for development of family therapy programs. In the work " Fundamentals of family therapy in children with asthma " there have been allocated targets of psychotherapy, as a result there was developed a model of family therapy and family psycho-correction program. These models help to increase the periods of remission of the disease, family anxiety reduction and optimization of family relations.

Текст научной работы на тему «Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой»

ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ

АСТМОЙ

Билецкая Марина Петровна

доцент, канд. мед. наук, врач-психотерапевт, доцент кафедры психосоматики и психотерапии СПбГПМУ, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет»Министерства

здравоохранения Российской Федерации РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: biletskyv@mail.ru Шендрик Маргарита Игоревна медицинский психолог детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов при СПб НЦЭПР им. Альбрехта, федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени ГА. Альбрехта»Министерства труда и

социальной защиты Российской Федерации

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: shendrik7@yandex.ru

FUNDAMENTALS OF FAMILY THERAPY IN CHILDREN WITH ASTHMA

Biletsky Marina Petrovna

associate Professor, candidate of medical science, a psychotherapist, assistant professor of psychosomatic medicine and psychotherapy SPbGPMU, State Educational Institution of Higher Professional Education "Saint-Petersburg State Pediatric Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation,

Russia, Saint-Petersburg Shendrik Margarita Igorevna clinical psychologist of the child rehabilitation center for disabled children in St.

Petersburg NTSEPR named Albrecht, Federal State Institution "St. Petersburg Scientific and Practical Center of Medical and Social Expertise, Prosthetics and Rehabilitation named GA Albrecht" Ministry of Labor and Social Protection of the

Russian Federation, Russia, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

Авторами проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой для разработки программ семейной психотерапии. В работе «Основы семейной психотерапии детей с бронхиальной астмой» выделены мишени психотерапии, в результате разработаны модель семейной психотерапии и программа семейной психокоррекции. Данные модели способствуют увеличению периодов

ремиссии заболевания, снижению семейной тревоги и оптимизации внутрисемейных отношений.

ABSTRACT

A study by authors have been conducted to examine the psychological characteristics of families of children with asthma for development of family therapy programs . In the work " Fundamentals of family therapy in children with asthma " there have been allocated targets of psychotherapy , as a result there was developed a model of family therapy and family psycho-correction program. These models help to increase the periods of remission of the disease, family anxiety reduction and optimization of family relations.

Ключевые слова: дети с бронхиальной астмой; дисфункциональная семья; семейная психотерапия и психокоррекция.

Keywords: children with asthma; dysfunctional family; family therapy and psycho-correction.

Введение. В настоящее время не вызывает сомнения значение психотерапии в лечении пациентов с бронхиальной астмой (БА). Проведение психотерапии в системе лечебно-восстановительных мероприятий при БА способствует выполнению семьей саногенетических функций, улучшению состояния больных и профилактике рецидивов заболевания. Необходимость включения семейной психотерапии в комплексное лечение детей с БА обусловлено тем, что дисфункциональные семьи в ряде случаев могут способствовать возникновению психосоматических расстройств [2, с. 21].

Нами было проведено исследование с целью изучения психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой и разработки программы семейной психотерапии и психокоррекции. Исследовано 300 человек. Основная группа: 50 семей (150 человек) — 50 детей 9—11 лет с атопической формой БА среднетяжелой степени тяжести и 100 их родителей; контрольная группа — 50 семей условно здоровых детей. На основе анализа полученных результатов

нами были выделены следующие мишени психотерапии: отрицательные психоэмоциональные состояния детей с бронхиальной астмой, малоадаптивные копинг-стратегии детей с БА, нарушения процесса воспитания в семьях детей с БА, малоадаптивный семейный копинг, структура компонентного состава родительской любви: баланс между всеми компонентами (психофизиологическим, эмоционально-чувственным, когнитивным и поведенческим) [2, с. 21].

На основании анализа психологических особенностей семей детей с бронхиальной астмой М.П. Билецкой была разработана модель краткосрочной «ромбовидной» векторной семейной психотерапии. Данная модель предусматривает следующее: работа с семьей пациента с целью снижения семейной тревоги и нормализации детско-родительских взаимоотношений; объяснение «психосоматическим» семьям, что проблемы имеются не только у больного ребенка, но и у семьи, как системы в целом; необходимость эмоционального отреагирования своего отношения к болезни, тревоги и страхов больного ребенка как члена семьи, так и индивидуально, как личности.

Целью модели является обеспечение адаптивного функционирования семейной системы в момент обострения психосоматического расстройства, выявление и использование саногенного эффекта семьи для выздоровления или длительной ремиссии заболевания ребенка.

Задачи: принятие ответственности за существующие проблемы каждым членом семейной системы; повышение ответственности за свое поведение и здоровье у каждого члена семьи; повышение родительской компетентности; поиск семейных ресурсов, развитие на их основе адаптивных стратегий совладания; ориентация не на причины заболевания, а на его лечение [1, с. 22].

Принципы и техники психотерапии, интегрированные в данную модель: семейная системная психотерапия, семейная арт-терапия, ролевые игры, свободный проективный рассказ, семейная дискуссия, психогимнастика.

Модель рассчитана на 46 часов, состоит из четырех этапов. Данная модель семейной психотерапии предусматривает проведение лечения по направлениям, условно обозначающим ромб: На I этапе проводится работа с семьей, как с системой: активное вовлечение семьи в работу, заключение психотерапевтического контракта, осознание членами семьи внутрисемейной напряженности и закрепление мотивации на дальнейшую психотерапевтическую работу. На II этапе с целью снижения напряженности связей во внутрисемейной структуре и реконструкции границ каждой подсистемы принято решение о проведении ряда психотерапевтических сессий по векторам детской и родительской подсистем. На III и IV этапах психотерапия проводится с семьей, как системой в целом. Содержанием III этапа является реконструкция семейных отношений и выработка адекватного совладающего поведения в период обострения заболевания. Этап IV — поддерживающий, итоговый. В ходе него также происходит отсоединение психотерапевта от семьи [1, с. 23].

Модель «ромбовидной» векторной семейной психотерапии прошла апробацию, в которой приняли участие 90 семей детей с БА. Оценка эффективности проводилась с помощью опросника «Анализ семейной тревоги». Полученные данные сравнивались с исходными. Выявлены значимые различия по всем шкалам (р<0,001), свидетельствующие о снижении уровня общей семейной тревоги после лечения. Завершением «экологической проверки» модели явилось проведение катамнестического исследования: 85% семей через 6 месяцев после окончания лечения отмечают снижение частоты и степени выраженности конфликтов в семье, преобладание конструктивных решений проблем. У 80 % детей отмечается стойкая ремиссия заболевания, у остальных 20 % — снижение интенсивности протекания приступов удушья [1, с. 33].

Основываясь на данной модели психотерапии, для семей детей с бронхиальной астмой М.И. Шендрик была разработана психокоррекционная программа, целью которой является снижение риска возникновения

приступов бронхиальной астмы путем обучения членов семьи адаптивному поведению как во время обострения заболевания у ребенка, так и в периоды ремиссии [2, с. 23]. Реализация данной программы осуществляется посредством следующих методов и техник: семейное консультирование, элементы рациональной психотерапии, элементы арт-терапии, техники телесно-ориентированной терапии, дыхательная психогимнастика. Психокоррекционная программа рассчитана на 20 часов и включает в себя 4 блока [3, с. 10].

Блок 1. Диагностический (2 семейные сессии, по 2 часа).

Цель: вовлечение семьи (диады) в психокоррекционную работу

Задачи:

1. Присоединение психолога к семье.

2. Первичная психодиагностика отношений родителя и ребенка.

3. Формирование у членов семьи мотивации на работу.

Методы: семейная системная психотерапия

С целью первичной психодиагностики родителям предлагается заполнить опросники «Анализ семейных взаимоотношений» и опросник «Анализ семейной тревоги Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса, а также методики «Диагностика родительской любви и симпатии» и «Доминирующий компонент родительской любви» Р.В. Овчаровой, Е.В. Милюковой. Ребенок заполняет опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова, А.А. Аладьина и выполняет «Кинетический рисунок семьи».

Блок 2. Информационный — представлен работой по направлениям: родительская подсистема (мать) и детская подсистема (ребенок с БА). — 2 сессии.

Цель: информирование членов семьи о психосоматических соотношениях при бронхиальной астме.

Задачи:

1. Дать необходимую информацию о заболевании.

2. Углубление понимания проблемы психосоматического механизма в возникновении и развитии бронхиальной астмы.

3. Осознание семьей важности поддержания адекватных взаимоотношений между ее членами в период обострения заболевания.

Методы: элементы рациональной психотерапии (беседа, объяснение специфики психосоматического заболевания — БА: особенности патогенеза, клиники, лечения, а также роли воспитания в данных семьях), иллюстрация для детей дыхательной системы человека, предъявление «дневничка астматика» с календарем пикфлоуметрии, рисунок для детей на тему «Моя болезнь».

Блок 3. Обучающий (5 семейных сессий, по 2 часа).

Цель: коррекция взаимоотношений в диаде мать-ребенок, формирование эффективных навыков взаимодействия с ребенком, снижающим риск развития обострения заболевания, а также обучение техникам релаксации.

Задачи:

1. Дать представление о важной роли телесного контакта во взаимоотношениях с больным ребенком.

2. Обучение навыкам взаимодействия с ребенком, больным бронхиальной астмой.

3. Закрепление полученных в ходе работы навыков.

4. Овладение техниками релаксации.

5. Освоение методов дыхательной гимнастики.

Методы: телесно-ориентированная терапия, элементы арт-терапии, дыхательная психогимнастика.

Ряд упражнений данного блока являются авторскими. В данной статье мы хотим привести пример одного из таких упражнений.

Упражнение «Воздушный шарик». Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5—6 раз подряд. Родитель в это время может положить свою ладонь на живот ребенку и поднимать (опускать) ее в такт надувания (сдувания) «шарика».

Данное психогимнастическое упражнение способствует эффективному детско-родительскому взаимодействию.

Блок 4. Заключительный (3 семейные сессии, по 1 часу) Цель: проверка эффективности психокоррекционной работы и отсоединение психолога от семьи.

Задачи: вторичная диагностика отношений родителя и ребенка, дать рекомендации по поддержанию оптимального состояния здоровья ребенка, отсоединение от семьи.

Методы: семейная системная психотерапия.

Заключение. Таким образом, эффективность краткосрочной «ромбовидной» векторной семейной психотерапии и психокоррекционной программы для семей детей с бронхиальной астмой подтверждена клинико-психологическими методами исследования. Данные модели помогают оптимизировать внутрисемейные отношения, снять запрет на отреагирование чувств в дисфункциональных семьях, позволяют провести коррекцию стиля воспитания, выработать оптимальные способы семейного функционирования, снизить рецидивы заболевания ребенка, таким образом, закладывают основы саногенетических механизмов семей детей с бронхиальной астмой.

Список литературы:

1. Билецкая М.П. Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия: учеб.метод. пособие. СПб., 2006. — 40 с.

2. Билецкая М.П., Бурлакова М.И. Семейная психотерапия и психокоррекция детей с бронхиальной астмой // Современные методы психотерапии: материалы ежегод. науч.-практ. симп. / под ред. С.А. Осиповой, В .И. Курпатова. Спб. : СПбМАПО, 2011. — С. 21—25.

3. Билецкая М.П., Шендрик М.И. Дисфункциональные и саногенетические механизмы функционирования в семьях детей с бронхиальной астмой // Саногенетические механизмы при психогенных и эндогенных

расстройствах: материалы ежегод. науч.-практ. симп. / под ред. В.И. Курпатова. СПб.: СПбМАПО, 2009. — С. 8—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.