Научная статья на тему '90-летие Сакмары Георгиевны Ильенко'

90-летие Сакмары Георгиевны Ильенко Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
77
24
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «90-летие Сакмары Георгиевны Ильенко»

К ЮБИЛЕЮ УЧИТЕЛЯ

90-ЛЕТИЕ САКМАРЫ ГЕОРГИЕВНЫ ИЛЬЕНКО

3 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения замечательного лингвиста, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии образования, профессора Российского государственного педагогического университета Сакмары Георгиевны Ильенко. Отмечая этот уникальный юбилей, Сакмара Георгиевна и сегодня, как и десятилетия назад, по-прежнему является камертоном, с которым сверяют свои поступки коллеги и ученики — студенты, аспиранты, докторанты, Учителем в самом высоком и благородном смысле этого слова.

Вся трудовая послевоенная биография С. Г. Ильенко (в апреле 1942 года она ушла добровольцем в армию) связана с Герценовским университетом: студентка (1947), аспирантка, преподаватель кафедры русского языка (1951); доцент, декан филологического факультета, профессор, заведующая кафедрой русского языка — этапы и личной биографии Сакмары Георгиевны, и истории университета, факультета, кафедры.

Огромный авторитет и уважение, которыми С. Г. Ильенко пользуется в Российской академии образования, во многих учебных и научных учреждениях страны и далеко за ее пределами, обеспечены колоссальным научным и педагогическим опытом, неустанным трудом, высочайшим интеллектом, безупречной нравственной позицией даже в самых сложных ситуациях, вниманием к людям и душевной щедростью.

Научные интересы профессора Ильенко многообразны. Заложенные в 60-е гг. ХХ столетия новые подходы к изучению сложного предложения, выделение проблемы лексико-синтаксической координации как одной из ключевых в современной синтаксической науке, оригинальные исследования по функциональному синтаксису стимулировали научный поиск многих ученых-лингвистов. В современных исследованиях по тексту активно используются идеи С. Г. Ильенко, связанные с закономерностями структурирования текста, с выделением и интерпретацией текстовой информации. Одно из наиболее востребованных сегодня понятий, введенных Сакмарой Георгиевной

в научный обиход, — семантический радиус действия предложения в тексте.

Научные исследования С. Г. Ильенко всегда органично связаны с актуальными задачами школьного и вузовского преподавания гуманитарных дисциплин. Многолетняя педагогическая деятельность С. Г. Ильенко направлена на формирование готового к новым вызовам общества поколения педагогов, на сохранение у молодежи духовных ценностей, на развитие гуманитарной культуры.

Книга С. Г. Ильенко «Русистика» (2003), в которой представлены основные направления деятельности, учебное пособие «Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка» (2009) воплотили непрестанное движение научной и педагогической мысли автора в их неразрывном единстве.

На протяжении десятилетий неизменным объектом исследований С. Г. Ильенко является творчество А. С. Пушкина. Каждый, кому приходилось слышать размышления Сакмары Георгиевны о Пушкине, ощущал неповторимый эффект ее полной погруженности в пушкинское текстовое пространство, создаваемый великолепным знанием пушкинских текстов, исследований, посвященных творчеству Пушкина. Это неиссякаемый источник выразительных иллюстраций разнообразных явлений языка и речи, они дают импульс для интерпретации сложных проблем организации текста, прежде всего художественного.

О чем бы ни говорила С. Г. Ильенко — о любимом Пушкине и его современниках, об исторических деятелях разных эпох, о лингвистах и литературоведах прошлого, — перед слушателями появляется живой (или оживший) человек, благодаря соединению в рассказе мудрого понимания и чувства.

Удивительная способность быстро проникать в самую суть любой научной работы определила исключительное место Сакмары Георгиевны в диссертационном совете Герценовского университета. Возглавляя совет около 50 лет (уникальное в научном сообществе явление), Сакмара Георгиевна без преувеличения пропускает через себя каждую представленную к защите

[мир русского слова № 4 / 2013]

107

работу, каждое её выступление — великолепный урок для молодых исследователей.

Многие годы С. Г. Ильенко уделяла большое внимание проблемам культурного взаимодействия филологов разных стран, активно сотрудничала с вузами Германии, Польши, Словакии, где ученики и последователи успешно развивают ее идеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общение с Сакмарой Георгиевной Ильенко, неординарной личностью, великолепным филологом, удивительно гармоничным человеком, оставляет неизгладимый след в памяти, в душах, а во многих случаях и в судьбах ее многочисленных учеников и почитателей.

В. А. Козырев, В. Д. Черняк

[представляем новые книги. рецензии]

СЕМАНТИЧЕСКИМ СЛОВАРЬ ГОВОРА КАЗАКОВ-НЕКРАСОВЦЕВ С ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИЕМ / Ред., сост. В. М. Грязнова. — Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2012. — 608 с.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского общества преподавателей русского языка и литературы.

Преподаватели кафедры общего и славяно-русского языкознания Северо-Кавказского федерального университета в течение ряда лет совместно с бакалаврами и магистрантами факультета под руководством проф. В. М. Грязновой работали над исследованием языка, культуры и истории казаков-некрасовцев Ставропольского края. За это время создана научная группа, итогом исследования которой является научное издание «Семантический словарь говора каза-ков-некрасовцев с лингвокультурологическим ком-мен тарием».

Авторы словаря — проф. В. М. Грязнова (автор идеи), доц. И. В. Желябова, доц. О. Н. Громакова, доц. Э. А. Черкашина, магистранты программы «Теория языка» (В. Пискунова, П. Сайгидова, Е. Баранова, Д. Кривенко, Е. Уварова, Д. Дегальцев).

Казаки-некрасовцы особая социально-конфессиональная группа русского этноса, проживающая на Ставрополье. Некрасовцы — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. В середине XX века они вернулись на Родину, в 1962 году группа казаков-некрасовцев поселилась в различных селах Левокумского района Ставропольского края.

Этнокультурное своеобразие казаков-некрасовцев состоит в том, что в течение двух с половиной веков проживания в Турции, в условиях неславянского окружения, они сохранили русский язык, культуру, обычаи: систему этнических констант. Этническая культура некрасовцев выявляет значительное количество архетипических представлений древнерусского чело-

века о членении, категоризации, структурировании и оценивании окружающего мира, что обусловлено изоляцией культуры, в том числе и языка казаков-не-красовцев, от общенациональной культуры и общенационального русского языка, а также неосознанным противостоянием носителя русской культуры и языка чуждой неславянской культуре и языку.

Основная задача, которая стояла перед исследователями лексики говора некрасовцев, — выявить и описать исторически сложившуюся в говоре, созданную самими носителями данной подсистемы языка картину мира.

Словарь является преимущественно словарем дифференциального типа, в который помещены слова, имеющие локальное распространение и не входящие в словарный состав литературного языка. По своему типу это толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений и сопровождающийся лингвокультурологическим и этнографическим комментарием. Авторы описали и проанализировали две лексические подсистемы «Местоименные слова (слова указующие)» и «Слова именующие». Именующие слова на первом уровне дифференциации делились на макроклассы («Имена существительные», «Имена прилагательные», «Имена числительные», «Наречия», «Глаголы»).

В данном исследовании применяются одновременно два подхода к рассмотрению семантики слова — семасиологический и ономасиологический. Это проявляется в первую очередь в принципах выделения макроклассов слов и их иерархии в процессе описания лексики казаков-некрасовцев, а также в раскрытии и описании самого характера выделенных макроклассов, классов, подклассов, групп, подгрупп и разрядов. Каждый макрокласс указанных лексических подси-

108

[мир русского слова № 4 / 2013]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.