Научная статья на тему 'ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)'

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
297
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / СОЦИОЛОГИЯ / ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Е.Е.

В данной статье рассмотрены сущность и принципы молодежной политики в обществе. А так же нормативно-правовые основы и направления реализации молодежной политики в Приморском крае. В современной России молодежная политика одно из главных направлений деятельности различных уровней власти, результат взаимодействия министерств, ведомств, органов местного самоуправления, населения и иных заинтересованных сторон. Грамотная и продуманная государственная молодежная политика способствует поддержке молодежи как основы будущего гражданского общества Российской Федерации. Представители государственной власти должны понимать, что инвестиции в молодежь - это инвестиции в будущее России. Эффективное взаимодействие между государственными и общественными институтами как субъектами молодежной политики, способствует повышению качества деятельности власти и формирует у молодежи установки на активную жизненную и гражданскую позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA (REGIONAL ASPECT)

In this article the essence and principles of youth policy in the society are considered. And also the legal framework and directions for the implementation of youth policy in Primorsky Krai. In modern Russia, youth policy is one of the main activities of various levels of government, the result of the interaction of ministries, departments, local governments, the public and other interested parties. A competent and thoughtful state youth policy promotes the support of young people as the basis of the future civil society of the Russian Federation. Representatives of the government should understand that investing in youth is an investment in the future of Russia. Effective interaction between state and public institutions as subjects of youth policy, contributes to the improvement of the quality of the activities of the authorities and shapes the attitudes of young people to an active life and civil position.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)»

образовательного потенциала подростков в современной информационно насыщенной среде.

Список литературы

1. Кореньков В. В. Достижения информационных технологий и их влияние на человека/ В. В. Кореньков // Наука. Философия. Религия. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2018. - С. 53-60.

2. Путеводитель по социальным сетям интернета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.social-networking.ru, свободный. - Дата обращения: 19.01.2019.

3. Скрипкина Ю. В. Телекоммуникационная составляющая дистанционных эвристических олимпиад / Ю. В. Скрипкина // Инновации в образовании. - М.: Элит-Полиграф, 2017. - С. 107-112.

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Сидорова Е.Е.

магистрант, Дальневосточный федеральный университет,

Владивосток, РФ

BASIS OF IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN MODERN

RUSSIA (REGIONAL ASPECT)

Sidorova E.E.

graduate student, Far Eastern Federal University,

Vladivostok, Russia

Аннотация: в данной статье рассмотрены сущность и принципы молодежной политики в обществе. А так же нормативно-правовые основы и направления реализации молодежной политики в Приморском крае. В современной России молодежная политика одно из главных направлений деятельности различных уровней власти, результат взаимодействия министерств, ведомств, органов местного самоуправления, населения и иных заинтересованных сторон. Грамотная и продуманная государственная молодежная политика способствует поддержке молодежи как основы будущего гражданского общества Российской Федерации. Представители государственной власти должны понимать, что инвестиции в молодежь - это инвестиции в будущее России. Эффективное взаимодействие между государственными и общественными институтами как субъектами молодежной политики, способствует повышению качества деятельности власти и формирует у молодежи установки на активную жизненную и гражданскую позицию.

Abstract: In this article the essence and principles of youth policy in the society are considered. And also the legal framework and directions for the implementation of youth policy in Primorsky Krai. In modern Russia, youth policy is one of the main activities of various levels of government, the result of the interaction of ministries, departments, local governments, the public and other interested parties. A competent and thoughtful state youth policy promotes the support of young people as the basis of the future civil society of the Russian Federation. Representatives of the government should understand that investing in youth is an investment in the future of Russia. Effective interaction between state and public institutions as subjects of youth policy, contributes to the improvement of the quality of the activities of the authorities and shapes the attitudes of young people to an active life and civil position.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежные интересы, деятельность государства, социология, особенности молодежной политики.

Key words: youth, youth policy, youth interests, state activity, sociology, features of youth policy.

Основным объектом молодежной политики является молодежь. Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возраста (от 14 до 30 лет, в некоторых случаях до 35 лет), социального положения, характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. [5]

В 2017 г. в России проживало 38,5 млн. молодых людей. Из них 79% составляло городскую молодежь, 21% — сельскую. Наиболее многочисленную группу составляют молодые люди в возрасте 25-30 лет — 42%, группа от 20 до 24 лет — 34, от 14 до 19 — 24%. [6, c. 67] Происходит «старение» молодежи, так как поколение второй и третьей группы родилось при более низком суммарном коэффициенте рождаемости 90-х гг. (1,1—1,3). 2010 г. по 2014 г. численность молодежи России сократилась на 3 млн человек. По прогнозу на 2025 г. может произойти сокращение до 25 млн. человек. Такое сокращение приводит к увеличению демографической нагрузки, прежде всего, на саму молодежь. При этом положение молодежи на рынке труда осложнено как внешними, так и внутренними факторами. По данным Рос-стата, на октябрь 2017 г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте до 24 лет составил 16,7% от экономически активного населения данной возрастной группы, что в 3,9 раза больше, чем среди населения в возрасте 30— 49 лет. Исследования массового сознания молодёжи в регионах РФ показывают, что её мировоззрение и социальные ориентиры, гражданская активность в значительной мере соответствуют так называемой конформной (приспособленческой) модели поведения, что, как правило, характерно для недостаточно зрелых гражданских обществ. [9, c. 56] По важным параметрам молодёжь регионов РФ отличается от молодёжных групп в странах инновационного развития, где люди молодого возраста демонстрирует гораздо

большую самостоятельность и общественно-политическую активность. Поощрение активного участия молодёжи в структурах гражданского общества будет способствовать распространению в её среде норм социально ответственного поведения.

Эти и другие данные послужили информационным поводом для ак-туа-лизации темы молодежной политики, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы. История становления молодежной политики связана с государственной мо-лодежной политикой и убедительно показывает, насколько трудной и новой для России в 90-е гг. XX века была задача принятия концепции молодежной политики, которая бы строилась не на закреплении партийного идеала личности молодого человека, а на обязанности государства и общества обеспечить правовые, экономические, организационные условия и гарантии для самореализации молодежи. Субъект федеральной исполнительной власти, отвечающий за молодежную политику, менялся более 10 раз. В 2014 г. утвержден документ, регулирующий современную молодежную политику в РФ, — «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в котором были изменены приоритеты и сделан акцент на патриотизм, гражданственность, здоровый образ жизни, развитие молодой семьи.

Политологи и социологи чаще всего проводят исследования молодежной политики в рамках системного и деятельностного подходов. Каждый из них позволяет описать и раскрыть отдельные специфические особенности молодежной политики.

История становления молодежной политики связана с государственной молодежной политикой и убедительно показывает, насколько трудной и новой для России в 90-е гг. XX века была задача принятия концепции молодежной политики, которая бы строилась не на закреплении партийного идеала личности молодого человека, а на обязанности государства и общества обеспечить правовые, экономические, организационные условия и гарантии для самореализации молодежи. Субъект федеральной исполнительной власти, отвечающий за молодежную политику, менялся более 10 раз. В 2014 г. утвержден документ, регулирующий современную молодежную политику в РФ, — «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», в котором были определены приоритеты и сделан акцент на патриотизм, гражданственность, здоровый образ жизни, развитие молодой семьи.

С точки зрения системного подхода, «государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности».[2] Государственная молодежная политика является

составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации. [8, ^23] Она представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.

С позиции деятельностного подхода молодежная политика - это «системная, комплексная деятельность государства, политических партий, общественных объединений, других субъектов общественных отношений, направленная на социальное развитие молодежи, удовлетворение ее жизненно важных социальных потребностей, решение наиболее острых социальных проблем, стимулирование адаптационных и социализационных процессов в молодежной среде».

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на основе следующих принципов:

1. Принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом.

2. Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса.

3. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

4. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики. [10, а 31]

Сегодня в мире сложились два основных дискурса государственной молодёжной политики: «молодежь как проблема» и «молодежь как ресурс развития». Зарубежные страны преимущественно рассматривают молодежь как источник проблем, уязвимую социальную группу, которую необходимо защищать, в том числе от самой себя. Меры, предпринимаемые государством, при таком дискурсе направлены на решение проблем интеграции молодежи в общество, проблемы девиантного поведения, проблемы гражданского участия. [1, а 495-498]

Региональная молодежная политика является частью общероссийской политики. Следовательно, ей присущи те же функции, практическая реализация которых заключается в оптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельности всех участвующих субъектов.

В 63 субъектах РФ действуют свои законы о молодежи, молодежной политике, целевые программы, а в 37 субъектах действуют только законы о

молодежи. Принятие таких законов позволило, например, Свердловской области стать основоположником молодежной политики Российской Федерации (положения этого закона легли в основу законов многих других субъектов), создать систему реализации государственной молодежной политики в Свердловской области, определить условия партнерского сотрудничества с молодежными и детскими общественными объединениями области. Принятый закон до его приостановления являлся документом, на основании которого создавались органы по делам молодежи муниципальных образований и учреждения, разрабатывались и финансировались программы по реализации молодежной политики. [ 7, с. 125]

На основе анализа действующих в регионах законов в этой области субъекты Российской Федерации можно условно разделить на субъекты, в которых принято наибольшее количество региональных законов в области молодежной политики (наиболее активные регионы) - на сегодняшний день таковыми признаны город Санкт-Петербург, Карачаево-Черкесская республика, Брянская, Воронежская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области; субъекты, в которых не принят основной региональный закон о молодежи (пассивные регионы), к таковым на сегодняшний день относятся Мурманская, Новгородская, Ярославская области, Забайкальский край, Чукотский автономный округ; субъекты, в которых не приняты региональные законы в области молодежной политики (наиболее пассивные регионы). Среди них можно отметить Удмуртскую Республику, Белгородскую, Смоленскую, Свердловскую, Псковскую, Пензенскую области, Пермский край.

Региональные законы о молодежи зачастую носят отличные друг от друга наименования: о государственной молодежной политике в Республике Алтай, о молодежной политике в Республике Башкортостан, о молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан, о реализации государственной молодежной политики в Республике Хакасия, Закон Чеченской Республики "О молодежи", о государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае, об основах молодежной политики в Хабаровском крае и др.

В связи с этим перед многими регионами РФ стоит задача определения круга субъектов и их компетенции, понятийного аппарата, основных принципов и приоритетных направлений, а также мер и механизмов реализации государственной молодежной политики, создания условий вхождения в единое правовое поле для работы в данной сфере в рамках России.

Молодежная политика осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления Приморского края совместно с учреждениями, организациями, предприятиями различных форм собственности, общественными объединениями и гражданами путем разработки и реализации мер по защите прав и законных интересов молодых граждан, молодых семей, молодежных общественных объединений Приморского края и стимулирования общественно полезной деятельности молодежи и в поддержку молодежи.

Нормативно-правовое регулирование реализации молодежной политики в Приморском крае осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Приморского края, краевых законов, распоряжений Губернатора Приморского края и Администрации Приморского края.

С 7 шября 2012 года Управление по делам молодежи переименовано в Департамент по делам молодежи Приморского края. Департамент по делам молодежи Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий обеспечение реализации молодежной политики на территории Приморского края. Департамент формируется Администрацией Приморского края, подчиняется и подотчетен Губернатору края - Главе Администрации Приморского края и вице-губернатору Приморского края, курирующему деятельность Департамента.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с их территориальными органами, Законодательным Собранием Приморского края и органами исполнительной власти Приморского края, иными государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, в том числе с молодежными общественными организациями, и гражданами.

Приморский край — это крупный, экономически важный регион. Чрезвычайно узкий уровень развития сферы услуг и большая часть монополизированного сектора в Приморском крае привели к тому, что профессиональная структура занятых характеризуется большой долей неквалифицированной рабочей силы. И все это при высоком уровне образования населения в регионе. Для региона характерен отток молодых специалистов и приток эмигрантов. Высокие цены на жилье не позволяют молодым семьям жить в достатке. Именно поэтому в крае есть потребность в создании программ для молодежи.

В Приморском крае для молодежи осуществляются такие программы, как «Жилье молодой семье», «Земля многодетным семьям», «Земля молодым семьям и семьям с двумя детьми». [3]

Согласно постановлению Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года №398-па утверждена государственная программа Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2013 - 2020 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей Приморского края» на 2013 - 2020 годы. Целью Подпрограммы является оказание поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям, признанным в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нуждающимся в жилых помещениях при администрации города Владивостока.

8 ноября 2011 года в Приморском крае был принят краевой закон №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам,

имеющим трёх и более детей, в Приморском крае". Такого рода документы были разработаны и приняты по всей стране по инициативе, высказанной в 2011 году президентом РФ Дмитрием Медведевым. Согласно закону Приморского края, граждане, имеющие трёх и более детей, могут бесплатно получить для индивидуального жилищного строительства от 0,07 до 0,2 га земли.

Во Владивостоке есть также Престижная премия «Молодежный вектор», ее получают 25 представителей молодёжи, которые внесли значительный вклад в развитие приморской столицы. Размер денежного поощрения составляет 25 000 рублей. Премия «Молодежный вектор» была учреждена в 2013 году главой города Владивостока Игорем Пушкарёвым. [4]

Подводя итог, можно сказать, что в крае осуществляется деятельность по выбору приоритетных направлений и разработке различных программ для поддержки и развития творчества молодежи, поддержки молодых семей.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что российская молодежная политика сейчас находится в стадии своего формирования. Анализ литературы показывает, что государственная молодежная политика - самостоятельное направление деятельности органов государственной власти, в том числе в субъектах Российской Федерации, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития регионов, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Одним из приоритетных направлений деятельности как федеральных, так и региональных органов государственной власти является грамотная и продуманная государственная молодежная политика, так как именно молодежь является основой будущего гражданского общества Российской Федерации, и к представителям государственной власти постепенно приходит понимание того, что инвестиции в молодежь - это инвестиции в будущее России. Сегодня как никогда раньше у молодежи должно появиться ощущение своей собственной причастности к становлению гражданского общества, прежде всего за счет того, что молодежная политика проводится не только для молодежи, но и с участием самой молодежи.

Библиографический список

1. Бойченко, А. В. Приоритетные направления реализации государственной молодежной политики // Молодой ученый. 2014. №21. С. 495-498.

2. Кочетков, А.В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России: автореф. дис. ... докт. юрид. наук [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций. - URL: http://www.dissercat.com/content/teoriya-pravovogo-reguHrovaniya-gosudarstvennoi-molodezhnoi-politiki-v-rossii#ixzz3hlMm5meU (дата обращения: 04.10.2016).

3. Основные направления молодежной политики [Электронный ресурс] // Официльный сайт Администрации города Владивостока. - URL: http://vlc.ru/life_city/housing/upravdom/ (дата обращения: 02.06.2017).

4. Основные направления молодежной политики [Электронный ресурс] // Официальный сайт Администрации города Владивостока. - URL: http: //vlc.ru/life_city/youth_policy/molodezhnyy-vektor/ (дата обращения 01.06.2017).

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. - URL: http://govemment.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата об-ращения:11.09.16).

6. Ростовская, Т. К., Рязанцев С. В. Социально-демографические характеристики российской молодежи // Государственный советник. 2017. № 2(10). С. 67.

7. Смирнов, В.А. Институционализация региональной молодежной политики в условиях трансформации российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук / В.А.Смирнов. СПб., 2010. С. 125.

8. Социология молодежи: учебник / отв. ред. проф. В.Т. Лисовский. СПб: Питер, 2012. С. 23.

9. Ховрин, А. Ю. Решение демографической проблемы: социальное партнерство молодежи, власти, общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2. С. 56.

10. Чирун, С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия / С.Н. Чирун. Кемерово, 2013. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.