стем имел идеографическое описание (как совокупность систематизированных определенным образом лексико-семантических объединений) и системное семасиологическое описание, сопровождающееся линг-вокультурологическим комментарием (напр., «Имена существительные» дифференцируются на классы «Абстрактные отношения и формы существования материи», «Неорганический мир», «Органический мир). Конечной единицей лексического древа, репрезентирующего системный характер говора некрасовцев, является лексический ряд, объединяющий словоз-начения, находящиеся в отношениях семантической близости того или иного рода (синонимической, метонимической, метафорической, ассоциативной, конвер-сивной, части или целой) или семантической противопоставленности (несовместимости, антонимической, гиперо-гипонимической).
Выявленные и структурированные лексико-те-матические подклассы, группы, подгруппы сопровождаются лингвокультурологическим комментарием, направленным на выявление специфики семантики, прагматики и словообразования говора казаков-не-красовцев, а также мировидения данной социальной группы. В мотивированных лексемах определяется мотивирующая база, выявляется словообразовательное значение и формант, с помощью которого образовалось слово. Фразеологические сочетания и идиомы говора имеют в словаре своё собственное толкование и иллюстративные примеры.
В Предисловии Словаря представлен исторический путь и культурные традиции казаков-некрасов-цев, даны общие лингвокультурологические черты их говора, рассмотрена генетическая связь исследуе-
мого говора с донскими говорами. В лексико-семанти-ческой, грамматической, фонетической системе говора выявлены и описаны факты, которые демонстрируют архаичность говора, обращенность к прошлым языковым эпохам.
Словарь снабжен алфавитным списком слов (описанных в словаре) с указанием после каждого слова адреса, по которому можно найти данное слово в семантическом словаре, и таким образом узнать о значении и фнкционировании данной лексемы.
Материалом исследования послужили Словарь говора казаков-некрасовцев, созданный О. К. Сердю-ковой, сказки, песни и предания из сборника Ф. В. Тумилевича, а также лингвистический материал, собранный в ходе экспедиций к местам современного проживания некрасовцев.
Актуальность издания определяется необходимостью зафиксировать и описать лексическую систему говора казаков-некрасовцев в её архаическом виде, поскольку современная речь потомков некрасовцев подвергается влиянию литературного языка и исчезает как самобытное и целостное явление.
Издание обращено к специалистам-языковедам, лексикографам, преподавателям, а также к широкому кругу людей, интересующихся русской культурой и русским языком, которые могут почерпнуть из Словаря сведения о целом классе слов, об отдельном слове и его значении, а также об этноментальной и лингвокультурологической составляющей классов слов и отдельных слов.
Т. Б. Авлова, канд. пед. наук, доц. СПбГУ
ОСНОВЫ русской деловой речи
учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. А. Буре, Л. Б. Волкова, Е. В. Косарева и др.; под ред. проф. В. В. Химика. — СПб.: Златоуст, 2012. — 448 с.
Рецензируемое учебное пособие предназначено для студентов гуманитарного профиля, преподавателей русского языка и культуры профессиональной речи. Пособие создано авторским коллективом: Н. А. Буре, Л. Б. Волкова, Е. В. Косарева, Е. Ю. Лазуренко, М. Ф. Лужковская, В. Л. Моисеева, А. В. Рассадин, Н. Т. Свидинская, Е. И. Селиверстова, В. В. Химик, А. С. Шатилов.
Важно отметить, что особенностью программ по дисциплине «Русский язык и культура речи» является их ориентация на обучение языку как средству
профессионального (учебно-профессионального) общения в соответствии с коммуникативно-деятель-ностным подходом в высшем профессиональном образовании. Общепринят тезис о том, что важнейшим требованием культуры владения языком является умение различать его функциональные разновидности и свободно пользоваться любой из них в соответствии с задачей общения. Традиционно в практической работе основное внимание уделяется научному и официально-деловому стилям речи как наиболее значимым в учебно-профессиональной сфере. Рецензируемое по-
[мир русского слова № 4 / 2013]
109
собие служит важной и актуальной цели повышения уровня практического владения современным русским языком будущих специалистов, развития навыков и умений эффективного речевого поведения в области делового общения.
Об актуальности данного пособия свидетельствует также то, что оно соответствует приоритетному в настоящее время компетентностному подходу в образовании. В ФГОС ВПО 3-го поколения по различным специальностям среди ключевых общекультурных и профессиональных компетенций отмечена необходимость свободного владения деловой письменной и устной речью, умения составлять и оформлять документы разных жанров, вести деловые переговоры, служебную и коммерческую переписку и др.
С точки зрения обсуждаемых в пособии вопросов оно представляет несомненный научный и практический интерес. Учебный материал сгруппирован в семь логически взаимосвязанных глав, каждая из них построена по типовой схеме, включает разделы и подразделы, вопросы и задания на закрепление изложенного теоретического материала, а также соответствующий библиографический список.
Основной задачей первой главы «Язык официально-делового общения» является описание лингвистических особенностей официально-делового стиля, характеристика языковой специфики профессионально-делового общения.
Вторая и третья главы «Письменные формы деловой речи» и «Устные формы деловой речи» знакомят с жанровыми разновидностями деловой речи в двух основных формах ее реализации (письменной и устной). Приводятся образцы некоторых видов служебных документов и деловых писем с четким указанием обязательных реквизитов и композиционно-стилистическим анализом отклонений от языковых и текстовых норм официально-делового стиля. Большое внимание уделяется принятым в деловом общении правилам ведения деловой беседы, совещания, переговоров.
В четвертой главе «Реклама как особый жанр деловой коммуникации» реклама рассматривается как специфическое межстилевое явление, имеющее прямое отношение к деловому языку. Следует отметить четкость терминологии, доступность представления типологических особенностей языка рекламы с использованием ярких, запоминающихся примеров и иллюстраций.
В пятой главе «Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)» в рамках официально-деловой лексики представлены номенклатурные наименования,
управленческая и офисная лексика, а также выделены группы доминантных коммуникативно-речевых форм, характеризующих общение руководителя с подчиненными, в том числе примеры речевых высказываний руководителя, одобряемые или неодобряемые подчиненными.
В шестой главе «Административно-деловой жаргон и сферы его функционирования» жаргонизмы характеризуются как индексы корпоративной принадлежности к деловому миру, анализируется их влияние на живую русскую речь. Отмечается, что в настоящее время сформировался «своеобразный стиль, характерная речевая манера вульгарного соединения книжных клишированных оборотов и сниженных образований псевдоделовой речи, которые неуместно вторгаются в обиходную или публичную речь» (с. 337).
Шестая глава «Обучение деловому общению» посвящена обзору научно-методической литературы по официально-деловому стилю, в ней приводятся задания и упражнения, развивающие навыки деловой речи. Данная часть логически завершает учебное пособие, являясь методическим сопровождением теоретических глав, системно представляя актуальные речевые модели делового общения.
Безусловной заслугой авторов является не только учебный, но и информационно-справочный характер материалов, включение в пособие традиционных вопросов в области делового общения, указаний нормативного характера, новых явлений в деловой речи, различных заданий коммуникативного характера, формирующих профессиональную компетенцию студентов высших учебных заведений.
Все сказанное свидетельствует о практической ценности и высоком научно-методическом уровне рецензируемого учебного пособия, которое может быть использовано в учебном курсе «Русский язык и культура речи», а также в специальных курсах «Культура профессиональной речи».
Хотелось бы высказать пожелания, которые могут быть учтены при переиздании настоящего пособия: продолжением могли бы стать тренинги, посвященные отработке навыков делового общения разных жанров, можно предложить дополнить учебное пособие мультимедийным приложением с теоретическими и практическими фрагментами.
Д. А. Щукина, д-р. филол. наук, проф. Горного университета, Т. Б. Авлова, канд. пед. наук, доц. СПбГУ
110
[мир русского слова № 4 / 2013]